Архив номеров

ДОРОГА К ХРАМУ МОНАШЕСКАЯ ЖИЗНЬ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

В душу всем, кто хоть раз бывал на Селигере, вблизи Нило-Столобенской пустыни, наверняка запало это величественное место. Сегодня о прошлом влиянии жившего в XVI веке благочестивого Нила и его последователей на православную Русь и о сегодняшнем дне святыни рассказывает "Каравану" наместник монастыря Нило-Столобенской пустыни, настоятель Знаменской церкви города Осташкова архимандрит Вассиан. Отец Вассиан после окончания школы в 1947 году поступил в духовную семинарию, затем в Ленинградскую духовную академию, откуда его назначили служить в Осташков в Знаменскую церковь. С 1955 года он беспрерывно находился на селигерских берегах. Когда открыли Нилову пустынь, он стал наместником монастыря.
      
      - Я считаю высшим благом, что столько лет отслужил у мощей преподобного Нила, - говорит отец архимандрит.
      
      Преподобный Нил родился в семье у благочестивых родителей в деревне Жабинка, находящейся на территории современного Фировского района. Решив посвятить себя служению Богу, он поехал в Крипицкую обитель, что на Псковщине, и подвизался в этом монастыре. Однако душа Нила требовала большего. Ему хотелось полного уединения, чтобы уподобиться тем подвижникам, которые обитали в Египетской пустыне. Нил испросил благословения игумена удалиться в безлюдную лесную местность. Однако, понимая, что наши климатические условия намного жестче, чем в библейском Средиземноморье, и опасаясь за здоровье инока, настоятель далеко не сразу дал Нилу такое благословение. Молодой отшельник отправился на реку Сиромуха (или Черемуха, согласно некоторым источникам), построил себе там келью и вырыл колодец, который, по словам архимандрита Вассиана, существует до сих пор. Были в тех местах и насмешники, упрекавшие отшельника в гордыне, но большая часть окрестных крестьян видели, что это не простой человек, а подвижник. И как-то раз услышал Нил голос: "Иди на остров Столбный. Там можешь спастись". Нил не знал, где находится этот остров, но, порасспросив рыбаков, выяснил его местонахождение.
      День праведника Нила на острове состоял из постоянных молитв и бдений, естественно, проходящих в условиях поста. Но, считая, что этого недостаточно, Нил дал себе обет никогда не ложиться и не садиться и последние 27 лет своей жизни провел стоя. В стены кельи были вбиты два крюка, и, когда плоть требовала отдыха, опираясь на эти крюки, он мог немного вздремнуть и отдохнуть. Пройдя через эти испытания, Нил почувствовал в себе большую силу, дающую ему возможность реально помогать людям, исцеляя их своей молитвой, что он и делал.
      Но не дремал и враг. Он напустил на праведника злых сердцем людей, которые подожгли лес на острове, чтобы сгорели келья и сам Нил. Однако свершилось чудо: у самых стен кельи Нил остановил огонь своей молитвой.
      Предчувствуя свою смерть, безгрешный Нил пожелал, чтобы его исповедовал настоятель Николо-Рожокского монастыря. Он рассказал игумену о своей жизни и духовных подвигах. Таким образом о Ниле узнал мир. Придя на другой день, игумен с послушником застали праведника мертвым. Когда преподобного погребли, на его могиле стали твориться чудеса. Чувствуя благодать Божью, исходящую от этого места, исцелялись больные люди.

Вблизи Ниловой могилы поставил свою келью его последователь Герман, который в 1598 году обратился к церкви с просьбой благословить строительство здесь монастыря. И такое благословение было получено.       Монастырь достиг своего расцвета в XVII-XVIII веках. Все цари и императоры вносили свою лепту в его постройку: и Иван Федорович, и Алексей Михайлович, и Петр I, и Екатерина. Деревянные строения сменили каменные. Число братии достигало 200 человек. Здесь работало множество добровольцев - трудников.
      Нилова пустынь в это время занимала первое в России место по числу паломников. Особенно много их было в день обретения мощей преподобного Нила - 27 мая по старому стилю или 9 июня по новому. В этот день на крошечный остров приходило до 35 тысяч человек, и до ста тысяч паломников посещало святыню за год. Люди шли сюда из Московской, Санкт-Петербургской, Псковской, Тверской и других губерний.
      Большевики закрыли Нилову пустынь в 1927 году. Храмовые иконы вывезли из монастыря на повозках в неизвестном направлении. Возможно, их утопили. В 1930 в монастырских стенах была колония для малолетних преступников. В 1939-м сюда заточили пленных поляков. После войны - опять колония. Изувер-начальник за проступок заставлял своих подопечных выдалбливать по 2-3 квадратных метра чудесных фресок. Поэтому до наших дней во всем огромном монастыре сохранилось лишь изображение 4 архангелов под потолком, которых не могли сбить. Мощи преподобного Нила были вскрыты и перенесены в Знаменскую церковь Осташкова, где находились вначале на зерноскладе, а потом в музее, созданном в храме. Здесь они пробыли до марта 1947 года, когда храм вновь открылся для богослужений. Тогда мощи были возвращены церкви. А 9 июня 1997 года мощи были по благословению и в присутствии Патриарха Алексия II перенесены в Нилову пустынь.
      Сейчас здесь вновь обитает монашеская братия. Богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером. В 5 утра братия пробуждается. А в 5.30 монахи уже в церкви. Служба продолжается до 10-11 часов, после чего в 12 следует обед. После получасового отдыха идут на послушание: кто дрова колоть, кто на скотный двор, на стройку и так далее. В 17 часов уже вечерняя служба, а в 19.30 - ужин. В монастыре постоянно, круглый год посты: Великий, Рождественский, Успенский, Петров... Мяса вообще есть не положено.
      Обитель восстанавливается, но, к сожалению, очень медленно - не хватает средств. Монастырь нуждается в финансах, стройматериалах, а также в квалифицированных специалистах-строителях.
      
      Лица и организации, желающие помочь благому делу возрождения монастыря, могут направить свои пожертвования на расчетный счет 40703810063160100155, Осташковское ОСБ №5640, кор. счет 30101810200000000661, ВЛКЦ г. Осташкова, ИНН банка 6913002190, БНК 042841661

Записал Борис Гуров
      Фото автора

СТРОИТЕЛЬ ХРАМОВ ИЗ ОСТАШКОВА

Селигерский край знаменит не только своей природой, дивными озерами и красивыми лесами, но и православными храмами, среди строителей которых славится имя "подрядчика Осташковского купца Ивана Николаевича Суравкова". О нем наш краткий рассказ по материалам буклета "Храмы Селигерского края", подготовленного и изданного внучатой племянницей И.Н. Суравкова Майей Алексеевной Молодожниковой в 1996 году.
      Родился Иван Николаевич 19 января 1861 года в Осташкове, в семье мещанина Николая Суравкова. Быть бы ему потомственным купцом, но он стал строителем. В 1886 году по просьбе игуменьи Осташковского Знаменского монастыря Ольги техник Демидов составил проект перестройки старой церкви Вознесения, пострадавшей еще в 1868 году от пожара. Работы были доверены молодому, но уже хорошо зарекомендовавшему себя подрядчику Ивану Суравкову. Демидов вскоре умер, и вся ответственность за строительство возлагается на Суравкова. К 1888 году основные работы закончены. 2 февраля 1890 года освятили правый, а 25 мая 1890 года - левый приделы, и церковь вступила в число действующих, до сих пор она в Осташкове принимает людей на богослужение.
      В 1900 году жители села Волговерховье Осташковского уезда обратились в Тверскую епархию с просьбой о постройке у истока Волги церкви. 29 мая 1902 года состоялась закладка трехпрестольного каменного храма во имя Преображения Господня по проекту В.И. Назарина. Работы велись долго, тщательно, местность была удаленной, тем не менее, особая комиссия Осташковского комитета в январе 1905 года дала руководителю работ лестную характеристику: "... Из местных подрядчиков единственным сведущим и заведомо добросовестным, согласившимся исполнить работу, растянув ее на продолжительное время и не сразу получая деньги, остался один подрядчик Суравков, которому и пришлось сдать эту работу". Главный престол трехпрестольного храма Преображения Господня был освящен уже при новой власти - в 1920 году. С тех пор храм является наряду с часовенкой у истока символом великой русской реки и русской культуры.

К началу 1900-х годов на озере Вселуг наиболее посещаемым центром православия стал Ширков погост, где свыше 200 лет стояла изумительной красоты деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи - вершина верхневолжской народной деревянной архитектуры. На десятки километров вокруг не было других церквей, и паломникам деревянная церковь, сама по себе довольно вместительная, стала тесной. Местные жители не пожелали продать ее на снос и обратились с просьбой соорудить новый храм. Разрешение было получено в 1903 году. К 1911 году основные работы были закончены, в 1912 году началась внутренняя отделка, освящение храма состоялось в 1915 году. Комплекс двух храмов во имя Рождества Иоанна Предтечи и простенькой надкладезной деревянной часовенки создают у Ширкова неповторимый ансамбль православных церквей, привлекающий множество людей со всех концов России.
      Как можно заметить, Иван Суравков строил превосходно, и история Верхневолжья распорядилась так, что его имя связано с узловыми ее точками, ведь исток Волги и Ширков погост, равно как и храмы Осташкова, - это вехи в развитии русской культуры и духовности.
      У подрядчика Суравкова деньги были не главной целью его профессии. Потому и уважаем он был и среди местного населения, и среди правящих людей. Длительное время Иван Суравков был старостой (а это выборная должность) стоявшего в центре Осташкова и взорванного в 30-е годы храма во имя Преображения Господня.
      Иван Суравков строил не только храмы, но и жилые дома, общественные здания в Осташкове и его окрестностях. Однако в 30-х годах в СССР начались гонения на "бывших". Иван Суравков в 30-е годы 70-летним стариком, почуяв опасность, покидает Осташков. "Уходил по замерзшему озеру из дома, в котором жил со своей женой в то время, на Валдай в Иверский монастырь, где продолжал строить", - пишет его внучатая племянница.
      Умер Иван Суравков зимой 1941 года в Ленинграде от голода.

Борис Ершов

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru