Архив номеров

    КУЛЬТУРА
  ЖИВОПИСЕЦ ОТ БОГА

  СОВСЕМ недавно закрылась выставка в стенах Тверского выставочного зала Союза художников, объединившая нескольких мастеров, чье творчество и жизненная судьба связаны с городом Ржевом и его окрестностями. Среди авторов экспозиции, которая так и называлась "Ржевитяне", значится и имя замечательного художника Артура КОНДРАТЬЕВА.

Родился Артур Кондратьев в феврале 1935 года в городке Нерчинске, что в Читинской области. Отец художника многие годы был военным врачом, поэтому детство Артура прошло, как и подобает детям военнослужащих, в разъездах.
      К рисованию Артура никто специально не приучал, никто из родственников не имел художественного образования. Мальчик сам взял в руки карандаш и просто стал рисовать. Одна только бабушка, увидев влечение внука к прекрасному, вырывала из старых нотников пожелтевшие листы, на оборотных сторонах которых будущий живописец делал первые творческие шаги.
      Война настигла семью Кондратьевых в городе Каменец-Подольский.
      - Помню, по небу летели вереницами громадные истребители, - вспоминает Артур Федорович, - а я, маленький, но смелый, бегаю по опустевшему мрачному городу, не понимая толком, что происходит.
      Но уже тогда в сердце совсем юного Артура появилось чувство патриотизма. Однажды он выкрал из немецкого автомобиля какие-то бумаги и закопал их в снежной куче. После этого мальчик почувствовал себя героем.
      Немцы отступили в 1943 году. Воскресли потом эти дни в рисунках юного Артура Кондратьева - дымящиеся машины по всему горизонту. Немецкие солдаты скидывают вещи, чтобы легче было пробираться по полям, а мальчишки и девчонки мигом хватают коробки с елочными игрушками.
      В школу Артур пошел уже в Ржеве, сильно отставал от сверстников. Учение давалось тяжело, поэтому Артур с радостью вместо 10 класса пошел в армию. Служить пришлось на сибирской земле, в городе Канске, в школе воздушных стрелков-радистов.
      Умение и интерес к живописи очень помогли Артуру Кондратьеву в армии. Он помогал начальству в составлении планов, карт, чертежей, чем и снискал уважение и особое отношение к себе. Ну а этюдник уже тогда был всегда на плече Артура Федоровича. Здесь, в сибирских просторах, он впервые попробовал писать маслом, рождались необычные колоритные пейзажи, некоторые из которых до сих пор сохранились в мастерской художника.
      В 1960 году Артур Кондратьев был зачислен студентом 1-го курса Института имени Герцена в Ленинграде. Запомнились имена замечательных педагогов - профессора Николая Павлова, который впервые в мире применил цветную гравюру; профессора Михаила Канеева, известного мастера живописного Петербурга.
      А в 1966 году Кондратьев поехал по приглашению работать в Венгрию. Там много писал. Рождались чудесные пейзажи, на которых были изображены тамошние деревушки, покатые берега небольшой речки, силуэты местных жителей... Но во всем многообразии "венгерского цикла" чувствовалась тоска по родине, по родным краям, по до боли знакомым улочкам... Тем более жена Артура Федоровича и подрастающая дочь остались в России. И, не выдержав разлуки, художник раньше позволенного покидает Венгрию.
      В Петербурге Кондратьеву пришлось несколько раз поменять работу - от дизайнера до преподавателя художественного института. В эти годы в творчестве Артура Федоровича был настоящий взлет. Каждый год на осенне-весенних выставках в Ленинградском Союзе художников активно выставлялись работы художника.
      Параллельно Артур Кондратьев выставляет свои работы в залах Твери и городах губернии. Покорила ценителей прекрасного картина "Весна в селе Михайловском". На ней - Пушкин, одетый в народную русскую рубаху, держит за руку свою дорогую няню. Сюжет разворачивается на фоне прекрасного весеннего пейзажа.
      - Этой сюжетной линией, - говорит Артур Федорович, - я хотел показать связь великого гения с простым русским народом, которая и сделала его народным поэтом.
      Вообще в творчестве Кондратьева пушкинская тема является, пожалуй, доминантной. Профессионалы называют художника "неисправимым пушкинистом"...
      А тем временем резко испортилась семейная жизнь, неизбежно последовал развод с супругой. И Артур Федорович вернулся на родную ржевскую землю.
      В Ржеве сначала он вел кружок при Доме пионеров, затем перешел в только что открывшуюся школу искусств. В ней Артур Федорович проработал до 2000 года - до самой пенсии. В 1993 году художник познакомился с Татьяной Зубенко, своей второй женой, с которой и по сей день живет в счастливом браке. Среди любимых учеников Артур Федорович называет ржевитянина Руслана Бурцева, тверскую мастерицу Татьяну Иванову, преподавателя ржевской школы искусств Светлану Азаренкову, подмосковного живописца Виктора Романченкова. Ну и, конечно, своего приемного сына Дмитрия Зубенко, который сейчас учится в Тверском художественном училище имени Венецианова.
      Рецензировать и анализировать картины Артура Кондратьева не стану. Все они - индивидуальные, неповторимые и талантливые. Все они пропитаны стремлением творца одарить людей невинной и чистой красотой, желанием высказать языком живописи свои наблюдения и размышления о тех или иных жизненных явлениях.

Максим Страхов

СЦЕНА - ИСТОРИЯ - ВЕЧНОСТЬ 

Характерный запах старины напоминает, что мы на пороге музея. Причем музея не обычного, а располагающегося в самом сердце Тверского драматического театра. Директор театрального музея, актриса Наталия Плавинская - русская красавица, с большими и немного грустными глазами, при знакомстве с которой невольно вспоминаешь некрасовское: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет..."
      На наше предложение сфотографироваться в гримерной, с маской в руках, Плавинская возражает, что театр - это как раз то место, где открывается тайное и срываются все маски. Воистину женщина - это всегда загадка. Актер? Историк? Философ? Кто же вы, Наталия Васильевна?

РОДИЛАСЬ Наташа в семье военнослужащего. Отец, Василий Колесников, был из Нижегородской области, из бедной многодетной православной семьи. С первого до последнего дня прошел Великую Отечественную войну, там, на фронте, вступил в партию и всю жизнь оставался убежденным коммунистом. Мать произошла из старинного дворянского рода Персидсковых, по вероисповеданию старообрядцев. В семье сохранялись и поддерживались старые русские культурные традиции. Софья Алексеевна читала своим детям наизусть Пушкина, Лермонтова, Некрасова, знакомила с богатствами огромной домашней библиотеки. Бабушка-старообрядка сама окрестила Наташу и занималась ее религиозным воспитанием. Проблема разделения церкви, по словам Наталии Васильевны, всегда была ее личной болью. Уже в зрелом возрасте она приняла второе крещение в православной церкви.
      Тяга к искусству проявилась с ранних лет. Вначале было рисование масляными красками. Потом поэзия. Стихи публиковались в местных газетах города Волгограда, куда, на родные земли своих прабабушек, перебралась семья после демобилизации отца. В Волгограде происходит и первое знакомство со сценой. Юная Наталия выходит на подмостки народного театра Волгоградского ТЮЗа. Здесь же под влиянием любимого писателя Федора Михайловича Достоевского Наташа делает выбор своей профессии и, решив никогда больше не расставаться со сценой, едет в Москву, поступать в Высшее театральное училище имени Щепкина.
      На вступительных экзаменах абитуриентка Наталия исполняет монолог своей любимой героини Настасьи Филипповны из романа "Идиот". Пройдя по конкурсу, юная артистка становится одной из питомиц "Дома Щепкина", а заканчивая последний курс училища, уже играет в Первом Московском областном драматическом театре. Она Тамара в "Ситуации" В. Розова, Зина в "Родственниках" Э. Рязанова и Э. Брагинского, Марга в "Третьем слове" Касоны, исполнительница других ролей. Позже по семейным обстоятельствам Наталия Плавинская переезжает в Калинин. Теперь она - актриса Калининского академического театра драмы, яркая, эмоциональная и пытливая. Как наибольшую творческую удачу актрисы на тверской сцене критика отмечает ее Анну в "Варварах", Анну в "Звездах на утреннем небе", Дору в "Эквусе", Василису Егоровну в "Капитанской дочке". Спектакли драмтеатра не раз украшало ее исполнение цыганских романсов.
      Творческий путь Наталии Васильевны во многом определяет та идея, с которой она пришла в искусство, ее цель - поделиться самым сокровенным. По ее словам, основанием русского театра, как и всей русской культуры, является православие.
      - Сказано: "Друг друга тяготы несите". Иногда это покаяние за тех, кто не успел раскаяться. Именно сострадание, как одна из самых главных христианских добродетелей, отразилось в русской актерской школе. Через данные ему судьбы порой артист и сам учится и приходит к покаянию, ибо пути Господни неисповедимы.
      Русский театр - это откровение, соучастие, поиск своего собеседника и вместе с ним ответов на те вопросы, которые не дают покоя. Это потрясение и очищение. Это задушевный разговор. Это и радость общения через драматургию с писателями и поэтами другого времени. Разговор поколений и единение их.
      Как уже говорилось вначале, актриса Плавинская еще и директор театрального музея, где собраны уникальные экспонаты с момента основания тверского театра в здании русской епархиальной школы в далеком 1745 году и до наших дней. Результатом глубоких исследований, произведенных Наталией Васильевной в рамках музейной работы, стало создание книги о тверском театре, его истории. Уже существует макет этой книги, но не хватает денег на ее издание. Тем не менее, и Плавинская, и ответственный редактор Бутузова-Зюзина, и издательство имени А.В. Ушакова прикладывают сегодня все силы для осуществления этого литературного проекта, имеющего целью сохранить для потомков историю и памятники драматического искусства тверского театра.
      А еще Наталия Васильевна - зачинатель актерской династии. Ее дочь, Дарья Плавинская, в 1997 году закончила Тверской филиал Высшего театрального училища имени Щепкина. Под руководством художественного руководителя театра, народной артистки РСФСР Веры Ефремовой и народного артиста РСФСР Александра Чуйкова Дарья зарекомендовала себя перед тверскими зрителями как талантливая актриса с превосходными данными. Ею сыграны Музовецкая в "Волках и овцах" А. Островского, Аркадина в "Чайке" А. Чехова, Вера в "Обрыве" И. Гончарова, Мадлен в "Милом друге" Ги де Мопассана, Марта в "Экспериментах доктора Ариэля" и другие роли. А ее мать продолжает изучать театральную историю, дарить счастливые минуты зрителям и сопереживать своим героям.
      - Прокрутив в памяти весь прожитый день, пережив его заново, оцениваю, что я сделала так, а что не так. Ибо в основание русского театра невольно заложено переживание.
      Театр играл важнейшую роль в жизни российского дореволюционного общества. Игнорирование этого храма искусства считалось для светского человека просто неприличным. Промышленник, купец и политик, взирая из ложи на освещенную сцену, подсознательно стремились разглядеть в царящих там героях разных эпох и народов себя, своих близких и знакомых. Они же не давали погаснуть этому дивному сиянию таланта творчества, любви, исходящему с подмосток и проникающему в самые темные уголки душ человеческих, поскольку являлись меценатами своих театров. И сегодня, когда на средства русского бизнеса возрождаются храмы, хочется верить, что помощь и заботу деловых людей обретет наш театр. И тогда осуществится заветная мечта Наталии Плавинской - выйдет в свет выстраданная ею книга о тверском театре.

Борис Гуров
      Фото из архива Наталии Плавинской

"В том, как Н. Плавинская играет Василису Егоровну, поражает покой высокой простоты, который доступен лишь человеку, живущему по Заповедям и другой жизни не ведающему. Она (Василиса Егоровна) не ворчит, не буйствует, а дело правит, как быть должно".

Информационный сборник "Страстной бульвар"

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru