Архив номеров

    ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ
  ЮРИЙ ГАГАРИН НАВСЕГДА С НАМИ

НЕ ВЕРИТСЯ, что это было 40 лет назад. Тогда мир был ошеломлен удивительной новостью: в космосе побывал человек! И не кто иной, а наш соотечественник, русский, обыкновенный старший лейтенант Юра Гагарин.
      Это потом, при посадке ему присвоили звание майора, минуя капитанское. Но что значили для нас эти звания, если ему сразу присвоили высшее - Первый? Первый человек в Космосе - и не всем сразу было понятно, что человечество выросло из земных пеленок и шагнуло в пространство, как и мечтал когда-то Циолковский.
      Первый космонавт был простым русским парнем, таким и остался, невзирая на все мыслимые и немыслимые отданные ему награды и почести. Слава его не испортила. И народ оценил это. Свою любовь и уважение к своему Юре он выражал так же искренне и без помпезности, как и Юрий Алексеевич к взрастившему его русскому народу.
      Посмотрите на снимки. Внимательно посмотрите. Они создают обобщенный портрет Первого, общительного, дружелюбного, внутренне интеллигентного и внешне привлекательного молодого русского человека, ставшего символом начавшейся космической эпохи в развитии человеческой цивилизации. Таким он был и таким навсегда останется в информационной памяти людей.

Борис Ершов
      Фото из архивов автора, В. Крылова, Е. Лычева

ЗЕМЛЮ САННИКОВА НЕ ОТКРЫЛИ, НО АМЕРИКУ НАПУГАЛИ! 

23 года тому назад в Арктике на о. Северная Земля довелось услышать от старого полярника историю о полетах в тех краях и посадках наших военных летчиков на Северный полюс. В 1948 году! Это казалось невероятным. Вернувшись в Калинин, я начал искать информацию. Но нигде ни слова. Лишь в 1998году (спустя 50 лет!) стало известно узкому кругу специалистов о проведении в 1948 году секретной операции под шифром "СП-2" ("Северный полюс-2"). Повезло и с воспоминаниями непосредственных участников операции. Один - тверичанин, гвардии полковник ВВС И.И. Наседкин. Другой - гвардии полковник ВВС П.В. Рубцов - живет в Подмосковье. Их рассказы позволили более точно восстановить детали операции "СП-2".

АДМИРАЛ О.С. Макаров определил положение России как мощное здание, вы-ходящее фасадом на Северный Ледовитый океан. Мореходы мечтали заглянуть туда, где сходятся все меридианы. Но полюс долго оставался непокоренным, полярные районы до 50-х годов оставались малоизученными. С 1930 г. эпизодически проводилась ледовая разведка с борта самолетов. 22 мая в 1937 г. на самолете "АНТ-6" уроженца Твери А.Н. Туполева летчик М.В. Водопьянов и второй пилот М.С. Бабушкин совершили посадку на Северном полюсе.
      В конце 1945 г. (менее чем через год после окончания второй мировой войны) наша разведка доложила правительству СССР о появлении в МО Америки списка целей для атомных ударов на нашей территории.
      Ответные меры правительство СССР приняло незамедлительно уже в начале 1947 года: срочно восстановить дальнюю бомбардировочную авиацию (ДБА), разработать маршруты ответных ударов, построить новые аэродромы, базы через Северный полюс, Чукотку и Аляску. А в конце 1947 г. маршал авиации К.А. Вершинин предложил использовать летчиков ВВС для решения всех оперативно-тактических задач в Арктике. Так возникла идея операции "СП-2". Это должно было охладить горячие головы в США, снять угрозу.
      Операция "СП-2" началась 17 марта 1948 г. первым облетом трасс и аэродромов по маршруту Москва - Архангельск - Нарьян-Мар - Амдерма - Диксон - Хатанга - Тикси. На это задание ушли лучшие экипажи военных летчиков.
      И.И. Наседкин вспоминает: "В полет пошли только добровольцы. Риск был велик. Не знали, что ждет. В Арктике почти никто не летал. Пошли на самолетах "Ил-12", "Ли-2", "Си-47". Все переоделись в гражданское. На бортах закрасили военные знаки. Выдали оружие. Мне, как штурману, было тяжело вести самолеты - ориентиров нет, а по всему маршруту всего три радиомаяка: на Диксоне, в Тикси и на мысе Шмидта. Не было карт магнитных склонений, да и радиосвязь на тех широтах была ненадежной. С огромным трудом прошли. Задание выполнили". В летной книжке потом начштаба записал: "Спецрейс. Налет 82 ч." Полная секретность!
      Командиром операции "СП-2" назначили Героя Советского Союза генерал-майора Авиации Н.Г. Серебрякова - боевого летчика и мудрого командира. В экспедицию взяли по 1-2 метеоролога, геологов, гидрографов, врачей. Одним из врачей летел молодой выпускник ВМА О.Г. Газенко - в будущем известный в Космонавтике специалист (готовил Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова и др.). Всех предупредили - экспедиция совершенно секретная, никому - ни слова. Все военные полетели под своей "легендой": географ, топограф и т. п. Сроки экспедиции не были определены.
      Проблема с питанием стояла остро, т. к. опыта не было. Тут помогли врачам разработки тверичанина, летчика М.М. Громова. Он провел 6 сверхдальних перелетов, в том числе через Северный полюс в Америку. Громов разработал состав продуктов для экипажа. Все опробовал на практике. Это помогло определить состав продуктов для "СП-2". Московский пищекомбинат им. Микояна за две недели подготовил богатый набор продуктов и упаковал так, что проблем не было. Питание состяло из концентратов супов, борщей, сыра, масла, шоколада, кофе, сала-шпига, корейки, солонины, плавленого сыра, компотов, сухарей, муки, яичного порошока и др. Оленину и рыбу планировали завозить самолетами ВТА с Чукотки и Таймыра.
      Для четырех полярников, дрейфовавших в 1937 г. на "СП-2" (рук. Д.И. Папанин), выделили 20 литров хорошего армянского коньяка. Для "СП-2" был установлен "сухой закон", но военные летчики его довольно легко обошли. Для снятия стрессов (их было в избытке!) и поднятия аппетита использовали медицинский спирт. И.И. Наседкин, участник "СП-2", как-то сказал: "Мы за 36 суток дрейфа в Ледовитом океане на своей точке (42 человека) выпили не один литр спирта. На морозе (до - 45 градусов С) и в пургу без этого никак! На фронте выдавали по 100 грамм. А тут приходилось по 50-60 граммов водки в сутки на одного полярника. Не пусто, но и не густо!"
      Вылет основной группы самолетов состоялся 2 апреля 1948 г. с центрального аэродрома Москвы. Через день в путь отправились из Подмосковья скоростные бомбардировщики "Пе-2" и истребители "Миг-3". Они шли южнее основной группы по трассе Салехард - Норильск - Хатанга - Тикси - мыс Шмидта. В пути к ним присоединились два самолета ВМФ. Перелет был очень труден. Над безориентирной, белой, безлюдной Арктикой, без прогноза погоды. Искали пригодные для посадки тяжелых самолетов льдины. В трех районах Арктики нашлись подходящие площадки.
      С 10 апреля 1948 г. на всех трех точках (дрейфующих станциях ВВС) работы пошли по полной программе. Времени терять было нельзя: солнце уже над горизонтом и подходила весна.
      Точка №1 была расположена в районе Северного полюса. Вторая - ближе к США, вблизи Полюса недоступности. А третья как промежуточный аэродром в 200 км от островов Северной Земли.
      Трещины во льдинах, торошение льда и белые медведи. Конечно, помогала активно Большая Земля. Но, чтобы дрейфовать на льдине в океане глубиной от двух до пяти километров, требуется необычайное мужество: льдины трескались внезапно.
      За короткий период был совершен облет огромных просторов Арктики. Проведены фото- и киносъемки, различные исследования, отработаны методы полярной навигации. Втайне летчики искали и новые острова, земли. Все помнили о "Земле Санникова", острове Крестьянкина и 12 других. Но, увы. Все это осталось тайной Арктики.
      Американцы, конечно, обнаружили экспедицию и встревожились появлением бомбардировщиков и истребителей ВВС на Чукотке и в Арктике. Легко было понять, что с Восточной Чукотки и с дрейфующих аэродромов ДБА достает Америку. Было над чем подумать... За период экспедиции "СП-2" американцы совершили более 100 вылетов (по 2-3 полета ежедневно!) с Аляски. Вели наблюдение за работой наших специалистов ВВС. Облетали и не раз все наши "точки". Даже ходили на бреющем полете. Но на лед садиться боялись.
      А наши летчики уходили в каждый полет почти без метеообеспечения. На свой страх и риск. К счастью, обошлось без ЧП. В начале мая 1948 г. впервые над Чукоткой были проведены летно-тактические учения с применением бомбардировщиков "Пе-2" и истребителей "Миг-3". По замыслу, "Петляковы", взлетев с о. Врангеля (300 км от м. Шмидта), наносили удар по макетам южнее основной базы. Истребители должны были "перехватить" и "уничтожить" "ПЕ-2".
      За штурвалами "Петляковых" были боевые летчики, штурмовавшие Берлин, Кенигсберг, Прагу, Данциг. Они знали, как уходить от истребителей. И использовали солнце, которое в апреле стоит низко. Обошли мыс Шмидта с востока и нанесли удар "от солнца". Отбомбились и ушли. Истребители даже не взлетели. За военную хитрость командир "Пешек" (Герой Советского Союза, гвардии полковник А.П. Романов) заработал "внушение": не дал порезвиться нашим истребителям в полярном небе.
       Самоотверженный труд авиаторов в экстремальных условиях и всех участников экспедиции позволил реально оценить возможности ВВС в условиях Арктики по защите СССР от возможного нападения. А 12 мая 1948 г. был получен приказ о возвращении в Москву. Самолеты взяли курс на запад. Весна в Европейской части была в разгаре, и в Архангельске садились на залитый водой аэродром. В Москву вернулись все.

Ветеран ВС Игорь Красяков

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru