Архив номеров

ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ СТРАХИ НЕ СТОЯТ ТОГО, ЧТОБЫ ИХ БОЯТЬСЯ

Моя школьная подруга Света с детства панически боится темноты. Ей было около шести лет, когда родители, видимо, решив отдохнуть от непоседливой дочери, отправили Светлану в деревню к дедушке и бабушке. В первую ночь, изрядно набравшись впечатлений от прошедшего дня, девочка капризничала и никак не могла уснуть. Старики, плохо знакомые с методами современной педагогики, не придумали лучшего успокоительного для ребенка, кроме как постучать с улицы в окно, предварив сие действие жуткой историей о Бабае. Девочка тут же затихла, сделав вид, что уснула. Довольные дед с бабкой отправились спать - им в голову не пришло, что напуганный ребенок всю ночь не сомкнул глаз. С тех пор минуло почти 25 лет, но Света по-прежнему боится темных комнат, улиц и подъездов.
      
К СОЖАЛЕНИЮ, людей, чьи страхи мешают их полноценной жизни, не так уж и мало. Возможно, эта беседа с руководителем Центра психического здоровья Владимиром ТУГОВЫМ поможет им сделать некоторые выводы.
      
      - Владимир Серафимович, что вообще таит в себе слово "страх"?
      
- Говоря более простым языком, страх - это то, чего в жизни следует опасаться. Одни боятся высоты, другие избегают встреч со змеями, даже если эти змеи находятся за толстым стеклом террариума, третьи могут испытывать страх перед темнотой, предполагая, что именно в ней легче всего скрыться источнику опасности - грабителю, открытому колодцу или, например, некоему потустороннему объекту. Но в любом случае страх следует считать отражением нереализованных, незавершенных потребностей человека, и, как правило, он становится уделом людей дисгармоничных, неуверенных в себе, тех, кто не может менять свое поведение в зависимости от складывающейся ситуации. Для гармоничных личностей страх - понятие абстрактное, и часто за него принимают состояние тревоги, характерное для каждого психически здорового человека.
      - Где прячутся истоки страхов?
      
- Некоторые виды страхов закреплялись за человечеством в процессе эволюции. В их основе лежит древний инстинкт самосохранения, на протяжении сотен лет оберегавший наших предков от опасности. Сюда относятся страхи темноты, змей или закрытого пространства, отрезающего путь к отступлению. В другую группу можно включить страхи, ассоциирующиеся с болью, опасностью или тяжелыми чувствами, вызванными стрессом. Это та же боязнь стоматологов, больно жалящих насекомых, крови, похорон. Перенесенная травма при падении, к примеру, с качелей может вызвать устойчивый страх перед подобной ситуацией. Иногда причиной страха становится давно пережитое потрясение, о котором человек забыл или же не отдает себе отчета в его значимости. Некоторые страхи могут передаваться по наследству, навязываясь детям родителями, или обуславливаться целым рядом физиологических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых. Но из какого бы источника ни брал свое начало страх, он остается допустимым до тех пор, пока находится на уровне тревоги. Ведь это возникающее время от времени состояние по сути своей является нашим защитником, своеобразным охранником, указывающим на возможную опасность. Другой разговор, если страх становится навязчивым, способным блокировать здравомыслие и попросту мешающим нормальному сосуществованию в обществе. В этом случае необходимо принимать меры.
      - Самостоятельно или с помощью специалистов?
      
- Если страх из состояния тревоги превращается в хроническую, иррациональную боязнь чего-то или кого-то, здесь следует как можно раньше обратиться к специалисту. Психотерапевт с помощью определенных методик поможет найти источник фобии и в дальнейшем свести этот навязчивый страх до минимума.
      - Некоторые люди говорят, что ничего не боятся. Можно ли им верить?
      
- Нет, потому что такие люди боятся всего или очень многого. Храбрец будет помалкивать хотя бы потому, что для него это не актуально. Мнимые же смельчаки скрывают за своей бравадой переполненную противоречиями натуру, зачастую стоящую на грани невротического состояния.
      - А кто больше подвержен страхам - мужчины или представительницы слабого пола?
      
- Сложно ответить. Известно другое: мужчинам свойственны более конкретные страхи, например, аварии или встречи с хулиганами в темном переулке, в то время как женщины чаще всего боятся чего-то абстрактного: темноты, высоты, природных катаклизмов или, к примеру, остаться в одиночестве. Многое в данном случае зависит от особенностей психики индивидуума. А также от различий в системе воспитания детей разного пола.
      - Владимир Серафимович, большой процент людей испытывает страх перед завтрашним днем. Можете ли вы прокомментировать это явление?
      
- Боязнь завтрашнего дня, если она не перерастает в хроническую, вполне допустима. Эта тревога свойственна человеку хотя бы потому, что никто не может быть полностью уверен в завтрашнем дне, который всегда таит в себе множество непредсказуемых опасностей, и не только глобальных - таких, как аварии, стихии или катастрофы. Человек может готовиться к элементарному подписанию договора, который должен обеспечить ему безбедное будущее. Но чувство страха перед этим действием заставляет его еще раз проанализировать все пункты договора. В результате всплывает упущенный нюанс, превращающий выгодный контракт в сплошные минусы. Поэтому при появлении страха за завтрашний день нужно прежде всего попытаться подумать над вопросом - а все ли у меня в порядке?

Беседовала Наталья Шутова

ПОЗАБОТИМСЯ О ЗДОРОВЬЕ В ШКОЛЕ

Думаю, ни у кого нет сомнений в том, что школа играет важнейшую роль в формировании поколения, на которое в наше время возлагаются очень большие надежды. Однако жизнь показывает, что образование и здоровье неразрывно связаны. Поэтому во всём мире уделяют такое большое внимание укреплению здоровья школьников.
      На международном уровне для создания моделей образцовых школ по укреплению здоровья в результате переговоров Европейской комиссии, Совета Европы и Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения в 1992 году была учреждена и открыта для членства Европейская сеть школ укрепления здоровья (ЕСШУЗ). Участвующие в движении ЕСШУЗ школы характеризуются комплексным всеобъемлющим подходом, при котором укрепление здоровья становится существенной составляющей всех программ.
      
С МОМЕНТА своего возникновения сеть ЕСШУЗ быстро расширялась, и теперь к этому проекту присоединилась и Россия. Тверская область также не осталась в стороне, и в 2001 году по инициативе Департаментов образования и здравоохранения при финансовой поддержке пилотного проекта "Реформа здравоохранения" в области начал действовать пилотный проект "Школа здоровья". На конкурсной основе были отобраны 15 школ для участия в проекте: средние школы №№1, 10, 46, 52, гимназия №8, коррекционная школа-интернат №1 города Твери; суховерковская, эммаусская, тургиновская средние школы Калининского района; средняя школа №2 города Кувшинова; торжокская средняя образовательная школа-интернат; вышневолоцкие средняя школа №1 и гимназия №2; средняя школа №9 города Конаково; рамешковская средняя школа.
      Цель такой школы - создать для всех, кто живет и трудится в ней, средства и возможности, позволяющие взять под контроль и улучшить своё физическое и духовное здоровье.
      В 2001-2002 учебном году в учебные планы пилотных школ будут введены уроки по здоровому образу жизни: в 1-х классах начальной школы - программа В.Н. Касаткина "Педагогика здоровья", в 5-6-х классах - программа Г.К. Зайцева "Твоё здоровье".
      Об этих программах мы попросили рассказать старшего преподавателя кафедры регионального содержания образования Тверского областного института усовершенствования учителей Ольгу БАХТИЛОВУ.
      - Обе программы делают упор на практическое применение знаний, на развитие ребенка. Они учат, как поступать в конкретных жизненных ситуациях. Программа В.Н. Касаткина "Педагогика здоровья" включает в себя такие разделы, как "Самопознание через чувство и образ", где ребенок учится понимать себя, общаться со сверстниками, "Основы личной безопасности и профилактика травматизма", "Культура потребления медицинских услуг" и другие.
      Программа Зайцева "Твоё здоровье" состоит также из нескольких разделов: "Уроки Мойдодыра" (раздел о гигиене), "Уроки Айболита" (правила обращения с медикаментами), "Уроки Знайки" (знакомство с этикетом и основами психологии), а также уроки укрепления организма и психики.
      Нужно заметить, что во многих школах Тверской области педагогические коллективы пришли к осознанию того, насколько важно применение здоровьесберегающих методов обучения. В жизни школ активно участвуют психологические и медицинские службы. Преподаватели по возможности учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка, используют интерактивные методы обучения (обучение через общение, группами), составляют расписание уроков с учетом психологических тонкостей восприятия ребёнка. В школах заметно улучшается качество питания. При сельских школах есть даже свои микрофермы и приусадебные участки, которые обеспечивают ребят здоровой продукцией.
      Большое внимание уделяется укреплению физического здоровья детей. Постоянно действуют туристические и спортивные секции. В младших классах ребят учат правильно сидеть, устраивают подвижные переменки, динамические паузы на уроках.
      В школе №46 была разработана программа "Пути реализации валеологического подхода при организации учебно-воспитательного процесса". Там проводятся специальные уроки физкультуры для профилактики и лечения детей с плоскостопием, сколиозом и другими заболеваниями.
      Проблемы физического здоровья детей активно помогает решать физико-оздоровительный диспансер. А вопросами психологического здоровья занимается Подростковый оздоровительно-образовательный центр.
      Конечно, нехватка денежных средств осложняет многие хорошие начинания. Но эту проблему нельзя ставить во главу угла: важнее осознать необходимость заботы о здоровье. Что интересно, в тех школах, где это осознание уже произошло, более успешно решается и финансовый вопрос.
      Тот факт, что идея укрепления здоровья школьников сейчас исходит не только от самих школ, но и обсуждается на федеральном уровне, уже говорит сам за себя. Думается, залог успеха этой идеи в том, что правительство и сами образовательные учреждения идут навстречу друг другу.

Елена Бурцева

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru