Архив номеров

ДОРОГА К ХРАМУ ЗА СТЕНАМИ НЕВИДИМОГО ГРАДА КИТЕЖА ЧАЮЩИЕ НЕБЕСНОГО ЦАРСТВИЯ

Современный церковный писатель архимандрит Иоанн (Шаховский) не так давно написал поразительные слова о вере русского народа в существование невидимого града Китежа: "Отличительная черта истинных христиан есть томление по "новому небу и новой земле", на которых правда живет. Как глубоко оправданы перед Богом эти томления русского народа по граде Китеже затонувшем".
      
СО ВРЕМЕН Киевской Руси в нашем народе живет предание о древнем городе Китеже, населенном праведными православными христианами. Город Китеж неоднократно упоминается в древних летописях, в нем жили известные святые - покровители семьи Петр и Феврония. По преданию, жители Китежа были настолько благочестивы, что Господь совершил чудо, спасая их от нашествия монгольского хана Батыя. Когда огромное войско кочевников подошло к городу, тот исчез, скрыв до судного дня своих жителей. На месте города осталось лишь глубокое озеро. В Семеновском районе Нижегородской области есть известное в старообрядчестве озеро Светлояр, которое и скрыло в своих глубинах древний город. Ежегодно на озере для молитвы собираются паломники, в основном старообрядцы. И в наши дни некоторые из них слышат из глубин этого озера колокольный звон церквей затонувшего здесь града Китежа и ангелоподобное пение молящихся там древнеправославных христиан.
      Предание об этом чудесном озере укрепляло веру в существование Беловодья - легендарной страны, где благочестивая царская власть сочеталась с народной свободой и обычаями древнего православия. Некоторые уверяли, что в этом государстве есть даже благочестивый патриарх. Это поверье долгие годы укрепляло дух русского народа. Некоторые люди даже отправлялись на поиски этого царства. Предполагалось, что Беловодье находится на востоке, в горах Тибета или Опоньском царстве (Японии). Время от времени появлялись люди, утверждающие, что смогли побывать в Беловодье. Искать Беловодье старообрядцы перестали лишь во второй половине XVIII века. Однако и после этого многие верили, что, несмотря на отсутствие Беловодья, на земле есть места, где скрываются благочестивые священники и епископы. Последняя попытка найти древнеправославных епископов была сделана Павлом Белокриницким. Он побывал во всех православных землях Славонии, Далмации, Черногории, Сербии, Сирии, Палестины и Египта.
      Впрочем, исследователь Ф. Малиновцев встретил путешественников, ищущих благочестивое царство и в начале XX века: "Эти люди оказались теми уральскими казаками, которые уже несколько лет подряд ездят за границу и ищут неведомое Камбайское Беловодское царство, где будто бы процветает полное благочестие при патриархе и сонме митрополитов, епископов и священников... Найти же оное (как недающийся клад) не могут... Казаки эти представляются немалыми фантазерами, буквально помешанными на идее разыскивания фантастического Беловодского царства. Они яро отвергают уверения знающих географию людей, доказывающих им, что такого царства не существуют. Они остаются при своем убеждении и продолжают мыкаться со всевозможными лишениями по свету".
      Предание о граде Китеже оказало немалое влияние и на светскую культуру. Великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков в 1907 году заканчивает работу над эпической оперой "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Приступая к созданию оперы, Римский-Корсаков и автор либретто В. Бельский тщательно изучают все народные предания, относящиеся к данному событию. Предателя, ведущего татар к Китежу, постоянно мучает совесть. Ранним утром он слышит звон колоколов соборов благочестивого города. Изменник решает утопиться в озере. Однако, подойдя к нему, он застывает при виде небывалого зрелища: первые лучи восходящего солнца, скользнув по водной глади, озаряют пустой берег Светлояра, а под ним, в озере, - отражение стольного града Великого Китежа. Татары, завидев чудесную картину, в ужасе бегут от страшного места...

Глеб Чистяков

ПО ЛЕСАМ, ПО ГОРАМ...

Современные старообрядцы - кто они? Когда мы слышим слово "старообрядец", в нашем воображении, в лучшем случае, предстают образы из эпопеи Мельникова-Печерского "В лесах" и "На горах". Вспоминаются протопоп Аввакум и боярыня Морозова (в санях, крестящая двуперстием толпу). Веет чем-то непостижимо древним, и не верится, что все это имеет самое непосредственное отношение к нашим дням.
      И, тем не менее, в самом центре современного Ржева живет и работает небольшая старообрядческая община. Мы уже несколько раз писали о ржевских старообрядцах, публиковали интервью с настоятелем ржевского старообрядческого храма Покрова Божией Матери отцом Евгением Чуниным. Но нынешняя наша поездка в Ржев дала нам возможность пожить жизнью местной общины, взглянуть на современное старообрядчество изнутри.
      
...ПОСЛЕ ТРЕХ веков гонений и резкой конфронтации Русская православная церковь и церковь старообрядческая признали обряды друг друга действительными. На высоком церковном уровне вражды уже нет. Но отчужденность осталась: отчасти из-за незнания, отчасти - по старой памяти.
      Многие старообрядческие общины, по старой же памяти, очень замкнуты - ревнительницы "древнего благочестия", церковные старушки, очень строго относятся ко всем новоприходящим. Но ржевской общины это не касается. И заслуга в том - отца Евгения.
      Он переехал в Ржев двенадцать лет назад и за это время успел сделать так много, что даже не верится. Когда смотришь на этого еще довольно молодого человека, диву даешься - как у него, отца семерых детей, окруженного многочисленными прихожанами и гостями из других городов, постоянно разъезжающего по своему огромному "приходу" (вся Тверская и часть Смоленской области), хватает времени еще и на духовную жизнь?

...Большой, но очень старый дом отца Евгения с трудом вмещал его чад, домочадцев, племянников, приехавших на каникулы, и нас, троих гостей из Твери и одного - из Санкт-Петербурга. Никаким мракобесием здесь и не пахло. Сам отец Евгений в прошлом компьютерщик. Когда в Ржеве заработает Интернет, он окажется в числе его первых абонентов - заявка уже подана. И "Пентиум" в рабочем кабинете батюшки мирно соседствует со старопечатными книгами. Правда, во время страшной июльской грозы молния ухитрилась ударить... в лазерный принтер (каким-то образом пробралась по проводам). Но это отнюдь не интерпретируется как "знак свыше", направленный против технического прогресса.
      Старообрядческая церковь сыграла свою роль в героической военной истории Ржева. Именно сюда, отступая, загнали фашисты уцелевших жителей города. Церковь заминировали, но советским саперам удалось спасти и людей, и здание. Сейчас мы тоже можем любоваться уникальным иконостасом, созданным на деньги ржевского купечества в начале ХХ века, когда старообрядцам разрешили строить храмы.
      В общине много молодежи. Встретишь этих крепких парней с бритыми, по ржевской моде, затылками и модными бородками в виде кустика на улице, и не подумаешь, что эти же ребята, надев черные однорядки, по многу часов поют на церковном клиросе по древним "крюкам" вечерню, утреню и литургию так, как пелись они еще при Иване Грозном.
      Служба в старообрядческой церкви мало отличается от обычной православной службы по сути (отличие в некоторых понятных лишь посвященным богослужебных нюансах). Но в старообрядческой службе сохранены многие молитвы и псалмы, упущенные, по немощи нашей, в службе современной. Поэтому вечернее богослужение, которое у нас начинается в 17.00 и заканчивается около 19.00, у них начинается в 15.00 и заканчивается около 20.00.
      Работа с молодежью считается одной из главных задач. Отец Евгений создал единственный в стране старообрядческий летний детский лагерь - "Обитель" (близ Ржева, на реке Бойня). Дети не только отдыхают, но и учатся молиться, петь, девочки обучаются традиционным рукоделиям.
      Женщины стоят в храме в больших платках в роспуск (не завязанных, а заколотых булавкой под подбородком). Некоторые пошили себе специальную "церковную" одежду - сарафаны, и перед службой заходят в специальную маленькую комнатку, чтобы накинуть их поверх обычной одежды. Это не пустая формальность, а знание женской психологии: образ мыслей женщины очень сильно зависит от того, как она одета. Мы позабавились, наблюдая за метаморфозой, произошедшей у церковного порога с одной ржевской красоткой: за считанные секунды из местной "суперзвезды" она превратилась в смиренную молитвенницу, достав из сумки длинную юбку с запахом (можно одеть поверх одежды) и огромный плат, прикрывающий плечи.
      Ржевские невесты очень ценятся среди старообрядцев из-за границы - потомков тех, кто от гонений царской и советской власти бежал в Америку. Недавно в Ржев приезжал свататься жених с Аляски. Сватовство увенчалось успехом - жена досталась благочестивая и красивая.
      Многие члены общины ходят в храм недавно. Великолепный пример - Виктор, гость из Санкт-Петербурга. До того он был просто православным, но один раз, случайно проходя мимо одного из питерских старообрядческих храмов, вспомнил, что прабабушка и прадедушка были старообрядцами с Урала. Зашел в храм, да там и остался. Увлекся историей, научился читать по-старославянски. И не подумаешь, что этот симпатичный парень с сотовым телефоном, на новеньком "Опеле" вечерами, вместо того, чтобы сидеть в баре, с лестовками (старинными четками) в руках бьет земные поклоны. А это так: отношение к утреннему и вечернему молитвенному правилу у старообрядцев очень серьезное. Нам рассказали про студентку медакадемии Лену - как она, до трех часов ночи готовясь к какому-нибудь зачету, находит в себе силы встать в шесть утра на утреннюю молитву. (Это подсмотрела еще одна гостья отца Евгения Алла Алексеевна.)
      Алла Алексеевна - один из наиболее показательных примеров тернистой дороги к храму современных старообрядцев. Эта немолодая интеллигентная женщина, родившаяся в старообрядческой семье, искала братьев по вере лет десять. И лишь три года назад ее покойный супруг, тоже выходец из старообрядческой семьи, занимавший высокую должность в Твери, будучи в Ржеве, узнал, что там действует старообрядческий храм. С тех пор она ездит к отцу Евгению - сначала приезжала с мужем, теперь без него.
      Еще более удивительную историю рассказал нам Виктор. К ним, питерским старообрядцам, регулярно приезжает старообрядец-швед. Он проникся старой верой, сидя в Интернете, и, можно сказать, является единственным старообрядцем на весь Стокгольм. По-русски понимает мало, но ищет жену своей веры из России - чтобы вместе молиться.
      ...Вместе с Аллой Алексеевной мы едем в машине Виктора на одну из православных святынь Тверской области - Оковецкий источник. День нашего приезда удачно совпал с давно запланированной автобусной поездкой ржевских старообрядцев к этому удивительному месту.
      "Обязательный пункт программы" - купание в ледяных водах источника (и зимой, и летом - +40С). Я специально везла купальник, но долго не могла решиться. Окончательно воодушевил меня пример Аллы Алексеевны: увидев, что она, окунувшись раз, снова лезет в воду, я побежала переодеваться.
      ...Изумительное ощущение! Кто-то пошутил: "Выскочишь из источника - как будто хватанул грамм пятьдесят". Довольно верно подмечено - бодрит и сразу повышает настроение.
      Обратно с Оковцев мы ехали на старенькой машине отца Евгения (Виктор поехал прямо в Питер, впереди была рабочая неделя). Многочисленное батюшкино семейство было вынуждено частично переместиться... в багажник. Две дочки - серьезные барышни с льняными кудрями, лет семи и десяти, продолжали петь за нашими спинами наивные псалмы: и про малютку, который шел по улице и весь замерз, и про мальчика, видевшего во сне ангела. Постепенно девочки задремали. Над полями взошел месяц.
      "Хотите я покажу вам самое нелепое сооружение в губернии? - неожиданно спросил батюшка. - Это гигантский мост, который никуда не ведет". Матушка пробурчала: "Он так любит этот мост - всем его показывает".
      Посмотреть действительно было на что. Мост был построен, когда планировалось сооружение Ржевского гидроузла - Волга должна была подняться на 10 метров, чтобы снабжать питьевой водой, идущей по специальным трубопроводам, Москву. Началась перестройка, появились экологи, сумевшие поднять шум, и от идеи сооружения Ржевского гидроузла отказались.
      Но мост остался: огромный, выше самых высоких сосен, ведущий в два полуразвалившихся колхоза.
      В свете луны мы смотрели с высоты двенадцатиэтажного дома на то, как под нами узеньким ручейком струилась Волга. Прошлое, настоящее и будущее причудливо переплетались вокруг нас, и казалось, что мы летим над землей. Рядом стоял отец Евгений - удивительный человек в подпоясанной рубахе навыпуск и бейсболке с надписью "MTV" (надетой ради пикника). Где мы: в веке XV или XXI? В этот момент принципиальной разницы не было - главное, мы на святой Руси.

Мария Орлова

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru