Архив номеров

    СОЦИУМ
  "НА ИВАНОВЫХ ВСЯ РОССИЯ ДЕРЖИТСЯ" 

Совсем недавно подведены итоги всероссийского конкурса на звание "Инженер года". Среди лауреатов - начальник бюро отдела главного конструктора ОАО "Тверской вагоностроительный завод" Александр ИВАНОВ.       Победа хоть и была нелегкой, но оказалась вполне естественной. За ней годы упорного труда, настойчивость и, разумеется, талант.

- Александр Васильевич, какие ваши заслуги в инженерной теории и практике отмечены жюри всероссийского конкурса?
      
- После объявления всероссийского конкурса на звание "Инженер года" на заводе были отобраны несколько кандидатов. В их число вошел и я. Надо было показать достижения в области техники, наличие патентов, изобретений, заявок на изобретения, их внедрение, экономический эффект. У меня более пятидесяти патентов на изобретения. Только в 2000 году четыре крупных разработки в области пассажирского вагоностроения.
      Мы сейчас строим новый скоростной вагон 61-4170. Первый состав должен уйти на железную дорогу в середине марта, а к первому мая все 17 вагонов - купейные и штабной. В этих вагонах использованы значимые разработки. Они касаются, прежде всего, утепления и обеспечения противопожарной безопасности. Вызвано это конкретным поводом. Лет десять назад в Тынде сгорели два вагона. Отчасти из-за того, что использовалось много легковоспламеняющихся материалов. В новом вагоне применена негорючая мягкая двухслойная изоляция. Запатентована и панельная облицовка боковых стен вагонов. Она представляет собой крупногабаритные панели из трудногорючего стеклопластика вместо ранее используемой фанеры.
      При этом не только повысилась пожаробезопасность, но и улучшился дизайн помещения. Он приблизился к уровню мировых стандартов. Снизился также вес вагонов.
      Еще одно изобретение - огнестойкий стеклоблок противопожарной двери. Раньше двери, отделяющие служебное и котельное помещения от пассажирского, не оборудовались стеклом. Так что у проводника не было визуального обзора. Теперь в новых вагонах это учтено. Кроме того, противопожарные двери показали предел огнестойкости (потери пламянепроницаемости). Она составляет 30 минут. В случае экстремальной ситуации за такое время можно успеть осуществить эвакуацию, отделить опасные вагоны от других.
      Одновременно мы решили и другую проблему - сохранения здоровья пассажиров. Раньше нас ругали за то, что в вагонах холодно, дует. Мы применили новые алюмопластмассовые окна с герметичными стеклопакетами. Окна сделаны на основе немецких, но нами создано несколько патентов, так что они классом выше. Наш вагон ныне самый теплый в России. Применен и так называемый "вечный" пол с повышенной шумо- и виброизоляцией. Это позволяет увеличить срок службы вагона до 28 лет.
      Эти изобретения и были представлены на всероссийский конкурс.
      - Александр Васильевич, это первое такое громкое признание ваших заслуг?
      
- Нет. Были и другие. В 1996 году мне присвоили звание "Заслуженный конструктор Российской Федерации". Документы подписаны бывшим президентом Ельциным. Кроме того, я был "Лучшим рационализатором завода", трижды - "Лучшим конструктором завода".
      - На счету рационализаторов и изобретателей, как правило, огромные суммы сбереженных государству средств. Что можно сказать об экономическом эффекте от внедренных вами изобретений?
      
- Такой эффект просчитан. В 1993 году он составил почти 90 тысяч рублей, в следующем - 4,3 млн. рублей, а вот в 2000 году более 13 млн. рублей.
      - Расскажите, пожалуйста, как, собственно, проходил конкурс, награждение?
      
- Конкурс проводился в два этапа. В нем принимали участие 170 лучших инженеров страны. По итогам первого этапа присваивалось звание "Профессиональный инженер России". Во второй тур вышла лишь половина участников. По итогам первого этапа мне вручен сертификат "Профессиональный инженер России". Награждение по итогам конкурса проходило в Кремлевском Дворце съездов. Приезжали ученые с мировыми именами, цвет технической мысли - Капица, Мишин, Патон. Одновременно с Дипломом вручались медали.
      Награждение производил академик РАН, президент Академии инженерных наук РФ, лауреат Нобелевской премии А.М. Прохоров. У нас очень мало нобелевских лауреатов. Такое присутствие свидетельствует о значительности события.
      - Александр Васильевич, как вы стали инженером? Кто повлиял на ваш выбор?
      
- Я родился в Твери в 1947 году. Отец работал на вагонном заводе, начальником бюро отдела труда. Он и привил мне склонность к инженерной работе. Я в детстве приходил к нему на завод. Хотел быстрее выучиться и идти рабочим, достичь чего-то в жизни. После восьми классов поступил в вагоностроительный техникум. Тогда нас обучали очень хорошо. Учились шесть лет, год проходили практику. Я попал на вагонный завод. Работал столяром. Потом пришел молодым специалистом, конструктором. Возникла мысль учиться дальше. Поступил в политех на вечернее отделение. Шесть лет провел в "цейтноте". Работал и учился с семи утра до двенадцати ночи. Молодой был. Выдержал. На заводе у нас проводились конкурсы молодых специалистов. Это стимулировало творчество. Сейчас это как-то не принято, а в то время было. Очень даже помогало. Приносило моральное удовлетворение.
      В свое время посылали в служебные поездки за рубеж. Пять раз был в Германии, в Австрии на известной фирме "Изовольта". Любая командировка очень полезна. Какие-то идеи обязательно привезешь. Сидя на месте, много информации не получишь.
      Женился. Двое детей. Сын работает в нашем отделе. Только на компьютерах. В бюро систематизированного автоматического проектирования. Жена тоже на заводе в отделе маркетинга. И брат тут работает. Так что династия Ивановых.
      - Начало которой положил ваш отец...
      
- Да. Иванов Василий Иванович. Он работал здесь с 1917 года. Причем рабочим, потом закончил техникум. Стаж у него был больше сорока лет. Прошел всю войну. Он был связистом. Однажды, в очень важный период военной операции, когда не было связи, он сумел ее восстановить. Работала только одна его линия. За ту боевую операцию получил орден от командарма Рокоссовского. Можно сказать, за техническую смекалку. Отца уже нет. Но есть жгучая память о нем. Вот и приходится не отставать, ведь "на Ивановых вся Россия держится". - - Александр Васильевич, какие ваши заслуги в инженерной теории и практике отмечены жюри всероссийского конкурса?
      
- После объявления всероссийского конкурса на звание "Инженер года" на заводе были отобраны несколько кандидатов. В их число вошел и я. Надо было показать достижения в области техники, наличие патентов, изобретений, заявок на изобретения, их внедрение, экономический эффект. У меня более пятидесяти патентов на изобретения. Только в 2000 году четыре крупных разработки в области пассажирского вагоностроения.
      Мы сейчас строим новый скоростной вагон 61-4170. Первый состав должен уйти на железную дорогу в середине марта, а к первому мая все 17 вагонов - купейные и штабной. В этих вагонах использованы значимые разработки. Они касаются, прежде всего, утепления и обеспечения противопожарной безопасности. Вызвано это конкретным поводом. Лет десять назад в Тынде сгорели два вагона. Отчасти из-за того, что использовалось много легковоспламеняющихся материалов. В новом вагоне применена негорючая мягкая двухслойная изоляция. Запатентована и панельная облицовка боковых стен вагонов. Она представляет собой крупногабаритные панели из трудногорючего стеклопластика вместо ранее используемой фанеры.
      При этом не только повысилась пожаробезопасность, но и улучшился дизайн помещения. Он приблизился к уровню мировых стандартов. Снизился также вес вагонов.
      Еще одно изобретение - огнестойкий стеклоблок противопожарной двери. Раньше двери, отделяющие служебное и котельное помещения от пассажирского, не оборудовались стеклом. Так что у проводника не было визуального обзора. Теперь в новых вагонах это учтено. Кроме того, противопожарные двери показали предел огнестойкости (потери пламянепроницаемости). Она составляет 30 минут. В случае экстремальной ситуации за такое время можно успеть осуществить эвакуацию, отделить опасные вагоны от других.
      Одновременно мы решили и другую проблему - сохранения здоровья пассажиров. Раньше нас ругали за то, что в вагонах холодно, дует. Мы применили новые алюмопластмассовые окна с герметичными стеклопакетами. Окна сделаны на основе немецких, но нами создано несколько патентов, так что они классом выше. Наш вагон ныне самый теплый в России. Применен и так называемый "вечный" пол с повышенной шумо- и виброизоляцией. Это позволяет увеличить срок службы вагона до 28 лет.
      Эти изобретения и были представлены на всероссийский конкурс.
      - Александр Васильевич, это первое такое громкое признание ваших заслуг?
      
- Нет. Были и другие. В 1996 году мне присвоили звание "Заслуженный конструктор Российской Федерации". Документы подписаны бывшим президентом Ельциным. Кроме того, я был "Лучшим рационализатором завода", трижды - "Лучшим конструктором завода".
      - На счету рационализаторов и изобретателей, как правило, огромные суммы сбереженных государству средств. Что можно сказать об экономическом эффекте от внедренных вами изобретений?
      
- Такой эффект просчитан. В 1993 году он составил почти 90 тысяч рублей, в следующем - 4,3 млн. рублей, а вот в 2000 году более 13 млн. рублей.
      - Расскажите, пожалуйста, как, собственно, проходил конкурс, награждение?
      
- Конкурс проводился в два этапа. В нем принимали участие 170 лучших инженеров страны. По итогам первого этапа присваивалось звание "Профессиональный инженер России". Во второй тур вышла лишь половина участников. По итогам первого этапа мне вручен сертификат "Профессиональный инженер России". Награждение по итогам конкурса проходило в Кремлевском Дворце съездов. Приезжали ученые с мировыми именами, цвет технической мысли - Капица, Мишин, Патон. Одновременно с Дипломом вручались медали.
      Награждение производил академик РАН, президент Академии инженерных наук РФ, лауреат Нобелевской премии А.М. Прохоров. У нас очень мало нобелевских лауреатов. Такое присутствие свидетельствует о значительности события.
      - Александр Васильевич, как вы стали инженером? Кто повлиял на ваш выбор?
      
- Я родился в Твери в 1947 году. Отец работал на вагонном заводе, начальником бюро отдела труда. Он и привил мне склонность к инженерной работе. Я в детстве приходил к нему на завод. Хотел быстрее выучиться и идти рабочим, достичь чего-то в жизни. После восьми классов поступил в вагоностроительный техникум. Тогда нас обучали очень хорошо. Учились шесть лет, год проходили практику. Я попал на вагонный завод. Работал столяром. Потом пришел молодым специалистом, конструктором. Возникла мысль учиться дальше. Поступил в политех на вечернее отделение. Шесть лет провел в "цейтноте". Работал и учился с семи утра до двенадцати ночи. Молодой был. Выдержал. На заводе у нас проводились конкурсы молодых специалистов. Это стимулировало творчество. Сейчас это как-то не принято, а в то время было. Очень даже помогало. Приносило моральное удовлетворение.
      В свое время посылали в служебные поездки за рубеж. Пять раз был в Германии, в Австрии на известной фирме "Изовольта". Любая командировка очень полезна. Какие-то идеи обязательно привезешь. Сидя на месте, много информации не получишь.
      Женился. Двое детей. Сын работает в нашем отделе. Только на компьютерах. В бюро систематизированного автоматического проектирования. Жена тоже на заводе в отделе маркетинга. И брат тут работает. Так что династия Ивановых.
      - Начало которой положил ваш отец...
      
Да. Иванов Василий Иванович. Он работал здесь с 1917 года. Причем рабочим, потом закончил техникум. Стаж у него был больше сорока лет. Прошел всю войну. Он был связистом. Однажды, в очень важный период военной операции, когда не было связи, он сумел ее восстановить. Работала только одна его линия. За ту боевую операцию получил орден от командарма Рокоссовского. Можно сказать, за техническую смекалку. Отца уже нет. Но есть жгучая память о нем. Вот и приходится не отставать, ведь "на Ивановых вся Россия держится".

Материалы подготовила Валентина Касьянова

СТРАТЕГИЯ ДИРЕКТОРА

Пока в коридорах региональной власти идет упорная схватка за раздел сфер влияния между представителями различного рода элит, пока ведутся бурные диалоги о роли и месте Тверского края в исторической перспективе России, в тихих глубинках губернии молитвами и добрыми стремлениями достопочтенных граждан налаживается нормальная жизнь не для такой исключительной "особи", как "народ вообще", а для конкретных его представителей.
      Во главе происходящих социальных процессов стоят, как правило, руководители, патриоты-прагматики, "белые воротнички", люди дела.

Когда-то Владимир БОБРОВСКИЙ и вообразить не мог, что жизнь потребует от него совсем другой квалификации, чем та, что дана ему дипломом. И по складу характера, и по образованию был он человеком военным. Как принято говорить: "Надеждой и опорой Отечества". Отличался доблестью и организаторской хваткой, нес трудную офицерскую службу на широких просторах Родины.
      Как и полагается человеку в погонах, жизнь кидала то на юг, то на север. Пришлось и в Красноярской Сибири промерзать, и в жарких степях Украины "оттаивать".
      Потому, очутившись в отставке по состоянию здоровья, майор вооруженных сил, сохраняя бодрость духа, начал собственную внутреннюю перестройку, перевод своей жизни на гражданские рельсы. Пришлось подучиться, поработать бухгалтером, затем заместителем генерального директора на Кодрянском стекольном заводе, а после по назначению министра прибыть уже в качестве директора на стеклозавод, ныне ОАО "Медстекло-Борисовское" в Вышневолоцкий район. С тех пор без малого пятнадцать лет и работает в этой должности.
      Вместе с "портфелем" получил директор как бы в придачу и срочный госзаказ в виде реконструкции, и захолустный поселок. Первой проблемой, естественно, стал завод. Здесь предстояло производить срочную замену устаревшего оборудования на две немецкие линии по производству медицинской стеклопосуды. Как считает Бобровский, оборудование дали под "сумасшедшие" деньги, да к тому же еще не очень современное. Если равняться на цивилизованный Запад, то почувствуешь разницу: отстал лет так на сорок. Третью линию, более усовершенствованную и менее дорогую, директор приобрел уже сам, без посредников, на деньги предприятия. Так, собственно, и началась новая жизнь директора, завода, поселка.
      Заводская продукция: бутылки для сбора крови и кровезаменителей, медицинских растворов, детского питания, банки Сокслетта для молочных кухонь - была востребована на рынке.
      Слушая директора, припомнила историю многолетней давности. Во время студенческой практики в областной куйбышевской газете столкнулась с очевидной проблемой. Редакция получила тогда поток писем с вопросом: "Где достать двухсотграммовую градуированную бутылочку для детского питания, именуемую в медицинской литературе "банка Сокслетта". Видно, кто-то в большом планировании выпустил из виду такую вот "мелочь". И возник острый дефицит. Потому очень приятно было узнать, что в затерявшемся на карте страны Борисовском выпускают именно такую остро необходимую продукцию.
      Трудится на заводе более пятисот работников. Казалось бы, небольшое предприятие, но на внутреннем рынке очень заметное. Именно отсюда поставляется в аптеки, больницы, поликлиники 85 процентов всей медицинской стеклопосуды. Заработная плата работающих не слишком высокая, но для глубинки вполне приличная - перевалила за две тысячи рублей.
      Если же говорить о роли предприятия в жизни поселка, то завод - это центр местной жизни. Достаточно сказать, что работает здесь треть всего проживающего населения. Случается, трудятся целыми семейными династиями. Понимая это, Бобровский помогает поселку, как своим работникам. Полностью взял его на баланс завода.
      Когда приехал в Борисовский, застал печальную картину: заброшенное селение, плохая дорога. В маленьком помещении детского сада ютилась начальная школа. Дети постарше учились в других местах.
      Задумал тогда новый директор построить десятилетку. Сколько пришлось похлопотать, сколько нервов потратить, чтобы добиться разрешения, составить проект, найти строителей. Бобровский не отступил. В этом году средняя школа отметит свое десятилетие.
      После школы строили дорогу. Работая на голом энтузиазме, пробивал финансирование, искал подрядчиков, убеждал, доказывал - пока не пролегла заветная автомагистраль от Московского шоссе до Борисовского. Казалось бы, пора угомониться. Завод работает. Поселок живет, подпитываясь от него. Большую часть расходов по его содержанию несет на себе предприятие.
      Но Бобровский считает, что останавливаться нельзя ни в коем случае. Есть идеи. Есть люди. Уже сейчас предвидит, что без очередной реконструкции не выжить ни заводу, ни поселку. Лет на пять еще хватит того, что есть, а дальше? Он уверен, что будет развиваться производство, появится и база для строительства поселка.
      В планах руководителя строительство большого производственного цеха, составного цеха, помещения для бытовых услуг, жилого дома на 150 квартир, спортивного комплекса вместе с бассейном и плавательными дорожками до 12 метров. Стационарного медицинского комплекса на 10 коек для обследования в дневное время. Кроме всего этого, еще клуба и музыкальной школы.
      По всему видно, что нацелен Бобровский на большую творческую работу. Спрашиваю о проблемах. Как обычно, разговор сводится к финансированию. Впрочем, эти сложности директор считает преодолимыми. Был в свое время разговор о крупном кредите, но в банке запросили гарантийное поручительство от Тверской администрации. В чем было отказано. Впрочем, он не особенно расстроился. Ищет другие возможности, других партнеров, преодолевает трудности. И знает, что обязательно преодолеет.

Материалы подготовила Валентина Касьянова

ВЫЖИВЕТ ЛИ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА?  

Уже около двух лет идет разбирательство дела по поводу возвращения здания областной медицинской библиотеки, расположенной рядом с областной детской больницей, якобы его древнейшему владельцу - лютеранской общине Твери.

В связи с формулировкой закона о порядке передачи религиозным объединениям имущества религиозного назначения лютеранская община города настаивает на передаче им здания библиотеки. Мотивируется эта претензия тем, что в 1866 году дом этот был приобретен членом церковного совета Принцем П.И., и в нем, как утверждают, проходили церковные таинства. Прошли годы, здание множество раз меняло таблички, указывающие на те организации, которые находились в нем, - от Института физических методов лечения до Большого госпиталя, было на 90%(!) перестроено и в настоящее время является максимально выгодным и удобным расположением обширной медицинской библиотеки области, входит в сеть медицинских учреждений городского и областного масштаба.
      Переезд столь масштабной организации с огромным фондом будет катастрофическим: может погибнуть огромный, чудом сохранившийся в веках книжный материал. Вдаваться в юридические подробности этого дела мы не станем - идет следствие и скоро состоится заседание суда.
      Судьба уникального собрания книг висит на волоске. Десятки тысяч врачей Тверской области могут оказаться без доступа к знаниям, копившимся веками. Кто знает, скольких человеческих жизней это может стоить. Лютеранство никогда не было широко распространенной в Твери религией. Думается, духовные потребности нескольких десятков человек могло бы удовлетворить и более скромное помещение. Тем более что среди современных тверских лютеран нет прямых наследников Принца П.И., а здание библиотеки принадлежало не общине вообще, а ему лично.

Подготовил Максим Греков

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru