Архив номеров

    ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
  ПРИЗЕМЛЕННЫЙ КОСМОС

Прошло 40 лет с того дня, как русский человек Юрий Гагарин впервые в истории человечества 12 апреля 1961 года крутанул в ближнем Космосе один кружок вокруг Земли, повергнув в шок большинство людей на планете. И буквально на днях многие россияне плакали, слушая репортаж о затоплении станции "Мир".

ЧТО ТАКОЕ особенное таится там, в Космосе, что человек издавна сначала взглядом пытался понять небо, потом направил на него наблюдающие приборы-инструменты, а затем и сам сделал робкий шажок за пределы атмосферы? Что тянет нас туда, в бездну, враждебную для живых существ?
      В ХIХ веке наблюдения Скиапарелли, увидевшего на Марсе "каналы", книги Фламмариона, фантастика Жюля Верна, Герберта Уэллса, нашего Алексея Толстого, необыкновенные, почти сказочные "Исследования мировых пространств реактивными приборами" гениального философа и ученого Константина Циолковского и другие движения мысли Человека не давали угаснуть извечной его мечте о штурме Неба.
      Исподволь, постепенно, медленно-медленно люди приближались к 12 апреля 1961 года. Вот некоторые из "реперных" точек такого движения. 20 июня 1924 года в Москве организовано Общество изучения межпланетных сообщений, а Военно-научное общество создало в мае 1924 года секцию межпланетных сообщений. В 1926 году профессор Годдард в США осуществил первый в мире пуск ракеты с жидкостно-реактивным двигателем, Циолковский, Кондратюк и Цандер в СССР продолжают публиковать оригинальные работы по исследованию космоса с помощью реактивной техники. В 1933 году в СССР были осуществлены успешные пуски ракет с жидкостно-реактивным и гибридным двигателями, и в те же годы созревал талант Сергея Королева. Во время войны Вернер фон Браун в Германии впервые разработал и с помощью нацистов организовал производство тяжелых боевых ракет ФАУ-1 и ФАУ-2. Сразу после войны в СССР на базе собственных разработок и с использованием опыта немецких конструкторов велась серьезная работа по изданию тяжелых ракет - шло соревнование с США за первенство в ракетостроении. В 1957 году СССР запустил на орбиту первый в мире ИСЗ, в 1960 году сформирован отряд космонавтов, 12 апреля 1961 года на орбиту вышел корабль "Восток" с Юрием Гагариным на борту с позывным "Кедр" и через 1 час 48 минут приземлился в Саратовской области. В США в том году смогли осуществить лишь "суборбитальные" полеты Алана Шепарда и Вирджила Гриссома (15 и 16 минут по продолжительности, это были просто прыжки в околоземный космос). И только на следующий, 1962 год первый орбитальный полет в США (около 5 часов) на корабле Меркурий-6 совершил Джон Гленн.
      А потом словно плотину прорвало. Групповые полеты, станции, выход на поверхность Луны впервые 16 июля 1969 года американцев, затем их же еще 5 раз, облеты Марса, Венеры, посадка на их поверхность автоматов, исследования дальних планет, астероидов, разведка дальнего Космоса, постройка международной космической станции. Что дальше? "Зачем все это?" - спрашивают шибко приземленные прагматики.
      Появление новых знаний и технологий не зависит от чьих-либо желаний. Они возникают в силу еще не познанных нами законов развития человеческой цивилизации. Космонавтика - не исключение.
      За 40 лет Космос стал таким же элементом нашей жизни, как море, горы, заокеанские государства, станции в Антарктиде. Космос - это устойчивая связь, контроль за окружающей средой, фотосъемка поверхности, оборона, научные исследования, импульс для генерирования новых гипотез и прочее, и так далее. Те, кому 20-30 лет, психологически воспринимают космонавтику так, как воспринимают железнодорожный и морской транспорт пожилые 50-60-летние люди - как обычный, заурядный элемент бытия. И это удивительно!
      Гораздо тоньше по ехидности другой вопрос: зачем нам пилотируемая космонавтика, не дешевле разве автоматы? Другими словами - может, не стоило Сергею Королеву рисковать с Гагариным в 1961 году, а вместо него послать приборы, на худой конец тех же собачек-обезьянок? В настоящее время есть разные мнения. Летчик-космонавт СССР, доктор технических наук, профессор, конструктор космических систем Константин Феоктистов (один полет) с долей сомнения говорит: "Пока пилотируемая космонавтика не принесла какой-то конкретной пользы. Практического эффекта нет ни у нас, ни у американцев... Длительное нахождение человека в космосе - не самоцель. Оно нужно тогда, если чем-то оправдано".
      Мэтру космонавтики возражает другой летчик-космонавт, не менее авторитетный специалист Анатолий Соловьев (5 полетов): "Не будем тратить на пилотируемую космонавтику, а бросим все на беспилотные проекты? Но это абсолютно разные вещи... И когда говорят, что вот, мол, у нас люди голодные, а вы летаете в космос, - это несерьезно. Нам тяжело не потому, что существуют космические станции, а потому, что делаем слишком много ошибок на Земле".
      Никто не считал подвиги Марко Поло, ибн-Фадлана, Колумба, Магеллана, Плано Карпини, Афанасия Никитина пустым делом. Полет Юрия Гагарина - из той же категории. Как и первый шаг на Луне Нэйла Армстронга. Они стали частью общечеловеческой истории. И далее наша история уже будет неотделима от Космоса, если учесть, что Космос стал ареной противоборства государств планеты. Характерна в этом отношении политика руководства США, устами членов "Комиссии Рамсфелда" провозгласившего, что "безопасность и благосостояние США, их союзников и друзей зависит от способности нации осуществлять космическую деятельность".
       "В ближайшем будущем США будут вести операции в поддержку своих национальных интересов на Земле и в космосе - в космическом пространстве, из космического пространства и через космическое пространство". На протяжении этого периода планируется на реализацию соответствующих программ затратить 60 млрд. долларов - сумма пока для России немыслимая.
      Ближний Космос становится как бы продолжением поверхности Земного шара. И хотя операции государств там находятся в начальной стадии, но по мере овладения новыми технологиями и средствами космическая деятельность будет возрастать, включая коммерческую, научно-исследовательскую, промышленную и, конечно, военную стороны. Уже сейчас США признают, что они зависят от космоса больше, чем любая другая страна. Таковы требования XXI века.
      Какое отношение к Тверской области имеют эти довольно общие рассуждения? Освоение ближнего Космоса в каждом государстве носит кооперативный характер: есть некий координирующий центр, размещающий заказы на исполнение услуг или разработок в целях создания специализированных систем. Когда-то Тверской вагонзавод и Савеловская САВМА участвовали в изготовлении платформ для запусков космических аппаратов. Ни для кого не секрет, что 2 ЦНИИ МО и Военный университет ПВО вносили свою лепту в исследования, связанные с противокосмической обороной. Ряд предприятий имели узкоспециализированные заказы на оборудование или материалы для космической отрасли. Наши программисты тоже кое-что вкладывали в общую сумму разработок. Если Россия сохранит свой космический потенциал, то заказы будут размещаться по всей стране, в том числе и у нас. Нам скажут - не до жиру, быть бы живу, надо заниматься коммуналкой, льном, транспортом, долгами энергетикам. На это можно ответить, что под лежачий камень и вода не течет, общее движение страны в ближний Космос возможно будет осуществить, если это поймет и региональная власть.
      Интересно, что будет сделано в ближнем Космосе через следующие 40 лет, в 2041 году?

Полосу подготовил Борис Ершов

ЗА ЧТО ПОЛУЧИЛ ОРДЕН ЛЕЙТЕНАНТ ИВАН СКОК

Полковник в отставке, инвалид Великой Отечественной войны 2-й группы, участник Парада Победы 1945 года, бывший артиллерист Иван Иванович Скок хорошо помнит время перед самой войной и свои бои.

- Я и мои школьные друзья: Иван Лапин, Василий Никитин, Борис Кубраков, братья Петренко, Виктор и Анатолий, и другие - 23 июня 1941 года обратились в райвоенкомат г. Исилькуль Омской области с просьбой о добровольном вступлении в ряды Красной Армии, о направлении на фронт сражаться с фашистской армадой. Нам было по 17-18 лет, до войны в армию призывали лишь с 20-летнего возраста.
      24 июня вечером на площади железнодорожной станции Исилькуль состоялся митинг, на котором нас, первых добровольцев, отправляли в артиллерийский лагерь 1-го Томского артучилища (станция Юрга). Там по сокращенной программе мы прошли обучение с боевыми стрельбами из 122-мм пушек. Через месяц мне присвоили звание сержанта и назначили помощником командира взвода курсантов. Так началась моя служба в армии.
      В ноябре 1941 года в училище был объявлен призыв добровольцев на фронт. Я изъявил желание, и уже в звании лейтенанта был направлен командиром огневого взвода 45-мм пушек противотанковой батареи в 874-й стрелковый полк 282-й добровольческой стрелковой Сибирской дивизии в Омске. В декабре 1941 года дивизия была направлена на Северо-Западный фронт. В ее составе я и участвовал в боевых действиях.
      Для нас война началась под Рыбинском - бомбежкой и обстрелом немецкими самолетами нашего эшелона. Были убитые и раненые, подожжены 4 вагона. С приближением к фронту ощущалась нервная напряженность, даже у лошадей (артиллерия была на конной тяге) возникло возбуждение. Но страха не было, хотя подсознательно мы попрощались с мирной жизнью. Вскоре заняли боевые позиции. Нас, противотанкистов, называли "прощай Родина", "смертники". Боеприпасы приходилось самим переносить в вещевых мешках по болотам.
      Вот типичный бой. В апреле 1942 года в районе станции Крестцы при отражении вместе с батальоном пехоты 847-го полка атаки немецких танков с автоматчиками была подбита наша "сорокопятка" и ранен ее расчет. Кроме командира орудия сержанта Меженя, который в шоковом состоянии, к удивлению всех, стоял у огневой позиции (ОП) невредимым. Я подполз к этой ОП под обстрелом и увидел, что 1-й номер (наводчик) Шилин лежит с окровавленными перебитыми ногами, а 2-й номер (казах, фамилию забыл) тяжело ранен в голову. Лицо разбито, оно прикрывалось каской, и он, как мне показалось, был без головы, однако попросил: "Товарищ лейтенант, дай воды попить!" Зачерпнув своей каской со дна ОП воду с кровью, дал ему попить, оказал первую помощь и вновь вернулся в бой.
      Хорошо помню бой, когда я был ранен и контужен. Это было 3 мая 1942 года под селом Никольским у тех же Крестцов. На позиции нашей батареи прорвались 4 немецких танка в сопровождении автоматчиков, которые вели уничтожающий огонь. Кроме того, нас обстреливала их артиллерия, а с воздуха бомбила авиация. У нас разбили две пушки, были потери и в личном составе. Снаряды были на исходе, а немцы вели обстрел и продолжали наступление. Нам пришлось применить последнее средство - бутылки с горючей смесью против танков и гранаты против пехоты. В этом бою мне пришлось быть и командиром, и наводчиком. Мы подбили два танка, ну а автоматчиков отбили. Наступление немцев на нашем участке было приостановлено. А меня в бессознательном состоянии товарищи привязали веревками к башне нашего неисправного танка, отправлявшегося в тыл на ремонт. Так я оказался в медсанчасти. За этот бой я получил орден Красной Звезды (№2562978).
      
      А потом была присвоена инвалидность III группы. Была учеба в артиллерийской академии, служба в войсках ПВО, преподавание в радиотехнической академии, служба на Центральном артполигоне, в штабе командующего 2-й армии ПВО и в НИИ-2 МО. С 1985 года - заместитель начальника научно-исследовательского сектора и на других должностях в ТГТУ. И сейчас продолжает там трудиться. До недавнего времени возглавлял ассоциацию участников Парада Победы.

Полосу подготовил Борис Ершов

ВОЙСКА ПВО. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

(К Дню войск противовоздушной обороны)

Противовоздушная оборона появилась во время 1-й мировой войны, когда первые аэропланы противников стали наносить бомбовые удары по войскам и объектам не только на поле боя, но и в тылах. В России первая батарея 75-мм морских пушек, приспособленных для стрельбы по самолетам, была сформирована в октябре 1914 года. В 1915 году построен первый в мире самолет-истребитель, создаются системы обнаружения и оповещения.
      В СССР в 1924 году сформирован 1-й полк зенитной артиллерии (ЗА), в 1927 году - бригада. В 1930 году создается в штабе РККА Управление по вопросам ПВО. К концу 30-х годов развертываются новые части и соединения ПВО в составе ЗА и истребительной авиации (ИА), развивается система ВНОС - воздушного наблюдения, оповещения и связи. К началу войны в войсках ПВО служили 182 тысячи человек, на вооружении было свыше 3600 зенитных орудий, 650 пулеметов, 1500 прожекторов, 850 аэростатов, 45 РЛС, 40 истребительных авиаполков (около 1500 самолетов). В ходе войны эти показатели существенно увеличились, территория прикрытия обеспечивалась глубиной до 250 км.
      В 50-х годах ИА ПВО перешла на реактивные самолеты-истребители, а ЗА оснащалась новыми комплексами, состоявшими из 57-, 100-, 130-мм орудий, новой радиолокационной техникой. В 60-х годах ствольная артиллерия войск ПВО постепенно стала заменяться зенитно-ракетными комплексами С-25, С-75, С-125. В 1954 году учреждается должность главнокомандующего Восками ПВО страны - заместителя министра обороны.
      В настоящее время руководство России сочло необходимым включить войска ПВО в систему ВВС. Так исчез существовавший самостоятельно вид Вооруженных Сил - войска ПВО, перейдя в разряд рода войск. Но, тем не менее, объем и сложность задач у войск ПВО не убавились, и они продолжают нести боевое дежурство наряду с сухопутными войсками, ВВС, ВМФ и частями противокосмической обороны.

Подготовил Борис Ершов

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru