Архив номеров

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ НОВОГОДНЯЯ ТРАГЕДИЯ 37-ГО (СВЯТОЧНАЯ ИСТОРИЯ XX ВЕКА)

31 декабря для нашего города - это не только предпраздничная суета, елочная хвоя и интенсивная заготовка салатов на кухнях. Если, отрешившись на какое-то время от подготовки к новогодней ночи, вы придете к литургии в центральный Вознесенский собор на Тверском проспекте, вы будете поражены пышностью богослужения. В окружении многочисленного клира Богу предстоят сразу два архиерея - действующий, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, и вечный - священномученик архиепископ Фаддей, тверской владыка, чьи мощи нашли свое упокоение в соборе. 31 декабря - день страшной мученической кончины этого праведника, о котором еще при жизни святой патриарх Тихон говорил: "Такие светильники Церкви - явление необычайное".       
      В мире его звали Иван Васильевич Успенский. Он родился 12 ноября 1872 года в Нижегородской губернии, в семье священника. В те годы жизненный путь большинства родившихся в духовном сословии был предопределен. Иван Успенский поступил в Нижегородскую духовную семинарию, а потом - в Московскую духовную академию. Будучи убежденным аскетом, постником и молитвенником, он после некоторых колебаний выбрал монашеский путь и был пострижен в монахи, получив имя Фаддей в память одного из апостолов. После этого были годы преподавательской деятельности, в результате которой уже в сане архимандрита отец Фаддей стал ректором духовной семинарии в Петрозаводске.
      Именно отсюда в 1908 году он отбыл, чтобы быть рукоположенным в епископы и принять свою первую кафедру - стать епископом Владимиро-Волынским. На Волыни владыка Фаддей встретил страшные годы первой мировой (через его епархию проходила линия фронта), революции и гражданской войны. Здесь в 1921 году его в первый раз арестовали.
      В 1922 году епископ Фаддей был освобожден и выслан с территории Украины. Он обратился к патриарху Тихону с просьбой определить его к служению в один из волжских городов, поскольку сам родился на Волге. В 1919 году в Астрахани был расстрелян архиепископ Митрофан. Патриарх Тихон возвел владыку Фаддея в сан архиепископа и благословил ехать в Астрахань.
      Однако попал он туда нескоро. Именно в 1922 году большевики приступили к изъятию церковных ценностей, начались новые гонения на православную церковь. Патриарх Тихон был арестован. Он передал управление церковью митрополиту Агафангелу, и тот, лишенный властями возможности переехать в Москву, составил воззвание, текст которого передал служащему в то время на Валаамском подворье в Москве владыке Фаддею. Воззвание митрополита Агафангела было напечатано и расклеено на церквях. ГПУ обвинило архиепископа Фаддея в том, что он способствовал распространению воззвания. Он был арестован и перевезен в тюрьму во Владимире. Заключенный с ним митрополит Кирилл вспоминал, каким удивительным даром утешения "владел этот праведник". Уже там многие отмечали за владыкой Фаддеем и дар прозорливости.
      Владыка был приговорен к одному году северной ссылки. По окончании ее он смог наконец отправиться в Астрахань, где к тому времени совсем распоясались "обновленцы" - еретики, с помощью которых советская власть пыталась расколоть Церковь.
      Владыка Фаддей поразил астраханцев своей аскетичной неприхотливостью: все, что приносили ему верующие, он раздавал бедным - от еды до новых сапог. Даже когда во время приезда в Москву на день апостола Фаддея патриарх Тихон захотел сделать ему подарок, он подарил ему не отрез на облачение, а уже сшитое архиепископское облачение, сказав: "Хотел подарить отрезом, да ведь вы такой человек - все равно кому-нибудь отдадите". Патриарх приложил к облачению бриллиантовый крест на монашеский клобук. Епископ так никогда и не надел его.
      Пример высокой духовной жизни владыки Фаддея привел к тому, что обновленчество стало сходить на нет. Идеолог обновленчества в Астрахани, священник Ксенофонт Цендровский принес покаяние в грехе раскола, сказав: "Я не смог вынести ясного всепроникающего взгляда владыки, который обличал меня в грехе и согревал всепроникающей любовью".
      Астраханское служение архиепископа Фаддея продолжалось недолго. В 1926 году ГПУ арестовало митрополита Сергия, ставшего после смерти патриарха Тихона местоблюстителем патриаршего престола. В права заместителя вступил архиепископ Иосиф, который назначил себе помощников по управлению Церковью - екатеринбургского архиепископа Корнилия, угличского Серафима и астраханского Фаддея. Архиепископ Фаддей выехал в Москву, но по дороге, в Саратове, был задержан ГПУ и отправлен в город Кузнецк Саратовской области, покидать который ему было запрещено. Только в 1928 году он смог выехать оттуда.
      Освобожденный к тому времени митрополит Сергий назначил его в Саратов, а потом перевел в Тверь.
      В Твери архиепископ Фаддей поселился на тихой улочке в угловом доме с крошечным садиком, огороженным высоким забором. Он много гулял по саду и молился. После молитвы он всегда благословлял на все стороны город. Рассказывают, что архиепископ постоянно носил вериги - железные цепи на голом теле, носимые многими подвижниками древности для умерщвления плоти.
      Многие, видя праведную жизнь архиепископа, приходили к нему за благословением на дела, которые намеревались предпринять. Советы владыки всегда отличались мудростью и прозорливостью. Так, одной семье он запретил продавать доставшийся им в наследство дом - в 41-м году, после оккупации, дом, где жила семья, сгорел, вся улица выгорела, и дом, который не разрешил продавать владыка, стал пристанищем для всех родственников. Другой женщине, собиравшейся выдать замуж дочь, он посоветовал подождать две недели - и точно, через две недели стало известно, что "жених" уже женат. Таких простых бытовых историй очень много. Много и случаев, свидетельствующих о том, что архиепископ Фаддей владел даром исцеления. Тем, кто обращался к владыке, удивительным образом удавалось избегать серьезных операций, затягивались казавшиеся неисцелимыми раны.
      Тверичане искренне любили своего архипастыря. Еще издали завидев его, люди кланялись и становились на колени. Однако преследование властей все нарастало. Сотрудник НКВД пригрозил смертью извозчику, возившему архиепископа, через неделю он действительно умер. Владыка стал ходить в храм пешком.
      К тому моменту практически все церкви Твери забрали обновленцы. Они хитростью добивались передачи себе храмов, а поскольку люди переставали в них ходить, спустя какое-то время отдавали их властям для закрытия.
      Обновленцами был захвачен Вознесенский собор. Архиепископ перешел служить в церковь Покрова Божией Матери (на берегу Тьмаки, у нынешнего рынка). Вскоре отобрали и его. Тогда владыка стал ездить в храм Божией Матери "Неопалимая Купина", на кладбище за Волгой (там, где сейчас находится Восточный мост). Когда закрыли и эту церковь, архиепископ Фаддей перешел в храм на Волынском кладбище (недалеко от Соминки).
      В 1936 году власти отобрали у православных последние храмы. 29 сентября архиепископа Фаддея лишили регистрации и запретили ему служить. В декабре 1936 года митрополит Сергий назначил на Тверскую кафедру нового архиепископа, но духовенство так уважало владыку Фаддея, что продолжало обращаться к нему как к правящему архиерею.
      Летом 1937 года начались массовые аресты среди духовенства. Были арестованы почти все священники Твери и Тверской области. Один из них после долгих и мучительных пыток согласился подписать составленные следователем протоколы допросов, содержащие поклеп на архиепископа Фаддея.
      20 декабря 1937 года сотрудники НКВД пришли арестовывать владыку. Чекисты рассчитывали найти какие-либо ценности, но не нашли ни денег, ни золота.
      - На что же вы живете? - спросили владыку Фаддея.
      - Мы живем подаянием, - ответил он.
      Архиепископа Фаддея поместили в камеру к уголовникам, которые всячески издевались над ним. Они подводили владыку к стене и вставали к нему на плечи, чтобы достать до окна. Потом заталкивали его под нары и совали туда консервную банку с нечистотами, говоря, что "это кадило, возьми - покади".
      Владыка переносил страдания с кротостью. Он непрестанно молился. Однажды ночью главарю уголовников явилась сама Божия Матерь. Она сказала ему:
      - Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибните.
      Наутро он пересказал произошедшее товарищам. Они бросились под нары, чтобы посмотреть - жив ли святой старец. Из-под нар их осиял ослепительный свет. Уголовники искренне просили у владыки прощения, и он простил их: все эти люди остались живы, пройдя войну от начала до конца.
      Тройка НКВД приговорила архиепископа Фаддея к расстрелу. Его казнили около часа ночи 31 декабря 1937 года. Рассказывают, что владыку утопили в яме с нечистотами.
      2 января 1938 года со стороны тюрьмы (она находилась там же, где сейчас следственный изолятор на пл. Гагарина) через замерзшую Волгу завернутое в брезент тело владыки привезли на Неопалимовское кладбище к церкви, где он служил. Весной после Пасхи 1938 года верующие раскрыли могилу и переложили тело архиепископа в гроб. В руку ему вложили пасхальное яйцо. Над могилой поставили крест, но власти его уничтожили.
      Предания о могиле архиепископа будоражили окрестную шантрапу в 70-80-е годы. Некоторые, не смущаясь кощунством, пытались отрыть ее на заброшенном к тому времени кладбище - память о страшных репрессиях была утрачена, и затверецким хулиганам представлялось, что архиепископ лежит в гробе, полном драгоценностей. Но, к счастью, точное место могилы владыки было неизвестно.
      Обретение его мощей состоялось 26 октября 1993 года. 18-23 февраля 1997 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил владыку Фаддея к лику святых. Сейчас на месте могилы святителя стоит крест, но тверской предприниматель Александр Буренков вместе с выдающимся церковным историком, иеромонахом Дамаскиным, возглавляющим Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви, пекутся о том, чтобы здесь появилась часовня.
      А в жизни нашей газеты святитель Фаддей, и по смерти продолжающий чудотворение, имеет особое место. Уже несколько лет к выходу каждого номера мы ставим свечку к его мощам - чтобы газета вышла. Лишь пару раз мы пренебрегли этим обычаем - и именно тогда по каким-то не зависящим от нас причинам "Караван" не смог появиться вовремя у своих читателей. И сейчас мы тоже смиренно просим: "Святой священномучениче Фаддее, благослови нас и град твой на год наступающий. Вразуми паству твою, ее же и по смерти не оставляешь еси. Аминь".

Подготовила Мария ОРЛОВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru