Архив номеров

ПАМЯТЬ 8 АВГУСТА СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ УЖЕ БОМБИЛИ БЕРЛИН

Иногда в печати высказывается мнение о том, что авиация РККА в первый период Великой Отечественной войны действовала неактивно: в воздухе было мало наших самолетов. Однако история ВВС и данные архивов Министерства обороны СССР показывают, что в действительности дело обстояло иначе.
      НАКАНУНЕ ВОЙНЫ. Третий пятилетний план, принятый на XIX съезде партии, предусматривал быстрый рост авиационной, танковой, химической и других отраслей военной промышленности.
      ЦК ВКП(б) потребовал срочно разработать новые типы истребителей, фронтовых и дальних бомбардировщиков, разведчиков. Более того, требовалось в кратчайшие сроки освоить их выпуск. Были созданы истребители ЯК-1, ЛАГГ-1, МИГ-1, МИГ-3, бомбардировщики Пе-2 и ТБ-7, штурмовик ИЛ-2 и другие. По своим боевым летно-тактическим характеристикам эти самолеты превосходили самолеты фашистской Германии и Японии. ИЛ-2 имел мощное вооружение, и равного ему не было ни в одной стране мира. Нашими конструкторами уже в 1940 году были разработаны новые образцы скорострельных пулеметов, пушек, бомб и реактивных снарядов. Были улучшены средства и системы навигации. Началось внедрение в ВВС и средств радиосвязи.
      В 1940 году авиапромышленность начала выпуск новых боевых самолетов. Массовый выпуск их планировался на 1941 год. К началу 1941 года численность самолетов ВВС увеличилась более чем вдвое. Возросла сила дальней бомбардировочной авиации.
      В 1941 году началось перевооружение частей ВВС и интенсивное обучение летно-технического состава. Но к началу войны план перевооружения выполнить не удалось.
      
      АВИАЦИЯ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ имела более 3900 самолетов, а также до 1000 финских и румынских авиамашин. Авиационные части противника были хорошо обучены и приведены в полную боеготовность. Летно-технический состав имел боевой опыт. У большинства самолетов была радиосвязь с наземными войсками.
      Наша авиационная группировка на западной границе по числу самолетов превосходила противника в 1,1 раза. Но по количеству самолетов и экипажей, находящихся в боевой готовности, уступала немцам: шел процесс перевооружения. Документы архивов МО СССР говорят о том, что к началу войны противник имел превосходство по боеготовым экипажам и числу самолетов в 1,5 раза.
      
      С ПЕРВОГО ДНЯ войны сложилась крайне напряженная воздушная обстановка: враг использовал внезапность нападения и численное превосходство. 22 июня более 50% всей авиации Германии было брошено в бой. Многочисленные группы фашистских бомбардировщиков атаковали 66 наших приграничных аэродромов, на которых базировалось 70% всех авиаполков. Часть аэродромов и баз подверглись ударам дальней артиллерии. Наши потери - около тысячи самолетов.
      В течение первого дня войны летчики ВВС совершили более шести тысяч вылетов и уничтожили свыше 200 самолетов противника в воздухе. Так, 127-й авиаполк под командованием старшего лейтенанта И. Дроздова четырежды поднимался на перехват немецких бомбардировщиков в районе г. Брест и уничтожил пять самолетов врага. А младший лейтенант В. Князев сбил в одном бою два бомбардировщика. Оба летчика впоследствии за боевые успехи были удостоены звания Герой Советского Союза.
      Таких примеров отваги было немало: героизм был массовым.
      С 29 июня 1941 года главнокомандующим ВВС был назначен наш земляк - генерал П.Ф. Жигарев, который руководил боевыми действиями авиации в период 1941-1942 гг.
      Нередко наши летчики шли на таран фашистских стервятников. Первый таран в Великой Отечественной войне был совершен на рассвете 22 июня (около 5 часов) старшим лейтенантом И. Ивановым. Это произошло на Львовщине, в том же районе, где в 1914 году русский летчик П. Нестеров впервые в мире таранил немецкий самолет-разведчик. 2 августа 1941 года И. Иванов был удостоен звания Герой Советского Союза. В первый день войны применили таран 16 летчиков ВВС, в том числе политрук А. Данилов, младший лейтенант Д. Кокорев, лейтенант П. Рябцев и другие отважные пилоты.
      Более организованно встретили врага авиаторы Одесского военного округа. Несмотря на запрещающие указания, командующий ВВС округа, генерал Ф.Г. Мичурин за пять суток до начала войны отдал приказ проверить мобилизационную готовность всех авиаполков. Свой штаб он перевел из Одессы в Тирасполь. Все самолеты скрытно перебазировались на полевые аэродромы, где были рассредоточены и замаскированы. Летчики перешли на боевое дежурство. В результате эффект внезапности нападения был сведен к минимуму. А в первый день войны летчики Одесского ВО сбили более 30 бомбардировщиков противника.
      ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ в первый период войны не подверглась ударам врага, так как базировалась в 300-450 километрах от границы, а у фашистов не было дальних бомбардировщиков. Дальняя авиация почти не понесла потерь и нанесла ряд мощных ударов по механизированным колоннам врага и переправам через реки Зпадная Двина, Неман, Березина, Друть, Пруть и другие.
      Успешно действовала дальняя авиация на военно-промышленные центры противника: через два дня с начала войны 28 экипажей успешно бомбили нефтепромыслы и заводы Румынии. Три другие группы (каждая состояла из 20-25 самолетов) в этот же день (24 июня 1941 года) нанесли бомбовые удары по городам Данциг, Кенигсберг, Бухарест и Варшава. В последующие дни удары дальней авиации не прекращались.
      25 июня 1941 года авиация Краснознаменного Балтийского флота, Северного фронта и Северного флота подвергла мощным бомбежкам 19 аэродромов Финляндии и Норвегии, где базировались эскадры пятого воздушного флота Германии. 236 бомбардировщиков и 224 истребителя рано утром взяли курс на объекты атак. Врагу был нанесен ощутимый урон. В последующие дни удары следовали один за другим. Фашисты вынуждены были перебазировать уцелевшие самолеты в тыл.
      Всего до 10 июля наши летчики уничтожили более 1000 самолетов врага. По немецким данным, их потери до 19 июля 1941 года составили 1284 самолета.
      Действительно, с 22 июня по 10 июля 1941 года ВВС произвели 45 тысяч боевых вылетов и сбросили на врага свыше 10 тысяч тонн бомб.
      Большую помощь наземным войскам оказали наши летчики в Смоленском сражении. Велика заслуга ВВС в том, что немцы 60 суток не могли начать наступление на Москву. Блестящая воздушная операция в течение 6 суток была проведена совместно с войсками Брянского фронта. Летчики 42-й, 52-й авиадивизий ДБА и 11-й, 60-й, 61-й смешанных авиадивизий произвели более 4000 вылетов. Их удары были эффективными, и в результате было остановлено наступление 24-го танкового корпуса противника.
      Незабываем подвиг авиаторов дальней авиации в августе 1941 года. Впервые 8 августа они нанесли массированный бомбовый удар по столице Германии Берлину. Геббельс на весь мир заявлял, что авиация СССР уничтожена, что не соответствовало действительности. После бомбежки Берлина, что было для немцев полной неожиданностью, весь мир узнал о мощи наших ВВС и героизме летчиков. Заметим, что английские пилоты не могли прорваться к Берлину. Наши отбомбились по центру Берлина. И позже, в августе-сентябре 1941 года, летчики ДБА нанесли еще 7 ударов по столице фашистов.
      Из анализа архивов МО СССР следует вывод - ВВС Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны действовали активно, самоотверженно, героически защищая свободу своей Родины.

Игорь Красяков

На фото: эскадрилья им. Лизы Чайкиной, построенная на средства трудящихся Калининской области.

В АВГУСТЕ 41-го ...

60 ЛЕТ НАЗАД, ЛЕТОМ, НА ТВЕРСКУЮ ЗЕМЛЮ ПРИШЛА ВОЙНА. ЛЮДИ ЖИЛИ В СТРАХЕ ПЕРЕД НЕИЗВЕСТНОСТЬЮ, ОЖИДАЯ БОЛЬШОЙ БЕДЫ.
НЕМЕЦКОЕ командование придавало большое значение Калининскому направлению. Во-первых, потому что наш город был крупным узлом коммуникаций, связывающих Западный и Северо-Западный фронты, во-вторых, он прикрывал Москву с севера и далее пути на восток. Поэтому оно выделило на это направление 3-ю танковую группу Гота, 9 армию в составе 16 дивизий и отборных эсэсовцев полка "Череп" (иногда можно встретить название "Мертвая голова"). Это была большая сила.
      На территорию нашей области немцы вступили 5 июля 1941 года, заняв Себеж, 16 июля - Невель, 20 июля - Великие Луки, но были 21 июля выбиты частями нашей 22-й армии. 19 июля впервые бомбили Ржев. В это же время командование Красной Армии и местные органы власти начали строительство оборонительных сооружений по линиям Молодой Туд - Оленино и Селижарово - Ржев. Работали молодые колхозники, мужчины и женщины, красноармейцы, горожане, среди работающих было много подростков. Инструменты - лопата, топор, тачка, лошадь с телегой.
      Создавались небольшие истребительные группки, группы и отряды - их направляли в тыл врага для диверсионной деятельности. В городах создавались бюро по эвакуации, готовились к подрыву важные объекты, при этом на "оборонные работы" постоянно присылали свежие силы. Всего постоянно работали около 150 тысяч человек. Эвакуировался скот, увозилась техника, уходили люди.
      В июльские дни началось формирование нашей 31-й армии (под Москвой), на территории от Старой Руссы до Оленина развертывались 29-я и 30-я армии в составе десяти дивизий. В районе Торжка, Калинина, Ржева, Волоколамска, Рузы, Можайска, Малоярославца и Наро-Фоминска формировались 31-я и 32-я армии. Все они потом примут активное участие в сражениях за Калинин и на Калининском фронте.
      16 августа войска Западного и Резервного фронтов (командующий Г.К. Жуков) попытались вырвать инициативу у немцев под Ельней. Это удалось, что помогло на нашей территории создать 31-й армии оборонительный рубеж по линии Осташков - Селижарово - Ржев.
      В эти же дни происходят некоторые неординарные события внутри страны. Указом Президиума Верховного Совета от 12 августа объявлена амнистия всем, "находящимся в тюрьмах, концлагерях, лагерях военнопленных и спецпоселках заключенным и выселенным польским гражданам". 16 августа Ставка издала приказ №270, где говорится: "Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту, как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров". Далее приказывалось: если начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен, уничтожить их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишить государственного пособия и помощи. Приказывалось также не стесняться с расстрелами на месте. Это было страшное и жестокое время, беспощадное к своим и чужим.
      22 августа немцы нанесли удар в районе Великих Лук в стык 22-й и 29-й армий, которые отступили до верховьев Западной Двины - это уже был почти средний запад нашей области.
      25 августа Ставка поставила задачу перед Резервным фронтом: не прекращая работ по укреплению рубежа Осташков - Селижарово - Оленино - р. Днепр - Спас-Деменск - Киров, двумя армиями (16-й и 24-й) 30 августа перейти в наступление и разгромить группировку немцев под Ельней. В сентябрьские дни разгорелась битва под Ельней, где заблистали имена генералов Лукина и Жукова, а у нас наступило относительное затишье. Следующий колоссальной силы удар немцы нанесли через месяц - они пошли на Москву, а у нас - на Ржев и Калинин.

Борис Ершов
      На фото: подготовка сандружинниц.

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru