Архив номеров

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ СПИРАЛЬ ИСТОРИИ

Затяжная социально-экономическая революция конца ХХ века в России, неудачно названная "процессом реформирования", принесла сказочное богатство разбойного капитала небольшому клану "новых русских", разнообразной этнической окраски; остальным - горькую быль отвратительного качества жизни. Для тех и других общим приобретением стала нарастающая нищета духа.
       Эта вялотекущая шизофрения национального самосознания порождает негативное мироощущение, социальный пессимизм, антисоциальное расстройство личности. Но геополитические сражения третьего тысячелетия требуют от нас высоты и твердости духа.
       Поэтому в интеллектуальных кругах России, на Тверской земле начались поиски новой философии и идеологии - предвестницы русской духовной революции. Ее глубинные предпосылки и истоки - в жизни и деятельности "старых русских" - православных мыслителей, устроителей земли, полководцев.
       При всей условности исторических параллелей откроем очевидное: наше время удивительным образом стало напоминать эпоху Михаила Тверского - в первую очередь тем, что перед нами встали те же проблемы и задачи, которые стояли перед нашими предками.
       В школе русской геополитики принцип укорененности учит: ни одна новая идея, социальный институт, система взаимоотношений, стереотип поведения, даже личность не привьются - подвергнутся отторжению, если не будут соответствовать национальным традициям.
       К горю ли, к радости, Россия стала испытательным полигоном истории, евразийской духовной державой, горнилом европейской и азиатской философии (при отсутствии до сих пор своей - фундаментальной русской философии), опыта межнационального сосуществования, сочетания византийской изощренности и славянской прямолинейности и простоватости. Этот сплав - наше национальное богатство, специфика менталитета и гарантия безопасности. По характеру своему Россия - система открытая, дом гостеприимный. Издревле она прибежище людей беспокойных, рисковых, широких душой: путешественников, творцов, воинов, изгоев, героев и авантюристов - тех, кого Лев Гумилев определил своим понятием "пассионарии". Но открыта эта система до определенной меры, которая охраняет ее от превращения русского дома в проходной двор, материальную свалку, торжище в Храме. Совершенно ясно, что массовое нарушение этой границы обернулось на время "исторической загогулиной" Ельцина.
       Что же удивительного в том, что новая президентская власть Путина пытается укрепить рубежи нашего мира: духовные, информационные, пространственные? Удивительно то, что мы оказались столь доверчивы, благодушны и терпеливы к экспериментам по космополизации, экуменизации, мондиализации, (перечень можно продолжить) нашего мира, России, т.е. по отчуждению своей истинной сути от самих себя.
       Наш интерес к истокам Святой Руси, к эпохе становления великой и трагической России определен болью за духовное, экономическое, этническое и природное разорение Земли Русской в первую очередь собственными варварами, пребывающими в гордыне, корысти, в манкурстве историческом и паскудстве нравственном.
       Стремление принизить и упростить образ великого князя Михаила существовало давно, оно было следствием политической борьбы за лидерство в объединении Руси. После возвышения Москвы в России ничего не могло быть выше московского Кремля и вернее державной точки зрения. Тверь - соперница Москвы - была разбита, оскоплена и забыта. Но Михаила Тверского - первого "князя всея Руси", лидера в объединении русских земель в период монгольского нашествия, его великий нравственный подвиг сама Тверь не забыла.
       Для всех групп населения одинаково полезен и поучителен нравственный подвиг Михаила Ярославича - мужество, смирение, самопожертвование, где основной мотив - любовь к своей земле и своему народу, готовность отдать в ордынской неволе свою жизнь "за други своя", отчизну и православную веру. Фигура его политического противника и ближнего родственника - Юрия Даниловича Московского, беспринципного интригана и себялюбца - выступает как прямо противоположное нравственное и политическое кредо. Оно легло в основу политики автократизма и холопства, государственной лжи и невежества, конфликтности и силового решения проблем. Эти традиции не нуждаются в возрождении: они живы, но их удел - забвение.
       Великий благоверный князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич - фигура не только регионального, но и общероссийского и даже мирового значения. Его жизнь и деятельность после долгих лет замалчивания и недооценки начинает восприниматься как яркая страница отечественной истории, рассказывающая об уникальном историческом опыте и благородных традициях. Они не нашли развития в России, но сейчас у них появляется еще один исторический шанс.

Владимир Осипов, кандидат философских наук, ректор Академии политической культуры

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru