Архив номеров

ДОРОГА К ХРАМУ

В 1694 году, когда Тверской Христорождественский монастырь еще не окончательно восстановился после литовского разорения, сюда пришла Евдокия - дочь новгородского дворянина Григория Растопчина. В родительском доме Евдокия с великим сожалением оставила свою любимую икону Тихвинской Божией Матери, которой благословил ее дед, набожный человек, привезший этот образ из военного похода. Когда Евдокия, служившая для сестер прекрасным образцом полнейшего отрешения от мира, была в 1702 году пострижена в монахини под именем Елены, родители, узнав о ее местонахождении, благословили ее и препроводили к ней дар деда - икону Божией Матери. С тех пор благодатная сила этой иконы, установленной в келье Елены, стала видимым образом проявляться над монастырем и многими верующими. Монастырь усиливался, обретая новые земли и храмы, прихожанки же, благочестивые жены из Твери и соседних селений, обретали у иконы Богоматери исцеление и душевное утешение. Все увеличивающийся поток богомольцев в келию Елены и молва о чудесах и знамениях вызвали тогда недовольство власти. Несмотря на горькие слезы и просьбы монахинь, икону изъяли у схимницы Елены и поместили в Тверской кафедральный собор в скрытом от народа месте. Позже, вняв протестам верующих, образ Божией Матери открыли и поставили в удобном месте, хотя о возвращении его в монастырь не было и речи. И тогда в Твери случился страшный пожар, после которого хранить спасенную от огня икону в опустошенном кафедральном соборе уже было невозможно. Так во времена игуменьи Иулиании Тихвинский образ вновь вернулся в Христорождественскую обитель. Потом, когда в ХХ веке вера в России подверглась гонениям, а храмы - разорениям, икона вновь покинула монастырские стены и сегодня хранится в частных руках. Возможно, если бы нынешний владелец иконы принял благое решение вернуть ее церкви, это чудесным образом способствовало бы возрождению монастыря, Твери и всего нашего края.
       Однако, возвращаясь к Буйловскому чуду, я должен отметить, что это знамение сегодня не единично. На епархиальном складе, что в центре Твери, возле Дома офицеров, куда я отправился по совету матушки Ларисы, настоятельницы Тверского Христорождественского монастыря, заведующая Татьяна Незамутдинова показала мне образ Успения Божией Матери. 14 мая 2001 года отец Петр из Успенского собора, что рядом со зданием речного вокзала, принес эту икону на склад, чтобы для нее сделали киот. Тогда еще работники склада, а также приезжие бежецкие монахи дивились, до чего старая и как будто запыленная эта икона. 15 мая в 17 часов, в канун праздника Киево-Печерской иконы Пресвятой Богородицы, у этого образа отслужили на складе водосвятный молебен, и тогда краски на иконе стали чудесным образом обновляться. Вначале показался из темноты Апостол Петр, потом Иоанн Богослов с книгой. Порозовел и просветлел лик Богородицы, засверкали нимбы святых. Процесс продолжается и сейчас. Об этом свидетельствуют работники склада, служители дальних приходов, приезжающие на склад за церковной утварью, и верующие, услышавшие о чуде и идущие сюда поклониться иконе Успения Богородицы. Был тут на днях и человек из Московской епархии, которому тверская икона явилась в видении.
       Также, по словам Татьяны Сергеевны, обновились недавно настенные росписи церкви Благовещения в Бежецке и храма Николо-Теребенской Пустыни. В Пустыни побелел потолок, а на нем проявились ангелы.
       О чем говорят эти знамения? Наверное, о том, что трудом и молитвами православных верующих поднимается из руин тверская земля и вся Святая Русь.

Борис Гуров Фото автора и из архива монастыря

ОБРАЗОВАНИЮ И РЕЛИГИИ - ПО ПУТИ

15 июня в Удомле прошли вторые чтения по "Основам социальной концепции Русской православной церкви". Мы начали рассказывать об итогах этого семинара, прошедшего на очень высоком уровне как со стороны Церкви, так и со стороны светской исполнительной власти. Сегодня мы публикуем отрывки из доклада, сделанного в Удомле заместителем губернатора Ольгой ПИЩУЛИНОЙ по теме "Церковь и светская культура и образование".
      
МИР меняется, и, отдавая должное новым реалиям, мы не можем не стремиться сохранить те общие духовно-нравственные начала, которые в душах и помыслах тысяч людей связаны с именем Христа.
       Благодаря преодолению почти векового отчуждения церкви от государства нам сегодня удалось установить более гармоничные взаимоотношения социальной сферы и церкви. Убеждена, что этой задаче послужат и "Основы социальной концепции РПЦ". Для светского общества этот документ крайне важен: мы имеем официальное отчетливое мнение Церкви по насущным проблемам современности, на основании которого можно выстраивать долгосрочные программы сотрудничества. Где два института с тысячелетней историей - власть и православная церковь - могут и должны сотрудничать, слагать усилия, заботясь о будущем страны?
       Конечно, это, прежде всего, воспитание молодежи. Молодежь не делится на государственную и церковную. Основные принципы взаимодействия областной власти и православной церкви заложены в Соглашении о сотрудничестве между администрацией Тверской области и Тверской епархией. В части образования совместная деятельность конкретизирована в Соглашении между департаментом образования и Отделом катехизации и образования Тверской епархии Русской православной церкви. Мысль святого Григория Богослова - "всякий имеющий ум признает ученость первым для нас благом" - все чаще произносится педагогами в школьных аудиториях. Хочу привести несколько конкретных примеров.
       В области успешно функционируют православные общеобразовательные школы (г. Тверь, с. Городня, Конаковский район, г. Вышний Волочек) и негосударственный православный детский сад святой Анны Кашинской (г. Тверь). Среди учреждений дополнительного образования примером разнообразной просветительской деятельности является культурно-образовательный детско-юношеский центр "Новая Корчева" из г. Конаково. Директор центра - протоиерей Борис Владимирович Ничипоров. Центр своей деятельностью охватывает более 600 детей и подростков: музыкальное образование, хоровая культура, изоискусство, танцы, ремесла, русские традиционные виды спорта - вот спектр предлагаемых образовательных услуг. Нельзя не сказать сегодня и о том, что научно-методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и образования осуществляют кафедра теологии (зав. Н.Л. Васячко) ТвГУ и лаборатория ТОИУУ "Методология и методика духовно-нравственного воспитания" (рук. Б. Ничипоров). Вопрос о том, надо или не надо давать детям знания о религии, всерьез уже не ставится. Проблема в том, какие знания, в каком объеме и в каком возрасте давать и кто это должен делать.
       Еще одна задача - это создание потребности у детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни. Наша общая беда не только в массовом проникновении наркомании в молодежную среду, но и в том, что у юношества отсутствуют нравственные барьеры, чувство стыда и греховности порока. Наверное, церковь и школа просто обязаны лучше координировать внеучебную работу среди школьников. Крайне необходимо создать здоровый, интересный досуг - надежный щит на пути зла.
       И третье - считаю уместным говорить о такой традиции православия, как благотворительность. Уровень духовного и материального оскудения некоторых неработающих категорий населения ужасающе высок. И, как нам кажется, церковь, связанные с ней организации гуманитарной направленности могли бы усилить свое воздействие на наиболее состоятельных людей, чтобы они в полной мере осознавали те обязательства, которые накладывает на них достаток.
       В основах социальной концепции РПЦ рассматриваются взаимоотношения Церкви и культуры. Подчеркивается значение для Церкви культурного творчества. И вместе с тем Церковь оставляет за собой право на нравственную оценку явлений культуры. Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его. Если же культура становится антирелигиозной или античеловечной, превращается в антикультуру, то Церковь противостоит ей.
       Идет процесс возвращения храмам первоначального назначения. Духовная жизнь в области возвращается как в "старые стены", так и в новые помещения. В деле организации строительных и реставрационных работ оказывают содействие и органы местного самоуправления. Многие территории области активно возрождают традиции русской иконописной школы (Конаково, Кувшиново - Детская художественная школа); церковного хорового пения на базе учреждений культуры, при храмах, что, несомненно, способствует духовному возрождению юного поколения тверитян. Особенно хочется отметить комплексный подход к нравственному очищению и воспитанию молодежи в архиерейском подворье Вознесенского Собора г. Твери (архимандрит Адриан).
       Мы должны объединить свои усилия: власть, РПЦ, школа, интеллигенция, чтобы противостоять различным духовным эпидемиям. Думается, будет полезным ознакомить с основами социальной концепции РПЦ наше учительство, и мы планируем посвятить этому один из дней работы августовских педагогических конференций.

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru