Архив номеров

ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ ТОЛЬКО ТОЧКИ ПОСЛЕ БУКВЫ "Х"

В современном русском языке общеупотребительный пласт лексики составляет, по данным словаря, изданного под редакцией Р.П. Рогожниковой, более 170 тысяч слов. И только четыре слова, точнее, корня, из этого огромного количества являются обсценными (нецензурными, но от этого не менее употребительными). Тем они и ценны.
      В английском языке существует семь слов, называемых матерными. В большинстве случаев нецензурная лексика зарождалась в криминализированных кругах наших слоев общества. Только если в английском мат возник как результат нечеткого проговаривания литературных слов (например, fucker от father), то во французском, например, внимательнее относились к лексике, которая должна была быть понятна только криминальным элементам: во-первых, в нормальных словах они переставляли слоги местами, а во-вторых, многие общеупотребительные слова у французов имеют двоякие значения. Так и появился мат во французском криминальном мире.
      Сложнее дело обстоит с русским матом. Он существует испокон веков, и люди, так щедро "украшающие" свою речь нецензурными словами, мало задумываются, откуда они, родимые, взялись. Собственно говоря, а зачем задумываться, коль скоро мат является таким выразительным средством русского языка, что сказать им можно все без исключения. Не случайно, наверное, то, что англоязычным матом русские овладевают очень быстро. Буквально с детского возраста все говорят и "fuck", и "shit". А вот англичане и американцы с трудом осваивают азы русского мата! И не только из-за его трудностей, сколько из-за его принципиальной неисчерпаемости смыслов. Русский язык тем и сложен, что путем присоединения к корню приставок и суффиксов можно получить целую кучу разных по значению слов. А мат?! Это еще то поле для речевой деятельности. Наблюдения показывают, что в русском языке наличествуют только четыре всем известных слова. Б...., Х..., П..., Е... Остальные же суть производные от этих.
      В настоящее время издается бессчетное количество самых разных словарей русского мата. Но, как кажется, следует посмотреть в самый главный словарь русского языка - словарь Владимира Ивановича Даля. Это тем более важно, что бессмертный труд его имеет название: "Словарь живого (!) великорусского языка". Как ни странно это покажется, но В.И. Даль проигнорировал ключевое слово - "мат". Его в словаре нет! Но есть слова "матерник" - похабник, непристойный ругатель, "матерщина" - похабщина, мерзкая брань, "матюкать" - сквернословить, ругаться. О причинах, побудивших Даля не включать корневое слово в свой словарь, стоит только догадываться. Но аргументы для этого, скорее всего, были, и причем веские.
      Историки отмечают, что ругались на Руси издревле. Но, по сравнению с нынешними матерными словами и выражениями, тогдашняя ругань была сущей невинностью. Чаще всего мат заключался в уподоблении человека животному. Что ж сказать, не искушены были предки. Одна из самых распространенных гипотез возникновения русского мата говорит нам о его тюркских корнях. Именно - о хане Батые, который в 1342 году напал на русское княжество. Доказательством этой гипотезы является тот факт, что в странах, которые находились под татаро-монгольским игом, так же ругаются. Так, например, сербское "ебене слунце в пичку" практически идентично нашему глаголу "е...ть". Фактические синонимы русских матерных слов можно найти и в польском языке, и даже в венгерском, языке финно-угорской группы, а не славянской.
      Однако эта очень распространенная версия у многих современных ученых-лингвистов, занимающихся изучением описываемого феномена, не находит подтверждения. Например, некоторые исходят от противного и утверждают, что мат возник у русских как реакция на все "татаро-монгольское".
      Короче, вопрос этот покрыт мраком неизвестности. Однако с уверенностью можно сказать, что слово "б..." имеет общеславянское происхождение. И.И. Срезневский в своем "Словаре древнерусского языка" приводит это слово, причем с двумя значениями: "обман" (встречается в Остромировом Евангелии) и "прелюбодейка". В Церковном Уставе Ярослава читаем: "Аще кто зовет чужую жену блядью великих боляр за срам еи - гривен золота". А в "Слове Даниила Заточника" встречаем производное - "блядьня" - прелюбодеяние.
      Значение общеславянского слова, от которого ведет свою историю "б...", - "заблуждаться". Это нашло отражение в таких словах, как "блудилище" - притон разврата, распутство (это опять же по Далю). Хотя слово "блудодей" лексикограф оставляет без описания значения, объяснив это тем, что это и подобные слова "понятны и без объяснения по причине их непристойности".
      В народной традиции кроме слова "б..." очень популярно однокоренное "блуд". Но не в значении "распутство", а как именование некоего антропоморфного существа, живущего в лесу. Старушки предостерегают маленьких детей, идущих в лес по грибы: "Смотри осторожнее, а не то Блуд унесет". Так что не все так просто.
      Таким образом, тюркское происхождение данного конкретного слова не подтверждаются. Наше оно, исконно русское. Та же история с другим нецензурным словом - "хер". Только нецензурным оно стало сравнительно поздно. В XVIII веке оно означало букву русского алфавита. В XIX веке известную всем детскую игру в крестики-нолики называли "игра в херики". Есть и другое слово - "похерить", очень часто употребляемое и сегодня. С этими двумя словами вроде бы все понятно. В отношении же двух остальных однозначных мнений нет. Скорее всего, происхождение их так и останется тайной за семью печатями.
      Ругаются у нас все. Причем бытовая ругань - в трамваях ли, на улице - ничего, кроме чувства брезгливости, не вызывает. Наши предки же в мат вкладывали символический, магический смысл. Для них нецензурщина имела значение оберега. Перебежит черная кошка дорогу - ее нужно обязательно "обложить". И все это осуществляется на подсознательном уровне. С кошкой проще. А когда говорят: "Пошел в п...", в силу вступают более сложные механизмы. Представьте, куда должен пойти посланный человек: туда, откуда, собственно говоря, и вышел. Означать этот посыл может только пожелание смерти.
      В русском фольклоре вообще инвективная лексика присутствует очень часто. Это относится, прежде всего, к обрядовому фольклору. Свадебная поэзия просто напичкана запретными словами. И слова эти в свадебной песне как мат воспринимаются с трудом. И это обусловлено функцией как самой песни, так и всех слов (со всеми их смыслами) в структуре свадебного обряда, направленного на продолжение рода. А как тут без таких слов, понятных всем и каждому? Существуют, конечно, в свадебных песнях и символы. "Конь", например, фаллический символ. Но это уже другая история.
      Только в последнее время широкому читателю стали доступны самые разные "заветные" сборники известных русских собирателей фольклора, в советское время доступные только специалистам. Тут и "Заветные сказки" Афанасьева, и "Заветные частушки" Волкова, и многие другие. К сожалению, их ценности и значения обыватели не представляют. Они воспринимают это пласт русской культуры только как "похабщину".
      Широкое распространение мата в России естественным образом повлекло за собой введение всяких запретных санкций. Ругаться запрещали. Одним из первых, кто попытался бороться с матом, был царь Алексей Михайлович во второй половине XVII века. Однако его попытки свести мат на нет потерпели неудачу. XVIII век считается расцветом так называемой "барковщины". Главный русский охальник Иван Барков и поэты его круга активно использовали матерные слова в своей эротической поэзии, которая была известна практически всем и каждому. Непристойными словами пользовались и "солнце русской поэзии" Александр Сергеевич Пушкин, и Некрасов, и Гоголь. Примеров употребления обсценных слов в их произведениях можно привести много. Ругались они красиво, к месту. Чего только стоит баллада Пушкина "Тень Баркова"! Ханжеских ощущений по отношению к мату не испытывают и современные поэты и писатели. Матерятся, и притом изящно, Тимур Кибиров, Дмитрий Александрович Пригов, Владимир Сорокин, Венедикт Ерофеев.
      В повседневной жизни, повторюсь, матерятся бездарно и неинтересно. Но есть и мастера. Так, моя знакомая, используя только вышеозначенные четыре корня, может совершенно понятно выразить абсолютно любую мысль. И все это благодаря огромному семантическому богатству матерных слов. Как, впрочем, и благодаря специфике русского словообразования. И это доказал еще великий лингвист Лев Владимирович Щерба.
      А что до того, что с матом надо бороться, так это бесполезно. Его не искоренить никакими мерами. А такие акции, как "Чистое слово", едва ли не профанация.

Подготовил Евгений Петренко

Свое отношение к мату высказывают известные в Твери люди. Причем мы намеренно опрашивали только женщин, ведь, как принято считать, ругаться матом - прерогатива мужчин. Дамам мы задавали два вопроса:
      1) Как вы относитесь к мату?
      2) Употребляете ли вы мат в речи?

      
      ГАЛИНА ЖЕВНОВА, главный редактор объединенной редакции "Губернские известия"
      - Положительно. У русского человека есть два способа выпускания пара. Первый - водка, второй - мат. Пусть будет лучше мат.
      - Да, но в меру. Я филолог по образованию, а в филологии есть раздел, который изучает ненормативную лексику, и далеко не все слова являются матом. Например, "пошел на хер". Я помню о том, что и Пушкин, и Лермонтов не отказывали себе в этом удовольствии.
      
      НАТАЛЬЯ ЗИМИНА, журналист "Вече Твери"
      
- К мату отношусь положительно. Это такая экспрессивная лексика! Я по долгу службы общаюсь с байкерами, и рок-музыкантами, которые очень красиво выражаются. К сожалению, сама я так этому и не научилась. Просто не дано. Очень жаль.
      
      НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА ОРЛОВА, преподаватель русского языка и литературы Тверского технологического колледжа
      - У нас специфические ученики, по-старому - пэтэушники. И на переменах в коридорах стоит оглушительный мат. Особенно противно, когда ругаются девочки. Причем особенность "пэтэушного" мата в том, что он употребляется просто как междометие. Там, где интеллигентный человек скажет "э..." или "как бы", пэтэушник задвинет "по матушке", ни капли не задумываясь о смысле сказанного. У меня профессиональное отвращение к мату. Именно от нецензурной ругани берут начало пьянство, хулиганство и полное пренебрежение моральными устоями общества.
      
      СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ, певица, актриса и фотомодель
      - К мату я отношусь так же, как и к любому другому пласту лексики. Эти слова не хуже и не лучше других. Но то, что они особенные, - это факт. Матом надо уметь пользоваться. А сорить матюками - это, по-моему, просто отвратительно.
      - Конечно. Зачем же обеднять свой словарный запас? Когда я ударяюсь головой о косяк, всегда ругаюсь матом. Это предпочтительней, чем говорить "ой!" или вспоминать Господа всуе.

ЧТО ПЬЮТ НАШИ ДЕТКИ И В КАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ?

Проблема есть, она существует. И повернулась она неприглядным своим лицом в минувший День города. В этот день Тверь просто задыхалась от обилия пьяной молодежи. Причем молодежи очень молодой (простите за каламбур). 10-12-летние подростки в совершенно свинском состоянии с джин-тоником в руках представляли весьма удручающее зрелище.
      Водку и сигареты в последние годы детям купить сложнее, но, в принципе, реально. А вот напитки слабоалкогольные совершенно спокойно порой перекочевывают с витрины в руки подростков. Испытывая пристрастие ко всему сладкому, как все дети, они с удовольствием пьют тот же "Ром энд кола" или "Ананас энд кокос". Газированный вкусный напиток, не бьющий в нос "градусами". Зато эффект, как правило, наступает быстро. Одна бутылочка, две, три... Вся беда в том, что юные любители сладких слабоалкогольных напитков совершенно не считают их алкогольными. Хотя алкоголь в них есть, и об этом прямо указывается на этикетке. Ну если молодежь об этом не знает, то уж продавцы, люди взрослые, как правило, все понимают. Но продают. Официальные объяснения происходящему заключаются в том, что запретить продажу слабоалкогольных напитков несовершеннолетним невозможно по той причине, что законодательно то же пиво не считается алкогольным напитком. Валить все на отсутствие закона, конечно, удобно. Но решить проблему можно и без него, надо только захотеть. Например, в ларьках на улице Софьи Перовской можно увидеть такое объявление: "Пиво и сигареты суворовцам не продаем". Вот так. Значит, выход найти можно на уровне именно местных властей, и нечего на закон (вернее, на его отсутствие) пенять.
      Другое дело, что продавцы потеряют добрую половину своих покупателей, а значит, и выручки. Кто на это согласится? А то, что молодое поколение, которого еще не коснулась наркомания, спивается на глазах, не их забота. Деньги ведь дороже будущего, не так ли?
      Кто-то возразит - можно ли стать алкоголиком, употребляя слабоалкогольные напитки? Оказывается, можно. По словам заместителя главного врача по детской и подростковой работе областного наркологического диспансера Веры Честновой, алкоголизм у подростков развивается буквально за полгода-год (у взрослых этот процесс длится 10-15 лет). Так что, регулярно употребляя некрепкие напитки до состояния алкогольного опьянения, подросток рискует стать алкоголиком.
      Кроме того, напитки эти пьются, как правило, в больших объемах, а большое количество жидкости и дрожжи в составе продукта - дополнительная нагрузка на печень, сердце, пищеварительный тракт. Плюс - повышение внутричерепного давления, и даже возможно развитие судорог.
      Беда еще в том, что алкогольная зависимость - стартовая площадка для дальнейшего употребления наркотиков. Если все дозволено, неизбежно срабатывает стереотип "я должен в жизни попробовать все", в том числе и наркотики.
      По данным областного наркологического диспансера, алкоголизация несовершеннолетних тверичан по сравнению с прошлым годом выросла. Подростки превращают пьянство в ритуал, своего рода соревнование - кто больше выпьет, забывая о чувстве меры.

Вера Моторина

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru