Архив номеров

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ТВЕРСКОЙ ПЕТЕРГОФ

У каждого здания, как и у человека, своя история. А если здание особое, то и история его более чем примечательна. Сегодня разговор пойдет о тверском Императорском дворце.       
      История тверского Императорского дворца начинается с указа Екатерины Великой - после известного пожара 1763 года практически вся центральная часть города была уничтожена, и именно со строительства дворца началось возрождение Твери, города, который одним из первых в России восстанавливался по единому регулярному плану. Известно, что Екатерина II благосклонно относилась к Твери и любила здесь останавливаться. В тверском дворце были отведены специальные покои для императрицы и ее свиты. Впоследствии дворец был переведен на бюджет придворного ведомства и стал собственностью семьи Романовых.
      Идея и общий архитектурный замысел тверского Императорского дворца принадлежит потомственному русскому художнику П.Р. Никитину, а воплощение - его ближайшим помощникам - П. Обухову и М.Ф. Казакову. В начале XIX века в Твери осуществлялись разносторонние градостроительные преобразования, которые были поручены еще молодому в то время зодчему К.И. Росси. Они несколько видоизменили Императорский дворец: архитектор придал ему более строгий вид, соответсвующий господствующему тогда стилю ампир.
      Дворец становится резиденцией генерал-губернатора Тверской, Ярославской и Новгородской губерний, принца Георга Ольденбургского и супруга великой княгини Екатерины Павловны, внучки Екатерины II. И эти годы - 1802-1812 - стали, пожалуй, самыми блистательными в истории тверского дворца. Великой княгине Императорский дворец был знаком с детства, и она с удовольствием поселилась в нем. Екатерина Павловна любила устраивать приемы, балы, маскарады. Во дворце нравилось бывать ее брату, великому князю Александру Павловичу. Приезжая к сестре в Тверь, он шутил: "У тебя тут, сестра, маленький Петергоф".
      Жизнь дворца была разнообразна и значительна. Именно здесь Н.М. Карамзин читал императору Александру I первые главы своей "Истории государства Российского". Во дворце в разное время бывали крупнейшие деятели русской культуры - Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, П.Я. Чаадаев, В.Л. Боровиковский, О.А. Кипренский и многие другие.
      В 1864-1871 годах дворец перестраивался еще раз. Руководил работами архитектор А.И. Резанов, который вернул дворцу пластическое богатство, утраченное им в начале XIX века. Именно в то время были установлены скульптурные фигуры аттика и балконы перед фасадами центрального входа, сохранившиеся до настоящего времени.
      До 1917 года дворец посещали все русские императоры. Но, конечно, Путевой дворец был не только местом, где останавливались царственные особы. В октябре 1896 года сюда переезжает Тверской музей, а в феврале 1897 года его двери открываются для публичного посещения экспозиции музея. Кроме этого, дворец принимает в своих стенах губернатора, князя Н.Д. Голицына, здесь проходят заседания оценочной комиссии.
      В начале 1919 года в тверском дворце размещались дворцовая церковь, склад книг, хранилище и канцелярия музея, аптечный склад. До оккупации Твери германскими войсками в здании Путевого дворца размещались облисполком, облздрав, облоно, облплан, облфинотдел и другие организации.
      Самым сложным периодом в истории дворца был, конечно, период оккупации города немцами во время Великой Отечественной войны. Дворец был занят немцами под штаб войск и комендатуру.
      Несмотря на то что оккупация города продолжалась всего два месяца, дворец очень сильно пострадал. По акту, который был составлен комиссией по охране и восстановлению памятников архитектуры Академии архитектуры СССР, мы знаем, что сгорели крыши, перекрытия, полы, разрушена чугунная лестница вестибюля, главная лестница и винтовая чугунная. Огнем была уничтожена обстановка и убранство залов. Разрушены мраморные камины с зеркалами главного зала дворца. Такое отношение к памятникам русской культуры имело идеологическую основу. Известны слова приказа немецкого фельдмаршала фон Рейхенау о том, что "исторические и художественные ценности на Востоке не имеют никакого значения". С 1943 по 1948 годы, несмотря на катастрофическое экономическое положение России во время войны, во дворце шли восстановительно-реставрационные работы, а в 1947 году он был взят под охрану государства как архитектурный памятник.
      С 1957 года Тверскому музею были выделены помещения в западной башне второго этажа. Картинная галерея еще оставалась в Вознесенской церкви на Советской улице. А с 1961 года Тверской музей и картинная галерея уже постоянно располагаются в Императорском дворце.
      
      С ТЕХ ПОР прошло всего сорок лет. Музей и дворец мирно уживались, дополняя друг друга. Картинная галерея имела 34 экспозиционных зала, стены которых украшали произведения изобразительного искусства разных жанров и направлений.
      Сегодня Императорский дворец полностью передан Тверской областной картинной галерее. Можно было бы только порадоваться этому факту, но радуется почему-то не очень. Количество экспозиционных залов сократилось в пять раз. Уже долгое время дворец "украшают" строительные леса и сетка. Идет реставрация, с трудом, но идет. Привыкнуть к этому практически невозможно. Хочется видеть Императорский дворец таким же величественным, как и раньше. Ведь и сегодня наш город посещают именитые гости, и двери дворца радушно распахиваются и торжественно ожидают их. До сих пор картинная галерея в стенах разрушающегося здания осуществляет все виды музейной деятельности. С целью привлечения большего числа посетителей организуются различные мероприятия, в том числе и уже полюбившиеся горожанам музыкальные вечера.
      Свою продолжительную болезнь дворец переносит с достоинством и упрямством, ведь он еще так молод - ему нет и 250! И наша общая задача не позволить, чтобы в его окнах погас свет.

Сергей БОЙЦОВ
      Фото из архива Тверской картинной галереи

P.S. Автор благодарит Тамару Гусарову за помощь в подготовке материала.

ТВЕРСКОЙ ЛОМОНОСОВ

На русском Севере берегут память великого Ломоносова. Его именем названы улицы, поселки, университеты. Есть даже фонд имени Ломоносова, который занимается устройством ежегодных научно-практических конференций, педагогических чтений, выплатой студенческих поощрительных стипендий и массой других полезных дел. А наш прославленный земляк почти забыт. Если бы не юбилейная дата, вспомнили бы его?       
      ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ деятель русской культуры второй половины XVIII века Николай Львов жил в эпоху подъема российского национального самосознания.
      Восприняв от французских просветителей идеи прославления человека, его разума, мира чувств и земных интересов, Николай Львов весь свой многогранный талант отдал служению России. Он был архитектором, теоретиком архитектуры и садово-паркового искусства, поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, теоретиком музыки, композитором и музыкантом, собирателем музыкального фольклора, историком, биологом, ботаником. Известен Львов и как художник.
      Дружил с Г.Р. Державиным, В.Л. Боровиковским, Г.Д. Левицким, А.Н. Олениным. Литературное творчество Львова было оценено Пушкиным. Львов записал около двухсот русских народных песен, которые опубликовал совместно с И. Прачем. Этот сборник является национальным достоянием. Его материалы широко использовали русские композиторы.
      Книги Львова, посвященные законам перспективы, разработке и применению каменного угля, вентиляционно-отопительной технике, его теоретические высказывания являются сейчас ценнейшими историческими документами последней трети XVIII века. Вот как характеризует его первый биограф: "Мастер клавикордный просит его мнения на новую механику своего инструмента. Балетмейстер говорит с ним о живописном распределении групп своих. Там г-н Львов устраивает картинную галерею. Тут, на чугунном заводе, занимается огненной машиной. Во многих местах возвышаются здания по его проектам.
      Академия ставит его в почетные члены. Вольное экономическое общество приглашает его к себе. Там пишет он путешествие на Дудорову гору. Тут составляет министерскую ноту, а там опять устраивает великолепный царский праздник или придумывает и рисует орден св. Владимира".
      На известном портрете, написанном Д.Г. Левицким в 1773 году, очень точно подмечены глубокий, проницательный ум, вдохновенность мысли Львова. Его обаяние покоряло. Левицкий написал три портрета Львова и два портрета его невесты и впоследствии жены. Их близкие, дружественные отношения продолжались до последних лет жизни Львова.

В 1778 году Левицкий пишет портрет Машеньки Дьяковой (украшающий ныне Третьяковскую галерею). Львов к этому времени был влюблен в нее без памяти, несколько раз просит ее руки, но отвергнут отцом Маши, потому что не имеет состояния.
      На первый взгляд Машенька производит впечатление грациозной, кокетливой девицы. Но если вглядеться внимательнее, то нежный овал лица, пухленький подбородок, пышные волосы - все дышит юностью. А глаза, какие глаза: ласковые, мечтательные, добрые!
      Любовь нетерпелива. Без благословения родителей Львов и Машенька тайно обвенчались. После чего Львов поехал к себе, а невеста - домой. Три года муж и жена прожили врозь, в разных домах, и даже близкие друзья не знали о их браке.
      В начале 1780-х годов проявился архитектурный талант Львова. Он построил в Павловске для внука Екатерины II дачу. Императрица подарила Николаю Александровичу перстень и две тысячи рублей. В это же время Львов проектирует Невские ворота Петропавловской крепости, строит в Москве дом К.Г. Разумовскому (дом сохранен и доныне).
      В 1781 году Львов отправляется в путешествие по Италии. Неугасимое пламя любознательности и любопытства ко всем проявлениям духовной жизни, жажда знаний и образных впечатлений сказываются в каждой строке его дневника. А последняя запись в дневнике - стихи Марии Алексеевне, остававшейся для окружающих пока еще Дьяковой.
      
      ...Красотою привлекают
      Ветреность одну цветы:
      Но иных изображают
      Страшной связи красоты.
      Их любовь живет весною,
      С ветром улетит она.
      А для нас, мой друг, с тобою,
      Будет целый век весна!
      
      В 1783 году открылась Российская академия. Ее членами были избраны Фонвизин, Херасков, Державин, Львов - всего 36 человек. Львов вновь делает предложение Марии Дьяковой. На этот раз согласие было получено. Как-никак служебное положение жениха упрочилось: ценные подарки от государыни, дружба с влиятельными сановниками (имеется ввиду А.А. Безбородко - в будущем флигель-адъютант императрицы), успехи на архитектурном поприще.
      Свадьбу играли в Ревеле у родственников. "Жених" и "невеста" скрывали свой тайный брак до последней минуты, то есть до обряда венчания. Признались, когда все родные и близкие собрались на торжественную церемонию. Но нельзя же венчаться вторично! Львов заранее нашел жениха и невесту из молодых крепостных. Их обвенчали, а после поздравления и пир горой устроили для двух молодых семей.
      Так завершилась история женитьбы Н.А. Львова. Он был счастлив и любим своею Машенькой всю жизнь!
      Главным кредо своей деятельности, творчества да и всей жизни Львов считал следующие строчки, написанные им в 1791 году: "Счастья тот лишь цену знает, кто трудом его купил".

Елена МАЛЫГИНА
      (С) ЛОЦИЯ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru