Архив номеров

    ДОРОГА К ХРАМУ
  ЗА СКОЛЬКО ПРОДАЛИ "РОССИЮ"? 

С тех пор, как на российской земле закончилась советская власть и граждан перестали преследовать за их религиозные убеждения, в стране появилось множество разнообразнейших религиозных организаций. Некоторые из них принято называть сектами. И это не оскорбительное наименование, а социологический термин, поскольку, согласно учебнику для вузов профессора МГУ Игоря Яблокова: "Секта является разновидностью религиозной общности со своеобразным способом организации и управления".
      Сегодня на вопросы "Каравана" о тверских сектах отвечают сотрудники Информационно-аналитического центра имени святителя Марка Ефесского протоиерей Александр ШАБАНОВ и доцент ТвГУ, кандидат исторических наук, диакон Лев СЕМЕНОВ.

- Какие именно секты существуют сегодня на территории Тверской области?
      
Протоиерей Александр: - У нас достаточно крупная община Свидетелей Иеговы. Не так давно появились и активно действуют мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней). Неопятидесятники представлены Церковью Христа Воскресшего. Существуют группы, ориентированные на идею оккультизма: Новый Акрополь и Тверское Рериховское общество. Последние, лоббируя в общественном плане свои интересы, пытаются предстать в виде филантропического общества любителей культуры. Есть движения сугубо восточной ориентации: Сахаджа-Йога, Тверской центр Шри Чинмоя. Пять лет назад закончился поток миссионеров, приезжавших к нам с Запада, и сегодня тверские секты представлены в основном гражданами России.
      - А где у нас располагаются эти секты?
      
Диакон Лев: - Церковь Христа Воскресшего базируется в Пролетарском районе на территории бывшего кинотеатра "Россия", приобретенного ими несколько лет назад. В кинотеатре "Звезда" действуют последователи "преподобного" Муна, так называемой Церкви Объединения. В кинотеатре "Вулкан" проводят свои воскресные собрания мормоны. Представители Нового Акрополя, секты, организованной аргентинцем Ливрагой, объявившим себя "Верховным Главнокомандующим", регулярно читают свои лекции в различных аудиториях.
      - Но аренда помещений требует финансовых затрат, не говоря уже о сумме, необходимой для покупки целого здания. Кто финансирует секты?
      
Диакон Лев: - Часть групп и сект имеют прямое финансирование с Запада. Например, в рекламных материалах, распространяемых в нашем университете американскими проповедниками Варнавского Служения при содействии Церкви Христа Воскресшего, указывалось, что в случае организации подчиненных им новых сектантских общин их лидеры будут получать конкретную долларовую поддержку.
      - Нередко мы вспоминаем о сектах в связи с какой-нибудь трагедией, например, отравлением пассажиров токийского метро. А исходит ли какая-либо опасность от обосновавшихся у нас религиозных организаций?
      
Протоиерей Александр: - Если говорить об опасности той или иной секты, то надо учитывать, что вред может быть нанесен этой сектой как личности, так и обществу. Когда человек уходит в секту, он уходит в организацию. В этом принципиальное отличие секты от религии. Православную церковь нельзя назвать организацией с точки зрения социологии религии. Это место общей молитвы, где собираются, исходя из своих желаний, и человек всегда может перейти из одного храма в другой, если ему что-то не нравится. В секте это невозможно. Там жесткие иерархические принципы, на которых она существует. И ценности общества в этих организациях могут быть представлены в другом свете. Если это секта Свидетелей Иеговы, то у них ярко выражено напряженное эсхатологическое понимание будущего. Они ожидают скорого пришествия, конца света. Из-за этой окраски поступки людей коренным образом отличаются от традиционных представлений.
      Что касается случаев прямого вредоносного воздействия сект, то они труднодоказуемы. Год назад попытку суицида студентки Тверского университета связывали с ее посещением Церкви Христа Воскресшего. Но спасенная девушка меняла свои свидетельства, и однозначно утверждать, что эти два события связаны, сегодня нельзя.
      Диакон Лев: - А два года назад общественности стала известна история, когда молодой человек после обработки в мунитской секте порвал со своей невестой, студенткой технического университета, как с "невестой от сатаны". Вообще мунитская Церковь Объединения спекулирует на семейных идеалах, однако в выборе своей пары члены секты не свободны. Их подбирает заочно и сводит сам Мун или его функционеры. А еще раньше сектантам внушается мысль, что их отец или мать лишь физические родители, истинные же - это Мун и его четвертая жена Хак Джа Хан Мун. Потом обработанная таким образом молодежь обычно бросает свои семьи и перебирается в так называемые центры - квартиры, снимаемые мунитскими лидерами. И за пределами секты жизни у ее членов уже нет.
      - Оказывается ли на сектантов гипнотическое воздействие?
      
Протоиерей Александр: - В некоторых группах используется техника глубокого психического воздействия. Предполагается, что в проповедях лидера "Церкви Державной Божией Матери" Иоанна Береславского отмечается эффект 25-го кадра, когда закладывается скрытая информация, которую человек воспринимает на подсознательном уровне.
      - Что сегодня может противопоставить Православная церковь и общество агрессии различных религиозных движений?
      
Протоиерей Александр: - Прежде всего, религиозное знание и культуру, которые у нас утрачены, но должны быть возрождены. Потом, поскольку секты скрывают сведения о себе, необходимо распространение правдивой, проверенной и профессионально сделанной информации о них через СМИ. На Западе, в частности в Германии, уже давно есть экспертные центры, рассылающие информацию о сектах в учебные и государственные учреждения, а при приеме на работу человек должен заполнить в анкете и графу "вероисповедание".
      Тверь, в контексте вашего вопроса, вообще находится в уникальном положении. Наша губерния одна из немногих в России, где на уровне областной администрации нет структуры, которая профессионально осуществляла бы связь с религиозными организациями и контролировала бы процесс религиозной жизни. Были попытки создавать какие-то общественные советы, но они ни к чему не привели. Нужен специалист, который отслеживал бы эти вещи и мог бы представить, что происходит в области.
      Сегодня, чтобы выяснить религиозную ситуацию в регионе, в областные структуры приглашают меня или отца Льва. Но у нас иные функции, и наши возможности ограничены.

Борис Гуров
      Фото Анаиды Джилавян

НАРКОТИК С НАЗВАНИЕМ "СЕКТА" 

"Познай смысл жизни!", "Стань ближе к истине!", "Обрети свою веру и счастье!", "Избавься от проблем!". Листовки с подобными призывами облепили города мира. Большинство людей знает, что скрывается за подобными благочестивыми фразами. Тем не менее, ежегодно секты затягивают в свою паутину десятки тысяч человек. Вырваться из этого плена без помощи других удается единицам. Кто же становится жертвой сектантов, как определить, что ваш близкий человек примкнул к секте и есть ли шанс выбраться из ее цепких лап - об этом в беседе с руководителем Тверского Центра психического здоровья Владимиром ТУГОВЫМ.

- Владимир Серафимович, многие секты прикрывают свою деятельность вполне безобидными лозунгами. А какова основная цель существования подобных объединений?
      
- Как бы ни называлась секта, какими бы высокими идеями она ни прикрывалась и какие бы качества ни приписывались руководителю, в основе ее существования лежит одно - грубое манипулирование сознанием, жизнью, потребностями человека с целью формирования группы зависимых людей, беспрекословно выполняющих приказания лидера и создающих вокруг него атмосферу обожания.
      - Кто подвластен зову сектантов?
      
- Гармоничная личность, умеющая приспосабливаться к сюрпризам судьбы и опирающаяся исключительно на себя, может заинтересоваться деятельностью секты. Но только из любопытства или любознательности. Через короткое время интерес пропадает, так как идеи секты покажутся смешными. На зов сектантов всерьез откликнется человек с внутренним психологическим изъяном: непризнанный лидер, неудачник или, например, тот, кого тяготит одиночество, угнетают проблемы. В любом случае следует говорить о слабой, внушаемой, безвольной личности. Сектанты обвораживают такого человека милыми улыбками, доброжелательностью, готовностью выслушать и помочь, тем самым создавая у него ощущение комфорта, расставаться с которым не захочется. Он и в мыслях не допустит, что все мероприятия вокруг него проходят под мощным психологическим прессингом с воздействием на подсознание. Попавший в объятия секты даже не заметит, как превратится в нежизнеспособное существо с отобранным правом выбора. Но самое главное, он практически расстается с шансом выбраться оттуда самостоятельно.
      - Сейчас люди более информированы о деятельности сект, а потому стали осторожнее. К каким новым методам и приемам прибегают сектанты, чтобы заполучить в свое распоряжение еще одну жертву?
      
- К самым разнообразным и, конечно же, затрагивающим близкие людям проблемы. Секта Хаббарда, кстати, одна из самых богатых, делая ставку на молодежь, успешно разворачивает свою деятельность под маской борьбы с наркоманией. Псевдолекарь Столбун, частенько наведывавшийся в Тверь, вербовал обещаниями излечить от всех существующих недугов. Сектантские методы вовлечения подростков предлагают "настоящую" свободу - то, чего стремительно ищут большинство тинэйджеров. Секты для интеллигентных людей могут основываться на изучении творчества какого-нибудь художника и дальнейшего поиска в его картинах некоего откровения, которого, по сути, нет. За призывом "Похудей и начни жизнь сначала" скрывается "Гербалайф", который признан православной церковью полновесной сектой. Призывы "Заработай много и начни жить по-новому" или "Мы научим тебя быть богатым" тоже могут исходить из уст сектантов. Даже столь безобидное объединение последователей Порфирия Иванова имеет целый ряд ярко выраженных признаков сектантства. Да, они живут тихо-мирно: поют свой гимн, бегают по снегу босичком и устраивают разгрузочные дни. Однако далеко не всем известно, что дедушка Порфирий был психически больным.
      - Владимир Серафимович, можно ли с первых фраз собеседника распознать в нем причастность к какой-то секте?
      
- Можно. Сектантов отличает выраженная агрессия, которую при желании можно разглядеть даже за лучезарной улыбкой, и настойчивое претендование на ваше внимание, а значит, на сознание. Завязывание разговора может происходить с безобидного вопроса: "Сколько времени?" или, например: "Как пройти в аптеку?". Сектанты - люди хорошо подготовленные психологически, и ответ прохожего на данный вопрос дает ему много информации. Человек сильный, гармоничный, скорее всего, ответит на ходу, порой даже не взглянув на потенциального собеседника. А тот, кто остановился и начал подробно отвечать на вопрос, скорее всего, располагает временем, готов поговорить и выслушать, что ему скажут. Вспомните цыганок-гадалок, чье оболванивание людей также начинается с невинных вопросов. Главное, привлечь внимание - все остальное дело техники. Возможно, пойманная жертва быстро поймет, кто перед ним, но сектантские идеи, как ключ к замку, станут подходить к решению его личных проблем. И в итоге он подумает: "А может быть, все не так плохо? Может быть, мне действительно помогут?"
      - Как определить, что близкий человек попал в секту?
      
- Молчаливость, замкнутость, излишнее послушание, смирение, неприкрытая ложь - все это должно насторожить. Узнав о том, что близкий человек попал в сети сектантов, не пытайтесь доказывать ему его неправоту, не спорьте об истинных идеях секты, не запрещайте посещать сектантские мероприятия - этим лишь усугубите положение. Жертвы сектантов обычно достаточно нравственные личности, а потому постарайтесь внушить, что его вера приносит вам и окружающим проблемы. Предложите найти "золотую" середину с помощью психотерапевта. Скорее всего, ваш близкий человек согласится, может быть, просто из любопытства. А его "да" означает, что через некоторое время он вернется к нормальному, здоровому образу жизни.

Беседовала Наталья Шутова

ВЕХИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

26 февраля православные вступили в Великий пост, который продлится до самой Пасхи, которая в этом году будет отмечаться 15 апреля.       Прообразом Великого поста послужил сорокадневный пост, выдержанный в пустыне самим Иисусом Христом. Пост - это своеобразная жертва Богу, страдавшему за род человеческий, способ доказать ему, что мы способны к покаянию. Еще в Ветхом Завете Господь повелел сынам Израилевым каждый год отдавать ему десятину - десятую часть того, что он посылал им. Великий пост - это десятая часть года, времени, посланного нам Богом.
      Первая неделя Великого поста отличается особой строгостью, а богослужения ее особенно длинны. В первые четыре дня в церкви читается канон святого Андрея Критского. Впервые звучит основная молитва Великого поста: "Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети прегрешения мои, и не осуждати брата моего". В первое воскресенье в кафедральном Воскресенском соборе совершается чин "Торжества православия". Он был установлен в 842 году в ознаменование победы над иконоборческой ересью. Священнослужители во главе с архиепископом Тверским и Кашинским Виктором будут молиться об утверждении в вере всех православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от Церкви. Именно в этот день церковь произносит "анафему" - объявляет об отделении от нее всех, кто осмелился искажать истины православия.
      В третье воскресение Великого поста православные поклоняются святому Кресту Господню. Он выносится на середину храма, чтобы напоминанием о страданиях Спасителя воодушевить постящихся к продолжению подвига. Первый раз звучит благая пасхальная весть о воскресении Господа. Подходя ко Кресту, верующие поют: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Эта неделя называется Крестопоклонной. Крест стоит посреди храма до пятницы.
      Суббота шестой недели - Лазарева. Мы вспоминаем чудо воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря, чудо, явившееся прообразом основного чуда Евангелия - воскресения самого Господа. Мы верим, что когда-нибудь, как праведного Лазаря, Господь воскресит и нас для вечной жизни. Лазарева суббота первый день за весь пост, когда на трапезе разрешается рыба.
      Второй такой день - Благовещение Пресвятой Богородицы. Это не изменяющийся в зависимости от Пасхи праздник, который неизменно празднуется 7 апреля. В этом году Благовещение совпадает с Лазаревой субботой. На Благовещение мы повторяем радостную весть о рождении Спасителя мира, принесенную Деве Марии архангелом Гавриилом: "Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".
      Третий раз можно есть рыбу буквально на следующий день. 8 апреля - Вербное воскресение, воспоминание входа Господня в Иерусалим. Народ иудейский встречал Иисуса, размахивая пальмовыми ветвями. В наших северных краях их символизируют веточки вербы, первой пробуждающейся навстречу весне. После Всенощного бдения в субботу вербочки освящаются как символ победы жизни над смертью, то есть воскресения.
      И наступает самая строгая, Страстная неделя, последняя неделя перед Пасхой. Великий пост уже закончился - постом в Страстную неделю мы чтим память последних дней земной жизни Господа. Об этих великих днях и светлом празднике Пасхи мы расскажем вам в начале апреля.
      Основная цель поста - покаяние. Православный христианин за Великий пост обязательно должен исповедаться и причаститься. В Великий пост в храмах происходит особое таинство - соборование, отпущение забытых грехов, тех грехов, о которых мы запамятовали или постеснялись сказать священнику на исповеди, но за которые с нас все равно спросилось бы на Страшном суде. Расписание соборований можно увидеть на двери каждого тверского храма.

Подготовила Мария Орлова

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru