Архив номеров

ПЕРСОНЫ СТЕКЛО БОРИСА ФЕДОРОВА

Среди известных в России художников по стеклу, таких, как Любовь Савельева, Ольга Победова и других, есть и имя тверского художника, недавно избранного членом-корреспондентом академии художеств Бориса Владимировича Федорова.       
      Начинал он самостоятельную жизнь мастером в институте с длинным неперевариваемым названием "Севзангипросельхозстрой", окончив в 1967 году Калининский строительный техникум. Спросите любого настоящего художника, что позвало его к кисти, резцу, камню, вышивке? Почему он пишет картины пером, а не кистью? Или наоборот? Мало кто ответит четко - это ведь душевный позыв, который словами не сформулируешь. Бориса Федорова заворожило стекло...
      Татьяна Бойцова, секретарь Тверского отделения Союза художников России: "То, чего добился Борис Федоров, он добился благодаря своему творческому почерку. У него хорошо развито природное чувство стиля, он умеет улавливать своеобразие времени в искусстве и культуре, поэтому его работы всегда были в русле творческих исканий эпохи. Талант в любых условиях остается талантом. Пришло время перестройки и реформ, закрылись стекольные заводы - и художнику по стеклу нужна работающая печь, мастер-стеклодув, отлаженный технологический процесс. На Тверском стекольном заводе и на "Тверьстекле" художники такого ранга оказались не нужны. За эти десять лет Борис хорошо себя показал в пастелях, занимался станковым искусством, пошел преподавать в художественное училище, работал в графике, но о стекле не забывал. Он придумал удивительный ход (жизнь заставила действовать по поговорке "голь на выдумки хитра"): использовать для своих работ отходы стекла после его обжига в печи, взять в работу все, что стекает из печи и идет на свалку. В этой массе перемешано все, она содержит гамму цветовых оттенков, зачастую эти валуны приобретают причудливую форму. Борис посмотрел на валуны глазами скульптора, начал отсекать все лишнее - и получились оригинальные вещи, да такие, которые фактически определили новое направление в "стеклянном искусстве", а на последней выставке в Москве в 2000-2001 годах повлияли на голосование при избрании его в члены-корреспонденты академии".

В его прежних и новых работах сильно проявляются чисто русские стороны творчества: эмоциональность, душевность, теплота, одновременно наводящие на мысли о вечном...
      "Умею ли я найти выход из собственного сложного состояния, воплощая идею в материале, не сделать работу слишком закодированной? Все-таки я хочу сохранить какую-то простоту, логику, ясность. Стараюсь не быть многоречивым, производить строгий отбор... Прозрачное стекло похоже на кусок, блок выпиленной воды: бросишь камешек на поверхность - возникает чистейший пузырь или волна. Стекло хранит память...", - делится мыслями художник.
      Живет Борис Владимирович в Твери, с супругой Людмилой вырастили двух дочерей, а теперь есть и внук, который, может быть, тоже станет заслуженным художником России, как и дед - член-корреспондент академии художеств.

Борис Ершов









СУПЕРЧИНОВНИК ПРОШЛОГО ВЕКА

5 ЯНВАРЯ 1826 года (а по старому стилю 24 декабря 1825 года) в семье ржевского аптекаря Ивана Филиппова родился сын, которому при крещении дали имя Тертий. Видимо, отец увлекся римской историей - второй сын носил имя Астерий.       
      Детство будущей знаменитости прошло в родном Ржеве, а когда Тертий подрос, отец отдал его учиться в Тверскую гимназию, которую тот окончил блестяще, и сразу поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Вскоре после полного курса Тертий защитил кандидатскую диссертацию, а зарабатывать на жизнь начал учителем словесности в 1-й Московской гимназии, затем стал чиновником по особым поручениям у обер-прокурора Синода графа Д.А. Толстого. В 1864 году, то есть к 40 годам, поступил на службу в ведомство государственного контроля (нынешний аналог - Контрольно-счетная палата), где зарекомендовал себя грамотным и ответственным чиновником, занимая крупные промежуточные должности, а в 1889 году его назначают государственным контролером Российской империи (нынешний аналог - Сергей Степашин)! Вот так сын аптекаря стал сенатором и министром - для Ржева случай уникальный. И все это благодаря своим способностям, достойным свойствам характера, без протекции (без блата, сказали бы мы).
       Честность и благородство высоко ценились в среде образованнейших людей того времени. Т.И. Филиппов материально поддерживал измученного болезнью и бедностью Модеста Мусоргского и за два дня до смерти музыкального гения встал вопрос: как сохранить для народа все его произведения и рукописи, ведь неизвестно, как отнеслись бы к архиву композитора его наследники? В.В. Стасов, не раздумывая, называет Филиппова. Тертий становится душеприказчиком Мусоргского, и тот передает Филиппову в полную собственность все свои сочинения.Тертий Иванович с честью выполнил обязанности душеприказчика: похоронив Мусоргского, он собрал и издал все его музыкальные сочинения.
      Всю свою жизнь государственный контролер любил литературу и музыку. Печатался в журналах, вместе с А.И. Кошелевым основал свой журнал "Русская беседа". Любил русские песни, сам прекрасно пел, издал с помощью Римского-Корсакова сборник русских песен с нотами. Помогал многим: устроил М.А. Балакирева на работу управляющим Придворной хоровой капеллы, а Н.А. Римского-Корсакова - его помощником, поддержал тверского музыканта В.В. Андреева при создании им великорусского оркестра народных инструментов. Однажды Тертий Иванович изумился, услышав, как поет какой-то незнакомый бездомный юноша откуда-то с Волги по фамилии явно не дворянского происхождения - Шаляпин. Филиппов помог бродячему певцу с дебютом в лучшем столичном оперном театре, и 22-летний Федор Шаляпин был принят в состав Мариинской труппы. Кто знает, состоялся бы Шаляпин как певческий гений, не будь Филиппова?
      В живописи был Третьяков, в музыке - Филиппов из Ржева. У них был какой-то нюх на таланты, а их патриотизм побуждал поддерживать таланты на пользу России. Поддерживать не только морально, но и деньгами, без которых талант сохнет.
      Тертий Иванович делом преодолевал царившие в обществе предрассудки: брал на государственную службу образованных женщин, покровительствовал писателям, музыкантам, журналистам, осуждал неразумное увлечение Западом, ценил свободное мнение, уважал личность даже мелкого подчиненного. Зато и друзей имел немало: В.И. Даль, драматург А.Н. Островский, философы В.В. Розанов и К.Н. Леонтьев, писатели И.Ф. Горбунов, С.В. Максимов, А.А. Григорьев, его имя встречается в жизнеописаниях А.П. Чехова, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского. Однако его славянофильство яростно критиковали "провокаторы революции" Герцен, Огарев, Чернышевский, по этой причине в советской историографии Т.И. Филиппова изображали как реакционного царского деятеля, учитывая его интерес еще и к богословию.
      Тертий Иванович умер в Петербурге 12 декабря 1899 года. А в Ржеве до сих пор есть место на берегу Волги, которое называется Филипповой дачей и куда приезжали к нему в гости лучшие люди России.

Сергей Васенин

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru