Архив номеров

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ АЛЕКСАНДР БЕЛОУСОВ: "МОЯ АКТИВНОСТЬ НИКАК НЕ УМЕНЬШИЛАСЬ"

Глава города Твери Александр Белоусов последнее время стал нечастым гостем на страницах нашего издания. Для того чтобы восполнить этот пробел, мы попросили о встрече с мэром. Разговор состоялся обстоятельный и долгий. Предлагаем часть этого разговора нашим читателям.       
      - Александр Петрович, в последнее время вы редко появляетесь в тверских средствах массовой информации. С чем это связано?
      
- Я недавно прочитал статью в вашей газете, где было высказано мнение, что глава города в последнее время проявляет некоторую нерешительность, вялость в работе. Иногда оценку деятельности чиновника действительно ведут по его активности в СМИ. На мой взгляд, это порочное мнение. Есть разный тип руководителей. Одни работают и успевают очень часто появляться в СМИ. Другие работают, но из-за большой загруженности просто не успевают "светиться" в средствах массовой информации. В моем случае, видимо, сейчас случился второй вариант.
      У меня еженедельно проходят как минимум две встречи, которые дают возможность заложить фундамент большей инвестиционной привлекательности города Твери. В результате приходится курировать не один десяток таких проектов. Если брать прошлые годы, то подобных проектов было реализовано два: по общественному транспорту и по жилищному строительству. Такие вещи всегда требуют длительного решения вопросов.
      Те проекты, которыми я сейчас занимаюсь, гораздо крупнее. В них речь идет уже о десятках миллионов долларов. Это требует длительного согласования, времени на проверку, в том числе на изыскание финансовых ресурсов. Мой график работы стал более напряженным. В 6 утра уезжаешь в Москву, а возвращаешься иной раз за полночь. Если говорить о том, что я стал меньше вникать в вопросы в городе, то это только потому, что у меня подобрались опытные кадры заместителей, помощников. Они в силах самостоятельно решать вопросы, и иной раз мое личное вмешательство не обязательно. В этом, я бы сказал, главная причина моего меньшего участия в общегородских делах.
      Кроме того, в течение последних месяцев мне пришлось приличный кусок времени посвятить "отмыванию" себя от уголовного дела, заведенного сразу после выборов главы города. В этом вопросе все, вроде, закончилось. Уровень разбирательства дошел до генеральной прокуратуры, и там дело было закрыто.
      - Вопросом вопросов продолжает оставаться коммунальная реформа. Из него вытекают и энергетический кризис, и другие проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются горожане. В какой стадии сейчас находится реформа ЖКХ в Твери, в каком направлении она движется?
      
- Действительно, сейчас это один из самых болевых вопросов, как для меня, так и для большинства жителей города. Сразу вспоминается китайская пословица, которая гласит "не дай нам Бог жить в эпоху перемен". За последние 10 лет в нашей стране были кризисные ситуации в разных отраслях. Когда-то приватизация острее всего действовала на нервы. С 1994 года начался кризис в промышленности и строительстве. Люди оставались без работы, без зарплаты, соответственно, без пенсий. Сложности в коммунальной сфере пошли оттуда, но мы с ними столкнулись только сейчас. В прошлые годы государство выпустило документы, обязующие нас принять на баланс жилье и теплоэнергосети. Мы понимали, что когда-то коммунальное хозяйство станет для нас проблемой номер один. Но одновременно знали, что с предприятий города надо снять этот хомут. В результате хронического недофинансирования ЖКХ стало одной из главных проблем не только внутри города, но и на общегосударственном уровне. Четыре раза в течение недавнего времени вопрос коммунальной реформы выносился на самый высокий государственный уровень и был проблемой номер один для премьер-министра и президента.
      Если бы все в коммунальной реформе происходило так, как первоначально планировалось, то ситуация бы постепенно выправлялась. С ростом тарифов постепенно обновлялись бы инженерные сети, происходила замена коммунального хозяйства на более эффективные энергосберегающие технологии. У нас же все идет с перекосом. Растут тарифы, и одновременно растет плата за коммунальные услуги. Средств на обновление, к сожалению, нет.
      Все всегда спрашивают, есть ли выход из этой ситуации? Конечно же, есть. Главным направлением в решении этого вопроса на общегородском уровне я считаю то, что в течение текущего года мы стабилизировали отношения с энергоснабжающими организациями. Заключен договор на 5 лет о реструктуризации долга перед энергетиками. Ни в одном областном центре нашей страны такого договора нет. В первый год мы будем платить всего лишь 10 процентов от задолженности. Заключен договор с "Межрегионгазом" также на пятилетнюю реструктуризацию долгов. В конце концов, когда-то мы должны были начать отдавать долги. И в этом вопросе, конечно же, надеемся на помощь правительства. В августе правительством был выделен пятимиллиардный целевой трансферт на подготовку жилищного фонда и отопительных сетей к зимнему периоду.
      К тому же федеральные структуры постепенно начали расплачиваться с долгами. Я говорю о Министерстве обороны, Министерстве высшего образования. Единственно, пока не решен вопрос с федеральными льготниками: это ветераны, инвалиды, военнослужащие, чернобыльцы и многие-многие другие. Но об этом шла речь на недавнем заседании правительства, и премьер-министром дано прямое поручение соответствующим министерствам провести реструктуризацию долгов муниципальным образованиям за "неотоваренные" федеральные льготы. В нашем случае это порядка 1,5 миллиарда рублей. Муниципальные предприятия и учреждения Твери на эту сумму уже оказали услуги, а сами должны порядка 800 миллионов рублей. То есть, положительное сальдо - около 700 миллионов. Мы постепенно этот вопрос решим, тогда и будет вестись более целенаправленная работа в коммунальной сфере. Мы будем капитально ремонтировать наши коммуникации и проводить замену сетей.
      Кроме того, в проблеме ЖКХ присутствует неоднократное ежегодное изменение тарифов на энергоносители и приходится искать средства из других бюджетных статей. Например, с 1 ноября РЭК увеличила тариф на теплоэнергию на 15 процентов. Мы планировали заплатить за тепло и горячую воду 47-49 миллионов рублей, теперь получается, что нам не хватает еще 14-15 миллионов. Придется снимать деньги из других статей, например, с капитального ремонта дорог, может быть, даже с тех же медикаментов. Нас постоянно ставят в положение новых правил игры. Мы предлагаем энергоснабжающим организациям прогнозировать, планировать увеличение тарифов хотя бы на год вперед. Но у них правила игры всегда меняются неожиданно. И от этого у нас нет четко спланированной программы обновления собственных фондов.
      Вторая часть вопроса о ЖКХ касается, на мой взгляд, правовой базы. Необходимо отрегулировать взаимоотношения жителей города с энергоснабжающими и обслуживающими жилой фонд организациями. Речь идет о ЖЭУ и других службах. В этих отношениях одна сторона должна вовремя платить, а другая качественно обслуживать и снабжать должным образом. Для решения проблемы в коммунальном хозяйстве мы разделили заказчика и подрядчика, фактически мы устранили систему ПЖРУ. Создана так называемая дирекция единого заказчика - ДЕЗ, хотя, возможно, мы немного ошиблись, сделав ее единой. Она слабо решает вопросы оперативного порядка. Но это поправимо. Такие организации мы создадим либо в каждом районе, либо сделаем районные филиалы.
      А что касается обслуживания жилых домов, то у нас уже есть примеры, когда были приведены конкурсы. Есть примеры, когда подобные конкурсы выигрывали две частные организации, то есть два ЖЭУ уже обслуживаются частниками. Конечно же, они подходят к проблеме с мерками финансовой прибыли и иногда забывают о социальной стороне вопроса. Но я думаю, что это вопрос времени. Чем больше будет конкуренции в этой сфере, тем лучше будет простым жителям.
      Ну и, пожалуй, последняя тема в вопросе о ЖКХ - это внедрение энергосберегающих технологий. Мы планируем строительство в городе 15-20 малых котельных, что позволит сократить потери, которые есть у крупных теплоисточников. Для этого я занимаюсь сейчас поиском денег, которых нужно 50-70 миллионов долларов. Будем создавать так называемые квартальные котельные, у которых значительно меньше теплопотери. Сейчас есть технологии встроенных, крышных котельных. Есть даже суперсовременные технологии, кстати, разработанные нашими тверскими учеными, у которых коэффициент полезного действия условно более 100 процентов. Ну и, конечно, для экономии энергоресурсов в социальной сфере необходимо устанавливать приборы учета тепла с современными методами регулирования. Все это тоже потребует значительных денежных вливаний, но все равно мы к этому рано или поздно придем.
      Достаточно примеров, когда в квартире устанавливают такие счетчики на тепло, на горячую и холодную воду и, естественно, волей-неволей начинают экономить. По крайней мере, сейчас платят за коммунальные услуги раза в 1,5-2 меньше. Проект поддержки энергосберегающих технологий сейчас также рассматривается на самом высоком уровне. Например, он недавно обсуждался в Туле на встрече с полномочным представителем по Центральному федеральному округу Георгием Полтавченко. Могу сказать точно: понимание этой проблемы в правительстве есть.
      - Много лет идет дискуссия о том, быть ли главам муниципальных образований депутатами. Как вы относитесь к этой проблеме? Долгое время высказывались предположения, что вы пойдете на выборы в Законодательное Собрание. Почему вы это не сделали?
      
- Действительно, такая дискуссия идет только от того, что нет четко определенного законодательства в этом вопросе. До сих пор решают: быть или не быть. На государственном уровне также этот вопрос четко не решен. На мой взгляд, на современном уровне нашей демократии главы муниципальных образований могут быть депутатами законодательных собраний. Вспомним хотя бы советский период, когда я был не только членом облсовета, но даже членом президиума облсовета. Глава лучше знает проблемы своего города, а наш областной парламент пока еще в такой степени не стал профессиональным.
      Если говорить, почему я лично не выдвинул свою кандидатуру на нынешних выборах в ЗС, то тут есть очень простое объяснение. Я считаю, что мое личное участие в ЗС необязательно для защиты интересов жителей областного центра. У нас есть 9 депутатов. Желательно, чтобы все 9 представителей от Твери очень мощно защищали интересы тверичан. А когда глава города сам избирается по одному из округов, то теряется контроль над другими округами. Я предпочел заниматься тем, чтобы в каждом округе по городу Твери победили достойные представители.
      - Каждую осень накаляются страсти по поводу бюджета. Какие прогнозы относительно бюджета Твери на будущий год?
      
- Объективно ситуация с бюджетом всегда очень острая. И это не чисто российские проблемы. Мой коллега, мэр финского города Хяменлинна, рассказывал, как у них обсуждается бюджет и доходит чуть ли не до рукоприкладства. Бьются за каждую тысячу марок. Это везде болезненный вопрос. Но дело в том, что от того, как сработали глава города и жители этого города за прошлый год, у нас в стране почему-то мало что изменяется. Например, мы в городе Твери дополнительно получили в 2000 году доходов больше, чем в 1999 на 1 миллиард рублей. Из этих денег осталось на нашей территории чуть больше 100 миллионов. То есть, от того, хорошо или плохо мы сработали, в бюджетной сфере мало что зависит. У нас утвержден бюджет приблизительно в 1 миллиард рублей. Тем не менее, по тому проекту, который рассматривался, нам планируют выделить из консолидированного бюджета области всего 850 миллионов. Губернатор, насколько я информирован, пока не подписал такой проект бюджетных отношений. И в основном из-за разногласий консолидированного бюджета с бюджетом города Твери. Я считаю, что в областном центре должен быть запланирован бюджет не менее 1,5 миллиардов рублей. Переговоры на эту тему ведутся на уровне департамента финансов и Законодательного Собрания. Если такие цифры не будут заложены, городское хозяйство будет приведено к катастрофе. Я говорю совершенно серьезно, потому что знаю, что консолидированный бюджет области увеличился на 1 миллиард рублей, а бюджет городского центра почему-то уменьшается.

Записал Борис АНТРОПЬЕВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru