Архив номеров

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА КРЫЛЬЯ РОДИНЫ И... ЕВРОПЫ

Отвечая на наши вопросы, вице-премьер правительства России Илья Клебанов заявил, что приоритетным направлением развития российского гражданского авиастроения станет сотрудничество с европейскими корпорациями.       
      Настоящая армада авиационной и космической техники, оборудования и высоких технологий была развернута на территории Летно-исследовательского института имени М. Громова. Всего в авиасалоне приняли участие 33 страны. Их представили более 530 фирм и организаций. На обозрение было выставлено 125 летательных аппаратов.

ИНТЕГРАЦИЯ В ЕВРОПУ?

С момента возникновения гражданской авиации в ней нормой жизни становится жесткая и бескомпромиссная конкуренция. Производители самолетов, авиакомпании, поставщики смежных услуг боролись за каждого пассажира и килограмм груза. В шестидесятые и семидесятые годы конкуренция между отдельными авиационными сообществами достигла апогея, принимая порой уродливые формы. Так, например, развернулась война стандартов. Топливные горловины советских самолетов совершенно не подходили западным топливозаправщикам, а европейские контейнеры не влезали в люки отечественных самолетов. В 80-е годы правила игры стали кардинально меняться. Наступила эпоха общей стандартизации техники и оборудования. Это в первую очередь коснулось систем безопасности полетов, управления авиалиниями, организации пассажирских и грузовых терминалов аэропортов. Предполагается, что в ближайшее время мировые стандарты будут пронизывать всю гражданскую авиационную отрасль.
      Несмотря на это, конкуренция между производителями самолетов и авиакомпаниями не уменьшается. В последние годы зарубежные производители самолетов все активней вторгаются в российский авиарынок. Американские и европейские компании предлагают нашим авиакомпаниям не только качественные самолеты, но и чрезвычайно выгодные условия их приобретения. Страшным ударом по отечественным производителям стала западная лизинговая система. Российская фирма может приобрести именитый западный самолет за 10-процентную стоимость, а остальное выплачивать по ходу эксплуатации лайнера. Наши производители такого себе позволить не могут. Предприятиям надо регулярно платить зарплату персоналу, перечислять налоги и оплачивать энергию.
      Сегодня российская авиационная промышленность оказалась на перепутье. Некоторые настаивают на сохранении национальной самобытности в гражданской авиации, другие выступают за скорейшую интеграцию в международные авиастроительные структуры.
      Основная интрига закручивается вокруг известного европейского консорциума "Эйрбас индастри". На вопросы, касающиеся этой проблемы, нашему корреспонденту ответил вице-премьер правительства России Илья КЛЕБАНОВ.
      - Зачем России участие в совместных проектах с европейскими авиастроительными корпорациями?
      
- По моему глубокому убеждению, с финансовой и технологической точек зрения, России крайне выгодно участие в создании европейского парка авиации. В этой плоскости наиболее реальным выглядит участие нашего авиапрома в конструировании и производстве самолетов компании "Эйрбас индастри". По оценкам специалистов отрасли, создание сверхбольшого пассажирского аэробуса А380 может принести отечественным предприятиям сумму, достигающую 798 млн. евро.
      - Получается, что сотрудничество с "Эйрбасом" - это лишь дело будущего?
      
- Не совсем так. Уже сегодня российская авиационная промышленность имеет непосредственные производственные контакты с этой европейской корпорацией. Ряд предприятий страны поставляют технические узлы и детали для самолетов А320 и А340. Также компания "Эйрбас" желает видеть россиян в качестве разработчиков проекта транспортного самолета А400М. (Прим. ред. Правда, этому мешает существование российско-украинского проекта грузового самолета нового поколения АН-70, АН-7х. Страны Западной Европы настаивают на получении секретов проекта АН-7х. Однако наши производители категорически возражают.)
      Тем временем российские производители гражданских самолетов после вынужденного молчания бросают новый вызов зарубежным консорциумам. Все новые модернизированные российские лайнеры соответствуют всем международным стандартам. Успешную эксплуатацию начал новый самолет Ту-204-100. Этот мощный лайнер, представленный на авиасалоне, призван открыть новую линию в нашей пассажирской авиации. Ту-204 в ближайшие годы заменит собой ветшающий парк Илов и составит прямую конкуренцию западным самолетам соответствующего класса.
      Также в Жуковском был представлен новейший самолет Ту-334, рассчитанный на эксплуатацию в небольших авиакомпаниях или местных авиалиниях. Он заменит морально и технически устаревшие Як-40, Як-42.
      Настоящую сенсацию на авиасалоне вызвали российские самолеты-амфибии, разработанные КБ имени Бериева (Таганрог). Особое внимание привлекла сверхмощная амфибия Бе-200. В течение 14 секунд ее баки заполняются 14 тоннами воды. Водонаборный отсек поделен на части и позволяет распылять забранную воду в нескольких точках. Эту особенность Бе-200 зрители смогли лицезреть воочию. Гидросамолет на бреющем полете сбросил три порции воды, окрашенной в цвета российского флага. По ходу демонстрации на самолет поступило несколько заказов.

САМОЛЕТЫ ДЛЯ ТОЛСТОСУМОВ

В этом году авиасалон оказался привлекательным не только для крупных организаций, но и для частных лиц. На нем было продемонстрировано немало моделей, ориентированных на богатые слои населения. На летном поле был представлен "первый российский самолет для деловых людей" - М-101Т. Целая плеяда самолетов для толстосумов была представлена американцами. На поле стояло несколько реактивных разновидностей "Сессны-Ситейшн" и мощный "Гольфстрим". Все эти самолеты имеют небольшой, но оборудованный салон, вмещающий от 7 до 12 человек. Реверанс в сторону господ с толстыми кошельками сделали отечественные вертолетостроители. На стенде казанского вертолетного завода демонстрировался вертолет "Ансат". Его шикарный салон с футуристическими лампами и оргтехникой рассчитан на девять человек.
      Самый фантастический проект самолета для новых русских был предложен военно-промышленным комплексом "Сухой". Стреловидный самолет бизнес класса С-21 оборудован тремя двигателями суммарной тяги 22.500 кг. Авиаракета доставит десять пассажиров на расстояние в 7400 километров за три с половиной часа. Скорость этого болида достигает 2125 км/ч.

ХОЗЯЕВА ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

Несмотря на важность гражданского использования самолетов, самым ответственным звеном в основе государственной безопасности по-прежнему остается военная авиация. Со времен второй мировой войны господство в воздухе стало приоритетным направлением отечественных ВВС. МАКС 2001 показал, что в сфере качества российская авиация по-прежнему не знает себе равных.
      Хитом выставки стал самолет будущего Су-47 "Беркут". Этот сверхсекретный самолет нарушил все традиционные каноны авиации. Форма Су-47 с крыльями обратной стреловидности напоминает боевой звездолет из кинофильма "Звездные войны". Корпус машины сделан не из металла, а из специализированных композитных материалов. Это позволило уменьшить массу планера и сделать его практически невидимым для радаров противника. "Беркут" стал ответом российских ВВС на американский "Стелс".
      Кроме Су-47 авиационный комплекс "Сухой" представил и множество других самолетов. Судя по амбициозным заявлениям руководителей АВПК "Сухой", их концерн собирается стать "ядром консолидации авиационной промышленности России в XXI веке. Успехи на внутреннем и внешнем рынках позволили претендовать "Сухому" на создание холдинга, контролирующего не только военный, но и гражданский секторы авиационной техники.
      На этой выставке "Сухой" представил самую разнообразную палитру боевых машин. Бомбардировщик Су-24МК предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в любых метеоусловиях. Крылья с изменяемой стреловидностью позволяют ему развивать скорость до 2500 км/час. Масса носимых бомб и ракет достигает 8000 кг. Высота полета Су-24МК не менее 27 километров.
      Наиболее яркой моделью сегодняшнего дня стал Су-35. Фигуры высшего пилотажа, выполненные на этом самолете, поразили всех без исключения зрителей авиасалона. Су-35 по маневренности превосходит западные истребители Ф-15, Ф-16 и даже наш МиГ-29, который, по отзывам немецких летчиков, эксплуатирующих этот самолет, выигрывает все бои с любыми самолетами противника. Электронная система Су-35 может следить одновременно за 12 самолетами противника, а компьютер рассчитает одновременный удар по четырем целям. Для борьбы с воздушными целями на самолете могут быть установлены 14 ракет разного типа. Дальность их полета составляет от 30 до 50 км.
      Необычными характеристиками обладает самолет Су-39. Этот штурмовик оснащен системами повышенной живучести. В нем обеспечивается 100-процентная защищенность летчика от поражения любым пушечным оружием калибра 30 мм. Самолет может спокойно вернуться на аэродром даже при попадании знаменитой ракеты-убийцы "Стингер".
      Кроме АВПК "Сухой" военную технику представили десятки других производителей. Наибольшее внимание привлекли зенитные комплексы С-300, усовершенствованная установка залпового огня "Смерч", высокоточная ракета "Искандер-Е", вертолет Ка-50-2 "Аллигатор".

НО ВРАГ НЕ ДРЕМЛЕТ

За всем эти добром зорко наблюдали агенты спецслужб США и других западных стран. Для прикрытия своего присутствия американцы даже открыли крошечный павильон Департамента обороны США. Несколько одиноких плакатов и пустой стол, очевидно, должны были создать видимость американской военной "экспозиции" и скрыть работу шпионов.

Глеб Чистяков
      Фото автора

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru