Архив номеров

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ ЛЕКАРСТВО БУДЕТ ГОРЬКИМ

Тверское муниципальное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление" (ТТУ) в конце нынешнего года начало переживать самые тяжелые за всю свою столетнюю историю времена. Общий финансовый кризис, который обрушился на все без исключения муниципальные структуры, не обошел стороной и ТТУ. Возможно, что этот кризис затронул трамвайно-троллейбусное управление даже сильнее, чем остальные муниципальные предприятия.
      
      САМОЕ главное, что многие чиновники городской и областной власти пока не в полной мере осознают, какую мину даже не замедленного, а мгновенного действия представляет собой кризис городского общественного транспорта. Это очень хорошо понимают руководители ТТУ и ПАТП-1. Они со всей ответственностью могут констатировать последствия коллапса в сфере трамваев, троллейбусов и автобусов.
      Город Тверь как областной центр в этом случае будет просто парализован. Жители не смогут вовремя добраться на работу, и, соответственно, остановится деятельность учреждений и организаций Твери. Дальнейшее развитие событий можно ожидать по сценарию техногенных катастроф или даже эпохи военного времени. Это далеко не шутки и не пессимистические прогнозы. Дело в том, что уже в минувшем месяце всерьез обсуждалась возможность банкротства муниципального предприятия ТТУ.
      Об этом длительное время говорили в кулуарах городских ветвей власти. И проблема состояла в том, что ТТУ обязано гасить те долги по налогам, которые у него накопились за длительное время. Сейчас налоговики не хотят долго ждать возврата налоговых денег. В лучшем случае при помощи самых высоких руководителей города и области можно добиться лишь реструктуризации этих долгов.
      На недавней встрече с коллективом нашей редакции заместитель главы города Сергей Иванович Лавров, который курирует эти вопросы, длительное время посвятил освещению проблемы общественного транспорта и конкретно трамвайно-троллейбусного управления. По его заверениям, город всеми силами будет пытаться вытянуть ТТУ из долговой ямы. Тем более что долги управления сложились не из-за нерадивого хозяйствования, а из-за неоплаченных льгот, которые ТТУ предоставляет огромному числу пассажиров. Одни льготы гарантированы федеральным законодательством, но есть и такие, которые обеспечиваются местными законами. От них, возможно, придется отказаться.
      Уже неоднократно говорилось во многих тверских средствах массовой информации, что ТТУ обеспечивает около 730 тысяч поездок пассажиров в день. Из этого потока примерно 70% пассажиров ездят с различного рода удостоверениями. Можно сказать, что ездят бесплатно и без особой компенсации управлению. Около 22% пассажиров тоже передвигаются общественным транспортом с определенными льготами. Это учащиеся, студенты и граждане, пользующиеся проездными билетами - карточками. В карточках ТТУ также не сильно заинтересовано, так как недополучает с этого прибыль. И только 7,5% от числа всех пассажиров полноценно оплачивают проезд. Если бы все пассажиры оплачивали проезд, то цена билета не превышала бы 1 рубль, так как себестоимость одной поездки при нынешнем пассажиропотоке всего 75 копеек. Все бы это было, если бы не система льгот.
      И, как правильно заметил директор ТТУ Дмитрий Константинович Соболев, от некоторых видов льгот все-таки необходимо будет отказываться. Так, например, поступили в Костроме. Решением Костромской городской Думы установлены три вида проездных месячных билетов: для учащихся, студентов и пенсионеров. Граждане - работники различных предприятий в Костроме - должны оплачивать свой проезд полностью. Видимо, стоит так поступить и у нас.
      Лекарство будет горьким, но его необходимо применить, чтобы в городе остался общественный транспорт.
      У директора ТТУ Соболева есть еще несколько принципиальных предложений по реформированию системы общественного городского транспорта в Твери. Необходимо будет разделить подвижной состав в зависимости от поступления так называемого муниципального заказа. То есть какая-то часть трамваев и троллейбусов, например, 20%, полностью предоставляет услуги по перевозке с сохранением всех видов льгот. А остальная часть - 80% - эти услуги предоставит в зависимости от проплаты компенсаций по льготам от соответствующих министерств и ведомств. Например, компенсируют проезд Министерство внутренних дел, налоговая полиция и прокуратура, значит, этим категориям пассажиров и будет предоставлена возможность льготного проезда. Остальным льготникам из-за некомпенсации в бесплатном проезде будет отказано.
      А следующим шагом в этом процессе, возможно, станет частичная приватизация подвижного состава городского общественного транспорта. Чтобы не входить в противоречие с нынешним законодательством, необходимо будет создавать частных операторов. Они сами будут платить налоги, оплачивать потребляемую энергию, ремонт, делиться доходами с муниципальными управлениями.
      Вообще-то вся система городского транспорта Твери требует глобального реформирования. И для этих целей необходима целевая инвестиционная программа областного значения. Ведь только в первом квартале будущего года по налогам ТТУ обязано будет выплатить свыше 20 миллионов рублей. Городское хозяйство не в состоянии будет обеспечить своих транспортников такой суммой в полном объеме.
      Вновь над ТТУ нависнет угроза банкротства. Решать эту проблему придется и городским, и областным властям сообща, потому что социальный взрыв в областном центре никому не нужен.

Борис АНТРОПЬЕВ
      Фото Галины КУЗЬМИНОЙ

ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ НАШЕЙ ЭКОНОМИКИ

"Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит..." Так написал поэт, и, возможно, бывают зеркала, которые меняют людскую наружность в лучшую сторону или подчеркивают именно такие качества души, что человек и впрямь удивляется, делая для себя открытие...
      
      БЫВАЮТ и кривые зеркала, вызывающие смех и шутки. Зеркала же Вышневолоцкой зеркально-багетной фабрики отражают мир, не искажая и не приукрашивая. Вышневолоцкая зеркально-багетная фабрика - единственная в России. История фабрики ведет свою летопись с 1935 года. Именно тогда небольшая лесопилка на реке Цне превратилась в цех по производству зеркал. Обработка продукции велась методом серебрения, вручную. Было это довольно хлопотно и трудоемко. Готовые изделия отправлялись на мебельные фабрики и приходили в дома в комплектах сервантов, трюмо, навесных зеркал.
      Через пару лет на фабрике построили столярный цех, и зеркала обрели украшение - рамки. В военные годы фабрика выполняла заказ государственной важности - выпускала зеркала для прожекторов. Уже после войны была сделана пристройка к главному корпусу, установлено новое оборудование. В 60-е годы XX века зеркальная фабрика объединилась с багетной, откуда и пошло новое название - зеркально-багетная. С вводом в эксплуатацию первой вакуумной установки алюминирования зеркал начался переход на принципиально новую технологию, исключившую серебрение.
      К 90-м годам ХХ века фабрика провела реконструкцию, установила современное высокопроизводительное оборудование, что позволило во много раз увеличить выпуск нужной людям продукции. Ведь зеркальных фабрик в стране не так уж и много, а багетных - всего две. Нынче лишь в Вышнем Волочке и в Кирове.
      Кстати, багет - это рамка из древесины, обработанная специальными методами и оформленная дополнительной лепкой. Генеральный директор ОАО "Вышневолоцкая зеркально-багетная фабрика" Геннадий Васильев почти влюблен в продукцию своего предприятия. По его мнению, багет - это то же самое для зеркала или картины, что платье для женщины или фата для невесты. Впрочем, директор прав. Продукция и усилия работников по ее совершенствованию действительно достойны внимания. На фабрике работают люди, их более четырехсот, которые рады прикосновению к дереву и способны творить из него чудеса. За полгода под руководством главного технолога Галины Ткачук создано сорок девять новых образцов багета. Обновление продукции не самоцель. Это требования времени, потребность рынка.
      Как рассказал Геннадий Васильев, ныне российский рынок активно заполняется импортным товаром из Китая, Таиланда, Италии. Причем названные страны имеют преимущества и в климатических условиях, и в культуре производства. Итальянский багет, к примеру, известен уже несколько веков, а кредитно-финансовые возможности Европы позволяют создавать небольшие предприятия в любых точках мира, хоть в тропических лесах. Выбросили модульные конструкции, набрали аборигенов - и процесс, что называется, пошел. В российской глубинке гораздо труднее. В грязь и слякоть в лес за деревом не выйдешь. Тем не менее, утрачивать отечественную культуру и быть в полной зависимости от зарубежных поставок, кстати, доступных лишь людям богатым, умельцы из Волочка не хотят и не могут себе позволить. У россиян особая гордость, потому и промысел жив. Сегодня на фабрике, учитывая вкусы в первую очередь художников, развивается работа в двух направлениях по багету. "На вкус и цвет товарища нет", потому в Татарстан, где чувствуется тяга к украшениям, монументальности, направляются несколько вычурные, но все равно красивые багеты, обработанные золотом, серебром, украшенные лепниной. Простой, строгий, натуральный стиль любят в республиках более холодных. Например, в странах Балтии. "Натуральное" направление зародилось на фабрике всего год назад, и в этом плане поиск неисчерпаем. Химики-технологи, художники заняты подбором красителей, лаков, дерева. А сколько надо переработать сырья! Ведь чтобы изготовить качественную рамку без сучка и задоринки, ее надо очень здорово отшлифовать. С кубометра древесины лишь половина пойдет в дело. Тем не менее, в месяц коллектив выпускает столько багетных палочек, что можно уложить дорожку от Вышнего Волочка до Твери. Потребителями продукции стали несколько крупных фирм из Москвы, Краснодара, Сибири.
      Что касается непосредственно зеркал, то, как и прежде, восемьдесят процентов продукции идет на мебельные предприятия. Правда, если раньше сотрудничали с двадцатью двумя коллективами, то сейчас количество их на порядок уменьшилось в связи с резким сокращением строительства жилья и капитального ремонта. Для зеркальщиков из Волочка вопрос нынче в том, чтобы удержаться на рынке. Хорошим аргументом в свою пользу предприятие сделало образцовое качество изделий. Ничуть не уступает известным западным фирмам. Элементарное подтверждение тому - выгодный контракт со шведской фирмой "ИКЕА", работающей с пятьюдесятью странами. Часть вышневолоцких зеркал продается под этой маркой, широко расходятся зеркала и по России - от Мурманска до Пятигорска, от Калининграда до Сахалина. А недавно в телевизионном фильме "Воровка", где то и дело мелькали архитектурные постройки Твери и ее пейзажи, была показана и мебель, произведенная в Шатуре и украшенная зеркалами-багетами вышневолоцких мастеров. Жаль только, в титрах упомянуть об этом забыли.

Валентина КАСЬЯНОВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru