Архив номеров

    ДОРОГА К ХРАМУ
  В ПОИСКАХ СЕВЕРНОЙ ЛАВРЫ 

Располагающийся в центре города Старицы Свято-Успенский монастырь является одним из старейших в России. В его истории были годы расцвета и времена запустения. Однако сегодня мы знаем об этом святом месте еще далеко не все. И, возможно, открытие в наше время одной из его тайн сделает Свято-Успенский монастырь одним из религиозных центров современной России.
      Сегодня о монастыре рассказывает читателям "Каравана" преподаватель Старицкого педагогического училища, председатель Старицкого отделения историков-архивистов Александр ШИТКОВ.

ПО ОДНОЙ из версий, Свято-Успенский монастырь был образован в 1110 году монахами Киево-Печерского монастыря Трифоном и Никандром в урочище Старый Бор. Эта версия не является окончательно подтвержденной, поскольку в настоящее время отсутствует патерик (летопись) монастыря, ведущийся с того года, однако косвенные данные указывают на верность этой гипотезы. Размещались монастырские кельи на том самом холме, где сегодня стоит Старицкий дом культуры. Тогда же был построен деревянный храм Успения Богородицы. При освящении монастыря присутствовал один из великих князей Андрей Боголюбский.
      В 1292 году ворвавшиеся в монастырь монголо-татары вырезали 124 инока и бросили их тела в Волгу. Однако вода не поглотила мучеников и не унесла их, а бережно положила на берег, и оставшиеся в живых жители похоронили их. Два века о старицком монастыре не было никаких сведений. Но в начале шестнадцатого века он был возрожден дядей Ивана Грозного Андреем Ивановичем Старицким. Теперь монастырь располагался ближе к волжскому берегу, там, где он стоит и по сей день.
      В 1530 году Андрей Старицкий построил белокаменный Успенский собор, похожий на белокаменный собор Московского кремля, а в 1570 здесь появляется теплая Введенская церковь. Ее возводил сам Иван Грозный.
      При Михаиле Тверском в монастыре появился свой архимандрит.
      Из Свято-Успенского монастыря вышел первый российский патриарх Иов. В Старице он и умер 17 июля 1607 года. Мощи Иова хранятся в Москве, и старицкие граждане, в частности, депутат Старицкой Думы Самойлов ставил вопрос о возвращении мощей в город в честь 800-летия монастыря. Но из святейшего Синода пришел ответ: "Священный прах Иова принадлежит России и должен быть в Москве, где и покоится с 1652 года".
      Это были времена наибольшего расцвета Старицкого монастыря, древнейшего в Северо-Западной России.
      Первые годы советской власти здесь, как и повсюду, были отмечены жестокими репрессиями против веры и верующих. Был арестован и принял мученическую смерть последний старицкий архимандрит Зверев, назначенный самим патриархом Тихоном. В 1923 году отсюда изгнали последних семерых монахов. Известно, что самому молодому из них было 56 лет, а самому старому - 86. Они сгинули бесследно, возможно, погибли в Соловках. В монастырских же стенах был создан музейный комплекс. Была проигнорирована просьба верующих, которые не побоялись вступиться за монастырь. В уездный исполком была подана петиция, под которой стояли 123 подписи. Верующие просили оставить им хотя бы один действующий храм, поскольку: "Здесь всегда молились наши отцы и деды, и здесь покоятся кости наших святых".
      В музейный комплекс ввозились книги из окрестных дворянских усадеб, в результате чего там была создана богатейшая библиотека, включавшая документальные свидетельства о пребывании в этих местах Пушкина, - например, дневник Крошенинниковой. Из картин великих художников, собранных в тех же усадьбах, была собрана картинная галерея. По количеству и значению своих экспонатов Старицкий музей стал одним из богатейших в мире и даже был включен в каталог Лейпцигского справочника мировых музеев.
      Незадолго до войны разобрали сделанную из красного кирпича монастырскую стену. Кирпич возили на баржах в Тверь на строительство кинотеатра "Звезда".
      В годы войны музей подвергся разграблению и был восстановлен лишь в 1970 году, став филиалом Калининского исторического музея. В настоящее время он занимает здание Введенской церкви. Остальные монастырские постройки были возвращены церкви, и в 1996 году с благословения патриарха Алексия здесь вновь открылся мужской монастырь, настоятелем которого является отец Гермоген.
      Старицкие верующие надеются, что когда-нибудь их святыни посетит сам патриарх Алексий, бывающий изредка в нашей области. Этот визит мог бы вдохнуть жизнь в древние стены, которые помнят еще самого Иова, и Свято-Успенский монастырь мог бы стать таким же местом паломничества, как Нилова Пустынь или Оковецкий храм под Селижарово.
      Верующие люди Старицы, энтузиасты-краеведы считают, что на сегодня монастырь не раскрыл еще людям всех своих тайн и загадок. И речь идет не только о библиотеке Ивана Грозного, по преданию, скрытой под землей, в белокаменных штольнях.
      Существует легенда, что в каменоломнях, глубоко под монастырем существует святое место, аналогичное по значению пещерам Киево-Печерской Лавры. Туда монахи в прежние века относили своих усопших. Подтверждением этой легенды является полное отсутствие как на территории самого монастыря, так и в окрестностях Старицы монашеских захоронений. Возможно, с открытием для людей пещер Северной лавры начнется пробуждение и возрождение этого древнего и как бы спящего ныне края. И "Караван" намерен принять участие в поисковой экспедиции в старицкие каменоломни, которая должна состояться в ближайшее время.

Борис Гуров

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ НА ПАСХУ: ПРАЗДНУЮТ ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ 

Святая Пасха - один из величайших христианских праздников - выпадает в этом году на 15 апреля. В этом году совпадают Пасха православная и Пасха католическая, что случается очень редко.

Пасхе предшествуют Великий пост - самый большой по продолжительности и строгости в году - и Страстная неделя.
      Все хлопоты по уборке квартиры должны непременно закончиться до начала праздника. В народе существует поговорка: "Если в Чистый четверг вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет". К Чистому четвергу приурочивали раньше и убой скота, предназначенного для праздничного стола и для заготовления впрок. Считается, что это мясо надолго сохраняется от порчи.
      Пасхальные торжества начинаются с крестного хода. Верующие во главе со священником выходят из церкви и обходят ее кругом, после чего священнослужитель объявляет о Воскрешении Христа.
      Попасть на торжественную службу нужно было обязательно. В прошлом на пасхальной службе были и такие случаи: верующие, истощенные Великим постом, засыпали в церковных притворах. Но такие случаи были скорее исключением, чем правилом. Народ занимался украшением храма и, конечно, внимательно следил за всем происходящим в нем. Ровно в 12 часов, после утрени, все присутствующие в церкви, осенив себя крестным знамением, под звон колоколов восклицают: "Христос воскресе". Затем люди начинают христосоваться и обмениваться освященными яйцами. Существует поверье, что освященные во время пасхальной службы яйца, куличи и другие праздничные блюда долго не портятся и обладают целительной силой. Если же яйцо было получено от священника, верили, что оно никогда не испортится и имеет чудодейственные свойства.
      После службы нужно было, не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с умершими родственниками. И только после этого спешить домой, христосоваться и разговляться с домочадцами. Причем дети с родителями христосовались трижды, с женами же целоваться при всех считалось большим неприличием.
      Разговлялись обычно пасхальным яйцом, предварительно окрашенным. Крашеное яйцо стало неотъемлемым атрибутом, символом Пасхи издавна. Существует предание, по которому Мария Магдалина пришла к императору Тиберию и сообщила о чудесном воскрешении Христа. Но он ей не поверил, объяснив это тем, что Христос не может воскреснуть, как не могут покраснеть яйца, принесенные Марией Магдалиной. Случилось чудо! Обычное яйцо покраснело прямо в руках у императора.
      В Пасху нужно обязательно посетить всех своих родных и близких, сообщить им радостную весть о воскрешении Христовом и поделиться праздничной пищей.
      Как самый большой и наиболее чтимый христианский праздник, Пасха группирует вокруг себя целый цикл народных примет, обычаев и суеверий, которые церковь, естественно, не одобряет. В народе ходило поверье о том, что в пасхальную ночь вся нечистая сила бывает необычайно зла. Черти злятся оттого, что, как только ударит первый колокол к заутрене, бесы сыплются с колокольни на землю.
      Особняком стоят так называемые хозяйственные пасхальные приметы. Освященные пасхальные яства имеют сверхъестественное значение и обладают силой помогать православным в трудные и важные минуты жизни. Пасхальное яйцо помогает кладоискателям.

Подготовил Евгений Петренко

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА: ЧАША ГРААЛЯ ХРАНИТСЯ В РОССИИ

  Последняя неделя перед Пасхой посвящена последним дням земной жизни Иисуса Христа, его страданиям, смерти и погребению. Поэтому эти дни и получили наименование Страстной седмицы. Она также называется Великою по знаменательности и грандиозности свершившихся в ней событий. В эти дни исполнилось большинство пророчеств, записанных в Ветхом Завете, человечество наконец получило обетование, сделанное в древние времена Богом.

Богослужение этих дней совершенно особенное. Каждый день на нем вспоминаются события, символически и исторически связанные с последними днями Христа.
      В великий понедельник песнопения приглашают всех вспомнить события Страстей Христовых. В этот день церковь чтит память ветхозаветного праведника Иосифа. В его судьбе пророчески изобразились грядущие страдания Иисуса. Иосиф из зависти был продан своими братьями иудеями за 30 сребреников. Все соплеменники долгое время считали его умершим. Но в конце концов Иосиф воцаряется над сильнейшим государством того времени - Египтом, подобно тому, как Христос побеждает безраздельное царство греха на земле.
      В великий вторник верующие вспоминают беседы и притчи, сделанные Христом в этот день в Иерусалимском храме. В современном обществе имеют хождение много цитат и перефразированных моментов из этих притч. Наиболее известными выражениями являются: "Не зарывай свой талант" и "Кесарю - кесарево, а Богову - богово". В этих проповедях Иисус также обличал лицемерие, притворство и показное благочестие: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты". Это изречение хорошо подходит к человеку нашего времени. Он рядится в дорогостоящие одежды, пользуется парфюмерией и косметикой, умащает тело отборными кремами, но в душе остается черствым, злым, нетерпимым и равнодушным.
      В великую среду вспоминается некая раскаявшаяся грешница, омывшая своими слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя. С другой стороны, проклинается поступок Иуды, решившего в этот день за деньги предать любимого учителя. Иуда обещал при первой возможности еврейским первосвященникам выдать Христа: "Кого я поцелую, тот и есть Иисус". Недаром церковь считает сребролюбие одним из тяжелейших грехов.
       Особенное значение для всякого христианина имеет страстной четверг. Именно в этот день на Тайной вечере Христом было установлено главное церковное таинство - Евхаристия. На этой вечере апостолы впервые причастились из рук самого Спасителя. Событиям Тайной вечери посвящено немало произведений искусства - икон, картин, гравюр. Как правило, на них изображен Иисус, восседающий со своими учениками за длинным столом. Перед ним стоит чаша, в которой приносится первое в истории человечества бескровное жертвоприношение. Судьба этой чаши многие сотни лет интересовала верующих христиан. С годами возникло немало слухов и сплетен, посвященных чаше, ее реальным и мнимым достоинствам. Некоторые утверждают, что человек, однажды испивший из чаши Грааля, получает вторую молодость. С этой легендой связаны многочисленные поиски чаши, сопровождающиеся обманами, убийствами и прочими злодеяниями. Эта версия экранизирована в знаменитом американском приключенческом боевике "Индиана Джонс: Чаша Грааля". Западные историки считают, что чаша стала собственностью Иосифа Аримафейского, который, помимо всего прочего, собрал в нее кровь Христову. После заключения Иосифа иудеями в тюрьму след чаши теряется. В 1001 году чаша, выдаваемая за Святой Грааль, выставлялась в Генуе. Крестоносцы, привезшие ее, уверяли, что смогли отыскать (или украсть) реликвию в святых землях.
      Иное мнение о судьбе чаши имеют православные христиане. По сохранившемуся преданию, чаша, служившая для причащения на Тайной вечере, была сделана из коры растений. С благоговением и старательно сохраняемая апостолами и их преемниками, эта чаша впоследствии была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Вскоре она была подарена одним из благочестивых византийских императоров Афонскому Иверскому монастырю. Иноки этого монастыря нередко переносили святую чашу для поклонения верующим в свое подворье в город Салоники. В начале пятнадцатого века это подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь Влатес и чаша осталась в нем навсегда. Сохраненная почти без всяких повреждений, чаша для большей безопасности была вделана в другую серебряную чашу такого же вида. Восставший в начале XIX века против султана начальник салоникийских янычар Ализот-бей напал на монастырь Влатес и похитил из него все драгоценности, включая святую чашу. Иноки монастыря выкупили эту святыню у похитителя, но, к несчастью, противный святотатец уже успел разбить ее на несколько кусков. Были сделаны три серебряные чаши, имеющие двойное дно и в каждое из них монахи вложили части подлинной чаши. В 1850 году братия монастыря подарила одну из чаш российскому императорскому дому. По высочайшему повелению эта чаша была доставлена в 1852 году в Санкт-Петербургский Большой Придворный собор, где и хранилась до революции.
      Великая пятница посвящена воспоминанию осуждения на смерть, страданиям и смерти Христа. На утрене великой пятницы осуществляется чтение двенадцати отрывков из Евангелия, повествующих о суде над Иисусом и его распятии. В конце вечерни совершается обряд вынесения Плащаницы Христовой - образа земного тела Христа.
      Необычное слияние печального и радостного наблюдается в субботнем православном богослужении. Оно начинается с раннего утра и продолжается до конца дня. С одной стороны, вспоминается погребение Христа, пребывание его тела во могильной пещере, но с другой стороны, воспеваются схождение Христа его душой в ад, освобождение ветхозаветных праведников и введение их вместе с первым новозаветным праведником - раскаявшимся разбойником - в рай. Последние субботние песнопения сливаются с воскресными и замирают при начинающихся звуках "Христос воскресе!"

Глеб Чистяков

ТВЕРСКИЕ СВЯТЫЕ ВСЕГДА ПРИЗЫВАЛИ ВЛАСТЬ К МИРУ

  Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных тверским святым. В марте мы чтим память двух удивительных праведников XV века - АРСЕНИЯ ТВЕРСКОГО и МАКАРИЯ КАЛЯЗИНСКОГО. А Лазарева суббота совпала с днем памяти нашего земляка, патриарха-мученика Тихона

ДЕНЬ святого Арсения, епископа Тверского, мы отмечали 14 марта. Святитель Арсений был родом из очень знатной и богатой тверской семьи. В юности он получил блестящее образование, и ему прочили большое будущее политического деятеля или военачальника. Но когда его родители умерли, юноша раздал свое имение нищим и поступил в Киево-Печерскую лавру, где начал проходить послушание на самых тяжелых работах. Со смирением он выполнял все приказания игумена и братии, набирался духовного опыта у старцев. На него обратил внимание находившийся тогда в Киеве митрополит Киприан, который, увидев способного молодого монаха, приблизил его к себе.
      Проезжая через Тверь в Москву, митрополит Киприан оставил своего помощника Арсения на тверской епископской кафедре - об этом просили горожане, очень уважавшие его родителей и его самого. По подобию взрастившей его Киево-Печерской лавры святитель Арсений основал под Тверью Желтиков монастырь. Вплоть до революции эта обитель оставалась самой большой и величественной в губернии. Она находилась на берегу Тьмаки, где-то в районе нынешнего поселка Первомайский. Сейчас от огромного и прекрасного монастыря почти ничего не осталось.
      Святитель Арсений очень много сделал для епархии: он построил множество церквей, помогал бедным, выкупал пленных, мирил князей. После его смерти тело святителя было погребено в основанном им монастыре. Верующие продолжали обращаться к нему в своих молитвах. В 1566 году у раки с его нетленными мощами был воскрешен умерший.
      Основатель другой знаменитой и также исчезнувшей в ХХ веке обители - Макарий Калязинский - тоже родился в знатной семье, жившей близ города Кашина. Его родители также прочили ему светскую карьеру: подчиняясь их настояниям, он даже женился. При вступлении в брак молодые заключили договор - если кто из них умрет, оставшийся в живых не будет вступать в новый брак, а уйдет в монастырь. Супруга будущего святителя умерла через три года.
      Прямо с могилы, даже не заходя домой, Матвей (так звали святителя Макария в миру) отправился в Кашинский Клобуков монастырь. Читая жития святых, инок Макарий утвердился в желании еще больше удалиться от мира. Он попросил у игумена благословения уйти в пустыню, дабы, уединившись, творить безмолвную молитву.
      Св. Макарий обошел все близлежащие леса и остановил свой выбор на месте в 18 верстах от Кашина, на берегу Волги, во владениях боярина Ивана Каляги. Здесь инок поставил себе маленькую келию, но уединиться не вышло - заслышав о его святой жизни, к нему начали стекаться ученики. Так родился Троицкий Свято-Макарьев монастырь. Интересно, что владелец земель вокруг обители Иван Каляга сильно невзлюбил монахов и даже покушался на жизнь преподобного. Но попытка не удалась. Вскоре у Каляги умерла вся семья, и сам он, тяжко заболев, покаялся и принял монашество. Земли свои Каляга завещал монастырю.
      Троицкий Макариев монастырь славился как крупный духовный центр на всю Россию. Преподобный умер в конце XV века, а спустя 38 лет после его смерти тело св. Макария было обретено нетленным. Сейчас каждый тверичанин может прийти поклониться преподобному Макарию - его мощи лежат в кафедральном соборе Белая Троица. А вот от монастыря, основанного им, не осталось и следа - сейчас над тем местом, где он стоял, плещутся воды Угличского водохранилища. И в некогда богомольном Калязине, городе, возникшем при монастыре, сейчас всего одна маленькая церковка на окраине. Верующие уже изготовили раку и поставили ее в своем скромном храме - они надеются, что их небесный покровитель когда-нибудь вернется в свой город, и все у них наладится.
      День преставления святого Макария мы чтили 30 марта.
      А 2 апреля - день преставления святителя Феодора, епископа Тверского. Он был пятым епископом на Тверской кафедре и был поставлен на нее в 1342 году. В историю этот епископ вошел как Федор Добрый. Период его правления пришелся на время княжеских междоусобиц. Кашинский князь Василий и Холмогорский князь Всеволод боролись друг с другом за Тверское княжество. Именно святитель Феодор сумел примирить враждующих правителей.
      Самый близкий к нам день памяти тверского святого - и по календарю, и в истории - день, когда в 1925 году умер первый послереволюционный патриарх Московский и Всея Руси Тихон, уроженец нашего Торопецкого уезда. Он был избран патриархом на первом с петровских времен Поместном Соборе, состоявшемся в 1918 году. До этого почти двести лет патриаршества на Руси не было - формально главой церкви считался царь, а фактически управление осуществлял Святейший Синод, своеобразное "министерство по делам православия", где царя, обычно отсутствовавшего на заседаниях, представлял обер-прокурор. После восстановления патриаршества и избрания Тихона началось возвращение многих канонических традиций, утраченных при Петре.
      Правление патриарха Тихона совпало с годами самого страшного "красного террора". Острый конфликт патриарха и большевистской власти начался после издания постановления об изъятии церковных ценностей. Патриарх Тихон выступил с посланием, осуждающим это постановление. После этого гонения на верующих усилились еще больше. Ленин ввел термин "тихоновщина". На патриарха неоднократно совершались покушения, и когда он умер, были разговоры, что его отравили. После смерти патриарха Тихона патриарший престол долго пустовал. Патриархи последующих лет были послушны и не вступали в конфликт с советской властью, сосредотачиваясь на внутренней церковной жизни. Многие осуждают эту позицию, но именно она позволила сохранить Русскую Православную церковь, с тем, чтобы с наступлением свободы она снова включилась в социальную жизнь.

Мария Орлова

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru