Архив номеров

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ К КАКИМ ВЫБОРАМ МЫ ГОТОВИМСЯ

Уже несколько лет май-июнь в политической жизни Твери - время предварительной расстановки сил перед выборами. Общеизвестно, что осенью этого года нас ждут выборы в Законодательное Собрание Тверской области. Однако в данный момент сложилась странная ситуация. Говоря о выборах в ЗС, все как бы держат фигу в кармане, подразумевая, что официально-то мы готовимся к ним, а неофициально - к гораздо большему.
       Намеки, "эзопов язык" прессы - сценарий возможного ухода губернатора Платова со своего поста обсуждается уже давно, но как-то иносказательно. Вероятность его добровольного ухода в отставку, тем не менее, кажется все правдоподобнее.

Мы уже неоднократно писали о том, что историческое время, по которому живет наша область, отстает от московского на три-четыре года. Платов очень похож на Ельцина второй половины 90-х. Он малоактивен, и то, как редко он появляется в администрации, наводит на размышления. По сведениям, поступающим из Москвы, из аппарата представителя президента по Центральному федеральному округу, чувствуется, что там нашим губернатором недовольны. Внутри же области низкая активность губернатора, как в свое время постоянные болезни Ельцина, ведет к усилению борющихся за власть кланов, и, соответственно, обострению их борьбы. Тем более что весь прошлый год губернатор постоянно вводил на политическое поле Тверской губернии новых игроков - москвичей, которые в ущерб давно действующим в местной политике фигурам, перетягивали на себя финансовый ресурс области.
       Если досрочная отставка Платова произойдет, то она случится этим летом - чтобы совместить возможные выборы губернатора с выборами в Законодательное Собрание. Таким образом, уже сейчас следует задуматься о возможных претендентах на кресло главы администрации Тверской области.
       Несомненно, один из наиболее реальных - никто иной, как Татьяна Астраханкина. Уже третий срок она представляет нашу область в Государственной Думе и, кажется, вполне созрела для того, чтобы идти дальше. Еще не бывало, чтобы на должность губернатора избирали женщину, но Татьяна Александровна - особый случай. О ее популярности в народе свидетельствуют ее победы на выборах в Госдуму. Недавно она стала секретарем ЦК КПРФ по социальной работе, эта должность говорит о ее влиянии в верхушке компартии и окончательно закрепляет Астраханкину в ранге политика федерального масштаба.
       Перед праздниками, по нашим данным, в составе делегации КПРФ Татьяна Астраханкина встречалась с президентом Путиным. О чем шла речь, мы не знаем, но не исключено, что в том числе это были своеобразные "смотрины".
       Тверская область - дотационная. Симпатичная женщина, приятно выделяющаяся на фоне глав других регионов - восьмидесяти восьми угрюмых мужиков в пиджаках, - гораздо легче решала бы очень многие вопросы.
       Но есть один нюанс: Астраханкина популярна среди простых тверичан. А в таком тонком деле, как губернаторские выборы, очень важно отношение с средним классом, предпринимателями, политической элитой. Тверской истеблишмент возможный приход Астраханкиной настораживает. Бизнесмены недовольны тем, как сейчас управляется губерния, но боятся, как бы не стало еще хуже. Пугает возможный передел собственности, возможные ограничения свободы слова (это основная причина настороженного отношения к личности Астраханкиной у тверских СМИ - худо-бедно, но при губернаторе Платове, подлинном демократе закалки начала 90-х, говорить можно практически все).
       В этом отношении крайне важно, кто пойдет на выборы в паре с Астраханкиной, кого она захочет видеть в своей команде в качестве вице-губернатора. Хозяйство области - это не политика. Тут нужен опытный управленец, незашоренный идеологическими догмами, специалист, знающий, как работает рыночная экономика.
       У Татьяны Астраханкиной - большие шансы на победу, и политики всех мастей, несомненно, выстроятся в очередь проситься к ней в вице-губернаторы. Однако ее основное достоинство - безупречная репутация - может легко разрушиться, если она запятнает себя контактами с сомнительными личностями.
       Можно легко предположить, что своим знаменем ее сделает так называемая "московская группа", ассоциирующаяся с именами владельца телеканала "Тверской проспект" Игоря Ялышева и заместителя губернатора Андрея Строева. Соответственно, одного из них мы получим в качестве вице-губернатора. Есть косвенные умозаключения, подтверждающие такую вероятность. Дело в том, что, как мы уже сказали, тверская бизнес-элита, которая, несомненно, выдвинет своего кандидата в губернаторы, Татьяну Астраханкину не воспринимает из каких-то идеологических соображений. А москвичи прагматичнее, для них главное - результат.
       Имидж Ялышева или Строева может существенно повредить имиджу Астраханкиной. Другое дело, если она найдет контакт с тверским политиком "первой обоймы" - Юрием Красновым, Сергеем Потаповым, Валерием Федоровым. Можно предположить, что союз Астраханкиной с любым из перечисленных людей имеет почти стопроцентные шансы на успех.
       Чтобы идти на выборы - будем откровенны - Татьяне Астраханкиной не хватит даже очень большой зарплаты депутата Государственной Думы. Деньги придется у кого-то брать. Выборы губернатора Тверской области - это миллионы долларов. И одно дело взять такую сумму у предприятия с "чистыми" доходами, а другое - у сомнительных персонажей, которыми в настоящее время наводнена и Тверская область, и непосредственно областная администрация. В политике деньги очень даже пахнут, и важно не замараться в дурном запахе.
       Кого еще можно рассматривать как реального кандидата на "тверской престол"? Понятно, что губернатор Платов, даже если подаст в отставку, большую политику покидать не собирается. Мы уже рассматривали варианты передачи губернаторской власти выбранному им преемнику. Кто это будет? Логично, если бы это был вице-губернатор Юрий Краснов, который, имея поддержку Платова и административный ресурс, получил бы неплохие шансы. Однако среди ближайшего окружения губернатора есть глубокий внутренний раскол. В качестве преемника Платова видят главу Ржева Александра Харченко, главу Вышнего Волочка Марка Хасаинова. Имеют ли они шансы на успех?
       Как ни странно, ближайшее окружение Платова менее всех готово к выборам, медленнее всех разворачивается. Не секрет, что сейчас идет "прощупывание почвы" в СМИ, косвенные или явные переговоры. И платовское окружение здесь наименее активно.
       Создается впечатление, что некоторые новые сотрудники обладминистрации, ответственные за общение со СМИ, просто играют не на Платова, а на другого хозяина. Рушатся даже достигнутые договоренности, что уж говорить о достижении новых.
       Бизнес-элита, объединившаяся вокруг Тверского союза промышленников и предпринимателей и его лидера Сергея Потапова, тоже серьезно активизировалась. Создан Центр гражданских инициатив, который возглавил один из знаковых персонажей тверской политики Валерий Нехаев. По идее, это общественная организация, но совершенно определенно можно сказать, что она будет очень активно участвовать в политических процессах. На выборах в Законодательное Собрание Тверской союз промышленников и предпринимателей выдвигает свой список кандидатов по всем округам. А выборы губернатора подразумеваются, как мы об этом уже сказали, подспудно. Заявление об уходе с поста председателя контрольно-счетной палаты Валерия Федорова и возвращение его к активной политике в этом отношении очень показательны. Что конкретно имел он в виду? Ближайшее будущее покажет.
       Но, повторяем, основная интрига, на наш взгляд, заключается в том, с кем заключит союз Татьяна Астраханкина. Можно без преувеличения сказать, что от этого зависит судьба области. И здесь остается только ждать, когда Татьяна Александровна сама ответит на этот вопрос.

Мария Орлова

ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ПОЛИТИКУ

Одной из наиболее значительных политических сенсаций Твери в предпраздничные дни стало заявление, сделанное председателем Контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области Валерием Федоровым. На последнем заседании ЗС он объявил о том, что покидает свой пост и уходит в открытую политику. С чем связано это заявление - с приближающимися перевыборами тверских депутатов либо с чем-то более глобальным? Что в нынешнем положении дел не устраивает этого одного из наиболее умных и перспективных тверских политиков? Предоставим Валерию Петровичу самому разъяснить ситуацию.

- Валерий Петрович, расскажите подробнее о мотивах вашего решения.
       - Мотивация проста: подводя итог двухлетней работы Контрольно-счетной палаты, я вынужден признать, что львиная доля замечаний не получила должной отдачи. В конце концов возникло ощущение, что нужно что-то срочно менять - причем важно не упустить момент. Нынешний состав Законодательного Собрания разбирается в сути проблемы, а следующий будет еще долго вникать. Но нынешний состав ЗС можно принимать в расчет лишь в самое ближайшее время, в конце лета уже все будут думать только о выборах. Словом, "вчера было рано, завтра будет поздно". Пришло время обострить вопрос, что я и сделал.
       - Каких изменений в принципах работы Контрольно-счетной палаты вы хотите добиться?
       - Идея в том, чтобы создать независимый (в том числе и от Законодательного Собрания) финансово-проверяющий орган. Поймите, речь идет не обо мне и моих "чиновничьих амбициях". Я не решаю актуальную для любого бюрократа проблему - получить кабинет побольше, машину поновее. Контрольно-счетная палата должна быть подотчетна Законодательному Собранию, но не подчиняться ему. Возьмите деятельность счетных палат в любой стране с рыночной экономикой - они независимы от власти.
       - Приведите примеры.
       - Пожалуйста. В Германии глава счетной палаты назначается на 12 лет и после этого в обязательном порядке уходит на государственную пенсию. Эти 12 лет человек не имеет никаких искушений создать свой бизнес, пригреть себе на будущее местечко потеплее - он знает, что перспектива у него может быть лишь одна.
       Во Франции главы счетных палат имеют статус судий и несменяемы (так называемый "пожизненный найм"). Им не о чем печалиться, кроме целости и сохранности родного бюджета. Ясно, что мы не можем в точности перенять мировой опыт, есть определенные ограничения. Но учитывать выводы, к которым европейцы шли столетиями, нам, с нашим двухлетним опытом, все же надо.
       - А в России, в других регионах, как обстоит дело с независимостью счетных палат?
       - Есть регионы, например, Москва, где они независимы, есть - где их вообще нет. У нас же все застыло на мертвой точке. Чтобы сдвинуться с нее, я и сделал свое заявление.
       - Очень интригует ваша фраза о том, что вы уходите в открытую политику.
       - А куда же еще угодить? Если демонстративно оставлять свой пост, то уж идти туда, где нет никаких ограничений. Ближайшее политическое действо, если не ошибаюсь, выборы в Законодательное Собрание. К ним и готовлюсь, если ничего экстренного не случится.
       - А если случится? Может, у вас есть и более масштабные планы?
       - Кто мешает готовиться к нескольким предвыборным кампаниям сразу? Но надо мыслить этапами. Есть ближайшее мероприятие - выборы в ЗС, и надо решать текущие проблемы. Другое дело, что каждый этап в конце имеет начало следующего...
       - Валерий Петрович, для многих так и осталось загадкой случившееся вскоре после губернаторских выборов ваше назначение на пост главы администрации губернатора. Вы так и не приступили к этой работе. Почему?
       - После выборов губернатора Платов находился в состоянии поиска, осознавая необходимость перемен. Предложение возглавить администрацию губернатора было радикальным, неожиданным для всех, в том числе и для меня. Наши отношения с Платовым всегда были далеко не ровными, но мы не враги.
       Губернатор - один из немногих людей, способных совершать политические поступки. Предложение, сделанное мне, было именно таким поступком. Я долго его осмысливал, потом признал, что в нем что-то есть. Начался своеобразный период: я стал выяснять, какой у меня будет круг полномочий, какие права, какие отношения с основными участниками политических баталий, и увидел, что либо я что-то недопонимаю, либо губернатор что-то недоговаривает. Было неясно - я буду принимать решения или стану ширмой для решений, принимаемых другими?
       Практически решение о моем назначении так и не реализовалось. Очень рад, что так получилось. Ситуация в обладминистрации по-прежнему неоднозначная, какая-то "ватная". Во многом это зависит от стиля управления.
       - Как вы оцениваете работу уже созданной администрации губернатора?
       - Я не видел работу главы администрации как "свою", "родную". И как только отказался от должности, сразу потерял к ней интерес. Но хоть я и не проявляю особого интереса к работе нынешнего главы администрации, некоторые явные ляпы невозможно не заметить.
       Например, выносится на рассмотрение новый Устав Тверской области, где не предусматривается наличие в Законодательном Собрании столь любезных губернатору глав муниципальных образований.
       Проект готовился в областной администрации, и все, что нужно, можно было вставить на стадии подготовки. Теперь придется вносить какие-то поправки. Представляете, как хорош был бы Ельцин, если бы сначала вынес конституцию на референдум, а потом, через год, начал бы вдогонку слать какие-то исправления? Это серьезнейший прокол.
       - Ваше мнение о политической ситуации в области. Есть у нас шансы выкарабкаться из затянувшейся неопределенной ситуации?
       - Организационный период в областной власти явно перезрел. Уже полтора-два года мы не имеем ни внятной команды, которая управляла бы областью, ни внятной программы действий. До сих пор чиновники не расселись по креслам, не известна схема управления областью.
       Есть понятие "политического цикла". Болезненные мероприятия рекомендуется проводить в первые два года после выборов. Потом надо зализывать раны и уговаривать избирателей. Если в первые два года ничего не сделано, считай - срок, на который было выбрано данное руководящее лицо, прошел напрасно.
       В администрации области есть по крайней мере пять человек, которые примериваются к губернаторскому креслу. Но все, что я сказал, относится не только к губернатору, но и к тем, кто рядом. Находясь в здравом уме и твердой памяти, лучше не быть по должности ответственным за проблемы, созданные исполнительной властью.

Беседовала Мария Орлова

ТВЕРИ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ У БАВАРИИ

В конце апреля в Твери состоялась международная научно-практическая конференция на тему местного самоуправления. Ее проводили Тверская академия политической культуры и германский фонд Ханса Зайделя. Речь шла о сравнении регионального управления Тверского региона и земли Бавария. На научную конференцию прибыли немецкие гости: глава администрации района Шонгау-Вайльхайм господин Браун, который также является председателем Объединения глав администраций Христианско-социального союза (ХСС), и бургомистр города Реденталь господин Пресс. Жаль, что в форуме не участвовали представители тверского самоуправления, депутаты городской Думы, Законодательного Собрания области. Им было что услышать от немецких коллег по части организации регионального менеджмента. Тем не менее, встреча была конструктивной уже потому, что в ней приняли участие с тверской стороны по-настоящему заинтересованные лица, представляющие региональную политику, экономику, духовенство и средства массовой информации.

СИТУАЦИЮ с организацией тверского самоуправления хорошо охарактеризовал представитель обладминистрации Анатолий Клейменов. Суть в том, что львиная доля финансовых средств централизованно спускается из федерального центра в регионы, те в свою очередь делят ее между муниципальными образованиями, и уже затем, в виде жалких ручейков, она иногда достигает сельских округов, поселков, городских районов. Особенно ощутимой эта политика стала в нынешнем году, когда у муниципальных образований отняли право оставлять у себя большую часть налогов. Бюджеты городов и районов стали целиком зависимыми от областного центра, а тот в свою очередь - от федерального центра и его трансфертов.
       В Баварии, можно сказать, совершенно иная ситуация. Во-первых, жители этой земли считают, что они живут в отдельном государстве, называемом Бавария, где есть собственный парламент и собственные законы. Административно Бавария делится на округа, земельные районы типа наших районов и общины, похожие на наши сельские округа. Основную ответственность и, соответственно, основные финансовые возможности переданы самым мелким органам самоуправления, то есть общинам и земельным районам. Общины решают проблемы содержания детских садов, интернатов, групп продленного воспитания в школах, домов престарелых и многие другие. Земельные районы определяют уровень и распределяют помощь для социально незащищенных групп населения, финансируют больничные учреждения, устраивают конкурсы на подрядные работы. У них тоже довольно серьезные бюджеты.
       Надо особо отметить, что в Баварии, и, видимо, в ФРГ в целом, сложилась такая практика, а вернее установлено такое непреложное правило, что государственные структуры и органы местного самоуправления не имеют права заниматься и решать какие-либо социально-значимые проблемы самостоятельно, если в этой сфере есть частные фирмы, конкурирующие между собой. То есть государство не имеет права становиться конкурентом частному предпринимательству. Это хорошо видно на примере таких простых и житейских проблем, как уборка улиц, озеленение городов, утилизация мусора. Всем этим, а также множеством других "мелких" вопросов в Баварии занимаются частные фирмы, которые в жесткой конкурентной борьбе выигрывают конкурсы на государственные подряды. И если их работа чем-то не будет устраивать местное население, у общины или у земельного района моментально появится новый частный исполнитель. Этот закон действенен еще и потому, что немцы очень хорошо умеют считать деньги. А по данному правилу получается так, что частный исполнитель всегда обходится дешевле, чем муниципальное предприятие. Это к тому, что в Твери все с точностью до наоборот. Муниципальные предприятия появляются даже там, где уже сложился рынок услуг, не говоря уже о качестве исполнения работ и о затратах, которые показывают наши муниципальные предприятия типа дорожно-строительных, транспортных, озеленительных и многих других.
       В Баварии же все сферы деятельности пытаются отдать в частные руки. Например, в муниципальных больницах часть кабинетов, таких, как рентген, томография, диализ крови, отданы частнопрактикующим врачам. В счет аренды эти врачи обследуют и проводят необходимые процедуры социальным пациентам, а все остальные пациенты платят за прием. При этом у больниц появляется свой доход, у врачей - тоже, а у государства - налоги. Это, с немецкой точки зрения, истинная приватизация.
       Конечно, все уровни баварского самоуправления нуждаются в соответствующем финансировании. Структура налогов в Баварии очень разветвленная, и они гораздо жестче, чем нынешние налоги в России. Для местного управления наиболее важными являются поземельные налоги и налоги на предпринимательство. В частности, община имеет право устанавливать собственный коэффициент на земельный налог в тех местах, где предполагается строительство. Этот коэффициент может быть вплоть до 300%. Но и здесь четко работают правила рыночной экономики. Частный застройщик не будет покупать земельную площадку там, где слишком велик этот земельный коэффициент. Из земельных налогов в общине остается 3/7 части, а около 4/7 - в районе. И лишь небольшая доля идет в федеральный Баварский центр. Примерно то же самое происходит и с налогами на частное предпринимательство. Но в общине еще остаются и коммунальные сборы, потребительские налоги, налоги на домашних животных и другие. Даже 15% от подоходного налога с граждан остается в общине. Из этого и складываются местное самоуправление и местное благополучие.
       Стоит отметить, что большую роль в социальной деятельности общин и районов играют христианские приходы. Вопросы воспитания, образования, распределения социальной помощи отданы церкви. Не случайно в Баварии сильна партия Христианско-социальный союз (ХСС). Эта политическая организация родилась в регионах и уже потом вышла на федеральный уровень, где в коалиции с Христианско-демократическим союзом (ХДС) стала правящей общегерманской партией. Партийные лидеры ХСС в Баварии занимают ведущие места на региональном уровне власти. Им традиционно доверяют посты земельных советников-бургомистров.
       В Баварии не всегда было так устроено местное самоуправление. Сразу после второй мировой войны происходило становление региональной власти. В начале 50-х годов, через 7-8 лет после войны, после принятия денежной и других важных реформ их жизнь стала приобретать цивилизованные рамки. Немцы сравнивают наше сегодняшнее положение с тем, что у них было в начале 50-х. Только наши законы еще далеко не урегулированы. В процессе конференции для многих тверских участников вдруг стало понятно, до чего же схожа система баварского нынешнего самоуправления с той, которая устанавливалась в России сразу после крестьянской реформы 1861 года. Речь идет о земском самоуправлении, в котором Тверь была образцом для всей остальной России. Остается надеяться, что опыт нашего прошлого и позитивные моменты баварского настоящего будут восприняты нынешними представителями региональной власти. Восприняты, осмыслены и реализованы для лучшего будущего тверской земли.

Борис Антропьев

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru