Архив номеров

КУЛЬТПОХОД УГОЛОК КИТАЯ В ТВЕРИ

В здании Тверского краеведческого музея на прошлой неделе открылась очень экзотическая выставка, посвященная такой же экзотической культуре Китая. И это, с уверенностью можно сказать, - прекрасная возможность узнать эту страну не только по всевозможным безделушкам низкого качества, в ассортименте представленным на рынках и в магазинах, но по истинным ценностям и открытиям.
      ВЫСТАВКА получила название "Живые традиции искусства Китая", и ее проведение стало возможным благодаря поддержке посольства Китая в Москве и фирме-посреднику "Интерэко". На выставке представлены более 200 экспонатов, выполненных современными мастерами в лучших традициях традиционного китайского искусства.
      Экзотика начинается прямо с входа: потолок зала украшен традиционными китайскими фонариками, без которых культура этой страны просто немыслима. Существует праздник фонарей, во время которого повсюду развешиваются и зажигаются причудливые фонарики всевозможных форм и расцветок.
      В каждой витрине экспозиции наличествуют панно, основным сюжетом которых является природа - одно из ключевых звеньев китайской философии. В Китае протекает более полутора тысяч рек, сохранились реликтовые растения и животные, и это нашло свое отражение и в представленных на выставке изделиях декоративно-прикладного искусства. Например, в статуэтке журавля, стоящего на черепахе, на панно, изображающих традиционные китайские пейзажи. Для русских такой материал, как береста, воспринимается прежде всего в виде туесков, шкатулок и прочих изделий. Китайцы же из бересты сооружают красивейшие панно. Фантазия идет еще дальше, и материалом мастеру служат птичьи перья, береста и даже перламутр. Кроме хрупких произведений декоративно-прикладного искусства, имеются и изделия из бронзы - например, бронзовый сосуд для жертвенной еды.

Особенно интересными кажутся китайские камни, ракушки, которые в древности выполняли функцию денег. Впоследствии их сменили денежки бронзовые.
      Оказывается, и в Китае существуют свои Левши. Правда, они не занимаются подковкой блох, но выполняют не менее ювелирную работу. Наглядной демонстрацией этого служат сосуды для табака с внутренней росписью. Сначала сотрудники музея долго ломали голову, как это сделано, потом же оказалось, что, как обычно, все гениальное просто - с двух противоположных сторон сосуда проделывались небольшие отверстия, могущие вместить только кисточку очень маленького диаметра. Так и расписывались изнутри эти замечательные сосуды. Можно предположить, что сам процесс курения у китайцев превращался в некоторое искусство, ведь даже табакерка представляла собой его произведение.
      Еще одно достижение китайцев - веер, именно с их подачи им стали пользоваться многие тысячи женщин во всем мире. Впервые об этом аксессуаре женского туалета упоминается еще в XI-X веках до нашей эры. А первые веера изготавливались из бамбука и павлиньих перьев. Изображались на них в основном птицы и бабочки в окружении зелени и цветов, бытовые сценки. В составе экспозиции - огромный веер, висящий на стене, напоминающий больше опахало.
      Фарфор также появился в Китае. Это случилось в эпоху Тан и Сун в VI-X веках, но истинная популярность к фарфору пришла только в XIV веке.
      Стоить отметить также изделия из пробкового дерева и резьбу по дереву вообще, обширно представленную на выставке. Они, безусловно, выделяются своей оригинальностью и техникой исполнения.
      Очевидно, что выставка "Живые традиции Китая" не ставит своей целью основательного обозрения этих самых традиций. Это в принципе и невозможно в предложенных рамках. Но очевидно также и то, что даже такая "попсовая" (в хорошем смысле этого слова) выставка нужна, полезна и чрезвычайно интересна.

Сергей Бойцов
      Фото Сергея Федорова

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ФРИВОЛЬНОСТИ, ИЛИ "ДЕКАМЕРОН" ПО-ТВЕРСКИ

Когда-то много лет назад на сцене Тверского театра драмы поставили пьесу по мотивам книги Джованни Боккаччо "Декамерон". Пьеса в 10 новеллах, написанная Б. Голубовским и Ю. Добронравовым, наверное, с успехом шла на сцене. Но, как это бывает, спектакль со временем был снят с репертуара и вспоминали о нем лишь заядлые театралы да работники театра.
      И ПОМНИЛИ очень хорошо. До такой степени, что в прошлом году коллективом театра драмы было принято решение восстановить спектакль и вновь радовать зрителя задорными фривольностями Средневековья. А взялся за это дело народный артист России Константин Юченков.
      И вот на прошлой неделе, 17 октября, состоялась долгожданная премьера.
      Восстановление стало возможным прежде всего потому, что в последнее время в состав труппы театра влились молодые кадры - выпускники тверского курса театрального училища имени Щепкина. А кому, как не молодежи, играть в подобном спектакле?
      Более того, необходимость включения в репертуар, с одной стороны, классического, а с другой, более вольного и веселого спектакля давно назрела: театру нужен молодой зритель. И думаю, он не заставит себя ждать.
      Сложность этой постановки заключается, конечно, в композиционном построении пьесы. Композицию в данном случае диктует первоначальный текст Боккаччо - книга состоит из десяти глав (дней), в каждой из которых десять героев рассказывают десять рассказов. Такое количество новелл поставить на сцене просто невозможно. Были выбраны десять.
      Десять новелл, составляющих единый текст, - это десять абсолютно разных и самодостаточных, быть может, спектаклей. Объединены они не одним магистральным конфликтом с сопутствующими коллизиями, а совершенно иным скрепляющим звеном. В Венеции свирепствует чума, ужасы которой ничуть не волнуют героев...
      Поэтому для актеров участие в таком эксперименте - это своего рода испытание. Каждого следующего героя нужно играть по-особому. И, несмотря на то что интрига крутится в основном вокруг любовных похождений и плотских утех, опасность самоповторов была очень велика.
      Использование одних и тех же приемов актерской игры наблюдается, например, в новелле "Проделки попа". Гаспаруоло там (В. Кулагин) почти такой же, как и Страж в новелле "Рынок любви". Это же касается и актера Н. Ефремова. К сожалению, везде он выглядит практически одинаково.
      На этом фоне образы, созданные Константином Юченковым, настолько ярки и правдоподобны, что иногда, когда Юченков выходил на сцену, его трудно было узнать. Показательна в этом отношении пятая новелла "О легковерии". Здесь Юченков играет Каландрино, который после смерти тетушки получает огромное наследство, но не хочет отметить это дело с друзьями. В отместку они разыгрывают его, заставляют подумать, что он на сносях, и все же выбивают из него долгожданное угощение. Характерные роли Юченкова (новелла "Любовная месса") очень хороши.
      Наиболее удачными новеллами - в режиссерском и актерском отношении - бесспорно можно назвать "Проделки попа", "О легковерии", "Архангел Гавриил". О последней особый разговор. Сюжет как всегда прост: монах Альберт (Б. Бедросов) хочет соблазнить почти невинную Лизетту (засл. арт. России В. Мартьянова) и прикидывается архангелом Гавриилом, который якобы возжелал провести с ней ночь. Доверчивая Лизетта поверила, и Гавриил явился ей в образе Альберта, подозрительно напоминающего небезызвестного героя комиксов и фильмов Бэтмена. Такая находка, безусловно, достойна всяческих похвал.
      Спектакль в основном держится на тексте: двусмысленные намеки, реплики создают особую атмосферу. Наиболее смелые намеки, фривольности, а иногда и скабрезности вызывали просто хохот, а у некоторых, наверное, и краску на лице... Но, отмечая несомненные достоинства новой постановки театра, после спектакля не покидает ощущение, что побывал на большом капустнике. Может, это тоже отнести к достоинствам восстановленного "Декамернона"?

Евгений Петренко

ЦЫГАНЫ ШУМНОЮ ТОЛПОЮ ПО ФИЛАРМОНИИ КОЧУЮТ

В зале тверской филармонии гаснет свет, и вдруг в него врывается целый табор цыган, звеня браслетами и монистами, с песнями и танцами. Это не нашествие, это - очередная и долгожданная премьера: началась опера Сергея Рахманинова "Алеко".
      ЗАМЫСЛЫ новой оперной постановки коллектив филармонии осуществил сразу же после выпуска "Евгения Онегина". Первоначально планировалось поставить "Травиату" Верди, но остановились все же на русской музыке. "Алеко" - очередная работа на тверской сцене мэтра отечественной оперной режиссуры Бориса Покровского, который, несмотря на свой преклонный возраст - в будущем году ему исполнится 90, - полон сил.
      Постановка "Алеко" осуществлена полностью силами филармонии. Причем если "Евгений Онегин" шел под оркестровую фонограмму, то в "Алеко" звучит живая музыка. В филармонии нет симфонического оркестра и оркестровой ямы, где он мог бы разместиться, поэтому аранжировка сделана специально для шести музыкантов, концертмейстером оперы стала Лидия Буланкина.
      Опера Рахманинова была написана под впечатлением романтической поэмы Пушкина "Цыганы". Историю о любви, ревности и убийстве рассказывают солисты тверской филармонии - партию Земфиры исполняет Татьяна Скворцова, Алеко - народный артист России Вадим Тирон, молодого цыгана - Олег Григоращенко, старого цыгана - Анатолий Быков. Новацией этого одноактного спектакля стало введение героя, отсутствующего и у Рахманинова, и у Пушкина, - цыгана с гитарой (заслуженный артист России Владимир Сухов). Он исполнял цыганские романcы, что, в принципе, обоснованно (для создания еще большего колорита). С другой стороны, сцены с романсами замедляют напряженное действие оперы.
      Говорить о достоинствах оперы не имеет смысла, важнее сказать о том, что постановка осуществлена на высоком профессиональном уровне. Земфира в исполнении Татьяны Скворцовой просто великолепна - здесь и превосходные вокальные данные, и актерские способности.
      Сцена филармонии, конечно, не приспособлена для таких масштабных постановок. Поэтому весь зал становится одной большой сценой. И когда цыганский табор идет через весь зал, то создается замечательный по своему воздействию эффект сопричастности к жизни цыганского табора. Зрители поневоле становятся такими же цыганами, как и герои спектакля. И получается, что изгоняют Алеко все присутствующие в зале.
      Премьерой оперы "Алеко" филармония открыла 32-й международный фестиваль "Музыкальная осень в Твери".
      Фестиваль продлится до 16 декабря и соберет самых известных музыкантов. Одним из самых значительных событий фестиваля станет премьера монооперы Микаэла Таривердиева "Ожидание" в исполнении солистки филармонии Татьяны Скворцовой, которая состоится 21 ноября.

Раиса Громова

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru