Архив номеров

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ КРОВАВЫЕ ЖЕРТВЫ ОНИ ПРИНОСИЛИ РЕДКО

Посетив "Музей ужасов" в здании Тверского речного вокзала, можно увидеть боевую кольчугу наших предков, меч ратника или топор ополченца. Но самое интересное находится за рамками экспозиции. Это живые люди - наши современники, которые пытаются воссоздать, возродить обряды, традиции, обиход наших предков, живших на Тверской земле в IX - XII веках. Три года назад они объединились в военно-исторический клуб "Дружина". Сегодня о своем клубе и совершенных им сенсационных исторических открытиях рассказывают "Лоции" председатель "Дружины" Сергей ВОЛГИН и молодой дружинник Марат ДРАГИН.
      
      В наше время возрождения традиций возникла потребность в восстановлении найденных при раскопках, хранящихся в музеях предметах древнего обихода. Для этих целей современные умельцы вынуждены были заняться изучением исторических материалов, чтобы узнать, как выглядел тот или иной предмет. Дальше - больше. Реконструкторы узнали о многих забытых традициях, столкнулись со многими философскими, этическими проблемами. Они обнаружили попытки искажения истории, кои, увы, предпринимаются и в наши дни. Но главное - в них проснулась тяга хоть на мгновение возродить то прекрасное и суровое прошлое, хоть на час стать "теми" людьми.
      
      ДВЕНАДЦАТЫЙ ВЕК В ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ
      
После обычного трудового дня, отработанного в двадцать первом веке, собираются в век двенадцатый члены клуба "Дружина". Наиболее впечатляет массивная фигура дружинника Леонида Успенского. Про таких парней говорят "косая сажень в плечах". В миру, нашем миру, Леонид работает химиком. А перенесись Успенский в XII век, там он был бы поистине великаном. Люди того времени не вырастали выше 160 сантиметров, и вес их составлял в среднем 50 килограммов - параметры современных подростков. И подвигом уже можно было считать само ношение ими доспехов. Так, обмундирование: (кольчуга, шлем и прочее) славянского воина весило 50 килограммов, а латы немецкого рыцаря свыше 80. Естественно, схватки при таких экстремальных нагрузках длились недолго, проходили молниеносно. Махать мечом наш предок мог не более трех минут.
      Пришедшие здороваются с находящимися в помещении мужчинами и женщинами при помощи правой руки, но не посредством обычного "европейского" рукопожатия, которое, по мнению членов клуба, пришло к нам от евреев. Древнее русское приветствие производится посредством соединения, легкого удара правых рук, при котором пальцы здоровающихся слегка скрещиваются. Члены "Дружины": историки, врачи, рабочие заводов - носят в своей среде древние имена. Так, Сергей Аркадьевич Волгин зовется здесь Коршар-сын-Урса, Марата Драгина называют Ратибором. Специфичны и женские имена: Варна-дочь-Злата, Смородинка-дочь-Белены. Дружинницы не пользуются косметикой, во всяком случае, в стенах клуба. Тем не менее, вид у них весьма лихой и задорный. Этакая первобытная, дикая привлекательность. И в поединках они участвуют наравне с мужчинами. Это у восточных народов роль женщины была принижена. Наши же прародительницы были вполне эмансипированы и являлись в племенах такими же боевыми единицами, как их мужья и отцы.

       "И ВЕЧНЫЙ БОЙ, ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ"
      
Сегодняшняя показная, так сказать, деятельность клуба - это ратные состязания и подготовка к ним. И подготовка не только спортивная: чтобы соорудить кольчугу образца XII века, состоящую из тридцати тысяч колец, трое мужчин должны по пять часов в день в течение месяца выполнять муторную однообразную работу. Можно представить, сколь ценен был такой труд тогда. Известно, что кузнец, реализовавший кольчугу своему средневековому клиенту, мог жить безбедно 8 лет на вырученные деньги. Но вот подготовка закончилась, и наступил день состязаний. Здесь действуют три вида правил: бой один на один - до восьми ударов по шлему или корпусу, свалка или богурт, когда идут стенка на стенку. И, наконец, бой "до победного конца", когда недовольный судейством ратник бьется со своим противником до полного изнеможения либо до того момента, когда он повержен наземь, а к его горлу приставлен нож. Кстати изготовляемые из упругой стали мечи, ножи и топоры реконструкторов искусственно затуплены, посему сражавшиеся отделываются лишь синяками.
      Если амуницию дружинники изготовляют сами, то некоторые исходные материалы и поездки на соревнования требуют значительных материальных затрат. Пока "Дружине" оказывают помощь сырьем только Тверской кожевенный завод и те немногие люди и организации, приобретающие их изделия для коллекций либо восстанавливающие у них старинные вещи. По мнению Волгина, еще не задействован рекламный потенциал дружинников. Ведь поединок закованных в железо людей - это красочное шоу, способное собрать множество потенциальных пользователей любой продукции. В частности, клуб мечтает наладить сотрудничество с каким-нибудь меховым производством, ибо мех был естественной частью одежды древнего человека. В десятом веке люди, населявшие современную Тверскую область, одевались исключительно в шкуры.
      
      ЯЗЫЧЕСКАЯ РУСЬ
      
У пенька, утыканного старинными топорами. Сергей делится результатами своих исследований, произведенных в процессе реконструкции предметов обихода и самого образа жизни наших предков. В десятом веке, по мнению Волгина, на месте Твери не было большого поселения. Обитали здесь финно-угорские племена, находящиеся под большим влиянием скандинавских викингов, - мерь, весь, чудь, дубровичи... Меч был тогда большим дефицитом, и основным металлическим оружием являлся охотничий нож.
      Поклонялись эти люди языческим богам, основными из которых были Перун (или Прунакс в литовском варианте) - бог войны. Велес - бог охоты и Яр - бог плодородия. Древний лесной алтарь представлял собой десяток столбов, обозначавших божества, вкопанных по кругу. Христианство пришло в те эти места тоже весьма своеобразно. Поначалу один из столбов в кругу язычники посвящали новому Богу - Христу.
      Каждый год 19 марта богам приносились жертвы. Кровавые жертвы приносились лишь Перуну, да и то нерегулярно. Людей было мало, и жизнь человека очень ценилась. Местные жители закапывали у подножия идолов пироги, лили на землю тесто, спиртное. Надо сказать, популярная в тогдашних племенах медовуха была не столь сильна градусами, сколько содержавшимися в ней пьянящими глюкогенными веществами. Был и другой напиток, столь необходимый воинам в схватках с врагами и дикими зверями. Настой из мухоморов делал их бесстрашными и нечувствительными к боли.
      Борьба за выживание в условиях севера делала лесных людей крайне практичными, использующими лишь то, что может им пригодиться. Столь же суровое и выборочное было их отношение к своим идолам-божествам. Если идол не помогал, его выкапывали и пускали вниз по течению реки. Те же идолы, что не оставляли без помощи наших предков, крайне ценились. Им приносились жертвы и на символизирующих их столбах вырезались изображения.
      Уставом жизни северных племен являлся покон. Главное правило этого средневекового кодекса предков гласило: "Бойся трусости, никогда не сдавайся живым!" - и сражались северные люди яростно, не на жизнь, а на смерть. Считалось, что плененный в этой жизни и на том свете будет вечным пленником. В верованиях верхневолжцев, как и в религиях других народов, было подобие рая и ада - "верхний" и "нижний" миры.
      Рабство в племенах существовало, но в более мягких формах, чем, скажем, в Древнем Риме, где оно переходило из поколения в поколение. Рабами в верховьях Волги и Днепра становились пленники. (Кстати, термины "пленник" и "враг" обозначались у наших предков одним словом). Плененный воин через год-два делался рядовым членом племени. Он имел возможность либо выкупить сам себя и вернуться домой, либо остаться жить среди своих бывших противников как равный среди равных.
      
      ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ
      
К XII веку племена Северной Руси стали образовывать крупные объединения. В это же время дикие орды далеко на юго-востоке перекрыли и разрушили Великий шелковый путь. Это способствовало созданию новой торговой дороги, получившей название "из варяг в греки" и соединившей с Европой земли Северной Руси. Купцы везли на Запад из русских земель меха и мед. Сюда же поступало оружие, доспехи и мирные товары. В лесных верхневолжских чащах стали переселяться с юга новые люди. Их здесь называли "словяне" (через "о"). Однако языческие верования существовали в Верхневолжье еще долго. И в четырнадцатом и пятнадцатом веках здесь продолжало царить двоебожие. Только при Иване Грозном в Новгороде и Твери окончательно укоренилось христианство.

Беседовал Борис ГУРОВ
      (С) ЛОЦИЯ

Фотографии из архива военно-исторического клуба "Дружина"

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru