Архив номеров

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
  ПОЛИТПРОГНОЗ ПЕРЕД БУРЕЙ...  

В течение всего предыдущего года политический климат определяла череда новых назначений и появления совершенно новых лиц с новыми функциями на политическом Олимпе Тверской области.
      Год был ознаменован непрекращающимися попытками новых назначенцев - чаще всего столичных жителей - оттеснить от власти местную элиту.

Наверное, многие помнят серию наших статей, объединенных заголовком "Заговор против губернатора". Многие недоумевали: почему "заговор против губернатора", в то время как основная тема статей - противостояние между стремительно набиравшим силу первым замгубернатора - москвичом Андреем Строевым и воплощением тверской элиты вице-губернатором Юрием Красновым? Ответ - на поверхности. Обострение московской экспансии: активизация Строева, замена ведавшего топливно-энергетическим комплексом Владимира Плешакова Александром Затваном, нынешнее появление в областной исполнительной власти на должности главы администрации губернатора опять же приехавшего из столицы Юрия Данилова - все это происходило на фоне низкой политической активности губернатора Тверской области Владимира Платова.
      Появления новых людей в областной администрации производили впечатление мозаичной, никому - кроме, может быть, глубоко посвященных - не понятной картины. Сейчас можно попытаться сложить мозаику. В принципе, политический прогноз имеет ту же природу, что и открытия в естественных науках - надо обобщить результаты экспериментов и наблюдений и сделать выводы, чтобы разрозненные данные приобрели общую упорядоченность. Мы попытаемся проследить за внутренней логикой происходящих событий - а правильность наших выводов подтвердит или опровергнет ближайшее будущее.
      В данный момент ситуация в областной исполнительной власти напоминает тревожное затишье перед бурей. Очередной небольшой шторм, вызванный появлением федерального инспектора Владислава Косенко, только что закончился - к Косенко худо-бедно приноровились. Все настороженно ждут начала действий со стороны вновь назначенного главы администрации губернатора Юрия Данилова. Настороженность оправдана: по слухам, он готовит серьезные сокращения аппарата, замышляет основательные новшества. Причем, что характерно, собирается начать со структур, занимающихся "пиаром" деятельности обладминистрации.
      В прошлом номере мы рассуждали о том, что в области назревает своеобразная поколенческая революция, неизбежная для рубежа веков, а тем паче - тысячелетий. Она началась в тот момент, когда Ельцин собственноручно назначил своим преемником Владимира Путина - как показал последний год, назначил удачно. Вспомним, что бывший президент России долго выбирал, прежде чем сумел точно угадать того, кто поведет Россию в будущее.
      В предыдущем "Караване" мы предположили, что губернатор Тверской области поступит так же, как Ельцин. Из кого же будет выбирать он?
      Судя по тому, что все подрывающие влияние вице-губернатора Краснова назначения инициированы лично Платовым, Юрия Краснова он своим преемником не видит. Хотим ли мы в это верить или нет, и до конца ли осознает это сам губернатор, но, похоже, это так. Может ли стать потенциальным преемником кто-нибудь из "московских" политиков? Весьма сомнительно. Опыт показывает - тверяки москвичей не приемлют. Обществу нужен "свой", пусть даже в ущерб начатой Путиным поколенческой революции. Кстати, это не обязательно должен быть уроженец Твери - можно даже сказать, что уроженцем Твери этот человек не будет: статистика показывает, что рожденных в областном центре в высших эшелонах региональной власти практически нет. Однако москвичи, с их презрительным отношением к провинции и неумением понять особый дух тверской истории, имеют минимальные шансы победить на выборах в Тверской губернии. Поэтому Юрий Краснов все равно ближе к губернаторскому креслу, нежели Андрей Строев или там Игорь Ялышев.
      Другое дело, что можно поискать новые кадры в нашей же тверской глубинке. Наиболее яркие политики из районов - вышневолоцкий глава Марк Хасаинов и ржевский глава Александр Харченко. Праздновавшийся недавно с большой помпой юбилей Александра Харченко и приуроченные к нему многочисленные интервью по явно не идущим в Ржеве тверским городским каналам наводят на размышления.
      Начинается игра по-взрослому. На фоне попыток снижения политического веса Юрия Краснова назначение на должность главы администрации губернатора близкого друга Владимира Платова Юрия Данилова знаменует собой окончание политического цикла, который начался ровно год назад. Ибо, по сути, администрация губернатора - это очень удобный механизм для того, чтобы привести к власти такого преемника губернатора Платова, какой понадобится (а не такого, у которого получится).
      Если бы администрации не было, при уходе губернатора (скажем, в Совет Федерации) исполнять его обязанности автоматически остался бы вице-губернатор Юрий Краснов, который, заручившись административным ресурсом, без труда выиграл бы любые губернаторские выборы. Но теперь появилась инвариантность сценариев.
      Краснов и Данилов - руководители, находящиеся на одной иерархической ступени. И если особенно настойчиво попросить Юрия Михайловича уйти (допустим, в Москву, на повышение), административный ресурс, сосредоточенный в руках у Юрия Данилова, позволяет привести к власти, предположим, мэра Вышнего Волочка Марка Хасаинова или в компромиссном варианте мэра Ржева Александра Харченко.
      Законный вопрос - а не пойдет ли в губернаторы сам Юрий Данилов? Говорят, что для предотвращения этого имеются серьезные рычаги. Федеральный инспектор Владислав Косенко две недели назад дал интервью, которое так и не было опубликовано. В этом интервью он намекал на темные пятна в биографии Юрия Данилова - возглавляя один из филиалов небезызвестного "Союзконтракта", он находился под следствием по тому же делу, что и выпущенный на этой неделе на свободу отставной замгубернатора Ибрагим Гулаев.
      Наводят на размышления и другие обстоятельства. Почему упомянутое нами интервью не было опубликовано? Уж не потому ли, что тот же Юрий Данилов имел в свое время непосредственное отношение к таможенным органам Санкт-Петербурга, в руководстве которых тогда же работал нынешний начальник Владислава Косенко, представитель президента по Центральному федеральному округу Георгий Полтавченко?
      Итак, в данный момент в качестве гипотетических претендентов на власть надо рассматривать: ведущего самостоятельную игру Юрия Краснова и преемника Платова, на роль которого могут претендовать перспективные лидеры из районов Марк Хасаинов или Александр Харченко. Безусловно, своего кандидата выдвинет бизнес-элита (которая, впрочем, может поддержать кого-то из уже имеющихся кандидатов - причем крупный тверской бизнес, скорее всего, поддержит Краснова). Будет свой кандидат у компании "ассимилировавшихся москвичей", сгруппировавшихся вокруг НТС "Тверской проспект" и ее хозяина Игоря Ялышева (может быть, сам Ялышев, может быть, Сергей Быстров, может быть, Андрей Строев). Не обойдется и без москвичей совершенно новых.
      В таких условиях будет крайне важно, на что может опереться кандидат. О сценарии передачи власти, который может задействовать губернатор Платов, мы уже рассказали. Но серьезных игроков, передвигающих фигуры на нашем политическом поле, вместе с ним как минимум два, а то и три. В выборах в Тверском регионе, вне всякого сомнения, будет очень заинтересовано руководство Центрального федерального округа, и есть предположение, что вмешается администрация президента. Кстати, их точки зрения могут расходиться.
      Для обеих этих структур очень небезразлично, кто в случае, если Платов отойдет от дел, останется на его месте до выборов и распорядится административным ресурсом. Юрий Юрьевич Данилов (уже получивший у чиновников кодовое наименование "ЮЮ")? Думается, руководство федерального округа не будет против. Мы предположили, что Георгий Полтавченко, возможно, его знает по совместной работе в Санкт-Петербурге, кроме того, в силу упомянутых нами причин, он управляем.
      Довольно знаменательно появление в череде "московских" замгубернаторов новой загадочной личности - Анатолия Дыгая, который, вроде бы, должен "состыковывать" нашу область с Москвой. Говорят, что он - человек Косенко. А может быть, самого Полтавченко? Кто знает, возможно, именно Дыгай мыслится "в верхах" округа как руководитель Тверской области. Кстати, административный ресурс Юрия Данилова можно задействовать при желании и на его поддержку.
      Мы уже сказали, что совершенно не обязательно мнение руководства федерального округа совпадет с мнением администрации президента, и в построенной нами схеме может обозначиться новая вводная. Политическая мода рекомендует новый фасон губернаторов - генеральский. Возможно, в одной серьезной силовой структуре (может быть, даже в той, что находится на набережной Афанасия Никитина - ее сотрудники сейчас особенно актуальны на политическом Олимпе) в ближайшее время появится новый заместитель начальника Управления по Тверской области. Не факт, что он или кто-то другой из этого управления не войдет в число претендентов на губернаторское кресло.
      "ЮЮ" Данилов оптимально подходит для предварительного этапа игры как по версии Платова, так и по версии федеральной власти. Единственный, у кого добавится лишних проблем, - так это Юрий Михайлович Краснов.
      Затишье, образовавшееся в коридорах областной власти, может закончиться в любую минуту. Хотя все, о чем мы говорили, может произойти и очень нескоро, а может и принять совсем другой оборот. По слухам, губернатор Платов подумывает о третьем сроке. И хотя в этой ситуации не все зависит только от него, эти раздумья могут внести серьезные коррективы в наши политпрогнозы.

Геннадий Климов, главный редактор "Каравана"

МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ  

Политический сезон 1997/2001 годов близится к концу. В архитектуре губернской политической системы остался только один краеугольный камень, нуждающийся в обновлении: это Законодательное Собрание области, которое сложит полномочия под занавес года.        Поскольку некоторые позабытые избирателями депутаты уже ринулись с места в карьер напоминать народу о своих свершениях, можно констатировать: на сей раз кампания по выборам в областной парламент стартовала в рекордно ранние сроки.

ПРИ правильной постановке дела кресло народного избранника весьма уютно, а потому депутат во власть на один срок не ходит. Он бы не отказался продлить мандат и без выборов - например, с помощью увеличения срока полномочий до пяти лет. Но рано или поздно отчитываться в своих действиях все же придется. Увы, доказывая свою полезность, законодатели вряд ли упомянут вслух главное достижение нынешнего состава ЗС: политтехнологию, которую стоит назвать формулой политической стабильности по-тверски.
      Фундамент этой системы, как на трех китах, базируется на разделении массы областных парламентариев по трем группам. Фракционно-идеологические игры с делением на "коммунистов", "либералов", "партию власти" здесь ни при чем. Это только младшие коллеги законодателей из Тверской городской Думы способны множить депутатские объединения, чтобы потом применять фракционный подход к разработке банно-прачечных тарифов. В ЗС создать сплоченную группировку не смогли даже коммунисты - и это при том, что на прошлых выборах они собрали третью часть мандатов Собрания.
      Первый подвид народных избранников - чиновники от законодательства, которые и депутатство свое расценивают как вариант чиновничества. Эти прежде других тянутся к освобожденным должностям, поскольку главным образом там они востребованы в любимой роли свадебных генералов. Напомним, что ныне в руководстве Собрания пребывают четверо крупных функционеров пенсионного возраста, шедших в ЗС явно не сворачивать горы, а необременительно наслаждаться плодами не напрасно прожитой жизни. Есть среди депутатов и чиновный люд помельче, но тут важен не статус, а менталитет: "Сделал - отчитался. Не сделал - два раза отчитался".
      Вторая группа - депутаты, которые идут в ЗС затем, чтобы использовать статус для решения собственных проблем: экономических, политических, карьерных. Нужда у каждого своя: от аграрного лоббизма и защиты торговых интересов до простого поддержания личного престижа в своем околотке. В силу такого разнообразия целей трудно себе представить представителей этого подвида объединенными вокруг какой-либо общей идеи. С другой стороны, зная их потребности, с такими при случае можно договориться. И, наконец, третий отряд: бюджетники, прежде всего главврачи из глубинки. Народ чаще всего малозаметный, озабоченный только нуждами своих маленьких больниц, балансирующий между губернатором и своим районным главой. Кстати, Тверь не дала Собранию ни одного депутата такого рода и хоть в этом проявила себя продвинутой губернской столицей.
      Такой расклад определил основные черты политического облика нынешнего ЗС: предсказуемость, осторожность, консерватизм и, в конечном итоге, всевластие парламентского "болота", которое само по себе ни к чему не стремится, но при грамотном нажиме извне готово внять убедительным материальным доводам. Непонятно только одно: кто же в ЗС занимается реальной работой, когда одни играют в сановников, другие решают свои проблемы, а третьи помалкивают и голосуют "за"? Конечно, есть в областном парламенте и возмутители спокойствия, и яркие ораторы, и рабочие лошадки. Но много ли их?
      В этом и заключается формула тверского политического "status quo". Законодательный корпус не то чтобы выключен из процесса принятия решений (формально принцип разделения властей соблюдается безупречно), но в силу колоссального запаса инертности он просто не в состоянии что-либо совершить. При этом депутаты могут пачками издавать законы, иногда поругиваться с администрацией, проявлять принципиальность по копеечным вопросам. Но они никогда не смогут объяснить простому налогоплательщику, чем они улучшили его жизнь и какая ему в таком случае выйдет польза от всей этой затеи.
      Предвижу возражение: какая может быть практическая польза от законодателей? Депутаты ведь посажены в свои кресла не землю пахать и не кастрюли лудить, а представлять интересы избирателей и обеспечивать регион нормативными документами. 0б этой двуединой задаче говорит и европейский опыт парламентаризма, и соответствующий закон, принятый прошлым составом ЗС. Все так, но где сказано, что проповедование военно-патриотических доблестей, заигрывание с религией, словесная борьба с наркоманией и прочие публичные хобби наших народных избранников являются удачной заменой работы с нуждами населения? Пусть даже эта общественная нагрузка сколь угодно важна и полезна. Но она имеет право на существование только в свободное от законотворчества время и никак не должна притягиваться к депутатской деятельности наших неутомимых многостаночников. Иначе мы вправе заподозрить, что некоторые народные избранники смещают акценты в договоре со своим избирателем, между понятиями "я это должен делать" и "мне это нравится" выбирая последнее.
      Допустим, что публике просто непонятны усилия депутатов на их основном поприще. Законотворчество - процесс тихий, серьезный, не изобилующий внешними эффектами. Если спросить самих депутатов, они перечислят сотни нормативных актов, разработанных ЗС последнего созыва. Это правда, но еще Салтыков-Щедрин заметил, что законы бывают разные: "...одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие - для того, чтобы законодатели не коснели в праздности". Наш случай - второй.
      Был в щедринской "Истории одного города" персонаж - градоначальник Беневоленский, идейный предшественник нынешних тверских законодателей. Он считал, что законы нужны такие, которые "не будучи ни полезными, ни бесполезными, бывают, однако, благопотребны в смысле наилучшего человеческой жизни наполнения". Нынче эти законы называются рамочными. Они не создают механизмов реального улучшения жизни (чего хотелось бы от законов в первую очередь), а просто с максимальным обилием подробностей регламентируют какую-либо сферу жизни региона.
      Таков, например, областной "Закон о здравоохранении" - краса и гордость нынешнего депутатского корпуса. Этот грандиозный документ зародился еще в прежнем ЗС, прошел множество чтений, оброс мириадами поправок и был-таки триумфально утвержден к вящему удовольствию трех десятков депутатов и нескольких областных чиновников. А вы спросите мнение о нем у любого врача, которому, казалось бы, в первую очередь адресована эта областная "конституция медицинского дела". Окажется, что он в лучшем случае слышал о существовании такого закона, но не более того. Потому что он понимает, что между прекраснодушными депутатскими стансами и реальной медициной - дистанция огромного размера.
      Обратимся к тверским политическим журналистам: пусть вспомнят и назовут заметные областные законы последних лет, которые действительно сработали и оказали реальное влияние на ситуацию в какой-либо сфере жизни региона. Пусть скажут: в результате принятия такого-то закона то-то стали делать лучше. А если этого нет, если законы не оказывают никакого влияния на жизнь людей, то имеет смысл поставить вопрос по-другому: состоялась ли вообще "тверская модель парламентаризма"? Не стали ли жители области заложниками сложившейся системы, основанной на кладбищенском спокойствии губернской законодательной власти?
      Есть все основания опасаться, что дальше будет то же самое. Любой исполнительной власти - и наша не исключение - нужен послушный парламент. "Послушный", кстати, не означает "карманный". Как мы уже убедились, для достижения его лояльности администрации вовсе не обязательно проводить в ЗС своих ставленников по всем тридцати трем округам. Достаточно лишь поощрить некоторые тенденции в избирательном процессе, и Собрание само наполнится персонами до боли знакомыми. Снова будут тут и усталые чиновники, алчущие синекуры, и местечковые магнаты, и бюджетники районного масштаба, засланные во власть не корысти ради, а токмо волею родимой ЦРБ. Администрации, чтобы влиять на процесс изнутри, пригодится еще пара-тройка "своих" депутатов из числа действительно сильных политических игроков - и "политическая стабильность по-тверски" станет еще крепче. Депутатский корпус, по определению усредненный и безликий, будет занят прежде всего поддержанием баланса сил внутри себя самого, что равносильно его фактическому устранению из политической жизни. Нужно ли Тверской области окончательное превращение ЗС в дорогостоящую безделушку - решать налогоплательщику, который, напомним, еще и избиратель. В сущности, это вопрос его личного вкуса. Европа - так Европа. Глупов - так Глупов.

Сергей Максимов

О КОМ ПИШУТ ГАЗЕТЫ? 

Рейтинговое агентство "Караван" традиционно определило, о ком наиболее часто писала тверская пресса в феврале 2001 года. Сплошному мониторингу подверглись основные областные газеты: "Тверская жизнь", "Позиция", "Вече Твери сегодня", "Вечерняя Тверь" и "Караван + Я". Рейтинг 30 наиболее упоминаемых тверичей в феврале выглядит следующим образом:

1     104  Платов В.           Губернатор
2      74   Белоусов А.       Глава Твери
3      54   Косенко В.           Гл. федер. инспектор по Тв. области
4      39   Краснов Ю.         Вице-губернатор
5      32   Кириллов В.        Бывший редактор газеты "ТЖ"
6      26   Куликов В.           Гл. ред. газеты "ТЖ"
7      16   Зорькин В.           Деп. Госдумы, 1-й секрет. обкома КПРФ, гл. ред. газеты   Позиция"
8      16   Пищулина О.        Замгубернатора
9      15   Дорофеев С.        Ген. дир. ТПТО "Витэкс"
10    15   Исаев С.              И. о. гл. администрации Твери
11    14   Данилов Ю.          Замгубернатора
12    14   Строев А.             Замгубернатора
13    13   Потапов С.            Рук. Мелькомбината, ТСПП
14    12   Боярский В.           Рук. филармонии
15    11   Сердюк И.              Ген. дир. компании "Ратмир"
16    10   Золотарев А.        Бывший упр. АО "Тверьхимволокно-Вискоза"
17    10   Кожемякин С.        Рук. обл. спорткомитета
18      9   Аникин А.               Прокурор обл.
19      9   Астраханкина Т.   Деп. Госдумы РФ
20      9   Головкин А.           Замгубернатора
21      8   Бездольный А.      Деп. Госдумы
22      8   Нехаев В. 
             Политик
23    8  Тягунов А.        Замгубернатора
24    8  Харченко А.     Мэр г. Ржев
25    7  Андреев А.       Ген. дир. ООО "Андреев-софт"
26    7  Капитонов А.    Замгубернатора, управ. делами аппарата
27    7  Ларин М.          Ген. дир. ОАО "Афанасий-пиво"
28    7  Миронов В.       Председатель ЗС
29    7  Михайлов Р.     Дир. к/т "Звезда"
30    7  Попова Л.         Пред. ком. по сохр. ист.-культ. памятников

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru