Архив номеров

НАШЕ БУДУЩЕЕ "НЕ ХОЧУ БЫТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ..."

Шестилетний Саша Крылов рисует классификационное древо. Места на одном листе не хватает. И в месте склеивания двух листов карандаш не пишет, делает пропуск. Саша говорит: "Ой! Наконец-то до меня дошло. В этом месте случилась какая-то катастрофа, вымерли динозавры, всё погибло. И жизнь началась по-новому". "Как ты думаешь, почему она началась?" - спрашивает мама. "Теорий-то много. Может, и инопланетяне заселили землю. Но мне больше нравится такое мнение, что её создал Бог. Мам, вот мне уже 7-й год. Как ты думаешь, сделал я что-то плохое, за что меня Бог накажет?"
      
      УЧЁНЫЕ спорят о том, как была создана наша планета, уже много веков. Делают предположения, строят гипотезы... А может, всё это лишнее? Может, надо просто прислушаться к мнению 6-летнего Саши? Как говорится, устами младенца глаголет истина. Со своим стремлением объять необъятное человек порой заходит в такие дебри, что ему даже не приходит в голову задуматься о том, что он что-то делает не так, что за всё рано или поздно он заплатит сполна. Порой думаешь, что не мы должны учить детей, а они нас. Учить своей чистоте, невинности, искренности.
      Вы спросите, где мы нашли такого ребёнка, которого в таком возрасте беспокоят подобные вопросы. Отвечу: в детском саду №65.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что каждый родитель считает своего ребёнка самым умным, самым талантливым. Однако есть дети, действительно отличающиеся от своих сверстников высоким уровнем развития умственных способностей. Сразу отмечу, что таких детей в России, и, в частности, в Твери, не так много. И их воспитание и обучение требуют особого подхода. Для них в московском Центре Венгера была разработана программа "Одарённый ребёнок". В Твери доверили апробировать эту программу детскому саду №65, так как он в то время был больше остальных готов к этому. И начиная с 1993 года в этом детском саду одарённые дети занимаются по специальной программе. Сейчас в нём одна группа с одарёнными детьми, в которой 15 ребят 5-6 лет. Для того чтобы попасть в эту группу, дети проходят тест на обследование качества ума ребёнка. Программа рассчитана на 2 года, и после её завершения дети, как правило, поступают в престижные школы, и многие из них учатся по школьным программам, превышающим государственный образовательный стандарт.
      Детский сад сделал уже три выпуска одарённых детей. И за это время воспитатели и методисты набрались опыта. Ведь работать с одарёнными детьми довольно трудно. Воспитатели, работающие с одарёнными детьми, говорят о том, что большинство из них - лидеры, и каждый стремится быть первым.
      Пообщавшись с ними, я убедилась в этом сама. Вот, например, Вадик Соколов, самый общительный и энергичный мальчик в группе. На любой мой вопрос он во что бы то ни стало стремился ответить первым. У него феноменальная память: он запоминает номера телефонов и машин всех знакомых родителей и в уме может выполнять операции с числами до 800. Одно из его прошлых увлечений - играть с ребятами в игру "Кто хочет стать миллионером?". Он запоминает вопросы и ответы этой игры, а потом играет в неё в своей группе. В последнее время Вадик увлёкся космосом. Его очень интересуют ответы на такие вопросы, как "Есть ли жизнь на Марсе?" и "Как выглядят инопланетяне?" Многое он уже знает и сам, например, какая температура на Солнце и что это за планета - Фаэтон.

Саша Крылов за несколько минут нарисовал мудрёную постройку из трёх фигур, которую сделал сам, в трёх проекциях. Впрочем, это умеют все дети "одарёнки". Ведь они уже изучили конструирование (по-нашему, черчение). Ребята знакомы с эволюционным учением Дарвина. Они знают, как приспособлены растения и животные к условиям обитания, могут сознательно обосновать, почему в каждой природной зоне именно такой биоценоз. Саша Крылов очень увлекается бабочками, и у него их большая коллекция. Он даже смог из куколки вырастить бабочку (это уже сданная лабораторная студента-биолога).
      Коля Стручков знает, что кушать вредно, а что полезно, следит за тем, чтобы все дети обязательно мыли руки перед едой (знания по валеологии - науке о здоровье).
      И что самое главное, всё это им интересно и нисколько не перегружает их. Занятия проводятся в игровой форме, суть новых понятий, явлений объясняется им наглядно, и поэтому усвоение материала не вызывает трудностей. Например, изучая агрегатные состояния веществ из раздела физики, дети проводят эксперименты, воочию наблюдая, как лёд превращается в воду, а вода - в пар. А знакомство с картографией начинается с составления плана комнаты, улицы рядом с детским садом, своего микрорайона. А потом дети довольно свободно могут использовать различные географические карты, глобус.
      В наше сложное время очень важно подготовить ребёнка к жизни в обществе. Одна из задач воспитателя - научить ребёнка адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. И дети дошкольного возраста рассуждают вполне реалистически. Вот как размышляет Саша Крылов на вопрос о том, не хотел ли бы он стать президентом: "Президентом?.. Нет, наверное, не соглашусь. Уж больно забот много". В детском саду №65 стараются воспитать гармоничную личность, уделяя внимание не только умственному развитию, но и творческому. Одни дети увлекаются музыкой, другие любят рисовать, а третьи обожают физкультуру.
      И уж, конечно, не забывают воспитатели о детских праздниках. Они проводятся в саду постоянно. Вот и я с удовольствием поприсутствовала на осеннем детском празднике с весёлыми песнями и танцами, увлекательными играми и вкусным угощеньем.
      Каждый ребёнок - это уникальная личность, и очень важно разглядеть в нём его неординарные качества для того чтобы развить их и как можно полнее реализовать тот потенциал, который в нём заложен. И задача родителей и воспитателей - дать возможность ребёнку проявить себя и всеми средствами поддерживать интерес ребёнка к приобретению знаний. Ведь ничто так не отбивает желание учиться, как скука.

Елена БУРЦЕВА
      Фото Сергея Федорова

СТРАДАНИЯ ШКОЛЫ №3

У директора школы №3 Натальи Алексеевны Бруставецкой есть толстенная папка. Самая первая бумага в ней, с которой, собственно, все и началось, - письмо, датированное 1989 годом, от учителей в "Учительскую газету". Они писали, что школа находится в аварийном состоянии. Из газеты пришел ответ на официальном бланке: "Ваше письмо редакция получила и направила в облисполком". Облисполком сказал: будем строить.
      
      Здание школы №3 в Затверечье было построено еще в 1936 году. В 1941 году в нее попала авиационная бомба. Школу кое-как восстановили, но оставили ее без канализации, столовой, спортзала. Все это было сделано руками учителей в закуточках и каморках. В школе было около пятнадцати кабинетов, в них учились 24 класса в 2 смены. Так было практически до 1991 года.
      
В НАЧАЛЕ 90-х годов в Твери было сдано много школ-новостроек. Вспомнили и про третью школу. В 1990 году здание школы решили снести и через год учеников и учителей перевели в 35-ю школу, что на Комсомольском проспекте. Правда, снести старое здание решились только через 4 года, и через 5 лет после выселения, в 1996 году, начали строительство новой школы.
      8 лет ученики с 5 по 11 класс учились в 35-й школе. Начальные классы занимались в здании межшкольного учебно-производственного комбината за Тверцой, поближе к дому. 35-я школа - специализированная, с углубленным изучением иностранного языка. К тому же между ребятами с речного и ребятами с Пожарной площади всегда была вражда, вроде как две группировки. А тут - все они оказались под одной крышей, причем "речные" - хозяева. Наталья Алексеевна говорит, что вначале было всякое, но потом успокоилось.
      Когда 3-я школа переехала в 35-ю, еще не был отремонтирован Тверецкий мост. Ходить через другой - слишком большой крюк для детей. Им приходилось перебираться через реку по понтонной переправе, а родители дежурили у воды.
      В 1999 году школа №3 перебирается в здание 53-й, на улице Коноплянниковой. Здесь есть возможность хотя бы старшим классам учиться в первую смену. В школе, принявшей этих учеников, занимается больше 1000 человек. От 3-й школы здесь 280 учеников. Как маленький остров.
      Когда в 1991 году дети уходили в 35-ю школу, было 600 учеников. Сейчас осталось 360: перевелись в другие школы.
      - В этом есть и свои плюсы, - говорит Наталья Алексеевна, - маленьким коллективом легче управлять. Мы сохранили надежный и дружный костяк. Недавно ученики 8-11 классов убирали территорию новостройки: видели бы вы, как они сплоченно работали!
      10 лет детей и учителей кормили обещаниями, каждый год завершение стройки отодвигалось на следующий. Учителя и родители боролись изо всех сил, дети устали переезжать. Был даже объявлен конкурс рисунков "Какой будет наша школа?". И дети рисовали то, о чем мечтают: свой школьный дом. Прошлой зимой учителя и родители обращались через все тверские СМИ с открытым письмом к Белоусову и Платову. Ведь в этом году исполнилось 65 лет 3-й школе и 10 лет их скитаниям. Благодаря этому письму стройка стала вестись намного интенсивней. На данный момент школа наконец-то достроена. В конце ноября состоится государственная комиссия по приемке здания, и в декабре 3-я школа въедет в свой отдельный дом. Кстати говоря, те, кто когда-то перевелся в другие школы, сейчас собираются вернуться.
      Это здание построено по индивидуальному проекту, оно не похоже на обычные школы-новостройки. Дело в том, что рядом находится храм - памятник архитектуры XII века. Новостройка стилизована под этот памятник, и третий этаж, чтобы не выделялся, построен по типу мансарды. У новой школы есть учебный корпус и корпус со столовой, библиотекой, двумя спортивными залами. Даже есть автономная котельная. Дети будут учиться только в первую смену.
      Выпускной класс 2001 года был уникальным: в 1991 году они пришли в 1-й класс в 3-ю школу, со 2 по 4 классы учились в учебно-производственном комбинате, в 1995 году перевелись в 35-ю школу, а последние 2 класса учились в 53-й. На "последнем звонке" выпускники пели: "Четырежды в школу под номером третьим пришлось нам с тобою ходить".
      Надеюсь, что за оставшийся до переезда месяц ничего не произойдет и для 3-й школы начнется наконец спокойная жизнь.

Татьяна ВАВЕР
      Фото Сергея Федорова

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru