Архив номеров

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ КЛАДЫ, ЛИТОВЦЫ И КОЛОДЦЫ

Продолжая тему старицких кладов, озвученную в предыдущих номерах "Каравана", мы собираемся сегодня посвятить наших читателей в тайны сокровищ, местонахождение которых связано, так сказать, с водной стихией, а именно с рекой и колодцами.        БЫЛИ времена, когда на старицкой земле хозяйничали литовцы. В частности, стан одного литовского князя находился на переломе двенадцатого и тринадцатого веков на месте нынешней деревни Станы. Это те самые Станы, где сегодня, как и тогда, нет электричества.
       Литовский князь был сказочно богат, а когда он неожиданно умер, подданные не сумели отыскать его родственников и совершенно не знали, что им делать с оставленными им сокровищами. И вот, дабы княжеское добро не вызывало в этом мире раздоров, все имевшееся в стане золото: монеты, цепочки, кольца, свечные канделябры - переплавили и отлили из них массивный золотой гроб, положили в него литовца и зарыли в землю.
       Позже, как гласит предание, недалеко от могилы князя был вырыт колодец.
       Сегодня в неэлектрифицированной деревне Станы имеются всего два колодца. Вода в обоих кристально чистая, долго не портится и содержит элементы золота.
       Другое предание, связанное с колодцем, касается старинной старицкой деревни Дарьино, находящейся на стыке дорог, ведущих в Старицу, Луковниково и Берново, на берегу живописной реки Тьмы.
       Во время революции местный помещик, справедливо боясь большевистской экспроприации, спрятал все свои драгоценности в находящийся вблизи имения колодец.
       Позже колодец этот был зарыт, и современные кладоискатели никак не могут установить его местонахождение.
       Быть может, помещичий клад найдет в будущем какой-нибудь экстрасенс, или лозоходец, или ученый-физик, вооруженный сверхчувствительными приборами. Однако клад может даться в руки и вовсе случайному человеку. Говорят ведь, что сокровище само определяет и приводит к себе своего нового хозяина.
       Эти были-легенды пересказаны газете "Караван" депутатом Старицкой районной Думы, краеведом Александром Шитковым.
       Впрочем, с деревней Дарьино связано еще одно интересное предание. О ней рассказал нашей газете заведующий хирургическим отделением Старицкой районной больницы имени Тутомлина Виктор Хотулев.
       Как-то весной, накануне половодья, один из пациентов хирургического отделения заторопился на выписку, хотя его здоровье только-только пошло на поправку. В ответ на вопрос заведующего больной ответил:
       - Как же не торопиться - Тьма вот-вот разольется, - и поведал следующее.
       Литовцы долго владели старицкими землями, и когда русское государство, расширяясь, стало вытеснять их на Запад, все еще надеялись вернуть прежнее могущество и возвратиться сюда. Поэтому, покидая Дарьино, литовский наместник не стал забирать с собой все накопленное золото. Это было и опасно, поскольку по дорогам рыскали разбойники. Золотые монеты были засыпаны в двенадцать золотых же бочонков, скованных между собой массивной золотой цепью. Клад этот был зарыт недалеко от деревни на берегу Тьмы.
       И вот дарьинские крестьяне, передающие эту легенду из поколения в поколение, надеются, что во время одного из сильных половодий, когда Тьма разливается и подмывает свои берега, где-нибудь на свежем обрыве блеснет край бочонка или звено золотой цепи... Поэтому верящие своему прошлому местные жители во время паводков стараются не покидать родных мест и быть настороже.

Борис Гуров

ЛЮБО, БРАТЦЫ, ЛЮБО!

Возрождение российского казачества началось, казалось бы, совсем недавно - в начале 90-х годов. Однако в кратчайшие сроки казачество становится неотъемлемой частью нашего общества. Где-то казаки стали носителями особой старорусской культуры, а в некоторых регионах организации казаков стали достаточно грозной политической силой. Тверское казачество пока еще не столь многочисленно, но уже хорошо известно не только в пределах области, но и в традиционных казачьих, донских краях. Ярким подтверждением этому стала поездка казачьего хора "Станица" в легендарную станицу Вешенскую, родину Михаила Шолохова, на фестиваль казачьей культуры.
       Село Вешенская было основано около 500 лет назад в верховьях Дона. В XVI веке оно становится форпостом российской границы и пунктом расположения мощного казачьего отряда. Многочисленные войны с недружелюбными восточными соседями отражались на жизни Вешенской. Несколько раз вторгающиеся враги сжигали станицу дотла. О названии этого поселения историки спорят до сих пор. Однако большинство ученых полагает, что топоним "Вешенская" произошел от старославянского "Веха", "Вешенка". Эти слова означали указатель пути, поставленный на возвышенном, видном с разных сторон месте. Эту версию подтверждает расположение села на древнем пути Воронеж - Азов. В наши дни Вешенская - большая станица с населением более 11 тысяч человек. Пройдя по улицам, невольно удивишься многочисленным добротным домам, усадьбам, ухоженным садам, школам и лицею. Духовным центром села является церковь Архангела Михаила.
       Конаковские казаки из "Новой Корчевы" впервые приехали в этот заповедник казачьей жизни. Многие из них серьезно переживали то, как воспримут здесь тверских казаков. Не секрет, что донские казаки с недоверием относятся к казачьим организациям центральной России. ЦКВ (Центральное казачье войско) там считается несерьезным и мишурным. Однако тверские казаки приглянулись местным. Среди жителей быстро полетела молва о ярких выступлениях хора из "станицы Конаковская". Верхневолжцы дали два концерта и спели во время литургии в церкви Архангела Михаила.
       Сам фестиваль состоял из двух основных частей. В первой половине дня выступали многочисленные казачьи хоры со всей России. В этом представлении приняли участие коллективы из Москвы, Ростова, Волгограда, Луганска, Владикавказа, а также наши ребята из Конакова. Во второй половине дня началась спортивная часть фестиваля - в это время бравые молодцы показывали удаль в силе и ловкости. Здесь были и пляски, и серьезные рукопашные бои, и фехтование на традиционном оружии - шашках. Поздним вечером торжества закончились масштабным гала-концертом. Он был устроен на понтонной сцене, выведенной прямо на воды Дона. Несколько тысяч зрителей расположились на берегах реки.
       В конце своего визита конаковским казакам удалось побывать в музее, доме-усадьбе Михаила Шолохова. Там они смогли увидеть ранее скрываемую фамильную икону семьи Шолоховых "Покров Божьей Матери".
       Итог путешествия конаковского хора весьма внушителен. Впервые вокальное искусство тверского казачества было признано в самом сердце казачьих традиций России. Впервые наши ребята услышали настоящее: "Любо, казаки!"

Сергей Приклонский

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru