Архив номеров

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ "СИБУР-ПЭТФ" КАК ЗЕРКАЛО СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПРОЛОГ
      В ВЫСШИХ СФЕРАХ

Сразу после новогодних и рождественских праздников политико-экономическая элита столицы, да, пожалуй, и всей страны, была ошарашена одним пренеприятнейшим известием. Генеральная прокуратура объявила о задержании нескольких высокопоставленных руководителей крупнейшей в России нефтегазохимической компании "Сибур". В частности, были задержаны президент компании Голдовский и председатель совета директоров Шеремет. Эти руководители по праву считаются одними из первых лиц не только в химической промышленности, но и во всей российской экономике.       Так, например, с фамилией Голдовского связывают возрождение всей нефтехимической отрасли страны. Ему же приписывают контроль над большинством предприятий бывшего союзного министерства, а также попытку эти заводы объединить, если не в единую экономическую цепочку, то, по крайней мере, под начало общей экономической стратегии.
      Господин Шеремет в недавнее время назывался аналитиками как один из наиболее вероятных преемников Рэма Вяхирева на посту председателя правления РАО "Газпром". Одновременно с этим он был членом совета директоров "Газпрома" и курировал в этой монополии финансовую сферу.
      Можно представить, какой была реакция высокой общественности на сообщение о задержании руководителей такого уровня. Остальные равноудаленные олигархи в срочном порядке паковали чемоданы или сильно раздумывали, возвращаться ли им в Россию после рождественских каникул. В общем, шуму это задержание наделало много. Правда, последующее освобождение большей части задержанных почти никак не освещалось в прессе и оказалось делом обыденным и ничем не примечательным.
      Тем не менее, рождественская история с "Сибуром" очень быстро была подхвачена не только столичными, но и региональными СМИ. Особенно в тех регионах, где компания "Сибур" ведет свою деятельность. С одной стороны, коллег-журналистов можно было понять - после новогодних праздников в политической жизни регионов почти ничего не происходит. А тут на тебе - не просто информационный повод, а, можно сказать, подарок, сенсация. Вот и ухватились многие, в первую очередь телевизионщики, за эту приманку. А некоторые даже слетелись, как грифы, в надежде на легкую добычу.
      Так или иначе, но за последние десять дней руководство тверского предприятия "Сибура" - "Сибур-ПЭТФ" - выдержало многочисленные атаки журналистов, многие из которых явно переворачивали происходящее с ног на голову то ли по привычке искать во всем только негатив, то ли отрабатывая чей-то злопыхательский заказ.

УМЕЕМ, КОГДА ЗАХОТИМ

Смотреть на эту вакханалию и не реагировать было уже неприлично. Поэтому журналисты "Каравана", помня о давней дружбе с предприятием "Сибур-ПЭТФ", решили лично узнать о нынешнем положении завода и о ближайших его перспективах.
      Солнечным зимним днем мы попали на территорию предприятия и обошли буквально все производственные корпуса. Увиденное не просто вдохновило, но и в большой степени наполнило чувством гордости за порядок и слаженность работ на объектах. За скорость, с которой преобразилась крупная часть территории бывшего "Химволокна". За современный уровень оборудования и за чистоту, буквально вылизанность в залах, где уже стоят смонтированные производственные линии.
      В голове вертелся один комментарий: "Ведь умеем же работать, когда захотим!" Сопровождающие сотрудники "Сибур-ПЭТФ", словно угадывая мысли, добавляли: "Построили бы еще быстрее, если бы не мешали".

НЕЧЕГО НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ...

История строительства в Твери завода "Сибур-ПЭТФ" (полиэтилентерефталата) началась не так давно. Чуть больше года назад на территории "Химволокна" крупный инвестор "Сибур" предложил построить предприятие по производству гранул ПЭТФ. Из них в дальнейшем пивовары и другие производители изготавливают пластиковые бутылки - тару для пищевых жидкостей.
      Раньше все пластиковые бутылки делались в стране только из импортного сырья. Поэтому рынок для гранул ПЭТФ в России считается очень и очень крупным. Завод предполагалось строить из трех производственных очередей. Первую очередь должны были ввести в строй в начале 2002 года. Это событие уже могло произойти, если бы не помешали некоторые обстоятельства.
      Генеральный подрядчик подвел со сроками, в конце года были недополучены металл, трубы, и поэтому план декабря не был выполнен. Сейчас все подрядные организации приступили к завершающей стадии работы. На объектах трудятся более 1000 человек. Завод находится в предпусковом периоде.
      Предприятие такого уровня действительно построено почти с нуля всего за год. И оно действительно - первое производство такого масштаба, запускаемое в Твери более чем за десятилетний период рыночных преобразований. На его примере можно проследить путь возрождения российской промышленности.
      Оказывается, разговоры о повышении объемов российского производства не сказки и не выдумки. В стране строятся крупные предприятия.
      Только инициаторами этого строительства являются, как правило, российские бизнесмены. Не идет пока иностранный инвестор в нашу экономику. И не придет, наверное, еще долго. А вот российские олигархи уже поняли, что вкладывать деньги у себя в стране, причем в реальный сектор, намного выгоднее, чем распихивать их по швейцарским банкам да по офшорам на Каймановых островах.
      В общем, работает российская экономика, если ее пионерам не очень сильно мешают. В Твери, например, компанией "Сибур-ПЭТФ" уже вложено более 30 млн. долларов инвестиций. Порядка 17 млн. долларов стоило оборудование для первой очереди завода. Его привозили из Германии. Теперь оно стоит смонтированное и прошедшее обкатку под целлофановой пленкой в ожидании пуска.
      Готовы складские помещения и емкости для сырья - этиленгликоля и терефталиевой кислоты. Все соединено свежевыкрашенными разноцветными трубами с основным сорокаметровым производственным корпусом. Даже сырье для начала производства уже закуплено.
      Говорят, что одних таможенных сборов во время ввоза оборудования и сырья было заплачено около 5 млн. долларов. Так что тверская таможня по собственной инициативе создала специальный отдел для взаимодействия с "Сибур-ПЭТФ". В отличие от других таможня деньги считать умеет и для рядовых клиентов спецотделы не создает. Думается, что в случае с "Сибур-ПЭТФ" таможенникам за державу не обидно.
      Итак, в строительстве нового производства выполнено порядка 95% всех работ. Осталось кое-где подвести воду, газ, установить противопожарное оборудование, доделать транспортные коммуникации. Потому как с дорогами, точно так же, как и с первой общероссийской бедой, на "Химволокне" проблем хватает.

ДВЕ БЕДЫ НА БУКВУ "Д"

Взять хотя бы последнюю историю с железнодорожной веткой. Это рельсовое ответвление проходит по территории нескольких самостоятельных предприятий, расположенных на "Химволокне". Часть линии идет по территории "Сибур-ПЭТФ", часть - по земле "Вискозы", а большая часть - собственно по ОАО "Химволокно", которым руководит ныне конкурсный управляющий господин Мачалаба.
      Для подвоза сырья "Сибур-ПЭТФ", конечно же, более экономично использовать железнодорожные цистерны и вагоны. Поэтому руководство предложило господину Мачалабе такой вариант взаимодействия. "Сибур" полностью ремонтирует железнодорожную ветку. Кое-где даже меняет насыпь, а шпалы и рельсы - обязательно. После чего он эксплуатирует железнодорожные пути и при этом платит ОАО "Химволокно" деньги за их аренду.
      Сначала господин Мачалаба очень обрадовался такому предложению. Стояла железка старая и никому не нужная, потому как возить по ней нечего - не работает производство. А тут ее отремонтируют бесплатно, да еще деньги за аренду будут платить! К сожалению, радость рачительного хозяина господин Мачалаба в себе быстро придушил и начал вести себя, как главная героиня пьесы "Собака на сене". Возобладал принцип: сам не пользуюсь и другим не дам. За эксплуатацию 100 метров железнодорожного пути господин Мачалаба запросил такую сумму, что тарифы на грузовые перевозки сырья с Урала до Твери оказались дешевле. В общем, этим решением сибуровцев вынуждают перейти на автотранспортный подвоз сырья. А для этого надо строить новые дороги, новый выезд на трассу. Все это отнимает дополнительное время и деньги.

ЧТО ИМЕЕМ, НЕ ХРАНИМ

Видя такое, мягко говоря, наплевательское отношение к крупному инвестору со стороны определенных тверских структур, ситуацию решили использовать в своих целях руководители других регионов. Мощный налогоплательщик, причем выросший на российских инвестициях, - это очень лакомый кусок. Производство ПЭТФ непрерывное, в три смены. Персонал в большинстве обученный, с высшим образованием. Тут тебе и новые рабочие места, и высокая зарплата, и инфраструктура. А самое главное - огромные налоговые отчисления. С одного завода может "кормиться" средний город. Так подумали в Нижегородской области и изо всех сил начали лоббировать строительство третьей очереди "Сибур-ПЭТФ" в городе нефтехимиков Дзержинске.
      Наше руководство, отвечающее за инвестиции, пока не осознало всю опасность ситуации. Если третья очередь "Сибур-ПЭТФ" уйдет к нижегородцам, а это может произойти только при попустительстве руководителей экономики Тверского региона, то на инвестициях в Тверскую область можно поставить жирный крест. Не пойдет к нам бизнес, даже учитывая хорошее географическое положение и вроде бы либеральные законы для инвесторов.
      Если в Тверской области какой-то деятель типа господина Мачалабы может попортить столько крови любому, даже самому крупному инвестору (ситуация с железной дорогой далеко не единственная), если высшие чиновники уровня главного федерального инспектора заявляют, что никакие это не инвестиции, потому что "Сибур" вкладывает в собственное производство, если местные СМИ злорадно ожидают срывов сроков строительства и всех перечисленных никто за это даже не приструнит, то можно с уверенностью сказать, что "Сибур-ПЭТФ" в Твери действительно был первым крупным инвестором. Был первым и останется единственным.

Борис АНТРОПЬЕВ

ТВЕРСКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ БУДЕТ РЕФОРМИРОВАН

14 января в муниципальном автотранспортном предприятии города Твери состоялась встреча главы города Александра Белоусова с руководителями, начальниками служб и бригадирами ПАТП-1. Общеизвестно, что городской общественный транспорт переживает сейчас не лучшие времена. По сравнению с периодом 1996 года почти вдвое сократился объем перевозок. Автобусный парк дорабатывает свой ресурс. И все же автотранспортники надеются на изменение ситуации к лучшему. Ради этого и состоялась данная встреча.       
      Во вступительном слове руководитель ПАТП-1 Михаил Волков коротко обрисовал сегодняшнее положение в сфере общественного автотранспорта. По его данным, парк машин изношен до крайности. У автобусов из Венгрии запас хода 4-6 лет, у полученных при содействии банка реконструкции и развития автобусов "Мерседес" также идет шестой год эксплуатации. Почти все машины уже нужно, согласно правилам, менять или капитально ремонтировать. Но капитальный ремонт за последнее время прошли всего 4 автобуса.
      Закупки новых машин возобновились лишь в конце минувшего года. Да и они из серии "секонд хенд". Ухудшение ситуации с перевозками сразу же отразилось на коллективе. Пошел отток квалифицированных водителей. Многие уходят на работу к владельцам маршрутных такси. Сейчас в ПАТП-1 требуется около сотни водителей, поэтому оставшиеся вынуждены работать сверхурочно.
      Положение можно исправить, если закупать новый подвижной состав. На абсолютно новые машины уже в ПАТП не надеются, потому что они очень дороги. Но есть возможность брать машины "секонд хенд" и проводить капитальный ремонт на предприятии в Калуге.
      Сейчас в парке осталось 119 автобусов. Из них более-менее надежными можно считать машины "Мерседес" и не более 20 автобусов "Икарус".
      Эту неутешительную картину осознают в администрации города. Глава департамента ЖКХ, отвечающий и за общественный транспорт, Сергей Лавров в своем выступлении обнадежил транспортников. Он заметил, что бюджет прошлого года по автотранспорту выполнен. Два автобуса уже получены, а третий будет получен на днях. Проблема выпадающих доходов из-за огромного числа льготников также постепенно будет решаться.
      В планах администрации создать коммерческую структуру на базе предприятия. То есть оставить часть машин для выполнения социального заказа. Они, как и раньше, будут перевозить пассажиров, предоставляя льготы. Но будут выделены и коммерческие автобусы. Если они не станут получать дотации из бюджета, по закону они будут иметь право не предоставлять льготы для пассажиров. То есть фактически они будут работать как частные перевозчики.
      Проблема транспорта в городе Твери в основном возникла из-за того, что у нас льготных пассажиров гораздо больше, чем в других городах. Пенсионеров, переселенцев с Севера, военнослужащих в отставке у нас чуть ли не большинство. Решать вопрос о компенсациях за проезд этих пассажиров нужно на федеральном уровне. В своем выступлении глава города Александр Белоусов очень эмоционально остановился на этой проблеме. Он неоднократно встречался с главами других городов и ставил этот вопрос перед членами правительства и администрацией президента. Все просили, чтобы в деле выпадающих доходов была поставлена точка. Никто не против льгот. Но льготы не должны осуществляться за счет муниципальных предприятий. Пенсионеры в Твери взяли за правило объезжать по десятку магазинов в день и покупать там, где хоть на рубль дешевле. Благо, за проезд они в общественном транспорте ничего не платят.
      Многие муниципальные предприятия из-за выпадающих доходов подведены к стадии банкротства. Долг министерств и ведомств только перед транспортниками Твери составляет около 400 млн. рублей. Положение нужно менять. Например, компенсировать оплату проезда каждому конкретному пассажиру-льготнику. Наездил на определенную сумму - предоставь билеты и в конце месяца получи компенсацию.
      А насчет замены подвижного состава Александр Белоусов сообщил приятную новость. В течение года будут выделены 12 млн. рублей на обновление парка машин. Будут закуплены порядка 15 автобусов и отремонтированы капитально 5 единиц общественного транспорта. Это сможет поправить положение и с перевозками, и с оттоком кадров. Но не мешало бы и отделам транспорта в первую очередь навести порядок на тверских дорогах. В ближайшее время выйдет постановление главы города о запрещении стоянок расплодившихся частных такси на автобусных и трамвайно-троллейбусных остановках. Также ужесточатся меры воздействия на водителей маршрутных такси за создание помех в работе общественного муниципального транспорта.

Андрей БОРИСОВ

ЗИЯЮЩИЕ ДЫРЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ

ИЛИ ПОЧЕМУ НЕ ВЕСТИ НИКАКИХ ДЕЛ В НАШЕЙ СТРАНЕ ВЫГОДНЕЕ ЧЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

К БАРЬЕРУ!

В конце прошлого года многократно и подробно поднималась проблема административных барьеров, стоящих на пути отечественного бизнеса.
      Президент встречался с представителями малого и среднего бизнеса, и нам показали испещренный стрелками и квадратиками лист ватмана, по которому пролегает скорбный маршрут человека, решившего открыть свое дело.
      Но уже через несколько дней в прямом эфире министр Греф с упоением разорвал ту самую бумажную простынь пополам и доложил публике о достигнутых успехах в борьбе с разгильдяйством и бюрократизмом. Повсюду созданы комиссии по защите прав предпринимателей, заведены журналы проверок, оглашены телефоны доверия, по которым можно пожаловаться на рэкетира при должности или погонах.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

Как говорят в одном южном портовом городе, медаль честнее ордена, потому что у нее есть две стороны.
      Другая сторона государственного присутствия на экономическом пространстве заключается в том, что при существующем положении дел само государство зачастую выступает сегодня в качестве самого слабого и незащищенного игрока. И когда первые лица державы с тех же экранов и газет не менее ответственно и красноречиво заявляют о необходимости наведения порядка в экономических отношениях, они знают, о чем говорят. О том, что сегодня правовых возможностей вывода денежных средств из-под налогообложения, оттока финансов за рубеж гораздо больше, нежели легальных стимулов для инвестирования в родную экономику. О том, что масштабы экономической преступности превышают годовой бюджет всей Российской Федерации.
      Переплетение белых пятен в законодательстве с темными помыслами в головах блистательно проявляет себя в проблеме так называемых фирм-однодневок. Можно смело перечислить все "экономические" статьи Уголовного кодекса, всюду мелькают подставные коммерческие структуры, не испытывающие никаких неудобств от излишнего административного контроля гос-органов.

ПОТОМУ ЧТО ЕГО НЕТ!

Знакомство с национальными особенностями бюрократической системы ожидают нашего предпринимателя только в том случае, если он действительно решил что-то строить, производить, торговать и т.д. А если, допустим, человек регистрирует ООО "Концерн "Субпродукты" только для подтверждения одноименной надписи на визитке с золотым тиснением, а сам герой как был разнорабочим в универмаге, так грузчиком и остался? Специализированные юридические конторы подобьют и устав, и учредительные документы, и на налоговый учет поставят, и банковский счет откроют. Самому и ходить никуда не надо. С июля этого года врата в деловое сообщество просто перестанут закрываться. Регистрироваться можно будет по почте - прислал уведомление и стал хозяином.
      Дураков в бизнесе нет, согласимся. Тогда кто же руководит более чем половиной юридических лиц губернской столицы, которые не представляют в налоговые органы отчетов о своей работе либо сдают так называемые "нулевые" балансы? Не для визиток же, в самом деле, регистрируются тверские предприятия!

"ПРИНЦ И НИЩИЙ"

В тверских средствах массовой информации сообщалось, что тверская налоговая полиция, областное управление МНС, УВД Тверской области, Тверская таможня и городская регистрационная плата проводят акцию "Идем на вы!" Цель акции - выявление и пресечение деятельности фирм, зарегистрированных по подложным документам, а также предприятий, не представляющих налоговую отчетность, либо скрывающих сведения о реальной финансово-хозяйственной деятельности за ширмой "нулевых" балансов. За два месяца с начала объявления войны "фирмам-привидениям" только сотрудники налоговой полиции направили в налоговые органы 19 материалов проверок для последующего обращения в судебные инстанции с целью ликвидации фальшивых компаний. Заключено и действует многостороннее соглашение о предоставлении информации и совместных действиях различных ведомств в этом направлении.
      Результаты уже есть. Так, проверяя одну из фирм, регулярно "радующую" налоговые органы "нулевыми" балансами, сотрудники налоговой полиции обнаружили директора этой компании... на городском кладбище, похороненным еще в 1998 году. Через два года покойник, не покидая своего последнего пристанища, решил стать директором. И стал им. И будет им до тех пор, пока арбитражный суд не рассмотрит дело о нарушении Налогового кодекса и законов природы. На сегодняшний день совпадение сведений, указанных в свидетельстве о смерти и свидетельстве о регистрации предприятия, не является основанием для ликвидации последнего. Пусть еще поработает.
      Другой директор "нулевой" компании, слава Богу, жив. Правда, вот уже почти полтора года находится в тверском следственном изоляторе. Это обстоятельство не помешало ему в сентябре прошлого года стать у руля одной Тверской риэлторской конторы. Нельзя сказать, что бизнес идет успешно, зато убытков нет. А вот некая бабушка 1913 года рождения решила сыграть по-крупному и учредила на свое имя сразу три коммерческие структуры. Если говорить серьезно, то жулики, воспользовавшиеся паспортом пожилой женщины, могли бы и помочь несчастной одинокой старушке, которая уже несколько лет находится в больнице на скудном соцобеспечении.
      Всего три примера. Горьких примера, а вовсе не смешных, как может показаться на первый взгляд. Повторюсь. Сегодня более половины всех тверских предприятий не сдают отчетность в налоговые органы либо предоставляют сведения об отсутствии какой-либо деятельности. Сколько старушек, бомжей, покойников и просто людей, имевших несчастье потерять паспорт, являются сегодня учредителями и директорами "мертвых душ", не знает никто. Сколько денег ежедневно проходит через законно открытые расчетные счета липовых фирм, ведают только Господь да служащий банка, без смущения отправляющий денежные переводы в мир иной. Только в прошлом году сотрудники налоговой полиции обнаружили движение по счетам одной-единственной фирмы-однодневки на сумму более 800 миллионов рублей. И ведь покойник снял эти деньги со счета!

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?

Сегодня никто из участников процедуры регистрации нового юридического лица не несет никакой ответственности за достоверность предоставляемых сведений об учредителях и руководителях предприятия. Кстати, не верьте многочисленным рекламным объявлениям о срочной ликвидации предприятий. Юридические фирмы предлагают клиентам всего лишь перерегистрировать фирму путем внесения изменений в учредительные документы. Владельцем компании становится безответный бомж, а клиент умывает руки перед государством и кредиторами. Тот же смысл заключается и в случае слияния фирмы-заказчика с другим юридическим лицом, которое становится правообладателем первого и единственным ответчиком перед всеми остальными. И снова альтруист-покойник принимает на себя все долги и обязательства.
      В последнее время Тверь превратилась в настоящую Мекку для жителей первопрестольной, желающих основать у нас фирму. Пусть не смущает массовый исход московских предпринимателей в наш город. Его причины ничем не отличаются от памятных всем столичных кампаний по борьбе с преступностью, когда в результате массовых зачисток московской милиции масса бандитов, воров и проституток мелкого и среднего звена в одночасье решила подробнее узнать быт тверской глубинки. Так и сейчас. Московские власти резко ужесточили порядок регистрации новых юридических лиц. Введена обязательная аккредитация при Московской регистрационной палате всех фирм, занимающихся изготовлением печатей и штампов, а также юридических консультантов и посредников. В итоге московская бюрократия по праву получила звание самой жесткой, а в либеральную Тверь потянулась вереница мнимых инвесторов, псевдоналогоплательщиков и вполне конкретных должников.

"СНОВА СТАРТ, ОН ВЗЯТ - И НЕТ ПУТИ НАЗАД"

В этом году функции государственного регистратора предприятий будут переданы налоговым органам. Надо думать, список директоров с того света значительно поредеет. А проводимые проверки госреестра налогоплательщиков позволят обрести покой не одной сотне "мертвых душ".
      Проблема фирм-однодневок возникла не вчера и будет решена не завтра. Плотная паутина фиктивных компаний мешает развитию легального бизнеса ничуть не меньше, чем административные барьеры. Скрупулезная, подчас рутинная, но необходимая работа всех контролирующих и правоохранительных структур в этом направлении обязательно приведет к успеху, но только в том случае, если встретит понимание и реальную помощь самого делового сообщества. Предоставление и обеспечение равных возможностей уже на линии старта - одна из основных обязанностей государства как главного арбитра на экономическом пространстве. Соблюдение единых правил игры - обязанность тех, кто вышел на эту линию.

Станислав ПЕВГАНЕН

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru