Архив номеров

СОЦИУМ КОНАКОВСКАЯ ГРЭС ПОД УГРОЗОЙ ОСТАНОВКИ?

Нынешней весной Тверь страдала от веерных отключений электроэнергии, а летом - от отсутствия горячей воды. При этом в нашей области имеются два мощных производителя энергии российского масштаба: Удомельская АЭС и Конаковская ГРЭС. И чтобы узнать, как сегодня обстоят дела у энергетиков, "Караван" отправился в Конаково, где о делах на ГРЭС и вокруг нее нам рассказали заместитель главного инженера Николай КАЩЕЕВ, начальник службы АСУ Владислав ВАСИЛЬЕВ, заместитель начальника ПТО Владимир ЕРБАХОВ, а также рабочие ГРЭС, жители города Конаково.

      НАЧАЛИ строить Конаковскую государственную районную электростанцию (ГРЭС) в марте 1961 года для энергоснабжения центральных регионов СССР. Возводил теплоэлектростанцию "Мосэнергострой" по чертежам Московского института "Теплоэлектропроект".
      Как и всякая ударная стройка, Конаковская ГРЭС была воспета советскими классиками - композитором Оскаром Фельцманом и поэтом Марком Лисянским:
      
      И в часы работы, и в часы свиданий,
      Раздвигая тучи северных небес,
      Незакатным солнцем над землею встанет
      Наша замечательная ГРЭС.
      
      В январе 1965 года был введен в эксплуатацию первый энергоблок, а в марте 1969 с введением восьмого электростанция обрела проектную мощность 2400 МВт. Электростанция работает на природном газе, поступающем с северных месторождений, и мазуте, который служит резервным топливом. Партия и правительство не обделили важный энергетический объект своей заботой и вниманием. В декабре 1967 здесь побывал Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный наградил Конаковскую ГРЭС орденом Ленина. И заслуженно наградил, так как, по словам Николая Кащеева, их ГРЭС десятилетиями лидировала по многим показателям среди таких же станций, поскольку имела современнейшее для того времени оборудование. Волжская вода, подававшаяся в котлы, доводилась там до температуры 245 градусов Цельсия и давления в 240 атмосфер, достигая так называемых сверхкритических параметров. Эти сверхкритические параметры конаковские энергетики освоили одними из первых в стране, и позже они выезжали делиться передовым опытом на Кубу, в Иран, Ирак, Югославию и другие братские социалистические и развивающиеся страны.
      Перестроечные годы внесли в жизнь ГРЭС, как и всей страны, существенные коррективы. По словам Владимира Ербахова, в связи с прекращением работы множества предприятий-потребителей снизился спрос на конаковскую электроэнергию, и ее производство уменьшилось к 1991 году более чем в два раза. Появились должники, причем не в лице конкретных заводов, а безликих областных "...энерго". Тогда зарплату на станции задерживали на несколько месяцев.
      Впрочем, под давлением времени на энергетическом гиганте произошли позитивные перемены. С 1993 года ГРЭС стала АО - дочерним предприятием РАО "ЕЭС России". 51% акций принадлежит РАО, остальные же выкупили члены трудового коллектива и некоторые другие акционеры, связанные с ГРЭС технологическим процессом. Теплоэлектростанция продает свою продукцию через созданный Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощностей (ФОРЭМ). Конаковское электричество, поступая в сети РАО "ЕЭС России", питает в дальнейшем Череповец, Санкт-Петербург и Тверь. Наши тверские ТЭЦ, с точки зрения конаковских инженеров, маломощные и служат в основном лишь для отопления города. Само же Конаково отапливается горячей водой, производимой на ГРЭС попутно с электричеством. Горячая вода в Конакове в отличие от Твери подается бесперебойно, а отключения родного конаковского электричества прекратились с приходом на пост главы района опытного руководителя, бывшего директора совхоза "Редкинский" Михаила Поповича.
      В отличие от многих других предприятий области, стремящихся избавиться от соцкультбыта, ГРЭС его сохранила. К услугам энергетиков и членов их семей база отдыха "Луч", 3 детсада, гостиница, профилакторий, жилищный фонд и ДК "Современник", примечательный тем, что ежегодно в мае здесь проходят собрания акционеров РАО "ЕЭС" с обязательным участием бывшей политзвезды первой величины Анатолия Чубайса.
      По мнению Ербахова, переход Анатолия Борисовича из политики в энергетику положительно сказался на Конаковской ГРЭС: "Чубайс пожестче обходится с потребителями, в результате снизилась задолженность по оплате".
      По словам конаковцев, работающих и не работающих на ГРЭС, зарплата энергетиков здесь составляет порядка трех тысяч рублей. Впрочем, городок этим не удивишь. На фаянсовом заводе после покупки его москвичами зарабатывают четыре-пять тысяч. Директор ГРЭС Вениамин Григорьев пользуется всеобщим уважением. Как старожил, проведший в кресле руководителя электростанции всю перестройку начиная с 1988 года и не сбежавший в Москву в отличие от своих предшественников Белышева и Сычева. За акции ГРЭС идет ожесточенная борьба. Все корпуса, заборы и газеты пестрят объявлениями об их выгодной скупке. Подставные лица, выкупающие власть на градообразующем предприятии, по мнению одних, работают на Тверь, по мнению других, представляют интересы Чубайса. Большое волнение среди коллектива вызвала недавняя после долгой стабильности месячная задержка зарплаты. (И это осенью, когда спрос на энергию растет.)
      А у инженерного корпуса заботы покруче. Всякая техника рано или поздно изнашивается, и оборудование ГРЭС - тоже. Следовательно, необходима реконструкция. Согласно плану, на территории электростанции будет построен новый главный корпус с установкой в нем четырех парогазовых энергоблоков. Затем в старом главном корпусе установят четыре модернизированных паросиловых блока взамен восьми энергоблоков, ныне существующих. Общая мощность электростанции после реконструкции составит 2880 МВт, повысится конкурентоспособность за счет удешевления энергии, улучшится экологическая обстановка, повысится надежность и т.д. А за чей, интересно, счет будет осуществлено благое дело реконструкции? План предполагает следующие источники финансирования: РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", АО "Энергомашиностроительная корпорация", корпорация "Единый энергетический комплекс", АО "Конаковская ГРЭС", администрация Тверской области и города Конаково, российские и иностранные банки и инвестиционные компании.
      А вот по поводу реального прохождения модернизации и реконструкции мнения специалистов разошлись. Заместитель начальника ПТО Владимир Ербахов считает, что реконструкция идет в настоящее время, поскольку "уже делаются чертежи". По мнению же заместителя главного инженера Николая Кащеева: "Реконструкция началась, но из-за недостатка финансирования остановилась". На собственные силы здесь надеяться не приходится, поскольку энергетики из-за скудности средств не могут даже подготовиться как следует к зиме: сделать качественный текущий ремонт, заготовить необходимое количество топлива и рассчитаться с подрядчиками. Единственное, на что уповает Кащеев, - это на включение реконструкции ГРЭС в правительственную программу.
      Если же денег не дадут, то подаренный "Каравану" документ под названием "Перспектива реконструкции Конаковской ГРЭС" превратится в приговор нашим землякам, поскольку он констатирует, что выработка ресурса металла, из которого сконструированы энергоблоки, произойдет к 2005-2010 году. А что потом? Во что превратится полутемный город-спутник остановленной ГРЭС?

Борис Гуров
      Фото автора

АВТОРСКОЕ МНЕНИЕ

БОРИС ГУРОВ: ГОРОД И ДОРОГА

С СЕВЕРО-ЗАПАДА на юго-восток перерезает Тверь железная дорога. Естественно, на всем ее протяжении на разных расстояниях от магистрали стоят жилые дома и производственные помещения. Такое соседство мало кого радует. "Железка" - это шум, пыль, поднимаемая составами, порой душераздирающие гудки среди ночи, а также вибрация, от которой во время прохождения тяжелого товарняка кажется, что находишься ты, читатель, в эпицентре небольшого землетрясения. Однако в обозримом будущем убрать железную дорогу за город или в тоннель глубоко под землю не представляется технически возможным, следовательно, с таким соседством приходится мириться. Мириться-то мириться, но в то же время надо пытаться по возможности снизить негативное влияние Октябрьской железной дороги на здоровье людей. Как? А есть такой один старый, как мир, и дешевый способ. Зайдите в зеленый скверик близ оживленной, ревущей городской магистрали. Лишь жиденькая полоска кустиков и деревьев отделяет вас теперь от ревущих машин, однако и шум стал как-то потише, и больше не бьют в ноздри ядовитые выхлопные газы. Следовательно, лучшая защита от железной дороги - это зеленые насаждения. Поэтому микрорайон "Южный" и поселок имени Крупской мудро ограждены от Октябрьской железной дороги полосой лесопосадки. Однако далеко не везде подобные насаждения вблизи магистрали имеют место. Например, улица Артюхиной в тверском микрорайоне "Юность" имеет лишь одну сторону. Другой стороной улицы фактически является железная дорога. Между домами и дорогой - травяное поле, где обитатели большого микрорайона за неимением специальных прогулочных площадок выгуливают своих четвероногих питомцев. Жители артюхинских многоэтажек надеялись, что рано или поздно горзеленхоз создаст между домами и громыхающей "железкой" подобие парка.
      Однако, по словам главного архитектора Валерия Давыдова, "территория по ул. Артюхиной со стороны железной дороги Москва - Санкт-Петербург отдана ООО "Престиж XXI век" под проектирование автостоянки (постановление №2168 от 28.09.01 г.)"
      Вероятно, по совпадению оное постановление появилось через два дня после сообщения о загадочной стройке в газете "Караван - Красная неделя" №36 от 26 сентября 2001 года, хотя работы на объекте велись уже целое лето. Во всяком случае, жители артюхинских домов вместо ожидаемого парка должны теперь получить в дополнение к железнодорожному шуму и вибрации еще и выхлопные газы с автостоянки, въезд на которую расположился аккурат рядом с входом в детскую поликлинику. Неизвестно, имел ли место конкурс на застройку участка и иные юридические процедуры, из-за отсутствия которых не состоялось год назад сооружение автостоянки фирмой ООО "Пантера" рядом, на улице Паши Савельевой. Во всяком случае, строители настолько торопились, что не удосужились разведать имеющиеся коммуникации, которые были повреждены перед наступлением холодов.
      Не лучше ли пространство между строениями и железной дорогой отдать под засадку деревьями силами горзеленхоза, как и прочие придорожные пустоши, а ООО "Престиж XXI век", как и подобает престижной, уважающей себя организации, поискать место не "на головах" у людей, а, например, вблизи богатой автоклиентами окружной дороги? Что касается авторов постановления №2168 от 28.09.01 г., то им, вероятно, следовало бы немного пожить в трясущихся и запыленных артюхинских многоэтажках.

КАК КРОЛИКИ ВЫРУЧИЛИ ТРАНСПОРТНИКОВ

КТО НЕ ПОМНИТ веселенькую интермедию, где радиожурналист учит колхозника произносить слово "усваиваемый"? "Кролики - это не только ценный мех, но и три-четыре килограмма диетического, легкоусваяемого мяса..." Сойдя с телеэкрана, шутливая байка побудила к действию деловых, по-хозяйски настроенных людей. Один из них - директор Конаковского автотранспортного предприятия Валерий Максимов. В трудные для коллектива 1991-1992 годы Валерий Викторович первый в области решился на необычный эксперимент. Чтобы спасти предприятие от разорения, он пошел на создание прямо на территории автотранспортного парка прибыльного производства - фермы по разведению кроликов. Начали с малого: закупили пять самок и одного самца. На свежем воздухе поставили специально устроенные клетки. Разводить кроликов-акселератов решили по прогрессивной Михайловской технологии. Кролики не подвели и постепенно приносили предприятию доход.
      Когда положение с заработной платой нормализовалось, ферма оказалась вроде бы и не нужной. Но не тут-то было. Сказались и привычка, и прибыль. Мясо кролика - продукт экологически чистый, а по энергетической ценности уступает разве что мясу страуса. В Конакове его можно купить на рынке или заказать через торговый отдел прямо с фермы. Решили транспортники и стоявшую первоначально проблему сбыта шкурок. Самым выгодным оказалось открыть свой пошивочный цех. При поддержке директора закупили необходимое оборудование. Начали шить варежки, шапки, потом детские шубки.
      Постепенно освоили и шубы, и даже меховые одеяла. Тот же кроликовод Михайлов предложил рынок сбыта. Оказалось, кроличьи одеяла очень любят темпераментные итальянцы, и заказов на такую продукцию просто не счесть.
      Так что и для конаковских скорняков нашлась полезная работа. Выделка шкурок налажена в Москве и Твери. Качество изделий прекрасное. В пошивочном цехе, используя крашеный и натуральный мех, выпускают нынче более 20 наименований меховых изделий.

Валентина Касьянова

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru