Архив номеров

ТЕМА НОМЕРА ДО ПЕРВОЙ ЗВЕЗДЫ

СЛОВО "сочельник" известно каждому с раннего детства. Однако сегодня, увы, не все знают его значение. На самом деле сочельником назывался день, предшествующий Рождеству, канун праздника. Согласно церковному уставу, 6 января полагается проводить самым целомудренным и благочестивым образом. Сочельник считается самым строгим днем рождественского поста. В этот день пища принимается лишь поздним вечером, после окончания службы. Эта предпраздничная трапеза в разных местах имеет различный характер. Так, в Великороссии было принято поститься до позднего вечера - до появления первой звезды. После церковного повечерия следовала скромная постная трапеза.       
      Иной обычай был заведен в Малороссии (на Украине). Там издавна в вечер сочельника готовилось обильное угощение. Этот обычай назывался "богатой кутьей". Кроме кутьи (вареные в меду и сахаре рисовые и другие зерна) необходимой принадлежностью праздничного стола считался "узвар" - сушеные сливы, груши, вишни, яблоки, сваренные в одном котле. Перед трапезой зажигались лампада, свечи, а помещение и стол украшались соломой и сеном. Сладости символизировали рождение младенца, а сено и солома являлись напоминанием о месте рождения Спасителя - вифлеемских яслях. После вечерни крестники шли к крестным отцам и матерям, поздравляли их с праздником, несли кутью, пироги, сами получали угощение, а вдобавок и деньги. Если в селе не было крестных отца и матери, то полагалось посетить их родственников.
      7 января (25 декабря по старому стилю) празднуется Рождество Христово. Начало установления этого праздника принадлежит временам, когда Церковь только появилась. Однако в первые века христианства этот праздник отмечался разными церквями в разное время. Это было связано с тем, что праздник Рождества не находится в историческом соответствии с датой рождения божественного младенца, а явился символическим праздником, отражающим мировой смысл события. В VI веке и западная, и восточная церкви устанавливают единую дату Рождества - 25 декабря. В восточной Православной церкви этот праздник получил современный вид в 377-380 годах. Этому в немалой степени способствовала деятельность святого Ионна Златоуста.
      До наших дней дошло немало преданий, повествующих о событиях, связанных с Рождеством. Часть из них посвящена той самой "первой" звезде, которая, по словам Евангелия, возвестила о рождении Мессии. Как рассказывает Библия, это событие ожидалось не только в среде праведных израильтян, но и у некоторых других народов. Увидев чудесную звезду, три волхва-мудреца отправились к месту рождения нового Царя. По преданию, волхвов звали Мельхиор, Госпар и Валтасар. Все они жили в разных странах - Аравии, Эфиопии и Персии. Получив божественное видение, волхвы прибыли в столицу иудейского государства - Иерусалим. Они были уверены, что новый царь рожден в столице. Однако там Божественного младенца не оказалось, и восточные мудрецы отправились за звездой в Вифлеем. Найдя дом, где жила Мария, волхвы, пав на колени, поклонились младенцу. Открыв свои сокровищницы, они преподнесли ему дары: золото, ладан и смирну. На языке символов золото означает божественную природу, ладан - благовоние воскресения, а смирна - благовоние смерти. Волхвы принесли эти дары, несомненно, по вдохновению Божественного Духа. Кроме символики эти драгоценные сокровища покрыли расходы на переезд Господа из Иудеи в Египет и из Египта в Назарет.
      После посещения младенца волхвы вернулись в свои страны, где предались созерцательной жизни и молитве. Впоследствии апостол Фома встретил их в Парфии, и они, приняв от него крещение, сами сделались проповедниками Христа. После кончины мощи их, найденные святой Еленой, были положены в один из константинопольских соборов. Позже они были перенесены в Медеолан, а - затем в Кельн. В кельнском соборе до сих пор показывают черепа этих трех мудрецов. Однако там объясняют, что мощи были "найдены" лишь в XII веке католическим епископом Рейнальдом. На Западе установлен даже особый праздник, посвященный этим мудрецам. Он называется праздником трех царей.

Глеб ЧИСТЯКОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru