Архив номеров

ПАМЯТЬ БЕЛЬСКАЯ ТВЕРДЫНЯ

14 АВГУСТА ЕЖЕГОДНО ПРОВОДЯТСЯ В Г. БЕЛОМ ТОРЖЕСТВЕННО-ПОМИНАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЧЕСТЬ ВОИНОВ-СИБИРЯКОВ, ПАВШИХ НА БЕЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ.

БОИ за г. Белый в 1941 и 1942 годах носили ожесточенный характер. Здесь в июле 41-го, встретившись с сибиряками 24-й Новосибирской армии у деревни Черный ручей, фашисты не смогли преодолеть 20 километров за 72 дня! А ведь немцы наступали ранее по 30-40 км в день. А тут нашла коса на камень. Наши потери были большими, но и тысячи оккупантов нашли свою смерть. В тот период каждый день многого стоил, так как позволял усилить оборону. В октябре 41-го 119-я Красноярская стрелковая дивизия (СД) и 178-я СД прикрыли отход 22-й и 29-й армий, которые позже обороняли Калинин.
      Силы захватчиков превосходили наши. Но героизм и стойкость сибиряков, всех наших бойцов не позволили прорвать фронт. Красноармейцы и командиры ценой жизни сдерживали озверевшего врага. В этих боях было много пропавших без вести.
      В декабре 1941 г. и январе 1942 г. сибиряки нанесли сильный удар по врагу и от Эммауса дошли до г. Белый.
      Тут наступление остановилось. Но большего враг сделать не мог. Бои продолжались. Летом и осенью 1942 года в районе г. Белый проводилась операция "Марс". Шестой добровольческий и первый мехкорпус - главная ударная сила Калининского фронта - пошли с боями вперед. Противник был еще очень силен. Упорно сопротивлялся. В историю войны вошел "квадрат 100". Позже его назвали "долиной смерти", а немцы - "долиной ада". До середины 60-х годов там даже земля не обрабатывалась: сплошные мины, снаряды, бомбы.
      Участник тех боев Павел Позенко сказал: "У немцев было много пулеметов, артиллерии. Огнем косили людей, как траву. Но мы шли вперед! У всех одна мысль - вперед!"
      Е. Жданкова воевала в 17-й СД с лета 42-го и вспоминает: "Бои были непрерывные, тяжелые, и было очень много раненых. Всем известна судьба Хатыни. В Бельском районе фашисты не одну деревню сожгли, как Хатынь". А город Белый был уничтожен почти полностью: разрушено 20 школ, 12 больниц, 58 библиотек, 5913 жилых домов. Десятки тысяч людей были угнаны в Германию. Здесь, под Белым, начала свой боевой путь 150-я СД, которая в апреле 45-го штурмовала Рейхстаг и свое боевое знамя водрузила над поверженным Берлином. Это знамя стало знаменем Победы.
      В Бельском районе работают четыре поисковых отряда. 13 августа останки 140 наших воинов с воинскими почестями были преданы земле. По номеру ордена Красной Звезды удалось установить имя одного из воинов: капитана С. Костылева. На его родину пошло извещение. Человек престал быть "пропавшим без вести". О жестокости боев говорит такой факт: в бельских лесах погиб 11-й кавалерийский корпус. А на боевом знамени 629-го стрелкового полка 127 пулевых пробоин.
      Как создавался Мемориал памяти сибиряков? Рассказывает председатель Тверского фонда, полковник М.Д. Хетчиков: "По инициативе новосибирских комсомольцев в районе д. Плоское трудами многих людей был в 1996 г. сооружен Мемориал памяти и часовня на средства в основном сибирских спонсоров. Каждый год сюда приезжают фронтовики-ветераны Великой Отечественной войны, чтобы поклониться своим боевым товарищам. И с каждым годом поток людей растет".

В этом году приехали делегации из 11 областей и двух краев (всего 162 человека): из Новосибирска, Сургута, Алтая, Ханты-Мансийска, Томска и др. Были делегации из Смоленска и Твери (рук. М.Д. Хетчиков). Организаторами Дня поминовения выступили Тверской фонд сибиряков, администрация города Белого (Г.С. Тонаев) и Бельского района. Финансовую поддержку оказали губернатор Новосибирской области и губернатор Тверской области.
      Ветераны - участники торжеств - встретились со школьниками, провели круглый стол, возложили венки к памятникам, посетили музей, поделились воспоминаниями.
      Основные события прошли у Мемориала памяти. Здесь на митинге-реквиеме выступили главный федеральный инспектор Тверской области В. Косенко, замгубернатора области А. Тягунов, депутат Госдумы РФ Т. Астраханкина, глава г. Белый Г. Тонаев, председатель Областного комитета ветеранов войны, генерал-майор П.Ф. Тушев, полковник М.Д. Хетчиков, председатели уральских и сибирских городов.
      На митинге московские артисты исполнили песни военных лет. К мемориалу были возложены гирлянда и цветы от ветеранов. Торжественный митинг был проведен в высшей степени организованно, продуманно и от души. У молодых людей были слезы на глазах. В конце митинга зажгли поминальные свечи и установили их в часовне и на могилах павших.
      После митинга по краю "долины смерти" пошли два комбайна, убирая овес, как символ силы жизни! В заключение все подошли к поминальному столу и по обычаю помянули павших. Построенный пять лет назад Мемориальный комплекс не забыт. Сотни людей приезжают сюда за тысячи верст. Поток гостей растет. Бельчане от мала до велика каждый год принимают участие в торжествах.
      Память и слава защитников Родины священна и должна быть вечной!

Игорь Красяков

АВИАТОРАМ ТРУДНО. НО УПАДНИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ НЕТ

"...ситуация в ВВС тяжелая. И если не принять решительных мер, мы можем потерять все: авиацию, статус великой авиационной державы, промышленное производство и, самое главное, умы и разработки".
      Анатолий КОРНУКОВ, главком ВВС России, 10 августа 2001 года
      
      
ТО, ЧТО в России пока что имеются блестящие умы и мирового класса разработки, наглядно показал праздник авиаторов в Жуковском. Образцы новейших типов самолетов, их вождение пилотами экстра-класса несколько успокаивают нас: мы еще авиационная держава. Но вот великая ли?
      Шоу в Жуковском - это парадная витрина ВВС и гражданского флота. Другой жизнью живут работяги авиации, не хватающие звезд с небесного купола. На них то и держится российская авиация.
      Мы в хозяйстве старшего авиационного начальника гарнизона Мигалово, генерал-майора Генриха Левковича, в полку тяжелых транспортных "Антеев", всем известных турбовинтовых АН-22 из конструкторского бюро Антонова, ныне функционирующего за границей - в Киеве.
      Эти корабли, а "машинами" их назвать не решаешься, проектировались в начале 60-х годов. Поставлять в ВВС, конкретно - в ВТА, их начали в 1965-1966 годах, и всего их собрали около 70 экземпляров. "Антей", так его уважительно называют, замечательное "изделие": он берет груз весом до 60 тонн, или 150 десантников ВДВ, или 269 человек - недесантников, может пробыть в воздухе до 14 часов и пролететь до 7 тысяч километров. В те времена американский "Геркулес" уступал "Антею", да и сейчас, пожалуй, наш корабль в некоторых операциях предпочтительней.
      Где только не побывал АН-22! Африка, Афганистан, Южная Азия, не говоря о территории СССР и России, - везде наши экипажи выполняли свою задачу так, как положено, с честью.
      С тех пор погибло в катастрофах 8 кораблей (мы помним катастрофы и на тверской земле), 15 порезали за ветхостью, 8 служат в полку Мигалово, а остальные - на консервации (их после необходимых работ тоже можно поднять в небо) и будут исправно выполнять задачу.
      - Но всему есть предел, - говорит подполковник Валерий Сдобников. - Ресурс "Антеев" заканчивается, и вскоре их надо будет заменять. Видимо, на смену придет АН-70 совместного с Украиной производства. Это современная машина, отвечающая всем международным требованиям к такому классу летательных аппаратов.
      Сейчас "Антеи" востребованы сложившейся экономической обстановкой, они возят все. Недавно экипаж майора Юрия Голубева выполнял заказ правительства в интересах компании "Лукойл" - перевозили памятник нефтяникам из Минска под Сургут. На Новую Землю перебросили экспедицию геологов вместе с 4 их домиками, там обнаружили залежи ценных металлов. Летают и за границу, например, перевозили многотонное оборудование в Северную Корею для авиаремонтного завода (нами же и построенного в 50-е годы). Эти заказы - дополнительный законный заработок для экипажа, денежное довольствие которого негусто. Однако летчики отмечают, что получку стали давать регулярно и вовремя, а было время, когда в штабе полка ее распределяли почти по жребию или по числу едоков в семьях.
      Проблемы ВВС коснулись всех, мигаловцы не исключение. Служить в полку остались те, у кого нет жилья. Офицеры с жильем уходили и уходят. "Через 2-3 года, - говорит с тревогой Валерий Сдобников, - летать будет некому". Молодежь из училищ в Мигалово приходит, но без перспективы.
      Из разговоров выясняется, что в полку нет возможности готовить молодежь к боевым полетам: нехватка керосина острая, нет жилья, нет даже общежития, да к тому же молодых офицеров часто заставляют исполнять несвойственные функции, например, уборщиков. "Один день летаем, другой - плац подметаем, - мрачно иронизируют летчики в Мигалово, - мы не летчики, а высокооплачиваемые дворники".
      Как-то странно идет реформа в ВВС. Вместо того чтобы сохранить дорогостоящих специалистов, не трогая их функции, сократили почти всю малоквалифицированную обслугу. Летчик с метлой, какова картина? Неужели придет такое время, когда история полка мигаловских "Антеев" закончится, и имена прославленных асов Александра Николайчика, Валерия Ушанова, Владимира Волкова и многих других можно будет узнать, лишь порывшись в архивах?
      Не может такого быть. И хотя финансирование ВВС характеризуется как ущербное, средний возраст летчиков 35-40 лет, в полках 10, 8 или даже 6 полностью боеготовых самолетов, но надо летать и выполнять задачи тем, что есть. Это опять слова Анатолия Корнукова. То же говорят и мигаловцы.

Борис Ершов

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru