Архив номеров

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ВО ВРЕМЕНА МАТРИАРХАТА

"Лоция" уже знакомила своих читателей с военно-политическим клубом "Дружина", базирующимся в здании Тверского речного вокзала. Но тогда наш собеседник Сергей Волгин рассказывал в основном о реконструкторской деятельности клуба, о военных аспектах жизни людей, проживающих на территории нынешней Тверской области в IX-XII веках.
      Сегодня разговор о наших предках, об их обрядах и семейном укладе продолжает председатель Совета общественных досуговых молодежных организаций Леонид Успенский, а в стенах клуба "Дружина" - Друб-сын-Хеща.       
      В IX-X ВЕКАХ, когда территорию нынешней Тверской области населяли кочевые и оседлые финно-угорские племена, основой семейного уклада многих этих племен был матриархат. Хутором или стойбищем правила старшая мать - ВЕЛЕССА или ВАСИЛЬДА, ОСЕЛЬДА. Эта уважаемая всеми женщина распределяла обязанности соплеменников, разрешала возникавшие споры.
      В те времена наши предки кормились в основном охотой. Дичь добывалась при помощи луков, силков, капканов. В изобилии водившиеся в наших лесах песец и куница являлись основным продуктом обмена с заезжими купцами. И работоспособные мужчины племени практически все лето проводили вдали от дома, на охоте. Часто отлучались они и зимой, и, когда оставленные ими поселения подвергались разбойным набегам чужеземцев, оборону приходилось держать женщинам.
      Ребенок до семи лет находился под опекой своей матери. После семи он уже сам отвечал за свои поступки. Мальчиков с этого возраста отправляли к охотникам. Когда мальчиков в племени было слишком много, их поставляли более цивилизованным южным народам. Там, в княжеских дружинах, выходцы из Верхневолжья снискали себе славу бесстрашных воинов.
      Глава племени Васильда могла иметь несколько мужей. Два-три мужа могли иметь другие знатные женщины, следовавшие за ней по иерархии. В то же время были случаи, когда две сестры имели одного мужа. Следовательно, отношения между полами строго не регламентировались и зависели от демографической ситуации в племени.
      Случалось, когда охотники возвращались после долгой разлуки с богатой добычей, в племени наступал общий веселый разгул, и тогда древние люди забывали, кто чей муж и кто чья жена. Но такое бывало редко. Суровый климат подсказывал предкам, что практичнее держаться парами - мужчина плюс женщина.

Свадебный обряд древних по сравнению с нынешним был скромен и примитивен: на земле рисовали черту, и вступающие в брак переступали ее, взявшись за руки, либо, взявшись за руки, перепрыгивали веревку. Правда, свадьбе предшествовали тяжелые испытания на выносливость. У народности водь был такой обычай: каждый мужчина племени должен был припомнить, что плохого сделал ему жених, и соответственно ударить по одному разу этого парня по физиономии. Бывало, что жених не выживал... В других племенах жениха на длительное время привязывали к дереву. А невеста тем временем тренировалась перед свадьбой в перетаскивании груза. Принцип наследования у разных племен был различный. Либо наследовал сын, либо племянник. Последний вариант объяснялся тем, что нагулять сына жена могла и не от мужа, а вот сын сестры - подлинно родная кровь.
      Разводы совершались просто: если муж бездельничал, лежа на боку, жена просто переставала его кормить и сходилась с другим мужчиной.
      Матриархат в верховьях Волги просуществовал до XIII-XV веков. Параллельно в части племен было равенство между мужчиной и женщиной. Но нигде здесь не было дискриминации женщины, как у южных народов.
      Наибольшая смертность была у древних в возрасте до двух лет. Если же человек переживал этот рубеж, то жил столько же, сколько и сейчас - до 70 и более.
      Работали древние мало - всего по 17 часов в неделю, а во времена мамонтов это время не превышало и пяти часов. Зато много времени тратилось на отдых и занятия магией. Было даже специальное племя колдунов - волхвов, живущих на реке Волхов. Река эта имеет ту интересную особенность, что течет между двумя озерами. В зависимости от уровня воды в этих озерах Волхов может менять направление. Когда к волхвам приходил человек со своим вопросом, те кидали в воду ветку, смотрели, куда она поплывет, и в зависимости от этого давали свой ответ. К волхвам на обучение приходили люди из разных племен. Гадали также на птицах, на внутренностях, на сердце животных. Поклонялись как своим богам в виде столбов и камней, так и попавшимся на пути богам-камням и столбам соседским. Единобожия не было, была веротерпимость.
      Существовали три основных праздничных напитка: это медовуха, содержащий алкоголь и глюкогенные вещества разбавленный водой мед, мухоморовка - отвар мухоморов и сурья - и сбитень - напиток из забродивших меда и молока. В напитки эти добавляли "правильные" травы, например, багульник, от которых в голову ударяло еще сильнее. Ели также много трав: крапиву, лебеду, сныть, хвощ, папоротник.
      Год у финно-угорских племен делился на 8 месяцев. И каждый месяц заканчивался праздником. Главный праздник назывался Зрытень, или "Ванька с чашкой". Он дошел до нас как ночь накануне Ивана Купалы. Тогда же его праздновали несколько по-иному, чем сейчас. В центр круга выходил здоровенный жлоб с бадьей. Он поливал всех, попадавших под руку, водой из чашки, приговаривая: "Счастья чтоб вам!", "Урожая чтоб вам!" Остаток воды из бадьи выливали на самого жлоба.

А в то время, когда сейчас отмечается праздник Ильи-пророка, был огневой праздник. Все прыгали через разожженный костер. А вот в Германии этот же праздник отмечали несколько по-иному. Древние германцы прыгали голыми через воткнутый меч.
      Новый год отмечали по нынешнему стилю 2-3 мая. Племя просило у предков и богов благ на грядущий год. "Я хочу убить много песцов, - говорил охотник своему богу. - За это я высыплю тебе вдоволь зерна. А если ты мне не дашь, то и я тебе не дам!"
      Осенью, по-нашему в начале октября, был праздник урожая, а на переломе зимы, в день зимнего солнцестояния, был праздник Леда. "Злой Лед кончается!" - радовались предки. Перед этим 45 дней древние ритуально голодали. То есть можно было охотиться и есть плоды охоты, но нельзя было прикасаться к припасам. Считалось, что в это время по земле ходят Ний - последняя инстанция справедливости - и Мара - прообраз смерти. Они ходят, ищут и забирают самых сытых. И предки сидели злые, трезвые и голодные. Этот ритуал был очень полезен в плане сбережения припасов.
      Случался, однако, и настоящий голод, когда от цинги у людей выпадали зубы. Их складывали на комод. Эти зубы играли в дальнейшем роль амулетов - "брегов". Вот тогда и родилось выражение: "Положить зубы на полку". Такие тягостные испытания случались с древними после налетов разбойников, забиравших все их припасы. А вообще предки были оптимистами и никогда не поддавались отчаянию или унынию. Больных было мало. Их вылечивали многочисленные целители и знахари.
      Положение изменилось в средние века, когда целители подверглись гонениям. Люди могли гнить заживо и находили в этом большую выгоду для себя. Убогим, покалеченным, изъязвленным щедро подавали деньги на паперти, их жалели и ценили. Произошла смена психологии. Наступили "грязные" века.

Беседовал Борис ГУРОВ
      Фото Анаиды ДЖИЛАВЯН
      (С) Лоция

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru