Архив номеров

ПО ТВЕРСКОМУ КРАЮ КУДА ТЫ, ТРОПИНКА, МЕНЯ ЗАВЕЛА?

В последнее время все чаще поднимается тема привлекательности Тверского региона для туризма. Однако вместе с этим практически во всех случаях идет речь о том, что огромный потенциал Верхневолжья в этом плане используется крайне неэффективно. Большое, как известно, начинается с малого. И если театр - с вешалки, то туристический маршрут - с карты. И уже здесь проявляются несуразности. Раскроем же карты...
      НАЧАТЬ обсуждение этого вопроса, кстати, была не наша инициатива. К нам обратились тверские туристы, которые, в общем-то, и являются основными пользователями обсуждаемых карт. Они постоянно ходят по указанным в них маршрутам, и их мнение можно считать авторитетным.
      Так вот недавно они приобрели новую схему-путеводитель "Исток Волги. Верхневолжские озера. Селигер", выпущенную издательством "СИТЕС", и склонились над ней в недоумении. Перед ними лежал красочный образец современной полиграфии, с мелованной бумагой и яркими фотографиями, но как карта и даже как схема-путеводитель представляющий сомнительную ценность.
      В глаза бросались фактические ошибки. Правда, их немного, но они есть. Дорога от деревни Жданское до Сабро, по утверждению туристов, побывавших там этим летом, практически отсутствует. Во всяком случае, она указана на схеме как автодорога с грунтовым покрытием, но возможность проехать на автомобиле не предоставляет. Кроме этого, некоторые обозначенные на карте деревни, к примеру, Сальниковщина и Степановщина на селигеровском острове Хачин, давно вымерли, но указаны на схеме, причем таким же значком, как крупные населенные пункты, типа Новые Ельцы или Неприе.
      Если рядовому читателю, не особенно знакомому с туристической спецификой, такие моменты покажутся мелочью, то мы объясним, чем они могут обернуться на практике. К примеру, в вашей группе кто-то пострадал, и ему требуется медицинская помощь. Вы устремляетесь к ближайшему по карте населенному пункту и, пройдя несколько километров, обнаруживаете, что там не только медпункт отсутствует, но и любая форма жизни. "А ведь мы, - посетовали туристы, - водим и детские группы!"
      Кстати, о медпунктах. На карте они не обозначены. Вообще обозначений и разного рода значков-указателей на новой карте "СИТЕСа" мало. Говоря словами географов, легенда карты очень скудная. Туристы принесли для сравнения старую карту, которой они до этого момента пользовались. Выпущенная в 1988 году туристская схема "Озеро Селигер" представляет собой исключительный образчик заботы о туристах и внимания к ним. Помимо всего прочего необходимого на ней указаны: археологические памятники и памятники архитектуры, бюро путешествий и экскурсий, магазины, пункты медицинской помощи, пункты питания, почты, пляжи, интересные объекты природы и живописные места. Каждому из этих пунктов присвоен свой значок, и они густо покрывают схему. На новой карте нет ни одного из перечисленных.
      Впрочем, есть некоторые указания. Например, значок "церкви действующие". Однако в крае много и недействующих церквей, удивительных по красоте. Рядом с Заречьем, к примеру, находится местечко Никола-Рожок, где стоит церковь, стены которой украшают потрясающие фрески, необычные, не свойственные для славянской иконописи. Но вы о ней не узнаете.
      Не узнаете вы из новой карты и то, что в Ширкове есть памятник архитектуры XVII века - деревянная церковь, построенная без единого гвоздя. В общем-то, среди условных обозначений новой карты, вернее, схемы-путеводителя, присутствует и такое - "достопримечательности". Но оно немое. Простые красненькие треугольнички, расставленные по схеме, не имеют ни подписей, ни ссылок, ни объяснений. Что там за достопримечательность в местечке Ксты, отмеченная треугольником на новой карте? Смотрим в старую схему - а, теперь понятно, мемориал на месте бывшей деревни, жители которой были убиты и сожжены фашистами 9 января 1942 года, а также оставшиеся с военного времени памятники боевой славы - доты и дзоты.
      С точки зрения защиты окружающей среды и экологии, карта не выдерживает никакой критики. Почему бы, скажем, не указать, что остров Хачин - заказник, рекомендуемое время пребывания на нем - 2 дня, причем в местах старых туристских стоянок? Кстати, значками, обозначающими разрешенные места стоянок туристов, старая карта прямо-таки усыпана вдоль и поперек. Нетрудно догадаться, сколько таких значков на новой схеме - правильно, ноль!
      Возникает закономерный вопрос - для кого же все-таки делалась новая схема-путеводитель? Может, издатели полагают, что туризм в былом представлении - с палатками, рюкзаками, котелками - исчез с лица земли? Может, они создавали ее для туристов нового поколения - эдаких новых русских, выехавших на "мерседесах" шашлыки пожарить на фоне восхитительной природы Верхневолжья? Хорошо, но в таком случае они хотя бы обозначили на схеме автозаправки! А на старой схеме - и это уже просто смешно - они есть! И не только автозаправки, но и станции техобслуживания!
      Здесь пора, пожалуй, опустить занавес. Но под занавес нельзя не сказать вот о чем. Туристы принесли не одну карту, выпущенную "СИТЕСом". Не желая только лишь критиковать, они раскрывали перед нами и другие продукты издательства, искренне восхищаясь их качеством - "Православные храмы Твери", "Отдых в России", "Карта-схема города Сочи". Только вот в чем загвоздка. Те издания, где есть карты, которые хвалили туристы, не связаны с Верхневолжьем. А что же наши карты? На их качественное написание, видимо, издатели не пожелали особенно тратиться, прикрывшись, возможно, словом "схема". Но их выдало слово "путеводитель". Ведь таковым новое издание назвать трудно.
      Читатель может спросить: "Раз старая карта так хороша, почему бы туристам ей и не пользоваться?" Все меняется, граждане: и ландшафт, и жизнь. И сколько можно все делать по-старому? Сей риторический вопрос отнесем и к организации тверского туризма в целом.

Оксана Смирнова

РАДОСТИ ЮНЫХ СТАРООБРЯДЦЕВ

Где проводит время, отдыхает современная молодежь? В клубе или на дискотеке, если деньги есть. Ну, а если оных не имеется - на улице или в загаженном подъезде. А как проводит свое свободное время молодежь верующая, а именно - старообрядческого исповедания? Об этом рассказали "Каравану" настоятель Ржевской Покровской старообрядческой общины священник Евгений ЧУНИН, а также руководитель детского сада "Зернышко" Елизавета ЛАКАЛИНА и ее юные помощницы.
      
      САМА Елизавета Владимировна, которую также вполне можно отнести к молодежи, родилась в Калужской области, в старообрядческой семье. Приняв крещение в юные годы, она, тем не менее, до определенного периода не интересовалась вопросами веры и была самой обыкновенной "светской" девушкой.
      - Но потом, - говорит Елизавета Владимировна, - Господь привел меня в Ржев, к отцу Евгению. И здесь уже я стала задумываться, для чего мы живем. Стала ходить в храм, вышла замуж, теперь уже свои дети подрастают.
      Детский сад "Зернышко" размещается в небольшом стареньком церковном домике во дворе Ржевской Покровской церкви. Существует он на добровольных началах на средства прихожан.
      Готовит детям повар Надя Зуйкова. За детьми присматривает племянница Елизаветы Владимировны Людмила, студентка медучилища; трудятся здесь и еще несколько человек. А помогать приходят девочки-старшеклассницы. Помимо азов православия и молитвенных навыков здесь проводят все те занятия, что и в обыкновенных детских садах.
      Завтра эти дети повзрослеют, перейдут из садика в школу, у них появятся новые интересы, увлечения... Какими они будут? Ходит ли старообрядческая молодежь на дискотеки? Балуется ли спиртным?
      Нет, считают мои собеседницы: молодым верующим на дискотеках делать нечего. Тем не менее, они не сидят по домам, а ищут общения в своем, христианском кругу. Часто по вечерам собираются здесь же, в одной из комнат церковного домика. Разговаривают о житье-бытье, вместе поют старинные духовные стихи, изучают церковное знаменное пение, обсуждают церковные новости. А когда к кому-нибудь из христиан приезжают гости из других городов и приходов, то молодежь обязательно старается пригласить их "на посиделки" в церковный домик, чтобы всем вместе пообщаться, услышать рассказы о жизни "за морем" или поближе.
      Летом молодежь, как и прочие городские жители, стремится на природу. Для летнего отдыха детей Ржевская Покровская старообрядческая община почти десять лет назад устроила под Ржевом детский христианский лагерь "Ржевская обитель". Поэтому когда наступает лето, и даже еще раньше, центр "молодежной активности" перемещается туда. Кстати, туда же переезжает на лето и детский сад "Зернышко".
      Многие из нынешних молодых прихожан не один год отдыхали сами в "Ржевской обители". Теперь уже некоторые из них сами приезжают туда помогать заниматься с детьми. А дети собираются там не только из Ржева. Некоторые стремятся приехать сюда и из ближайших и даже удаленных мест, поскольку там нет таких возможностей для организованного христианского отдыха.
      Как и в других лагерях, подростки отдыхают, ходят в походы, купаются, работают на огороде, играют в спортивные игры, жгут вечерние костры и общаются друг с другом.
      - А может ли молодежь употреблять вино?
      
- Вино, кагор или сухое, а также домашнее, по церковному уставу полагается употреблять в дни церковных праздников. Но молодежи более уместно воздерживаться от вина даже и в эти дни. Вообще раннее знакомство подростков со спиртным среди христиан никогда не почиталось.
      - А как вы поступаете, если чей-то день рождения выпадает на пост, празднуете его с вином или нет?
      
- Обращаемся за советом к батюшке, отцу Евгению, спрашиваем его благословения. Хотя праздновать день рождения в христианских кругах не принято - обычно отмечают день Ангела: день памяти того святого, имя которого дано человеку при святом крещении. И в первую очередь этот день отмечают молитвой, а потом уже приглашают за стол.
      Курение как таковое церковью не допускается и почитается за грех, хотя курящие и не изгоняются из церкви. Однако люди, страдающие этим пороком, как и другими серьезными грехами, подвергаются некоторым христианским ограничениям. В частности, курящие не допускаются к святому причастию, пока окончательно не оставят этот грех.
      Естественно, верующие родители сызмальства водят своих чад в церковь. Но, став самостоятельными, не порывают ли молодые люди с храмом? По словам Елизаветы Владимировны, такого разрыва не происходит. Конечно, бывают такие случаи, когда молодежь, повзрослев, находит себе интересы вне церкви. И все же многие не перестают посещать храм. Если кто-то уезжает учиться, то стараются ехать туда, где есть старообрядческие приходы, а приезжая в Ржев, не забывают и наш храм.
      Отрадно то, что в храме появляются все новые люди. Еще несколько лет назад большинством прихожан церкви были бабушки. А теперь в церковь ходит очень много молодежи, детей.
      Следующий вопрос я адресую к настоятелю Ржевской старообрядческой общины отцу ЕВГЕНИЮ.
      - Сегодня многие молодые уходят в бизнес, при этом они подчас просят церковного благословения на своем новом поприще. Считают ли священники-старообрядцы допустимым для себя освящение офисов и "мерседесов"?
      
- Традиционно, когда раньше приглашали священника освятить крестьянское жилище, он окроплял святою водой не только сам дом, но и двор, и корову в хлеву, и лошадь с бричкой или санями. Теперь бричку заменила машина, а "лошади" спрятались под капотом, но это принципиальной разницы не составляет. Важно другое: заслуживает ли то место - жилище человека или его автомобиль - чтобы священник призвал благодать Божию для его освящения? Речь здесь о нашей ответственности за сохранение той благодати, которую мы желаем получить. Если эта благодать, сегодня нам данная свыше, завтра будет бездумно попрана нашими же греховными поступками, разве не больше мы нагрешим? Поэтому жилище или офис, машина или дача заслуживают быть освященными, если в них живут или трудятся верующие (по преимуществу) люди, которые являются добропорядочными христианами, и при этом никто не курит, не произносит скверных ругательств, и даже посетителям это тоже не позволяется! Да и сам род деятельности заведения не противоречит христианским заповедям. Вот тогда это будет настоящее освящение, и его не грех будет совершить.

Беседовал Борис Гуров
      Фото автора

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru