Архив номеров

В ДОРОГУ УДАРИМ АВТОПРОБЕГОМ...

Со словом "автопробег" почти всех нас познакомили Ильф и Петров. Товарищ Бендер с командой пытались ударить автопробегами по бездорожью и разгильдяйству.       Что нужно делать, чтобы было интересно? Очень просто - достаточно не делать того, что делал раньше. Мы до этого много путешествовали, но вот на машине к морю не ездили никогда.
      АВТОПРОБЕГ №1. 1998 год. "Drive to dream", что в переводе означает "путешествие к мечте". Слова "автопробег" мы тогда еще к себе не применяли.
      Транспортное средство - "Запорожец". Экипаж - двое взрослых и двое детей (две вечно дерущиеся на заднем сиденье мартышки). Цель убого простая - доехать до моря. Картографический материал - "Атлас автомобильных дорог" 1967 года издания.
      Хочу сразу сознаться: опыт у нас был нулевой. Один раз на пробу до Москвы доехали. Предстоящие 4 тысячи километров давили морально. Когда на МКАД мы без особого труда вышли на нужное шоссе - уверенности прибавилось.
      Следующее знаменательное событие произошло в Туле. Вдруг как-то сама собой в голове появилась мысль, что глупо, находясь рядом с Ясной Поляной, не заехать туда. Мы поняли, что вправе ехать, куда хотим. С этого момента Земля стала для нас гораздо шире.
      Выяснив, кто что хочет посмотреть, отправились в рейд по побережью. Мы побывали на Должанской косе, на 8 километров вдающейся в Азовское море, пробовали молодое вино в Абрау-Дюрсо, видели дельфинов и рыб в аквариуме на мысу Большой Утриш, ели персики в садах Пашады, занимались серфингом и развлекались в аквапарке Небуга. А еще мы сняли фильм, привезли кучу подарков и рассказывали про свое путешествие так самозабвенно, что все, кто слушал, решали непременно поехать с нами в следующий раз.

АВТОПРОБЕГ №2. 1999 год. "Золотое кольцо". Земля оказалась такая огромная, что ездить 2 раза по одному маршруту казалось непозволительной роскошью.
      Транспортных средств было уже четыре: два "Запорожца", "Жигули" и "Волга". Экипажи семейные, самому младшему участнику не было трех лет. Всего 21 человек. Еще шестеро "безлошадных" приезжают прямо на побережье. Уже есть и штурман, и механик.
      Нас уже не устраивало просто поехать к морю, мы хотели путешествий. Была у некоторых заветная мечта: посмотреть, какой он, Храм Покрова на Нерли, который еще 800 лет назад называли надвратной церковью Руси. И недалеко он от нас - всего в 500 км, а как-то не по пути. Ну а если уж будем там, глупо не посмотреть Суздаль и Владимир. А затем на юг, к городу Туапсе, совсем недалеко от которого встает прямо из моря 50-метровая скала Киселева.
      Открытия начались с самого начала: мы случайно заехали в город Юрьев-Польский с его уникальным Георгиевским собором. Бродили по безлюдному в 40- градусную жару Суздалю, ночевали в Кидекше под стенами загородной резиденции Юрия Долгорукого, слушали колокольные звоны в Боголюбове, смотрели фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире. И, конечно же, стояли лагерем прямо под стенами храма Покрова на Нерли. А когда мы приехали к морю, встали лагерем прямо над скалой, оказалось, что все самое интересное уже позади, что самое интересное в путешествии - само путешествие.
      АВТОПРОБЕГ №3. 2000 год. "Baltik round", то есть "Тур по Балтике". У нас в головах сложился стереотип, что уж если отдыхать, то только на юге. 1999 год эту уверенность поколебал. К тому же над головами старших детей нависла зловещая тень "Евгения Онегина". А нам очень хотелось, чтобы отношения их с Пушкиным сложились добрые, неформальные. Поэтому решили начать с Пушкиногорья. Бродили по Михайловскому и Тригорскому, слушали своего экскурсовода (да, мы дозрели до того, чтобы везти с собой экскурсовода), а вечерами вслух по очереди читали "Онегина".
      Затем были Изборская крепость, Псковско-Печерская лавра, Псков, Чудское озеро, фантастическое Копорье, парки и дворцы Санкт-Петербурга, скалы Выборга, Новгородский Кремль, единственный в мире музей колокольного звона в Валдае.
      АВТОПРОБЕГ №4. Май 2001 года. "Три монастыря". Это был совсем короткий автопробег - всего 600 километров за три дня. Мы как настоящие паломники ехали по святым местам. Иосифо-Волоцкий монастырь в Теряево, Саввино-Сторожевой в Звенигороде и Новый Иерусалим на Истре отрылись нам с такой неожиданной стороны, с какой ни на одной экскурсии не увидишь. Прошли, нет, промелькнули три дня, и мы изумились: "Как, все?" На нынешний август запланирован автопробег №5, где будут учтены все предыдущие ошибки.

Елена Маринина
      Фото автора

СОВЕТЫ БЫВАЛОГО АВТОПУТЕШЕСТВЕННИКА

Автор этой статьи получил права 42 года тому назад. Ездил и путешествовал на "Победе", "Москвиче" и "Волге".       Дальней дорогой для автолюбителя можно условно считать поездки на расстояние в 800-1000 км и более. Такое путешествие без подготовки к нему и соблюдения некоторых обязательных правил далеко не всегда приносит радость автолюбителю. Чтобы в душе потом была радость и гордость, надо, в общем-то, хорошо подготовить автомобиль и использовать опыт "бывалых".
      
Необходимо первым делом проверить и "подтянуть" весь крепеж от форпика кузова до кормы. На эстакаде все хорошо видно и удобен доступ к любой гайке. При осмотре особое внимание - рулевому управлению. Люфты должны быть минимальными. Осмотром легко установить подтекания масла, тормозной жидкости, антифриза.
      В двигателе лучше заменить свечи на новые, или старые очистить и установить требуемый зазор. Надо проверить и прокладки. В моторном отсеке подтянуть крепеж электроприборов и проводки. Хорошо бы по прибору проверить угол опережения зажигания и величину (цвет) искры. Если есть время, то необходимо снять карбюратор. Промыть, продуть сжатым воздухом и вычистить. Современные сорта бензина дают много грязи. Промывать карбюратор лучше смесью керосина и растворителя №№647, 648. Желтоватого цвета пленку снимают только растворители. Полезно заменить масло в двигателе, а также проверить уровень масла в заднем мосту. В заключение напомним о необходимости шприцовки агрегатов по заводской инструкции.
      На борту должны быть карбюратор в сборе, бензонасос со шлангами, распределитель, катушка зажигания, монтировки (2-3 шт.) с домкратом, 3-4 камеры, тестер или хотя бы пробник на 12 вольт (лампочка и два провода). Кроме того, в багажнике должны быть канистра с 20 л бензина. Конечно, надо иметь инструмент, клей "Момент", изоленту (лучше ХБ), набор гаек и болтов (в пути "любят" откручиваться), набор лампочек, прерыватель (указателей поворота). О маленькой канистре масла, воде и тормозной жидкости (0,5 л) тоже не стоит забывать.
      Одежда водителя и пассажиров должна быть по возможности удобной. Лучше надеть спортивный костюм и легкие кожаные полуботинки. Носки лучше хлопчатобумажные. Для водителя обязательна куртка из кожи (или заменителя): в салоне любого автомобиля есть сквозняки, которые могут "вывести из строя" левое плечо или, хуже того, спину (поясницу). Теплые вещи надо иметь и пассажирам. Водителю пригодятся темные и светлые солнцезащитные очки, спортивная шапочка с козырьком и "лыжная" шапочка для сна.
      Очень полезны летние кожаные перчатки (как у велогонщиков - "без пальцев"). Руки не потеют, хороший контакт с рулем и снижается воздействие вибраций на руки. Режим движения надо определить еще дома по карте. Медицинская норма безопасности для водителя авто не более 450-500 км в день. Это для профессионала. Для автолюбителя - меньше: не более 350-400 км в день. Поэтому надо заранее определить места отдыха через каждые 1,5-2 часа пути и место ночлега. В наше время с учетом безопасности находиться в пути лучше в дневное время. Особенно хороши ранние утренние часы с 4.00 до 8.00. С наступлением ранних сумерек следует отдыхать.
      Надо учитывать особенности летней дороги. В солнечный день полотно дороги нагревается до 60-70 градусов Цельсия. И можно попасть в пути, особенно на склонах дороги к югу, в т.н. "летний гололед". Тут, если скорость большая, машина становится неуправляемой. Значит, нигде не стоит идти на повышенных скоростях. Раньше эксперты ГАИ по ДТП рекомендовали скорость не выше 70 км/час. На таких скоростях авто подчиняется водителю.
      Большую опасность представляет летний дождь. Попадая с сухого участка дороги на мокрый, водитель оказывается "на гололеде"! Однажды на Старицком шоссе в августе я заметил впереди полосу дождя. Снизил скорость до 40 км/час. Тут меня обогнали "Волга" и "Жигуль". Пассажиры показывали мне "рожицы" и крутили пальцем у виска. Я засмеялся, так как знал, что впереди зигзагообразный поворот дороги. Они ушли вперед. Через 1,5 км обе автомашины - в кювете. Не удержались на хорошем шоссе. Пришлось им помогать.
      Где лучше отдыхать? В плане поездки надо наметить места отдыха в лесу и где-нибудь у водоема (реки, озера). Надо отъехать от трассы хотя бы на 200-300 м. Вспомним, что все автодороги сильно загазованы. Каждый водитель время отдыха определяет сам. Обычно через 20-30 минут усталость проходит. Тут можно искупаться, сделать гимнастику, попить чаю (кофе) с бутербродом. Хорошо на 10-15 минут лечь и вздремнуть. Салон автомобиля лучше проветрить: все двери - настежь! На "коротком отдыхе" не следует загорать: это вызывает вялость и снижение реакции. К такому же эффекту приводит употребление пива. О более крепких напитках в дальней дороге следует забыть: безопасность дороже!
      Особое внимание - знаку "крутой поворот". Это один из самых опасных районов дороги. Никто не гарантирует, что на встречной полосе будет пусто, не окажется "крутой" водитель. Тут надо снизить скорость до 20-30 км/час и быть готовым к маневрированию.
      Питание в дороге может быть составлено из чая, кофе, сухарей, пряников, конфет, сухофруктов, сгущенного молока, чистой воды (минералки), вяленой морской рыбы, сала, сыра и ржаного хлеба. Наш знаменитый земляк, Герой Советского Союза М.М. Громов успешно разработал еще в 1937 году рацион питания в дальних перелетах (более 60-70 летных часов). В качестве питания он брал на борт ржаной хлеб, сало, соленую рыбу, чай и шоколад. При перелете СССР-США проблем не было.
      Не стоит употреблять консервы, колбасы, копчености, всякие деликатесы, овощи и фрукты (кроме яблок). Лучше использовать простые продукты из дома. Заметим, что сверхопытные дальнобойщики почти никогда не едят в кафе, ресторанах, столовых - все берут из дома и на ночных стоянках готовят себе сами.
      Дополнительно к штатной медаптечке надо еще иметь нитроглицерин, антибиотики, фталазол, марганец, борную кислоту, 8-10 одноразовых шприцев, соду.
      Желаем всем путешественникам на автомобиле благополучия и успехов!

Игорь Красяков

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru