Архив номеров

    РУССКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ
  ОТКРЫТИЕ РОССИИ

Два номера назад была опубликована статья главного редактора "Каравана" Геннадия Климова "Сакральный смысл Тверской земли", которая вызвала живой интерес в политических, научных и религиозных кругах. О готовности перепечатать материал объявило сразу несколько серьезных столичных геополитичсеких журналов, а Геннадий Климов получил приглашение принять участие в симпозиуме геополитиков, который состоится в Москве в конце апреля. Сегодня мы публикуем размышление по поводу статьи тверских ученых Владимира Гайдукова и Владимира Осипова.

1. РОССИЙСКАЯ ДИЛЕММА. "ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНАЧЕ"

Когда-то Ю.В. Андропов, ставя задачу выработки государственной философии СССР и новой политической линии страны, в присущем ему стиле сказал парадоксальную фразу: "Мы не знаем общества, в котором живем". Не многим известно, что Ю.В. Андроповым ставилась еще и сверхзадача: создать идеологию некоего элитарного, чистого русизма, которую могла бы исповедовать элита любой национальности и страны, от Чукотки до Израиля.
      Для современной России это стало тоже актуальным. За годы реформ сформировалось особое русское социальное невежество, генерируемое в том числе новой российской многопартийностью. В определенном смысле Россия развивается не по принципу развития социального знания, а по принципу воспроизводства социального невежества.
      Закономерно, что в начале нового тысячелетия у россиян появляются ожидания чего-то нового, знакового. Это связанно с тем, что россиянам вместо прорубания окна на Запад предстоит значительно более трудоемкий процесс "прорубания окна к себе" - в русский мир.
      Тем более что модели развития, взятые у западных государств, по всем признакам радикально ограничивают российские возможности. Не пора ли сыграть на собственных русских гуслях?
      Ответ на этот вопрос пока открыт. Если оттолкнуться от философского принципа: "все может быть совершенно иначе", то можно увидеть следующее. В России уже родилась элита новой волны, элита - загадка, олицетворяемая президентом страны. Это рубежное поколение сорокалетних. Эта новая элита родилась в чрезвычайных, беспрецедентно жестких условиях, и потому приобрела особое политическое качество. Ее объединяют и двигают ненависть к всеобщему хаосу, анархии, к превращению России в бесхозную территорию, а также потребность в новом порядке, понимание необходимости мобилизации национальных духовно-нравственных ресурсов через "войну смыслов". Пока только разминаясь, лидеры поколенческой революции уже начинают двигать политическую телегу России, что называется, впереди лошади, доказывая необходимость срочной ротации российских элит. Эта элита, видимо, и даст ответ на российскую дилемму. Правильный ответ правящего поколения, которое способно русифицировать Россию, т.е. прорубить окно в русский мир.
      Это будет означать конец "русского транзита", т.е. процесса российской трансформации, связанного с копированием Запада. Первый, анархический, этап российской социальной революции заканчивается.

2 ВОЙНА СМЫСЛОВ НА "ТВЕРСКОМ ГЛОБУСЕ"

Формирование стратегии "прорубания окна в Россию", развиваясь по геополитическим законам, началось в старорусских регионах. Геополитика - это не только знание об организации политики в пространстве, но и о механизмах и технологиях территориального перемещения экономического, научно-инженерного и культурного потенциала. В определенном плане Россия после хаотического русского транзита на Запад должна быть возвращена обратно, в берега своей старины. А это невозможно без технологий "войны смыслов".
      К попыткам сформировать региональные основы подобной стратегии следует отнести статью Г. Климова "Сакральный смысл Тверской земли" ("Караван + Я" 21-28 марта 2001 г.). Эта статья привлекла наше внимание как пример творческого соединения смыслоориентирующего, православного мышления и мышления рационализирующего, научно-инженерного. Такое соединение способно давать весьма нетривиальные результаты. В рамках ранее провозглашенного на Тверской земле союза науки и православия на глазах рождается новое структурное и методологическое мышление, новая модель восприятия и оценки стратегических ситуаций. Это дает умение видеть ту или иную профессиональную деятельность в разных масштабах и свободно переключать масштабы видения. Умение переключать масштабы видения - коренное свойство русского мышления, что рождает душевный покой, мужество и мудрость. Тезис о том, что свободное владение религиозными смыслами превращает политика в стратегического деятеля - давно известная мысль академика Петровской академии наук и искусств, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.
      Возникающая в результате симбиоза смыслоориентирующего и рационализирующего знания целостная картина мира рождает систему ориентации в социальном пространстве, которая является необходимым условием автономного поведения и осуществления прогнозной, а следовательно, управленческой и политической деятельности с высокими шансами на получение конкурентоспособных результатов. Дело в том, что особая цель и ставка политической деятельности, а также деятельности стратегического менеджмента в любой его сфере - это монополия или высокая степень влияния на производство и распространение моделей видения и оценивания ситуаций, т.е. представлений об устройстве того или иного социального пространства.
      К интересным результатам, полученным Г. Климовым, следует отнести, в первую очередь, своеобразное открытие "геополитического глобуса" Тверской земли и демонстрацию с помощью его геополитической многоликости Тверского региона в виде зеркальных территориальных двойников. Специалистами уже признано существование своего рода формулы геополитической многоликости России. Причем в разные периоды истории эффективно действуют разные лики. Важно их правильно оценить, угадать. В этом смысле результаты Г. Климова означают наличие парадоксального периферийно-центрального положения Тверской земли, дублирующего геополитическую формулу России. Это позволяет приблизиться к разработке концептуальной карты России, существенно отличающейся от евразийской. Такая карта позволила бы выявить политические оси разрушения и производства социального пространства России, а также ось новой русской коммуникации.
      Подход Г. Климова отражает наличие явного геополитического конфликта Москвы и регионов. Это позволяет совершенно по-новому ставить русский вопрос, проблемы русского этноса. Несомненно, что все имеющиеся представления о русском этносе являются продуктом геополитического отношения Москвы к Большой России, которые в большей степени созданы усилиями московской бюрократии. В критический период становления русского этноса Тверь была главным оппонентом Москвы в сфере национального и государственного строительства. Вопрос в том, способна ли современная Тверь адекватно выразить ценности русского этноса?
      Отнюдь не случайно созданный "геополитический глобус" Тверской земли сохраняет все родовые идеологические черты "великодержавного" геополитического образа Тверского княжества, пытавшегося усвоить в соперничестве с Москвой византийское наследие. Мощь "ядерного" геополитического образа Тверской земли, продемонстрированного Г. Климовым, показывает, что Тверской регион действует как своеобразное подсознание России, в котором доминирует принцип: "все могло бы быть совершенно иначе - все может быть совершенно иначе". Это позволяет обеспечивать устойчивую работу "тверского радара", сканирующего глубинные моменты российских социально-политических процессов, делая их доступными для сознательной части ума. Российская история последних столетий не раз это доказывала.
      Весьма значимым является открытое провозглашение автором статьи идеи соединения в оценках геополитической идентичности России научных принципов с сакральными смыслами. Это позволяет видеть связи высшей теологической логики, связи не в логических основаниях, не в корнях социальных процессов, а в их плодах, результатах, связи, которые способны оказывать огромное психологическое действие.
      Для ведения российской "войны смыслов" крайне важно то, что схема Климова отражает формирование геополитической идентичности России не по оси "Запад - Восток", а по оси "Юг - Север", т.е. не по широтному, а по меридианальному принципу, привязанному к вектору изначальной интеграции славянских и угро-финских племен. Это также связано с особой геополитической ролью Русской Православной Церкви, "святой Руси", действовавшей преимущественно по меридианальному принципу, опирающемуся в своих истоках на геополитические традиции византизма. Более детально об этом будет сказано в следующих наших статьях.
      В связи с анализом геополитической идентичности России отнюдь не случайной, а вполне обоснованной выглядит мысль Г. Климова о необходимости коренной перековки российской многопартийности и ее православной христианизации. Не вызывает сомнения, что тягловую силу российской государственно-политической системы необходимо ставить на русские рельсы. А это возможно только через православие. Православие - это не только сакральная истина, но и школа души и духа. России, ее политикам придется вновь пройти эту школу, школу синхронизации российских социальных явлений и процессов, которые действуют не по политической, а по этнической логике. Пройти ее необходимо и для выработки новой общественной морали. Общественная мораль никогда не формировалась - и не может быть сформирована - на основе абстрактных прав человека, но только на основе равных прав людей на личностную и этническую самоценность, прав на стяжание духа. Мировой опыт показывает, что свобода и демократия без церкви - это только половина свободы и демократии. Начавшийся в различных неполитических и политических инстанциях России, в том числе в Государственной Думе процесс активного обсуждения "Основ социальной концепции РПЦ", принятый Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, показывает, что Россия вступила, наконец, на путь формирования "второй половины" свободы и демократии. С принятием Основ родилась достаточно четкая линия аналитической политики РПЦ. Церковь превращается в своего рода монарха - законодателя в области русского социального знания. Хотела того РПЦ или нет, но Основы начали собственную, в определенной степени автономную от церкви жизнь, активно вторгаясь в интеллектуальное и политическое пространство светской России.
      Главная проблема в том, что с одновременным приходом В. Путина к власти и принятием Основ родилась, по сути дела, новая Россия. Система же российской многопартийности осталась прежней. Становится все более очевидным разрыв, несоответствие качества политической жизни и политического языка В. Путина - политика "византийского" типа и существующей партийной системы. В том политическом спектре, который сложился в России на основе западного образца, В. Путин не может повернуть ни вправо, ни влево. Он может повернуть только в сторону русификации партийно-политического спектра. Этот "спектр" ввел Россию в демократию, но в последнее время сосредоточился на черном политическом юморе и черном пиаре, т.е. совершенствовании средств оболванивания населения. Остается сказать: мавр сделал свое дело - мавр может уйти.
      Новый российский строй - это капитализм плюс русификация всей страны!

(Продолжение следует)

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru