Архив номеров

ЭКОНОМИКА НАШИ ДОРОГИ ОСТАНУТСЯ ПОКА "БЕСПЛАТНЫМИ"

Дорожная сеть Тверской области имеет протяженность 84 тысячи километров, это второй по величине показатель среди областей России. Сохранять ее с каждым годом становится все труднее.
      На наши вопросы согласился ответить заместитель директора государственного учреждения "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" (далее - дорожный фонд) Юрий Алексеевич НЕБОЛЬСИН.
      
      - Какова главная функция вашего учреждения?
      
- Главная задача фонда - сохранение дорожной сети. Если детализировать, то в понятие "сохранение" надо включить содержание, ремонт, реконструкцию и строительство дорог. Мы являемся главным образом заказчиками, непосредственно работы выполняют подрядные организации, которые существуют почти в каждом районном центре. Наши специалисты составляют смету, мы отпускаем деньги, подбираем подрядчика. Так в упрощенном виде выглядит наша роль.
      - На содержание дорог и прочие работы нужны деньги. Каков механизм их "добывания"?
      
- В начале 90-х годов был принят закон "О дорожных фондах". И хотя он несовершенен, все же помог спасти дорожную отрасль от развала. По этому закону все юридические лица, а также автовладельцы, платят "дорожный налог", причем местным властям дано право самим устанавливать уровень налога. В Тверской области ставка одна из самых высоких - 3,4%, разумеется, этот процент стал бременем для многих плательщиков, но зато пошел на пользу нашим дорогам. Сейчас мы собираем около 1,5 млрд. рублей, да из Москвы дают 230 млн. рублей, и все равно денег не хватает. Для сравнения: с 1959 года в дорожный фонд отчислялось 0,4% от основной деятельности предприятий, мы собирали тогда около 29 млн. рублей, для нужд дорожной сети нужно было около 62 млн. рублей, и недостачу возмещала Москва, то есть около 50%. Теперь она дает в 7-8 раз меньше.
      С 2001 года правительство постановило сделать уровень дорожного налога равным 1%. Наша доходная часть резко снижается, мы вынуждены оставить без работы несколько подрядных организаций, а дороги на следующий год сразу почувствуют этот сниженный процент.
      - Какие, собственно говоря, виды дорог ваш фонд содержит?
      
- Две федеральные магистрали, Москва - Санкт-Петербург и Москва - Рига, не наша забота. Остальные дороги области под нашим патронажем, за исключением дорог внутри городов - ими занимаются коммунальные хозяйства.
      - Внутрихозяйственные дороги, например, от деревни до сенокосов - это забота самих хозяйств. Так было до недавнего времени. Когда денег не стало, когда все стали беднеть, то и внутрихозяйственные дороги приписали нам. Приписать приписали, а что толку? Наши мощности недостаточны: их едва хватает для поддержания дорог общего пользования. Кое-кто стал поговаривать, чтобы нам отдали и главные магистрали городов, так как их коммунальные хозяйства почти не вытягивают содержание дорог, это по Твери видно. Но и нам это не под силу, хотя в помощи мы не отказываем, памятуя, что основная масса налогов в дорожный фонд идет все-таки с городов.
      - Есть ли в Тверской области участки сети, которые можно было назвать хорошими?
      
- Конечно, есть: это дороги Тверь - Кимры, Торжок - Кувшиново - Осташков, последняя является одной из лучших в области, в неплохом состоянии дорога Тверь - Ржев. Хорошо исполнен обход Кашина, есть и другие участки, но, по правде сказать, их не очень много.
      - Путепроводы через железнодорожные пути строила ваша организация?
      
- Нет, под Лихославлем и Спирово путепроводы строило МПС, и оно хочет их сдать на содержание нам, а мы их не принимаем из-за низкого качества работ и многих недоделок.
      - Следует ли взимать плату за проезд по некоторым дорогам нашей области?
      
- Я полагаю, что мы не готовы к этому, учитывая бедность нашей глубинки. Да и поток автотранспорта в большей части нашей сети незначителен. Что касается федеральных магистралей, то тут взимать плату нецелесообразно по многим причинам, включая наши традиции и менталитет. Если будут вовремя и в полном объеме платить дорожный налог, то этих денег должно хватить, при условии, что правительство не будет изымать у нас 40% сборов якобы как налог за землю.
      - Были ли попытки в вашем фонде осуществить акционирование?
      
- Да, было такое желание в начале 90-х годов. Но нам не позволили. Теоретически, конечно, акционерное общество лучше для пользы дела, но в нашем случае это не проходит из-за всеобщей бедности. Поддержание дорог дело дорогое: 1 км дороги с асфальтовым покрытием стоит от 2 до 3 млн. рублей при нормативном сроке службы 18 лет. Как акционерному обществу заработать такие деньги? Госучреждение, каковым мы являемся, выходит из положения только налогами, обеспечиваемыми налоговыми государственными органами. И то с трудом.

Борис Ершов

ДЕЙСТВИЯ ЭНЕРГЕТИКОВ СМАХИВАЮТ НА ДИВЕРСИЮ

Отключение от газоснабжения ТЭЦ-3 в Твери влечет за собой эффект домино: один за другим могут произвольно прекратить работу различные предприятия большого города. Расплачиваться будет в конечном счете рядовой житель.       
      На ТЭЦ-3 не поступает газ, она стоит на профилактическом ремонте, который закончится в скором времени. Специалисты высокой квалификации уходят оттуда, и их уже не вернуть. Отключив ТЭЦ-3, "посадили" и Водоканал - единственного поставщика пресной воды для Твери. 60% воды потребляет население, 40% - промышленность, причем львиную долю из этих 40% использует как раз ТЭЦ-3 для подачи горячей воды в город.
      Представим себе такую ситуацию: вдруг на наше счастье, простив городу долги, Газпром дал газ, и "Тверьэнерго" запустило на полную мощность ТЭЦ-3. Парадоксально, но в этом случае в Твери месяца на полтора-два почти исчезнет и холодная вода, так как Водоканал будет вынужден сначала заполнить гидравлическую систему теплоснабжения, а уж потом дать холодную воду для нас, горожан.
      Газпром диктует свои условия, обвиняя город в неуплате своих услуг. Однако, по сведениям из контрольно-счетной палаты Тверской городской Думы, город по текущим обязательствам по воде и теплу не имеет долгов, и даже осуществляет выплаты с превышением на 10,3%. Речь идет о прошлых долгах, которые и есть камень преткновения. Вопрос этот вышел за рамки компетенции города и приобрел политический окрас на межотраслевом уровне - надо договариваться более высоким структурам, включая администрацию Платова.
      Тот факт, что горожане становятся заложниками политических игр, подтверждают и на Водоканале. "Тверьэнерго" за долги Водоканала - городского муниципального предприятия - отключило Медновский водозабор и требует оплату за энергию в виде авансирования. То есть деньги - вперед, в то время как Водоканал их собирает с населения и предприятий за прошедший месяц - так принято издавна, так и мы, жители, производим оплату за коммунальные услуги, в том числе и за воду. Энергетики ни на какие уступки не идут, согласительные бумаги не подписывают - Медновский водозабор воду не подает, а он обеспечивает 60% потребности города. Между прочим, у Водоканала с июля долгов нет, но и денег, чтобы заплатить вперед, - тоже нет.
      В этой ситуации непонятно молчание и администрации, и антимонопольного управления Тверской области. Впечатление такое, что власть у нас растворилась и выпала в осадок на очистных сооружениях Водоканала. Хорошо хоть то, что на водозаборе дали электрическое освещение, - это вмешалось Управление ФСБ, обеспокоенное отключением охранной сигнализации. А так - были бы вообще мрак и тишина.
      Вода - продукт №1. Мы к ней так привыкли, что ценность пресной водички не осознаем, а начинаем ценить в момент ее исчезновения, когда кран фырчит, но не дает ни капли. Тогда перед жильцами грозно встают вопросы приготовления пищи и, извините, туалета. При этом раздаются проклятия в адрес Водоканала и властей. Что касается первого, то - зря. Судите сами.
      Финансовое положение таково, что Водоканал вот уже 7 лет живет с арестованным расчетным счетом, он весь в долгах, и ему же город должен 100 млн. рублей! Собираемые за воду деньги сразу пускаются в оплату монополистам, на содержание материально-технической базы, на зарплату. О реконструкции и речи не ведется. Борис Титов, управляющий Водоканалом много лет, с тревогой говорит о старении коллекторов, построенных 30-50 лет назад, о необходимости обновления скважин, очистных сооружений, труб и о многих других проблемах, на разрешение которых нет денег. Поднять цену за потребление воды? Дума не разрешит, хотя вода в Твери (впрочем, как и всюду в средней России) по мировым расценкам очень дешева: мы платим в месяц меньше 10 рублей, в то время как в Германии, например, она в 6-7 раз дороже. Где найти инвестиции?
      И при такой жизни на Бориса Титова с его Водоканалом завели аж два уголовных дела: за неуплату налогов в дорожный фонд и подоходного налога. Но в тюрьму его, конечно, не посадят: водичка всем нужна, без нее - никуда.

Борис Ершов

АВТОРСКОЕ МНЕНИЕ

Борис ЕРШОВ: ШКОЛА - ЭТО ИНКУБАТОР ЦИВИЛИЗАЦИИ, А НЕ ПАСЫНОК ГОСУДАРСТВА!

ЕСЛИ хорошенько вдуматься, то человеческое общество, как биологический феномен планеты Земля, существует благодаря своим "трем источникам и трем составным частям" бытия: производству продовольствия и других благ, системе образования и системе здравоохранения. Все остальное - производное. Школа - фундамент в системе передачи информации от поколения к поколению, она является основой всякой, в том числе российской цивилизации. К сожалению, общество и государство не до конца это понимают.
      Современными проблемами для школ Тверской области являются финансирование, кадры и компьютеризация. Хотя бы частичное их решение позволит не только сохранить достижения бывшей советской системы образования, справедливо считавшейся одной из лучших в мире, но и нарастить новые, достойные XXI информационного века.
      Финансирование. Перефразируя старика Мичурина, скажем, что нам нечего ждать милостей от федерального центра, добыть их самим - наша задача. Мы - самоуправляемая территория (не полностью, конечно, но в некоторой степени), поэтому не худо бы депутатам Законодательного Собрания самим подумать о введении специального школьного налога по типу дорожного. Его уровень должен быть небольшим, например, 0,5% от доходов предприятий и юридических лиц, зато он способен покрыть дефицит на содержание школ. В недрах департамента, курируемого госпожой Пищулиной, найдется пара-другая толковых специалистов, способных разработать соответствующий законопроект. А будущим претендентам на кресло депутата в ЗС, прежде чем ринуться в предвыборные схватки, невредно бы включить эту идею в свои предвыборные программы.
      Кадры. Уже сейчас средний возраст преподавателей школ области перевалил за 40 лет. Будем откровенны: у ветеранов школы не очень свежие знания и по своим предметам, и по методике обучения и воспитания. Согласен, что это звучит несколько обидно для ветеранов, но, положа руку на сердце, надо признать, что современность в школьный процесс проникает тяжело, особенно в сельских школах. Выход только один - нужен приток молодежи, а она как раз и не идет в классы из-за бытовых и финансовых трудностей. Следовательно, надо подумать о резком увеличении зарплаты прежде всего для выпускников педучилищ, ТвГУ и других вузов, готовящих педагогические кадры. Как это сделать, смотри один из вариантов, показанных выше. Наверное, есть и другие - пусть об этом скажут профессионалы.
      Компьютеризация. Время логарифмической линейки ушло, время компьютера в полной мере еще не пришло. В массе своей школы области лишь мечтают о компьютерах. По инициативе президента Путина они получат как минимум по одному компьютеру, но разве это решит проблему информатизации школьного процесса? И снова я обращаю внимание на возможность проявить власть местному начальству: прежде думай о школе, а потом - о другом. Пусть компьютеры для школ приобретают те, кто нуждается в услугах властных органов, имеются в виду лицензии, льготы, земля и прочее.
      Громкие слова о будущем наших детей ничего не значат, если они не подкреплены рублем. В этом и заключается сермяжная правда нашего времени.

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru