Архив номеров

    КУЛЬТУРА
  ВЛАДИМИР БОЯРСКИЙ: "ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ СВЯЗАНА С ИСКУССТВОМ"  

Говорят, что каждому человеку в жизни дан талант. Да такой, что разглядел ты его вовремя - и станешь незаменимым в своем деле. Мастером. А ошибешься, так и пройдет главное мимо тебя.       О том, что Владимир Ефимович БОЯРСКИЙ выбрал свою верную, единственную в жизни дорогу, свидетельствуют почетные награды и звания: Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии, художественный руководитель и директор Тверской академической филармонии.
      Благодаря его творческим усилиям, кипучей деятельности тверичи с большой любовью посещают уютный концертный зал филармонии, где ежегодно проходят конкурсы, фестивали, яркие праздничные концерты. Год назад филармонии присвоено звание академической.
      В дни проходящего в Твери VI Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах, посвященного нашему земляку В.В. Андрееву, редакция "Каравана" попросила Владимира Боярского рассказать о себе и о филармонии.

- Владимир Ефимович, прежде чем вы стали руководителем филармонии, было детство, родительский дом, рождающийся интерес к музыке...
      
- Да, я из семьи музыкальной. У меня четыре сестры. Одна - профессиональная актриса, три - музыканты: скрипачка, пианистка и виолончелистка. И когда мои сестры учили уроки по музыке, я одновременно слушал все инструменты сразу. Мне это очень нравилось. Так спокойно было на душе. А самое яркое впечатление детства, это когда я по телевизору услышал оперу "Борис Годунов". Было это в первом классе, я даже пел оттуда партию. С тех же пор обожаю и балет. Увидел по телевизору "Лебединое озеро", а потом "Ромео и Джульетту". Папа мой в прошлом военный человек. У нас всегда в доме был рояль. Они с мамой садились и играли в четыре руки, пели. Незабываемо. Поэтому я начал учиться в музыкальной школе играть на скрипке.
      - Слушая ваш рассказ, представляю себе такого тихого мальчика, с аккуратной прической, в белой рубашке и шортиках, с галстуком.
      
- Шортиков не было, брючки я себе гладил сам с раннего детства. Мама умерла, когда мне было 5 лет, и приходилось самому о себе думать. А когда я стал постарше, то и об отце. Я очень любил ходить в глаженых рубашках. Галстук, действительно, стал носить рано. В четырнадцать лет. А в шестнадцать купил себе первую бабочку.
      - В какой школе вы учились?
      
- В 17-й. Любил только гуманитарные предметы.
      - Были немножко троечником?
      
- И это случалось.
      - И, конечно, вас поругивали?
      
- Обязательно. Бывало, хулиганил. Мог и стекло разбить, и карбид в чернильнице принести, и доску парафином измазать. Детство есть детство. Но всегда мог постоять за себя.
      - Владимир Ефимович, скрипачом вы не стали?..
      
- Скрипачом не стал. Не случилось. В более зрелом возрасте меня потянуло играть на трубе. Добился определенных результатов и одновременно учился играть на контрабасе. На трубе я играл и в армейском оркестре. Это скрашивало солдатские будни. К тому времени я серьезно занимался джазовой музыкой. У меня был ансамбль, которым я руководил в армии. При духовом военном оркестре я создал маленький джаз. Из 6 человек. Играли на танцах. К тому времени я заканчивал музыкальное училище в Твери. В студенческие годы были разные оркестры: big band, маленькие оркестры. Занятия музыкой продолжались. Последовала учеба в Московской консерватории имени Чайковского. В студенческие годы брался за любую профессиональную работу. В эстрадных ансамблях, в джазовых коллективах, в ресторанах в Москве. Мне было интересно. А потом началась работа в различных концертных организациях. Была сольная работа контрабасиста в инструментальных коллективах. Гастроли по всему Союзу. Чаще в Якутии, Казахстане.
      - Джаз стал вашей первой большой музыкальной любовью?
      
- Джаз я полюбил очень рано. В шестнадцать лет мы заслушивались Армстронгом, Эллой Фицджеральд, Гершвиным. Собирал все пластинки, все записи. У меня была довольно приличная фонотека. С джазом связана и моя игра на трубе. Меня буквально покорил big bаnd Дюка Эллингтона. В шестнадцать лет я играл на трубе в джаз-группе ДК "Металлист" и ДК им. Трусова. До сих пор джаз меня будоражит.
      - Как вы стали директором филармонии?
      
- Намотавшись по свету, вернулся в Тверь в филармонию в качестве музыканта. Затем директора ансамбля. Выступал в ансамбле имени Малышева. А потом меня потянула административная работа. Музыкальная деятельность, которая была плохо организована, казалась некачественной. Я поработал главным администратором, заведующим музыкальным лекторием.
      Поступил в ГИТИС на театраловедческий факультет. Меня интересовал театр. Я пробовал все. Я пошел в наш театр. Проработал три года заместителем директора. Занимался коммерческими, финансовыми вопросами, организацией гастролей, постановочной частью. А потом мне предложили взять концертную организацию в свои руки.
      - Когда это было?
      
- Ровно семнадцать лет назад, в начале 1984 года. Филармония была в плачевном состоянии. Закрыта и опечатана всеми организациями. Я ее открыл на свой страх и риск и стал проводить там концерты. У меня было одно условие - художественный руководитель и директор в одном лице. И административная и художественно-творческая часть в одних руках. В то время таких экспериментов не делали, но мне пошли навстречу.
      - Почему?
      
- Наверное, ко мне относились с уважением. Я был хорошим музыкантом. Считалось, что если хороший музыкант берется за дело, значит, будет хороший результат. Мне удалось добиться полного капитального ремонта филармонии. Ликвидировать долговую картотеку. Начать зарабатывать деньги. Я начал создавать коллектив. Расстался с плохими музыкантами, на мой взгляд, пригласил новых артистов. Каждый год филармония поднималась на новую ступень. В 84-м году мы стали третьей филармонией в России, в 85-м - второй, в 86-м - третьей филармонией в Союзе. В 1987 году - лучшей концертной организацией России. Я получил тогда грамоту ЦК КПСС, а филармония - благодарность министра. Меня пригласили работать в Министерство. Мне не хотелось бросать филармонию. Было много планов. И сейчас не жалею о сделанном выборе. Были разные проекты. Я начал приглашать авторов. Леонид Якубович написал нам три программы, приезжал Лион Измайлов. Кого только не было.
      Но когда я установил здесь орган, естественно, изменилось и направление деятельности. Мне было интересно театрализовывать, и я практически пришел к созданию музыкального театра.
      - Высокой оценки удостоена поставленная на сцене филармонии опера "Евгений Онегин"...
      
- Мы поставили три оперы. Наша последняя работа - "Евгений Онегин" в постановке Бориса Александровича Покровского - очень хорошо оценена и специалистами, и прессой. На сегодняшний день творческий коллектив настолько высокого уровня, что столичные гости говорят, что, посмотрев постановку "Онегина" в Большом с Басковым, отдают предпочтение нашей. Сам Покровский поддерживает это мнение. Ему в этом году исполняется 89 лет. Это гениальнейший режиссер во всем пространстве бывшего Союза. Он сам признает, что из его шести постановок "Евгения Онегина" эта лучшая. Видимо, сказался подбор артистов, зал и все остальное. И трепетное отношение творческого состава к Покровскому и к теме Евгения Онегина. Все первозданно. Как будто на чистую глину рука скульптора накладывает прикосновения и придает форму. Так и здесь: на неиспорченных талантливых людей мастер, режиссер накладывает какие-то мазки, и получается неповторимое. Лучше, чем с признанными мастерами. Не случайно ведь ушли из Большого театра Атлантов и Нестеренко. Они отказывались делать то, что предлагал режиссер, видимо, считая себя очень большими звездами.
      - Скажите, вы могли бы жить без филармонии, творчества или хотя бы как-то отделить себя от них? Есть ведь другие чудные вещи: чтение, рыбалка...
      
- Нет. Моя жизнь связана с искусством совершенно. Однозначно. Кроме филармонии у меня есть телевидение. Второй год я выпускаю передачу "Встречи у белого рояля". Иногда приходится писать, заниматься режиссурой. Кроме административной работы. Это требует достаточно много времени. Мой досуг - это то, что помогает мне получать какие-то свежие впечатления. Я люблю в свободное время посмотреть концерт или спектакль, не связанный с моей деятельностью, в основном в Москве.
      - Какие театры любимые?
      
- Их несколько десятков. Люблю "Современник", Ленком, театр Кости Райкина, оперный, Большой. Концерты в консерватории имени Чайковского. Абсолютно не бываю на эстрадных концертах, несмотря на то, что очень много лет на эстраде. Парадоксальная ситуация. И как я уже говорил: очень люблю джаз. Веду все фестивали сам. Мне это доставляет удовольствие, бурлит кровь, как в те времена, когда я играл в оркестре. Джаз дает мне стимул для других работ.
      - Есть и любимые актеры?
      
- В моем представлении хорошие актеры - это те два десятка, которых я люблю и за интеллект, и за актерскую технику, которой они обладают.
      Я радуюсь, когда вижу хорошего актера. Люблю Квашу, Гафта, обожаю Галину Волчек. Я с ними знаком. Люблю Лешу Баталова, Владимира Михайловича Зельдина, Нину Афанасьевну Сазонову, Олега Табакова, Армена Джигарханяна. Из молодых нравятся работы Олега Меньшикова. Кстати, с ним вместе мы получали из рук президента Государственную премию. Нравится тот мальчик, что сыграл роль афганца в фильмах "Брат" и "Брат-2".
      - Сергей Бодров.
      
- Я удивился. Раньше Ленинскую премию получали люди, проработавшие всю жизнь в искусстве.
      - Но фильм достигает нутра. И музыкальное оформление хорошее. А какие ваши заслуги отмечены Государственной премией?
      
- Я получил премию за фестиваль "Музыкальная осень в Твери". В 1998 году. Такого класса фестивали редко проходят в России.
      Выступают такие коллективы и исполнители, как Государственный академический хор им. Пятницкого, Государственный академический хор им. Свешникова, национальный академический оркестр народных инструментов России под управлением Н.Н. Калинина.
      - Ныне филармония принимает исполнителей на народных инструментах, участников VI Всероссийского конкурса, посвященного В.В. Андрееву, в этом есть и ваша заслуга.
      
- Для Твери - VI Всероссийский конкурс - это событие значимое. Решение о его проведении принималось два года назад на расширенной коллегии Министерства. Этот конкурс не проводился в России целых восемь лет и возобновляется в юбилейный год Василия Васильевича Андреева. 15 января отмечалось 140-летие со дня его рождения. Очень приятно, что конкурс пришел на родную землю великого музыканта, покровителя народного творчества. Конкурс замечателен тем, что он объединяет все народные инструменты, очень многие национальные культуры. Практически это восемь конкурсов в одном. Председатель конкурса народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор, академик, художественный руководитель и главный дирижер национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова - Николай Калинин.
      Я очень надеюсь, что последующие за этим конкурсы так называемых "народников" будут проходить тоже в Твери.

Валентина Касьянова

VI ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС СТАРТОВАЛ

17 февраля в Тверской областной филармонии открылся VI Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах имени Василия Андреева.       В течение двух недель участники, съехавшиеся со всех уголков России, будут оспаривать право на лидерство, на победу. О том, что требования к конкурсантам высокие, свидетельствует представительный состав жюри, в котором лауреаты предыдущих андреевских конкурсов, ныне мэтры музыкального Олимпа, такие же известные, как, например, в Твери артисты филармонии Ирина Маркелова и Фридрих Гефеле. Конкурс проводится по нескольким номинациям: балалайка, домра, гитара, гусли, баян, аккордеон, ансамбли народных инструментов.
      Главным экзаменатором будет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова во главе с художественным руководителем и главным дирижером Николаем Калининым.
      Участники, вышедшие в третий тур конкурса, будут выступать с этим оркестром.
      В день открытия музыкального фестиваля участников приветствовали заместитель министра культуры РФ В.В. Егорычев, начальник департамента искусства и народного творчества Министерства культуры РФ М.Б. Кохабидзе, заместитель губернатора Ю.М. Краснов, главный федеральный инспектор Тверской области В.П. Косенко, первый заместитель главы администрации Твери Н.Н. Черников, главный дирижер оркестра им. Осипова Н.Н. Калинин.
      В приветствиях прозвучала главная идея: пока живет народное искусство - жива и Россия.
      Носители и хранители истинного народного искусства после проведенной жеребьевки посмотрели праздничный концерт с участием признанных мастеров.
      18 февраля в Тверской академической филармонии начался первый этап конкурса.

Полосу подготовила Валентина Касьянова

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru