Архив номеров

ТЕМА НОМЕРА НЕЮБИЛЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТВЕРСКОГО ТРАМВАЯ

В юбилейный для тверского трамвая год начальником Трамвайно-троллейбусного управления назначен Дмитрий СОБОЛЕВ. Он дал интервью нашему корреспонденту.       - Дмитрий Константинович, как давно ваша работа связана с тверским трамваем?
      
- Без малого двадцать лет. В 1982 году на базе нашего управления был создан испытательный полигон Министерства жилищно-коммунального хозяйства, для испытания новой техники, которая разрабатывалась для городского электротранспорта. Я начал свою работу заместителем начальника Трамвайно-троллейбусного управления по испытательному полигону и отработал девять лет. А когда началась реорганизация экономики, известная под названием "перестройка", Министерство жилищно-коммунального хозяйства было упразднено, вместе с ним исчез и испытательный полигон. Я перешел на работу в Трамвайно-троллейбусное управление на должность начальника технического отдела. По образованию я инженер-механик, кандидат технических наук. В июле этого года назначен начальником управления.
      - Дмитрий Константинович, хозяйство у вас, очевидно, достаточно большое и хлопотное?
      
- У нас два трамвайных депо и одно троллейбусное. Первое депо - старейшее. В нем находится здание, с которого все начиналось - здание конюшни, куда пришли первые трамваи. Оно интересно своей конструкцией, но довольно ветхое. Встал вопрос о реконструкции, мы обращались к специалистам-деревообработчикам, но те отказались ремонтировать. Очень мудреные столярные работы надо выполнить. Изо всех сил стараемся здание поддерживать.
      Более современное трамвайное депо номер два в районе поселка Соминка. Построено в 1974 году. И в районе Дома профсоюзов находится троллейбусное депо. Это три крупнейшие наши службы, но вообще "хозяйство" разбросано по всему городу. Трамвайные пути, тяговые подстанции - их более двадцати, они питают наши контактные сети. Кабельные сети.
      - А какова протяженность путей?
      
- По городу на трамвае можно проехать 86 километров.
      - Достаточно ли этого? Есть ли неохваченные точки?
      
- Недавно мы обсуждали эту проблему. В современных условиях благодаря альтернативному транспорту этого достаточно. Но если обратиться к "младшему брату" - троллейбусу, то у нас есть предложения о развитии троллейбусной сети: от железнодорожного вокзала до кинотеатра Россия. И второе направление - это Заволжье. Раньше город в том направлении был узкой полоской вдоль Волги, а сейчас он все дальше отходит от реки, а транспортная инфраструктура отстает от развития города.
      - Раз уж речь зашла о "младшем брате", то когда он присоединился?
      
- В 1967 году. Он еще относительно молодой. И я помню людей, которые были направлены в другие города обучаться вождению троллейбусов. Сейчас уже, правда, некоторые ушли на пенсию.
      - Дмитрий Константинович, в каком состоянии сейчас трамвайно-троллейбусный парк? Как вы его оцениваете?
      
- Очень критически. В последние годы уровень финансирования был крайне низким, поэтому с 1994 года в наше управление прекратилась поставка нового подвижного состава. А у машин есть сроки амортизации, после которых мы не имеем права их эксплуатировать. Это отражается на безопасности движения. Возить же людей на чем-то надо, поэтому мы проводим капитально-восстановительный ремонт и стараемся продлить срок службы этих машин. Но уже за пределами этого амортизационного срока у нас работает более половины подвижного состава, как по трамваям, так и по троллейбусам. Если такая политика будет продолжаться, то к 2003 году у нас в городе останется всего десять троллейбусов.
      - А трамваев?
      
- У трамваев срок службы побольше - шестнадцать лет, троллейбусов - десять. В настоящее время у нас более 210 трамвайных вагонов и более 100 троллейбусов. У нас две проблемы, которые мы сейчас решаем. Это выплата зарплаты (хотя она в управлении очень маленькая) и платежи за электроэнергию, чтобы нас не отключали. На большее наших финансов не хватает. Я уже не говорю о приобретении подвижного состава. Речь идет о вещах, которые мы должны делать регулярно - вносить платежи в бюджет, внебюджетные фонды. Все это превращается в наши долги. К сожалению, и возможности города настолько малы, что это не позволяет нам ставить вопрос о приобретении нового подвижного состава из городского бюджета. А в старые машины, чтобы они работали, приходится вкладывать все больше и больше средств.
      - Всем ясно, что условия труда у водителей трамваев и троллейбусов, у кондукторов довольно тяжелые. И ранние подъемы, и поздние часы работы, и в снег, и в дождь, и в холод, и в жару... Как оплачивается их труд?
      
- Заработная плата - это еще одна наша головная боль. В прежние времена зарплата у работников ведущих профессий в ТТУ была на уровне работников крупных промышленных предприятий. Мы были на рынке труда достаточно конкурентоспособны. А сейчас из-за недостаточного финансирования мы очень отстали и по зарплате. Средняя заработная плата на уровне двух тысяч трехсот рублей. Предпринимаем, что можем. Недавно провели внеочередное повышение. По коллективному договору, у нас ежеквартальное повышение зарплаты в полном соответствии с коэффициентом инфляции, который нам дает областной комитет статистики. Нашли возможность увеличить зарплату водителям, кондукторам и ремонтному персоналу, правда, на весьма незначительную сумму. Из-за низкой оплаты труда у нас недокомплект как водителей, так и кондукторов, и мы не можем привлечь к себе высококвалифицированных рабочих.
      - Учитывая столь круглую юбилейную дату, на что вы можете претендовать в городе, области?
      
- "Претендовать" не то слово. Более уместно "просить". И мы обратились с такой просьбой к главе города Александру Белоусову. И он откликнулся на нашу просьбу. Был создан оргкомитет по празднованию столетия тверского трамвая. Смысл в том, что город признает, что это общегородское мероприятие, не только наше внутреннее. Были выделены средства, не в том объеме, в котором нам хотелось бы, но надо понимать, что у города есть еще и другие проблемы. Мы благодарны за эти средства и направили их на то, чтобы достойно отметить 11 сентября - юбилейную дату. Нам необходимо провести фасадные работы по нашим зданиям. Частично заасфальтировать территорию. Хотелось бы немного материально поощрить людей, привести в порядок наши трамвайные вагоны, хотя бы провести косметический ремонт подвижного состава. Наших возможностей и городских для этих целей недостаточно. Поэтому мы обратились к ведущим предприятиям города, которые благополучно работают, имеют прибыль, чтобы они оказали нам спонсорскую помощь. Эту помощь мы в первую очередь хотели бы направить на организацию бесплатного проезда в трамваях наших граждан в день праздника - 11 сентября. Цена этого вопроса - сто шестьдесят тысяч рублей. У нас таких денег нет.

- А новый трамвай вам к юбилею не подарят?
      
- Александр Белоусов выдвинул идею - обратиться к мэру Москвы Юрию Лужкову с такой инициативой. Вопрос решается, но очень тяжело. Трамвайные вагоны стоят нынче очень дорого. Около трех миллионов рублей. Те, которыми пользуется Москва, - три миллиона девятьсот тысяч. Мы бы рады и новому вагону, и тому, который эксплуатировался в Москве, но приехал к нам в Тверь.
      - Дмитрий Константинович, праздники - вещь очень приятная, но за ними приходят будни, и надо решать проблемы, которые выведут коллектив из кризиса. Видится ли вам выход?
      
- Мы действительно не обеспечиваем сами себя в финансовом отношении, а в рыночных условиях - это смерти подобно. Дальнейшие наши перспективы надо рассматривать именно в таком аспекте. Дело в том, что мы теряем наши доходы, сталкиваясь с такой проблемой, как льготники. Их в городе шестьдесят две категории - федерального, областного и городского уровня. Государственный, областной, городской бюджеты должны компенсировать нам выпадающие доходы. Но этого не происходит, поэтому мы работаем себе в убыток, не можем покупать для города транспорт. Эту систему координат надо пересмотреть. Другого варианта я не вижу.

Беседовала Валентина Касьянова

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Своим появлением в Твери трамвай обязан построенной в 1857-1859 годах Морозовской текстильной фабрике. Возникшая на окраине города и удаленная от железной дороги Петроград-Москва, она резко увеличила размеры города и линейные расстояния. Превратила Тверь в промышленный центр России. Подвижность городского населения резко возросла, что и послужило причиной организации общественного городского транспорта.
      В 1898 году с согласия губернатора Твери и Министра внутренних дел России Тверской Городской управой решено было построить электрический трамвай. Был заключен договор с Франко-Швейцарской компанией, по которому строительство должно было быть проведено в течение 1989-1901 года.
      Согласно договору были выстроены: центральная электрическая станция с пристройкой вагонного сарая, одноколейные с разъездами трамвайные пути метровой ширины, смонтирована контактная сеть, линия городского электрического освещения, завезены из Бельгии трамвайные вагоны, вместимостью 32 человека.
      Трамвайное движение было открыто 15 (28) августа 1901 года по двум маршрутам: Земская больница (Московская площадь) - Морозовская фабрика (Пролетарка) и Восьмиугольная площадь (Площадь Ленина) - Железнодорожный вокзал (до улицы Коминтерна).
      Тверь стала одиннадцатым городом России, в котором было создано трамвайное предприятие на электрической тяге.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАМВАЕМ 100 ЛЕТ НАЗАД

ВОТ уже почти целый век тверичи передвигаются по городу, пользуясь электрическим видом транспорта.
      Это сейчас поездку в трамвае мы считаем делом более чем обыденным. Более того, нам этот вид транспорта уже кажется некомфортабельным, а с появлением автобусов-"мерседесов" и маршруток - довольно медленным. Но нетрудно себе представить, как относились к трамваю в начале века! Тогда поездка в "электрической колеснице" была в определенном смысле роскошью - билет стоил 5 копеек (для сравнения: буханка хлеба - 1 копейку).
      За сто лет изменилось многое - от технического устройства трамвая и его маршрутов до правил проезда в нем. В начале века Тверской городской Думой было выпущено первое постановление, в котором четко объяснялось, что в трамвае делать можно, а чего нельзя. В него входили 28 правил, многие из которых наверняка вызовут усмешку у современного пассажира.
      Вот, к примеру, правило №13 - "Пассажир, желающий выйти из вагона раньше остановки трамвая, должен своевременно заявить об этом кондуктору". Но на самом деле это предписание объясняет правило №6 - "На всяком месте пути пассажиры могут требовать остановки вагона для входа или выхода из него, за исключением подъемов, поворотов и мостов". Прямо-таки "маршруточное" удобство!
      Вот еще одно очень хорошее правило, сохранившее свою актуальность и в нынешнее время: "Сопровождающая вагон прислуга должна быть трезвая, здоровая и вежливая, обязана наблюдать за порядком в вагонах и не оставлять их без надзора". Есть и такие трогательные правила, которые просто поражают степенью заботы о пассажирах: "В зимнее время металлические поручни вагонов должны быть обмотаны сукном" и "Вещи, забытые в вагоне, доставляются в управление Общества трамвая, откуда они выдаются хозяевам".
      Новый транспорт время от времени вступал в противоречие со старым - гужевым. Поэтому "если движение вагонов трамвая вызовет испуг лошади, то оно должно быть временно приостановлено". Также сейчас автомобили пропускают трамваи - "постаревший" вид транспорта.
      Прочитывая старые правила пользования трамваем, находишь и другие занятные места: в начале века в трамвай не разрешалось входить "лицам, находящимся в нетрезвом состоянии, имеющих на себе слишком загрязненную одежду, как то: маляры, трубочисты, угольщики". Кроме того, было еще одно очень важное предписание: "Плевать в вагонах воспрещается".
      Конечно, время внесло в правила свои коррективы. Но вот одно правило, которое уж точно останется на века: "Пассажиры, будьте взаимно вежливы!"

(c) "Лоция"

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru