Архив номеров

НА ДОСУГЕ БОРИС МИХАЙЛОВ: КАДРА МОЖНО ЖДАТЬ ГОДАМИ

Борис МИХАЙЛОВ - человек в Твери известный. Его фотоработы украшали не одну выставку. Одна из самых последних была посвящена архитектурному творчеству Николая Львова, а на прошлой неделе в лекционном зале Тверской областной картинной галереи открылась его персональная выставка "То, во что верю и люблю...", приуроченная к пятидесятилетию Бориса Алексеевича.
      - Борис Алексеевич, с чего началось ваше увлечение фотографией?
      - У моего отца был фотоаппарат "Зоркий-5", он сам снимал, а когда мне исполнилось 15 лет, то отдал свой фотоаппарат мне. Мне не терпелось узнать, что же такое фотография. Первые свои снимки я делал прямо из окна нашего дома.
      - У кого вы учились?
      
- Я стал читать книги по фотографии, которые были в библиотеке. Так что получается, сам учился. Не представляю вообще, кто может толком научить фотографии. Ведь все уже описано в литературе, все давно придумано. Читай, снимай и применяй современные материалы.
      Только теоретически фотографии не научишься. Вроде бы знаешь все, что нужно, но придешь в конкретное место - и одной теории становится мало. Может случиться, что сюжет, заранее запланированный и обдуманный, уйдет.
      Фотография, на мой взгляд, не терпит слабостей, именно поэтому фотографу ни в коем случае нельзя снижать требования ни к себе, ни к аппаратуре. Существует определенная закономерность: если захочешь сделать что-то получше, особенно если это, к примеру, эксперимент, ранее не опробованный, обязательно будет прокол. То же самое случится, если идешь на съемку с чужой камерой.

- Своего рода фотоприметы?
      - Отчасти, да. С аппаратурой на самом деле сложно. Свой аппарат ты прекрасно знаешь, известны все нюансы, норов. В одном случае здесь надо крышечку подприжать, в другом - сделать что-то другое. А знание, конечно же, приходит со временем: пока не обожжешься, знать не будешь. Это естественно. Зато потом есть абсолютная уверенность, что аппаратура тебя не подведет. Отсюда и другое правило, если можно так сказать, - на ответственные дела новую вещь брать нельзя.
      - Борис Алексеевич, а как вы относитесь к суперсовременным наворотам в фотографии?
      
- Если честно, то навороты не люблю. Единственное, что можно использовать в работе, так это автофокус. А программ не надо. Можно иметь два аппарата: один для любительской съемки, другой - для конкретной работы.
      Помню, когда еще не было экспонометра, я сам чувствовал. А когда он появился, замыкаешься только на нем, перестаешь думать, что ли, и интуиция пропадает.
      - Борис Алексеевич, на выставке вы представили в основном пейзажи. Природа - ваше особое увлечение?
      
- Можно сказать и так. Мне нравится снимать пейзажи. Я изначально был близок к природе. Ранним утром сидишь на рыбалке, стелется туман... Красиво-то как! Захотелось поймать этот момент, остановить его. Или видишь гриб в листьях. Мимо него уже просто так не пройдешь.

- Но пейзаж, наверное, один из самых сложных жанров. Можно кадр ловить часами...
      - Безусловно. Ждать какого-то кадра можно не только часами. Бывает, что одного кадра ждешь годами. Однажды я уже выбрал место на речном вокзале. Там в скверике лежали целые горы опавших листьев. Когда же пришел на следующий день, дворники все листья уже подмели, и такой снимок, как я хотел, не получился. Приходится ждать следующего раза. Может быть, такой кадр удастся сделать только через год.
      Бывает и по-другому. Сделанный кадр зачастую уже никогда нельзя повторить. А это чрезвычайно интересно - наблюдать динамику природы, запечатлеть процесс. Так, снимок, сделанный у Путевого дворца, уже никогда не повторишь - спилили деревья, хотя я не понимаю, кому они мешали.
      - В вашей коллекции довольно много снимков тех мест в Твери, которые снимают все тверские фотографы: Старый мост, речной вокзал, горсад, но такие фотографии вряд ли увидишь у кого-то еще. В чем секрет?
      
- В основном я нахожусь в Твери, поэтому снимаю Тверь. Но очень люблю выезжать, как говорится, на волю пошуршать листвой. У меня есть большая серия торопецких снимков, ездили по львовским усадьбам. А секрет, о котором вы спросили, может быть, в том, что я привык наблюдать мир через видоискатель. На мир смотришь, как через рамку. Нужно найти оптимальную точку, а это сделать, и причем удачно, очень сложно.
      Снимать архитектурные объекты тоже нелегко. Может получиться общий, чертежный вид. Это не так интересно. Снимок должен быть живой. И ищешь наиболее удачное композиционное решение.
      Так, в принципе, было, когда я работал над серией фотографий усадеб Николая Львова.
      - Как фотохудожник хотели бы вы что-либо изменить в своей деятельности, может, привнести в нее что-то новое?
      
- Новых приемов я не ищу. Все новое - это забытое старое. Повторюсь, что все уже существовало давным-давно. Хотелось бы вернуться к черно-белой фотографии, особенно к портретной съемке. При проявке черно-белой пленки каждый раз чувствуешь волнение. Как будто делаешь это в первый раз.
      Хотелось бы серьезно заняться снимками в стиле ретро.

Беседовал Евгений Петренко
      Фото Бориса Михайлова

ЧТО МОЖЕТ ВДОХНОВЛЯТЬ АБОНЕНТОВ НА ТВОРЧЕСТВО?

Зачем нужен пейджер? Чтобы оперативно передать и получить необходимую информацию. Редакция нашей газеты находится в курсе всех событий отчасти благодаря пейджерам РТКом. Они не только связывают нас с друзьями, родственниками, коллегами по работе, но и выполняют еще массу полезных функций. Вы получаете информацию о курсе валют, прогноз погоды, читаете телепрограмму, новости, гороскоп. Пейджер может превратиться в органайзер, в записную книжку - да мало ли до чего дойдет прогресс! В период экзаменационной сессии пейджер благодаря стараниям студентов становится источником знаний: студиозусы умудряются передавать друг другу вопросы к экзаменам и ответы на них. Моя знакомая журналистка при помощи пейджера завизировала статью, причем не маленькую...
      Как вы уже поняли, абоненты пейджинговой компании РТКом - люди творческие. И если они передают информацию, то подходят к этому тоже творчески. Как показывает многолетний опыт работы этой компании, обычное сообщение можно подать в такой формулировке, что оно достойно цитирования. Вот, посмотрите.

      ЛИЧНОЕ:
      
"Дорогая, поставь свой пейджер на вибрацию, положи его в передний карман джинсов и почувствуй, как мы все тебя любим!"
      "Любимый! Я просто хотел спросить, можно я возьму мальчика с собой на открытие ночного клуба. Всегда твой, Миша".
      "Подъедь ко мне с заду - я встречу тебя с переду".
      "Мы больше не будем прелюбодействовать тебе на нервы".
      "У меня все нормально. Меня пронесло".
      "Дорогой, я боюсь твоей секретарши. Позвони мне лучше сам. Жена".
      "Позвони. Забыла, как выглядит твой голос".
      "Хотелось бы встретиться по нужде".
      "Вася, будешь идти мимо моей комнаты, занеси мне мои штаны и галстук".
      "Твоя сестра разжирела, как Монтсеррат Кабалье. Купи ей 2 упаковки пластыря для похудения, и пусть она его жрет пачками".
      "Белочка, жду тебя в нашей конуре. Твой Зайка".
      "Зайди ко мне по финансовым вопросам. P.S. В красивом нижнем белье".
      " Ребята, одна бутылка ушла, пошла вторая. Но если уйдет вторая, то уйдем и мы. Девочки".
      "Миша, убери из стойки мою косметичку. Володя".
      "Всю ночь шел за поливальной машиной. Тащился от ее ритмов".

      МЕСТО ВСТРЕЧИ:
      
"Сижу на фонтане. Жду дальнейших указаний".
      "...из одежды на мне будет синий спортивный костюм и автомобиль ВАЗ-2109".
      "Если вы еще там, подойдите к выходу, я уже подъехал. Только я не знаю, у какого. Я буду через каждые 5 минут подъезжать к разным выходам".
      "Жду тебя около твоего подъезда на 6 этаже".
      Сообщение в 18:10: "Жди меня в 21:00. Буду очень скоро".
      "Ты где? Я тебя заждался. Когда пойдешь, ударь по моей машине, я тебя услышу".
      "Немедленно найди меня в течение трех суток".
      "В 13:00 на трамвайных путях. Виктор".

      "ОТЦЫ И ДЕТИ":
      
Ребенок диктует сообщение на пейджер: "Ночую у бабы, не волнуйся".
      "Я и баранья нога едем домой. Мама".
      "Мама, я сижу дома, скучаю. Нина с Ромой заперлись от меня в маленькой комнате. Андрюша".

      "ПОЗВОНИ МНЕ, ПОЗВОНИ...":
      
"Жду звонка в натуре. Меня кинули на телефон".
      "Если ты не спишь, перезвони мне домой. Девушка, продублируйте ему раз 5, вдруг он уже спит".
      "Включи пейджер и перезвони мне".
      "Позвони мне домой и оставь информацию Машке. Я перезвоню ей и сниму с нее информацию".

      ПЕРЛОВКА (РАЗНОЕ):
      
"Продиктуйте мне, пожалуйста, мое сообщение, я хочу знать, кому я его отправляю".
      "Юрий Юрьевич, шефа сегодня нет на месте. Он отдыхает после праздников".
      "Дверь пришла. Жду дома. Саша".
      "Армен, ты напился и забыл свой пейджер у метро. Забери его, пока его кто-нибудь не украл".
      "Все ушли. Остались я и Чари". Подпись - "Чари".
      "Алексей, будь готов с кирпичом подъехать к программисту, который покажет и объяснит программу. Руками понапрасну не размахивай. Не дай Бог выпадет. Алексей".
      "Пирожки закончились. Урожай капусты не состоялся. Ждите осени. Мы едем. Патологоанатом".
      "Подтяни живот! ЗАДЫХАЮСЬ!!! Твой пейджер"

      Казалось бы, веселая работа у операторов пейджинговой компании. Только это не совсем так. В силу специфики своей профессии им приходится общаться с разными категориями людей. Кто-то хочет познакомиться (ведь операторы преимущественно женского пола), кому-то понравился голос; просто скучно сидеть дома, поговорить бы с кем - да хоть с оператором. Иногда девушкам приходится выполнять работу психоаналитика. Однажды позвонил молодой человек и сказал: "Мне так плохо, что я сейчас пойду и повешусь". Естественно, пытаются помочь разобраться в ситуации, отговорить.
      А вот когда после напряженного рабочего дня снимаешь наушники и выходишь на улицу, самое наслаждение, по словам операторов РТКом, - это... тишина.

Татьяна Батарина.

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru