Архив номеров

БУДНИ МАШИНИСТА ЗА ЧТО МАШИНИСТОВ БЬЕТ ТОКОМ?

Сегодня музеев много: исторические и палеонтологические, областные и районные. Но у всех их есть нечто общее. А именно - музейные экспозиции. Необычность того музея, о котором мы сегодня рассказываем нашим читателям, в том, что этот музей сам приехал к нам, поскольку располагается он в железнодорожном вагоне.
      Сегодня о своем передвижном музее рассказывает читателям "Каравана" его руководитель Александр КОВАЛЕВСКИЙ.       
      ПО СЛОВАМ Александра Васильевича, вагоны-музеи существовали еще при царе. А в советское время существовали подобные им вагоны-клубы. А конкретно этот музей был сделан в 1986 году, и первым его директором стал бывший начальник Октябрьской железной дороги Чубаров. Путешествовал музей в основном по Октябрьской железной дороге. Хотя есть у него на счету и поездка в далекий Улан-Удэ, и двухмесячная командировка в Финляндию, где он участвовал в праздновании 125-летия дороги С.-Петербург - Хельсинки и вызвал очень большой интерес финской общественности. Но не меньший интерес к передвижной экспозиции и на наших маленьких станциях, где нет своего музея.
      Бывают и разные казусы. Как-то в годы борьбы с "зеленым змием" в три часа ночи Александра Васильевича разбудил громкий стук и крики: "Музей, эй, музей!" Как выяснилось, некоему далеко не трезвому гражданину срочно понадобилось выпить. Узнав, что в музее водкой не торгуют, он очень огорчился и промолвил с укоризной: "А могли бы: днем - экскурсия, а ночью - водка".
      Экспозиция музея-вагона, конечно же, посвящена железной дороге. Старейшими его экспонатами являются кусок рельса, изготовленного в 1888 году на Демидовском заводе для Царскосельской железной дороги, и "жестянка", то есть железнодорожный билет многоразового использования, изготовленный из латуни. При посадке в вагон пассажир сдавал этот билет кондуктору, который передавал его обратно в кассу. Нашли этот жетон при ремонте Витебского вокзала.
      А вот "шарманка" - чемоданчик железнодорожника - относится к началу XX века. Изготавливался он из металла, чтобы не загореться от паровозной топки. Такой ящик-"шарманку" можно было увидеть в фильме "Николка-паровоз", где сын встречает отца-машиниста, несет его "шарманку" и доедает отцовские бутерброды. Конечно же, большая экспозиция посвящена войне, бронепоездам и оружию. А вот и новинка - "прибор контроля бодрствования машиниста". Надеваемые на пальцы левой руки колечки улавливают и посылают на прибор биотоки, исходящие из мозга машиниста. Стоит человеку отвлечься и подумать о чем-то постороннем, как прибор посылает ему легкий удар тока. Эта установка уже применяется на скоростном "Соколе". Тут же и прибор, осуществляющий контроль за состоянием пути далеко впереди поезда через систему телекамер. В настоящее время он находится в стадии испытания.

Специальная экспозиция посвящена взаимоотношениям дороги с детьми. Например, в статье, помещенной на стенде, описывается случай, как двое детей девяти и десяти лет пытались сделать в районе станции Окуловки завал из бревен на Николаевской железной дороге. Им было интересно узнать, что происходит с паровозом в момент аварии.
      Делом юных диверсантов занимался сам император. Он вынес решение наказать недорослей розгами и отправить учиться в Вышневолоцкую школу кондукторов. Увы, с тех пор дети не стали сознательнее. Так, в 2001 году дети вновь пытались устроить аварию под Куйбышевом. Как они потом объяснили, им хотелось поживиться вещами разбившихся пассажиров. Чтобы дети не увлекались подобными "шалостями", следующий стенд рекомендует занимать их досуг спортом и туризмом.
      Сам Александр Ковалевский закончил Ленинградский железнодорожный техникум, а потом - институт ЛИИШТ (сейчас Университет инженеров путей сообщения). Потом три года работал на БАМе. С вагоном-музеем ездит с 1991 года. Сейчас, по его словам, на колесах приходится проводить больше времени, чем раньше, - отдыхать некогда. Тем не менее, Александр Васильевич находит время заниматься научной работой. Он изучает историческую роль железных дорог в русско-турецкой, японской и других войнах и пишет на эти темы статьи. Изучает он и интересные судьбы отдельных железнодорожников.
      - Есть люди, - говорит Ковалевский, - сделавшие немало для развития железнодорожной отрасли, для России, и о которых незаслуженно забыли. Например, талантливый инженер Демчинский. Он участвовал в создании журнала "Инженер", издававшегося в Киеве в конце XIX - начале XX века. Демчинский поменял много специальностей и в каждой достигал совершенства - это доставляло ему удовольствие. Работал даже юристом одной из дорог.
      А вот биография другого интересного человека Павла Глазенапа связана непосредственно с Тверью. Он строил Николаевскую дорогу, потом был избран мировым посредником (вроде депутата). Во времена крестьянской реформы, в 1861 году, Глазенап был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. К счастью, после двухмесячной отсидки его амнистировали, и он опять вернулся к работе на железной дороге.
      За неделю вагон-музей, стоящий возле Тверского локомотивного депо, посетили около 1500 тверичей. А к Дню города Александр Васильевич вновь собирается пригнать в Тверь свое передвижное музейное хозяйство.

Борис ГУРОВ
      Фото Анаиды ДЖИЛАВЯН
      (С) Лоция

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru