Архив номеров

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ КРИЗИС НА ТВЕРСКОМ ОЛИМПЕ

Ситуация на тверском политическом Олимпе, связанная с отзывом председателя ЗС Вячеслава Миронова, запуталась окончательно. Уже прошло заседание, на котором группа депутатов ЗС пыталась избрать на место председателя Александра Грибова. Эта попытка не увенчалась успехом. Сейчас на 26 июля намечено очередное заседание, где, по имеющейся информации, администрация области сделает попытку провести на место председателя Марка Хасаинова. Но среди депутатов ЗС имеется порядка 15 стойких людей, которые, в свою очередь, намереваются саботировать эту кандидатуру. Во-первых, в связи с таким количеством оппонентов очень сложной будет ситуация с кворумом. Кризис имеет тенденцию развиваться. Если кандидатура Марка Хасаинова не будет проходить, у людей, близких к администрации, есть запасной вариант. Однако свой сценарий развития событий заготовлен и у людей, которые добились отстранения Миронова.        На фоне всего этого депутат Миронов подал в суд о признании своего отстранения нелегитимным и незаконным. С его точки зрения, в процессе отрешения был допущен ряд серьезных нарушений. И судья принял в отношении дела Миронова странное предварительное решение. Такого рода решения практикуются в хозяйственных и экономических спорах. Суть его в следующем. С целью обеспечения иска до рассмотрения дела в судебном порядке считать Миронова не отрешенным от должности. Полагаясь на это решение судьи, в досудебном порядке, депутат Миронов вернулся на работу в сопровождении судебного пристава и занял свой председательский кабинет. Но сам факт такого положения в трудовом законодательстве является совершенно новым и создает юридический прецедент. Депутат Миронов ходит на работу и до окончательного решения суда будет получать зарплату, соответствующую посту председателя ЗС. Как будет выходить из ситуации аппарат ЗС, если суд признает отрешение Миронова легитимным? Неужели потребует вернуть зарплату?
       Этот юридический прецедент довольно редкий. Тем более что полным ходом одновременно с этим идет подготовка к выборам нового председателя Законодательного Собрания. Внутриполитический конфликт не заканчивается только проблемой Миронова. В связи с этими же событиями наша газета получила два официальных обращения к высшим юридическим и государственным лицам области и страны. В этих обращениях опять поднимается вопрос о правомочности совмещения должностей главы муниципального образования и депутата ЗС. А также о юридическом соответствии Устава области федеральному законодательству. Каждая из сторон, а в этом деле друг другу оппонируют областная администрация и ряд депутатов ЗС, приводит достаточно убедительные юридические доказательства своей правоты. Мы публикуем два этих обращения без купюр, чтобы у читателя сложилось собственное мнение по поводу происходящего в области политического конфликта.

ПРОКУРОРУ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ АНИКИНУ А.А. ОБРАЩЕНИЕ

УВАЖАЕМЫЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ!

Просим Вас рассмотреть наше обращение на нарушение конституционных прав граждан и избирателей, допускаемое в Тверской области в связи с нарушением федерального и областного законодательств о выборах, законодательства о правовом статусе депутатов Законодательного Собрания Тверской области и правовом статусе лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципальных образований Тверской области.        Мэр города Вышнего Волочка Хасаинов Марк Жанович, ранее допускавший подобное нарушение, вновь избравшись депутатом Законодательного Собрания Тверской области, не освобождается от должности мэра и незаконно совмещает ее с деятельностью депутата Законодательного Собрания. Такое грубое, безнаказанное и повторное нарушение законов, которое на всю область демонстрирует Хасаинов М.Ж., отрицательно сказывается на формировании правосознания граждан в духе уважения и обязательного исполнения законов.
       Так, 1 ноября 2000 года в результате повторных выборов по Вышневолоцкому избирательному округу №19 на основании протокола окружной избирательной комиссии и постановления областной избирательной комиссии №01-13/187 от 13.10.2000 года "Об итогах повторных дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Тверской области по Вышневолоцкому избирательному округу №19" Тверская областная избирательная комиссия выдала Хасаинову Марку Жановичу удостоверение об избрании депутатом Законодательного Собрания Тверской области по Вышневолоцкому избирательному округу №19.
       При этом в нарушение федерального и областного законодательства ни самим Хасаиновым М.Ж., ни окружной, ни областной избирательными комиссиями не были предприняты меры к недопущению совмещения Хасаиновым М.Ж. одновременно статусов мэра города Вышнего Волочка и депутата Законодательного Собрания Тверской области.
       Это было проделано, несмотря на то что в Тверской области запрет на совмещение статусов депутата Законодательного Собрания и выборного должностного лица местного самоуправления давно урегулирован законами области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Законность данного запрета была подтверждена Верховным Судом Российской Федерации.
       Как известно, до настоящего времени федерального закона, регулирующего статус выборного должностного лица органов местного самоуправления, включая выборную должность главы местного самоуправления, в Российской Федерации нет. Поэтому в соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации по данному вопросу в отсутствие федерального закона Тверская область была вправе принять и приняла собственный закон.
       Это право области подтверждается и федеральным законодательством. В частности, в соответствии с частью 7 статьи 4 федерального закона от 19 сентября 1997 года №124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ограничения, связанные со статусом выборного должностного лица, в том числе входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, устанавливаются и законами субъектов Российской Федерации.
       Законами Тверской области о муниципальной и государственной службе в Тверской области установлено ограничение для муниципальных и государственных служащих быть депутатами Законодательного Собрания Тверской области.
       Законом Тверской области от 27 феврали 1997 года "Об особенностях правового статуса и гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципальных образований Тверской области (муниципальных должностях категории "А")" установлено, что на лицо, находящееся на муниципальной должности муниципального образования, распространяются права, обязанности и ограничения, предусмотренные для муниципальных служащих законодательством области о местном самоуправлении, муниципальной и государственной службе.
       Таким образом, в соответствии с законодательством области Хасаинов М.Ж. не имеет права совмещать должность мэра города Вышнего Волочка со статусом депутата Законодательного Собрания Тверской области.
       Однако в нарушение областного законодательства Хасаинов М.Ж. не сложил добровольно полномочия мэра города Вышнего Волочка после избрания его депутатом Законодательного Собрания.
       За данное нарушение закона в соответствии со статьей 23 закона "О муниципальной службе в Тверской области" Хасаинов М.Ж. должен быть освобожден от должности мэра города Вышнего Волочка. Однако в течение длительного времени органы, призванные контролировать соблюдение законности в области, никаких мер по отношению к Хасаинову М.Ж. не предприняли.
       Одновременно просим Вас рассмотреть вопрос о законности регистрации Хасаинова М.Ж. депутатом Законодательного Собрания Тверской области в связи с нарушением им областного законодательства о выборах, устанавливающего запрет на совмещение выборной должности в органах местного самоуправления со статусом депутата Законодательного Собрания.
       Данный запрет установлен статьями 24, 52 и 53 закона Тверской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области" от 13 января 2000 года №88-ОЗ-2 в виде ограничения порядка регистрации избранного депутата, не выполнившего обязательства освободить ранее занимаемую должность, несовместимую со статусом депутата, и обязанности областной избирательной комиссии в этом случае назначить и провести повторные выборы.
       На момент выдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Хасаинов М.Ж. являлся выборным должностным лицом местного самоуправления - мэром Вышнего Волочка, и на него в соответствии с законом области "Об особенностях правового статуса и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципальных образований Тверской области (муниципальных должностях категории "А")" распространялся запрет на совмещение его должности с должностью депутата Законодательного Собрания.
       В связи с этим Хасаиновым М.Ж. в окружную избирательную комиссию должно было быть дано обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата Законодательного Собрания.
       В течение пяти дней со дня официального опубликования результатов выборов Хасаинов М.Ж. должен был представить в окружную избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей мэра города Вышнего Волочка либо копию документов, удостоверяющих, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении его от должности мэра города Вышнего Волочка.
       Окружная избирательная комиссия при невыполнении этих требований закона должна была отменить свое решение о регистрации Хасаинова М.Ж. депутатом Законодательного Собрания.
       В случае несложения Хасаиновым М.Ж. полномочий мэра города Вышнего Волочка в месячный срок со дня официального опубликования результатов выборов в Законодательное Собрание избирательная комиссия области должна была назначить повторные выборы в Вышневолоцком избирательном округе №19.
       Все эти требования областного законодательства Хасаиновым М.Ж., окружной и областной избирательными комиссиями не были соблюдены, в связи с чем Хасаинов М.Ж. незаконно с 13 октября 2000 года совмещает статус депутата Законодательного Собрания Тверской области и должность мэра города Вышнего Волочка.
       Подобные нарушения законодательства уже были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации. В частности, в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 1999 год о применении законодательства о местном самоуправлении по жалобе на действия избирательной комиссии Республики Марий Эл Верховный Суд Российской Федерации указал на нарушение законодательства, подобное ситуации с Хасаиновым М.Ж.
       В Тверской области указанные нарушения допущены Хасаиновым М.Ж., окружной и областной избирательными комиссиями повторно и также уже были предметом рассмотрения в судебных инстанциях.
       В декабре 1997 года Хасаинов М.Ж., будучи мэром города Вышнего Волочка, также был избран в Законодательное Собрание Тверской области при наличии ограничений на совмещение статуса выборного должностного лица местного самоуправления со статусом депутата Законодательного Собрания Тверской области.
       Из-за отказа сложить полномочия мэра Хасаинов М.Ж. не был допущен Законодательным Собранием области к исполнению депутатских обязанностей.
       В результате судебного спора, который рассматривался Тверским областным судом, а затем Верховным Судом Российской Федерации, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 1999 года №35Г99-8, требования Хасаинова М.Ж. о возможности совмещения им должности мэра города Вышнего Волочка и депутата Законодательного Собрания Тверской области не были удовлетворены.
       Судебная коллегия в своем определении указала о соответствии федеральному законодательству установления в Тверской области запрета на совмещение обязанностей выборного должностного лица местного самоуправления с участием в выборных органах государственной власти.
       После чего Хасаинов М.Ж. добровольно сложил с себя полномочия депутата Законодательного Собрания, однако через некоторое время вновь избрался по освободившемуся округу депутатом Законодательного Собрания и вновь не слагает с себя полномочия мэра города.
       Исходя из изложенного, просим Вас в порядке прокурорского надзора решить вопросы:
       1. О прекращении Хасаиновым М.Ж. исполнения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления - мэра города Вышнего Волочка.
       2. Об опротестовании постановления окружной избирательной комиссии по Вышневолоцкому избирательному округу №19 по регистрации Хасаинова М.Ж. депутатом Законодательного Собрания Тверской области второго созыва.
       3. Об опротестовании постановления областной избирательной комиссии от 1 ноября 2000 года о вручении Хасаинову М.Ж. удостоверения депутата Законодательного Собрания Тверской области.
       4. В соответствии с пунктом 11 статьи 53 закона Тверской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области" в связи с несложением Хасаиновым М.Ж. полномочий, несовместимых со статусом депутата Законодательного Собрания, взыскать с него после проведения повторных выборов в Законодательное Собрание Тверской области по избирательному округу №19 связанные с ними расходы.
       Приложение: копия определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации №35Г99-8 от 15 апреля 1999 года.

В.А. Нехаев, руководитель Центра гражданских инициатив Тверского союза промышленников и предпринимателей,
       А.Н. Сахаров, депутат Законодательного Собрания Тверской области

УВАЖАЕМЫЙ ЮРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ! УВАЖАЕМЫЙ ГЕОРГИЙ СЕРГЕЕВИЧ! УВАЖАЕМЫЙ ВЛАДИСЛАВ ПЕТРОВИЧ!

Министру юстиции Российской Федерации Чайке Ю.Я.
       Полномочному представителю президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Полтавченко Г.С.
       Главному федеральному инспектору в Тверской области Косенко В. П.

       Обратиться к вам нас заставили обстоятельства, которые складываются в области с приведением Устава и законодательства области в соответствие с федеральным законодательством, и поведение руководителей управления юстиции в Тверской области по этому вопросу.
       Казалось бы, руководство управления юстиции по долгу своей службы должно быть крайне озабочено ситуацией, сложившейся в связи с необходимостью приведения Устава Тверской области и областного законодательства в соответствие с федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации" от 6 октября 1999 года №184-ФЗ.
       Как известно, данный федеральный закон устанавливает общие принципы организации государственной власти в субъектах Федерации, которые ранее отсутствовали в виде федерального закона. И поэтому в Тверской области в том числе необходимо привести в соответствие с ними Устав области, принять закон "О высшем исполнительном органе государственной власти в Тверской области", в соответствии с федеральным законом принять Схему управления областью, затем на основании новой правовой базы реорганизовать органы государственной власти Тверской области.
       В Тверской области почти полтора года велась активная работа по разработке новой редакции Устава, соответствующей федеральному законодательству. Проект новой редакции Устава рассматривался в мае этого года и был принят в первом чтении. О том, что его концепция соответствует федеральному законодательству, были даны положительные заключения государственно-правовым управлением президента РФ и Генеральной прокуратурой РФ.
       Вместе с тем на заседании Законодательного Собрания в июне текущего года при рассмотрении законопроекта во втором чтении заместитель начальника управления юстиции в Тверской области Лобанов Д.А. озвучил отрицательное заключение управления юстиции, но текст заключения никому не представил. При этом от имени управления юстиции Д.А. Лобанов предпринял неоднократные попытки сорвать принятие новой редакции Устава области, обосновывая их тем, что старый Устав соответствует федеральному законодательству и приводить его в соответствие с федеральным законом нет необходимости. Такую же позицию заняла и начальник управления юстиции Будашова Н.Д., изложив ее в средствах массовой информации.
       Данная позиция не только вводит в заблуждение депутатов Законодательного Собрания и тормозит реализацию федерального законодательства на территории области, но и способствует формированию к октябрю текущего года кризиса государственной исполнительной власти на территории области.
       Поскольку старый Устав не предусматривает, как этого требует федеральный закон, систему органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, компетенцию высшего исполнительного органа государственной власти, не определяет характер нормативных актов, принимаемых этим органом, порядок его формирования, организации работы, взаимодействие с другими органами государственной власти и другие важнейшие положения, установленные федеральным законодательством, то соответственно к 16 октября, в случае срыва принятия новой редакции Устава, такой орган на территории области не будет сформирован, а поэтому будет некому принимать решения в пределах его компетенции. Вопросы, решаемые высшим исполнительным органом, будут изъяты из компетенции губернатора области 16 октября.
       Мы далеки от мысли, что руководство юстиции области заняло такую позицию из-за своей некомпетентности. Если бы это было так, мы не обращались бы к Вам. Все дело в том, что затягивание принятия новой редакции Устава области выгодно ряду руководителей областной администрации, и управление юстиции в этой ситуации стало действовать не в интересах законности, а в интересах этих руководителей.
       Изложенное нами подтверждается стенограммами заседаний Законодательного Собрания, публикациями в средствах массовой информации и позицией депутатов Законодательного Собрания по отношению к председателю Законодательного Собрания Миронову В.А., который 28 июня т. г. был досрочно отозван с должности председателя депутатами за нежелание приводить законодательство области в соответствие с федеральными законами.
       Надеемся на Вашу правовую оценку позиции руководства областной юстиции, призванного стоять на страже соблюдения законов, невзирая на политические амбиции тех или иных чиновников.
       Уважаемый Георгий Сергеевич, нам известно, что в октябре прошлого года в Тверской области работала комиссия контрольного управления администрации президента РФ. В итогах этой проверки указано на отсутствие в области Устава, соответствующего федеральному законодательству, на отсутствие схемы управления областью и структуры исполнительной власти, соответствующих федеральному законодательству. Такое положение сохраняется до сих пор. Одних только наших усилий по преодолению сопротивления исполнительной власти федеральному центру и федеральному законодательству недостаточно. Надеемся на Вашу поддержку и помощь главного федерального инспектора Косенко В.П.

С уважением, депутаты Законодательного Собрания Тверской области:
       И.И. Первушкин, А.В. Косарев, А.В. Ражев, С.С. Потапов, А.Н. Сахаров, Н.М. Алябышева

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru