Архив номеров

ДОРОГА К ХРАМУ СВЯТЫНИ РЕКИ ТЬМЫ

В июне нынешнего года "Караван" писал о подготавливаемом Тверским союзом православных мирян крестном ходе к древним православным святыням, расположенным недалеко от Твери, в районе течения реки Тьмы. Недавно мы приняли в нем участие, о чем спешим поведать во всех подробностях.       Начался крестный ход 13 июля 2001 года в день православного праздника Казанской Божией Матери. Автобус доставил паломников в деревню Заборовье, что на впадающей в Волгу речке Избрижка. Здешний храм Святой Троицы пытается вернуть к жизни Лидия Романова. Храм 1880 года сильно пострадал в войну, часть кровли его и пол отсутствуют. Во время молебна за стенами храма гремел гром и бушевала сильная гроза.
      Следующий пункт - деревня Ивановское, расположенная на реке Шостка. Находящийся там храм Иоанна Предтечи наполовину разрушен. Двери его отсутствуют.
      Внутри паломники увидели пережидающих там ливень лошадей здешних крестьян. Постоянно эти лошади живут, как выяснилось, в еще более старинном и описанном в научных трудах деревянном храме. Водосвятный молебен состоялся у входа в церковь.
      У памятника Клаве Троновой и двум ее подругам - партизанкам, расстрелянным здесь в войну гитлеровцами, - была отслужена панихида за упокой душ девушек-патриоток. Ночевка паломников, как и предполагалось, состоялась в Кумордино, принадлежавшем в прошлые века Тутанскому монастырю, где были окрещены нескольких местных жителей.
      На следующее утро, распростившись с гостеприимными хозяевами, крестный ход пошел в Тутань. Здесь место ныне несуществующего Тутанского монастыря показала нам местная жительница, 87-летняя Мария Ивановна Рудникова. Монастырь был основан учеником Сергия Радонежского Ксенофонтом еще в XIV веке (мы писали о его истории несколько номеров назад).
      Пройдя деревню Тухинь, останавливаемся на месте некогда стоявшей здесь часовни во имя Александра Невского, которую построил местный крестьянин Иван Шалыгин в память о чудесном спасении русского царя Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы в Борках в 1888 году. В советское время до войны в часовне была грибоварка, в войну она была разрушена. На месте часовни был отслужен молебен. Когда-то Тухинь была вотчиной Нектариева монастыря, стоявшего на живописном берегу Тьмы. Монастырь этот основан Святым Нектарием в XV веке. Позже здесь были построены два деревянных храма, Введенский и Покровский, и часовня, в которой были погребены останки святого. Известно, что перед революцией здесь пытались возвести каменный храм. Сегодня на полянке, окруженной березами, ничего не напоминает о тех постройках. Между тем Нектариев монастырь в свое время славился иконописью, и две иконы отсюда даже попали в Третьяковскую галерею, где хранятся по сей день.
      Отслужив молебен в память о преподобном Нектарии, отправляемся в сторону Новинок. Брод через Тьму, которая отделяет нас от Новинок, нам неизвестен, и, решив форсировать реку где придется, перебираемся через Тьму в районе пляжа, заполненного загорающими автомобилистами. Хотя люди и ошарашены появлением из леса крестного хода, к нам они относятся уважительно и благосклонно. Новинки, к которым подходит крестный ход, были широко известны в советское время как место организации первого в России Совета крестьянских депутатов в ноябре 1905 года. Активные новинковские крестьяне пытались остановить поезд с царскими войсками, следовавший по Николаевской железной дороге на подавление восстания на Красной Пресне. Участвовал в этой акции и Григорий Прокофьев, предок активного участника нашего крестного хода Павла Иванова, студента исторического факультета университета.
      В Новинковском храме нас давно ожидали. Прихожане почистили и вымыли церковный пол, устлали ступени полевыми цветами. Церковь эта, построенная в 1865 году, состоит из двух приделов: Николая Чудотворца и Сошествия Духа Святого на Апостола. После революции здесь были до 1992 года вначале стеклодувка, потом - склад-магазин.
      На другой день был большой православный праздник Всех Святых Земли Тверской. После отслуженной в церкви обедни крестный ход распрощался с Новинками и отправился в Савино. Савин монастырь, располагавшийся на месте кладбища нынешней деревни Савино, был основан в 1397 году монахами Саввой и Варсонофием. Монастырь был богатым, поскольку его щедро жаловали современники-князья. Прошел через монастырь и такой известный русский святой, как Иосиф Волоцкий, бывший здесь послушником. В 1425 году, во время чумного мора, Савва и Варсанофий пришли в Тверь. Они отпевали умерших, обмывали их тела и чудесным образом не заболели сами. Были случаи, когда больные терпеливо ждали прихода в их дом святых иноков и лишь после беседы с ними отправлялись в мир иной. Во время Саввы в монастыре были очень строгие порядки, когда же он умер, пошло послабление. И вот однажды к одному из последующих настоятелей явился во сне грозный Савва и сильно избил его посохом. Проснувшись весь избитый, настоятель бросился на колени, принялся молиться и просить прощения у святого.
      По свидетельству очевидцев, когда ломали храм, над могилами святых несколько дней стоял огненный столб света. На месте монастыря сейчас стоит большой поклонный крест. Отслужив у этого креста молебен во имя всех тверских святых, крестный ход двинулся дальше, и по просьбе дачников из деревни Зеленец отец Сергий и отец Георгий благословили ведущееся там строительство домов.
      На подходе к месту впадения в Волгу реки Тьмы к паломникам присоединились дети из эколого-туристического лагеря "Родники". Экологи на своих байдарках переправили крестный ход на остров в устье Тьмы, где на высоком кургане когда-то располагался монастырь "Никола на Столбце". Известно, что монастырь этот был заложен в том месте, где в XI веке оступился и сломал ногу конь муромского князя Глеба. Князь тогда ехал в Киев берегом Волги, в обход небезопасных муромских лесов, на переговоры с братом своим Святополком. Несчастье, случившиеся с лошадью, сопровождающие сочли плохим предзнаменованием и уговаривали девятнадцатилетнего Глеба повернуть назад, что князь сделать отказался. И действительно, вскоре стало известно, что Святополк в борьбе за княжий престол, оставшийся свободным после смерти их отца князя Владимира, коварно расправился с третьим их братом Борисом. Та же участь ожидала и Глеба. При сплаве по Днепру его нагнала ладья с наемными убийцами. По их приказу повар Глеба зарезал своего хозяина и бросил его тело в воду. Святые Борис и Глеб не однажды являлись людям в судьбоносные моменты русского государства. Видел их Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Видели их и во время Великой Отечественной войны. Тверские священники поднялись на вершину холма, где раньше стоял поклонный крест, и отслужили молебен Борису, Глебу, а также всем тверским святым. Сегодня река Тьма подмывает это святое, историческое место, и вскоре остров с курганом могут исчезнуть, если не принять мер к их сохранению.
      Конечная точка пути - монастырь Николая Чудотворца Малицкого, что на Новгородской дороге (поселок Дмитрово-Черкассы). Этот монастырь был построен в XVI веке. До войны здесь действовала оставшаяся от него церковь. Недавно здесь вновь открылась часовня Николая Чудотворца.
      Наш крестный ход завершен, но иерей Сергий надеется сделать его ежегодным. Интересно, какие изменения произойдут через год в посещенных нами святых местах?

Борис Гуров

ВОССТАНОВИМ ЛИ ГЛАВНУЮ ТВЕРСКУЮ СВЯТЫНЮ?

Если вы бывали в соседних с Тверью губернских столицах, то, наверное, видели там кафедральные соборы, сохранившиеся за годы "борьбы с религией". Как бы вы ни относились к религии, каково бы ни было у вас эстетическое восприятие православных храмов, взглянув на любой собор, можно только одно произнести: "Красота! Ее Величество русская древняя архитектурная Красота!"
      Тверь лишилась этой Красоты весной 1935 года. Не повезло нашему городу, не удалось сохранить наследие предков. На месте разрушенного собора поставили в 1955 году статую того, кто сейчас символизирует смутное и тяжелое время жизни нашего народа.
      И все-таки мысль о восстановлении Спасо-Преображенского собора в Твери в сознании тверичей не угасает. А реально ли это осуществить?
      Общественное сознание у нас мозаично, так как определяется разными возрастами, социальными и политически зашоренными группами населения. Можно предугадать ответы противников восстановления. 1. Мы и так живем бедно, а тут еще деньги у нас возьмут на церковь. 2. Вы бы подняли вопрос о городском транспорте, горячей воде, а не о строительстве храма, которых и так хватает. 3. Там стоит памятник Михаилу Ивановичу Калинину, ну и пусть стоит. Это тоже наша история. 4. Опять "дерьмократы" что-то придумали. Прибавили бы пенсии и не занимались бы ерундой. 5. Властям что, делать больше нечего? И так заелись на своих местах. И так далее.
      Скоро выборы в Законодательное Собрание. Чтобы узнать мнение сограждан по данной проблеме, можно бы в бюллетени для голосования внести соответствующий вопрос, тогда станет ясной позиция активной части населения, поскольку неактивная на выборы не ходит. Полезны также были бы депутатские слушания в Тверской городской Думе и Законодательном Собрании, по результатам которых возможны авторитетные решения. В год 730-летия со дня рождения князя Михаила Ярославовича общественные организации, краеведческие и культурно-просветительские общества могли бы выступить с совместным заявлением о восстановлении собора, впервые построенного при Михаиле Ярославовиче.
      Деньги на работы по восстановлению собора нужны большие. Разумеется, никакой бюджет даже часть денег на это не выделит. Следовательно, деньги должны быть внебюджетными.
      Один из путей накопления денег - создание общественного фонда. Думается, что главными руководителями фонда должны быть представители Тверской епархии во главе с архиепископом Тверским и Кашинским Виктором. Надо включить в состав фонда известных людей из Твери и области, а может, и из других мест. Может быть, будет целесообразно ввести местный налог в пользу восстановления Спаса. В истории Твери был подобный случай при пожаре 1763 года, когда на восстановление города власти приказали брать с проплывающих судов налог... камнями, которые шли на мощение главной улицы. И ничего, никто не роптал. Короче говоря, если этим заняться всерьез - деньги найдутся, ведь речь идет о престиже Твери и Тверской области.
      Несколько лет назад дискутировался вопрос: нужны ли нам "новоделы", будут ли они иметь культурную ценность? Примеры восстановления храма Христа Спасителя и Казанского собора в Москве и многих других сооружений в других местах, кажется, положили конец этим спорам.
      Место, где возвышался собор с колокольней, сохранилось почти нетронутым, за исключением зеленых насаждений и памятника Калинину, следовательно, есть возможность восстановления композиционных связей города с ансамблем дворца и собора. Сохранились обмерные чертежи 1935 года и "Список церковных и ризничных вещей, древностей и библиотеки Тверского кафедрального Преображенского собора". Кроме того, сохранились многочисленные фотографии собора, сделанные в разное время с разных точек, позволяющие с помощью компьютерной графики сделать голографическую или компьютерную копию. Специалистам всего этого достаточно для разработки рабочих строительных чертежей. Сложнее будет реставрировать интерьер храма, убранство, утварь, иконы, росписи стен, алтарь, так как почти все утрачено. Но это уже прерогатива Церкви.
      Археологи первые разработали планы вскрытия территории площади, предвкушая крупные открытия. Известно, что в древности на месте храма стояла деревянная церковь "Козьмы и Дамиана", в которой был похоронен Ярослав Ярославович и, видимо, его сын Святослав. Первый тверской епископ и последующие за Святославом князья похоронены уже в каменном соборе. Многочисленные потомки князей, знатные люди захоронены вокруг собора и внутри его, как это было принято издавна.
      Собор желательно возводить из старицкого известняка, придававшего храму радостный, светлый вид. Добыча известняка для этой цели даст дополнительный импульс и рабочие места по разработке старицких каменоломен.
      Потребуются усилия искусствоведов, архитекторов, специалистов по литью, иконописцев, чеканщиков, художников и многих других специалистов, которых, наверное, в Твери не сыскать. Значит, город ими обогатится, разве это плохо?
      Бывшая столица Северо-Восточной Руси должна снова иметь свой главный собор. Тверь выстрадала его.

Борис Ершов

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru