Архив номеров

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
  ФОРМУЛА ПОБЕДЫ 

Уже более десяти лет наша страна напоминает изрытую котлованами строительную площадку. Долгострой - тверяки хорошо это знают - всегда утомителен: тем более, когда приходится посреди этого долгостроя жить. Есть ли пути оптимизации государственного строительства в стране вообще и в Тверском регионе в частности? Или так и останется Россия в веках, подобно знаменитой гостинице-"рюмке", монументальным зданием, абсолютно непригодным для жизни?

КАК МЫ помним, идеологами перестройки были пресловутые шестидесятники - представители поколения, в значительной своей части по определению не способного к какой-либо конструктивной деятельности, поколения унылого, заочно влюбленного в никогда невиданный ими капитализм и западный образ жизни, растратившего всю свою потенцию в кухонных пересудах. Чтобы переломить заложенную ими традицию, во власти должна была произойти настоящая поколенческая и мировоззренческая революция: к управлению страной необходимо было прийти людям, не понаслышке знающим новые реалии, людям умным и энергичным.
      И эта революция началась. Надо отдать должное бывшему президенту Ельцину - он сумел найти человека, способного олицетворить собой новое поколение и привести его к власти. Перестройка закончилась, началась стройка.
      Поскольку у государства отсутствовали механизмы слома господствовавшего в регионах упаднического духа, одним из первых шагов нового президента Владимира Путина была реформа, направленная на создание этого механизма. Так появились федеральные округа.
      О необходимости в условиях традиционных для огромнейшей по территории России слабых межрегиональных связей создания "регионов-посредников" тверские ученые писали еще года три-четыре назад. Их ли идея была взята за основу или одновременно она родилась и в федеральном центре - не суть важно, ибо идея очень верная. Другое дело, что изначально функции этих надтерриториальных образований не были четко сформулированы, и поэтому их реализация в данный момент оставляет желать лучшего.
      Что есть федеральные округа? Спецслужба, призванная побороть коррупцию и навести порядок? Но, насколько мы можем судить, они формируются по принципу сугубо гражданского института. Новый уровень власти? В таком случае непонятно, зачем он нужен - чиновников у нас и так хватает.
      На наш взгляд, основная суть существования федеральных округов - проведение "спецоперации" в сферах, в которых неэффективно вмешательство ни федеральной власти, ни региональной. О каких "спецоперациях" идет речь? Нам кажется, наиболее актуальными являются две. Для того чтобы обеспечить подъем нашего государства, президенту Путину необходимо решить две краеугольные задачи - повысить эффективность экономики и побороть коррупцию. Именно для этих целей и нужны федеральные округа.
      Идеологи перестройки были абсолютно уверены, что свободный рынок автоматически повысит эффективность экономики страны и переориентирует промышленность на потребности населения. И на самом деле, в рыночной системе заложены механизмы саморегулирования: если магазин построен в неудачном месте и торгует неудачным товаром - он обанкротится. Если все удачно - будет процветать. Чем больше фигурантов рынка и чем они свободнее - тем гармоничнее развивается экономика. Но сторонники радикально-правых взглядов не учитывают масштабов России. Цена исключительно рыночного регулирования на наших огромных пространствах становится непомерно высокой. Одно дело - когда разоряется непродуманно построенная булочная. Другое - когда терпит крах гигантский, созданный еще той, советской плановой системой, завод. Когда такие процессы приобретают повсеместный характер, цена реформ становится сопоставима со всей совокупной стоимостью наших ресурсов - и природных, и интеллектуальных.
      Советское плановое хозяйство, спору нет, было ущербно. Но сегодня с появлением новых информационных технологий, компьютеров и современных средств связи появилась возможность вживления элементов планового хозяйства в рыночную экономику.
      Но опять же надо учитывать гигантские масштабы и слабые межрегиональные связи внутри страны. Операция по созданию национальной стратегической системы планирования и развития производственных сил страны - задача именно федеральных округов. Внутри каждого округа возможно и необходимо планировать размещение производственных сил, строить энергетические балансы и т.д. Создание единых компьютерных сетей, проведения оптимизационных расчетов дает возможность превратить недостатки российской экономики в ее достоинства. Советский Союз рухнул из-за низкой эффективности экономики, которая не выдержала конкуренции с Западом. Если свести к минимуму рыночные потери за счет применения на новой технологической научной базе элементов государственного планирования, появляется возможность не только конкурировать с западной экономикой, но и построить более современную экономику.
      И именно тут надо перейти ко второй проблеме - всепоглощающей коррупции. Может быть, некоторые считают, что беда не в ней, а в бедности основной массы населения, но не будем ставить телегу впереди лошади. Бедность идет от коррупции. Не секрет, что 30-50% бюджетов всех уровней растаскивается, а вторая половина используется крайне неэффективно. Способы разбазаривания бюджета бывают разные. Например, сотрудница администрации, отвечающая за контакты с прессой, лоббирует финансовые интересы газеты своего мужа. Или за бюджетные деньги реализуются заведомо никчемные проекты, имя которым - легион. Христианское "не укради" давно замещено совковым: "Все вокруг колхозное, все вокруг мое". Это уже проблема общественной морали.
      С появлением в областной администрации федерального инспектора Владислава Косенко чиновники испугались. Но стоило Косенко немного притихнуть - все вернулось на круги своя. Возможно ли побороть коррупцию?
      Да, возможно, если поставить эту борьбу на современный научно-технический уровень, использовать в ней политические технологии и вновь открывшиеся технические возможности. Вместо того чтобы стучать кулаком по столу и кричать классическое "Не потерплю! Разорю!", можно радикально решить проблему коррупции, реализовав, скажем, предложение депутатов Законодательного Собрания Тверской области Максима Ларина и Алексея Андреева об открытии консолидированного областного бюджета в Интернете. Если сделать прозрачным областной бюджет, бюджет муниципальных образований, федеральных структур на территории Тверской области, вопрос о коррупции сразу будет снят, и его реальное наполнение увеличится как минимум в два раза. И вопрос будет исчерпан: даже самим ничего считать не придется. Конкуренты растратчика все рассчитают и на блюдечке принесут федеральному инспектору.
      После этого в борьбу вступают политтехнологи. Нескольким коррупционерам показательно "отрубается голова" - политическую "казнь" можно сделать настолько ужасной, что другим воровать неповадно будет еще очень долго. Другой способ борьбы с коррупцией вряд ли существует.
      Первая попытка борьбы с основным злом российского общества была предпринята в бытность его первым вице-премьером Борисом Немцовым. Он предложил, чтобы закупки на государственные и муниципальные нужды проводились с аукционов, организуемых местными торгово-промышленными палатами. Напомним, что в Тверской области это обернулось большими волнениями в предпринимательской среде, когда предприниматели, не согласные с позицией руководства областной торгово-промышленной палаты, предприняли попытку создать городскую торгово-промышленную палату, что, в конечном итоге, привело к созданию Тверского Союза промышленников и предпринимателей. Это была первая попытка предпринимательства установить честную систему получения госзаказов. Но аукционы не решили проблему коррупции.
      Проведение аукционов - одна из ключевых точек. И это тоже в компетенции федерального инспектора.
      Есть ли кадровый резерв для решения затронутых нами задач? Теоретически, да. В России много умных людей. Много их и в Твери: в нашем регионе идет огромная интеллектуальная работа по осмыслению путей развития общества.
      Но в нашем случае местное чиновничество оказалось абсолютно неспособным воспринимать новые идеи, уж не говоря об их реализации. Поколенческая революция уже произошла или подходит к завершению в Москве. В Твери же она только начинается.
      Создание администрации губернатора и назначение на пост ее главы Юрия Данилова - очень серьезное решение. При помощи такого мощного инструмента можно распутать множество проблем в кадровой политике, обеспечить непрестанный процесс генерации новых идей, продвигать тверские товары на внешних рынках. Вопрос лишь в том, как реализовывать эти серьезнейшие функции: по-новому или по старинке, по-чиновничьи?
      Как бы не вышло так, что, как говорил Черномырдин, "хотели как лучше, а получилось как всегда". Вот опять заговорили о создании в областной исполнительной власти единого управления по связям с общественностью. И уже идет речь о том, что его возглавит то ли пресс-секретарь губернатора Лариса Щербакова (испортившая отношения с большинством тверских СМИ), то ли когда-то уже возглавлявший подобную службу Царьков. Зачем наступать который раз на одни и те же грабли? Многие замечают: за постановлениями, которые выходят из-под пера Юрия Данилова, все явственнее проглядывает управделами областной администрации Анатолий Капитонов.
      Возникает классическая проблема - новые люди против старого чиновничества. Новые управленцы умны, энергичны, они умеют жить и работать в сегодняшних реалиях. Но старые чиновники гораздо хитрее и гораздо приспособленнее к выживанию в коридорах власти.
      Есть серьезные ростки другого отношения к политике. Очень радует активность пришедших в Законодательное Собрание депутатов-предпринимателей Максима Ларина и Алексея Андреева. Однако надо помнить, что этих депутатов довыбирали по освободившимся округам. Основная масса членов ЗС - представители уходящей формации. Многое из того, что должно составлять суть их работы, они просто не понимают. И пока такие люди будут держаться за власть, все реформы - лишь пустой звон.
      Процессы обновления идут не только в политике. То же происходит и в бизнесе, и в искусстве, и в журналистике.
      Кто способен поддержать начинающиеся обновленческие процессы на уровне высшей региональной власти? Федеральный инспектор Владислав Косенко? Да, он чиновник очень высокого уровня, но хватит ли у него политического кругозора сознательно возглавить идущие из федерального центра перемены? Первые его шаги на Тверской земле были несколько неуклюжи. Сейчас он стал посдержаннее, но истинную роль Косенко покажет время.
      Депутаты Государственной Думы от Тверской области? За исключением Татьяны Астраханкиной, все они по большей части - политические импотенты. А у Татьяны Астраханкиной роль лидера революции не поколенческой, а коммунистической. Ее функции - выражение интересов маргинальных слоев общества, и она, понимая это, не берет на себя большего.
      Губернатор Владимир Платов? Вот тут вопрос посерьезнее. Пять лет назад, первый раз придя к власти, он олицетворял самые прогрессивные общественные идеи. Разумеется, сейчас он изменился, подустал. Платову прочат разное политическое будущее. Говорят о его досрочном уходе, говорят, что он останется на своем посту до окончания срока, и говорят, что он собирается выдвигать свою кандидатуру на следующих губернаторских выборах. О том, что будет на самом деле, никто, кроме самого Владимира Игнатьевича, не знает - это зависит лишь от его воли.
      Но, помня о том, что Платов обладает очень глубокой природной политической интуицией, можно предположить, что он сможет сам мирным путем привести к власти своего преемника, как Ельцин привел к власти Путина. И нам кажется, Платов сам назовет имя этого человека. Кстати, тут очень пригодится еще одна функция вновь созданной администрации губернатора - как администрация президента моментально популяризировала Путина, так администрация губернатора сможет "раскрутить" преемника Платова. И недаром "местный Волошин" Данилов начал свои преобразования именно с тех структур обладминистрации, которые занимаются формированием ее имиджа.
      Сейчас именно от Владимира Платова зависит, насколько быстро в нашем регионе произойдет столь необходимая нашему обществу поколенческая революция. "Промедление, - как писал один лидер другой революции, - смерти подобно".

Главный редактор Геннадий Климов

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ПОЛИГОН НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 

Рубеж веков, а в нашем случае рубеж тысячелетий - это время, когда предопределяются судьбы будущих поколений, когда происходят сдвиги в общественных формациях и в сознании людей. Можно ли, отслеживая ситуацию в Тверском регионе, прогнозировать развитие событий в стране? В чем особенность нашего, тверского, "преломления" общегосударственных тенденций? Где истинная причина то и дело раздирающих областную власть противостояний и можно ли ее устранить? Об этом рассуждает тверской политолог, кандидат политических наук Андрей КАРАСЕВ.

I. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Одним из основных признаков наличия гражданского общества является четко и ясно налаженный диалог между властью и народом. Народ должен четко представлять, зачем ему власть, а власть - всегда помнить, что избрана народом.
      На протяжении многих веков в России складывалась система, когда власть вспоминала о вверенном ей народе только в исключительных случаях (война, а в последние десятилетия - выборы). Народ жил своей, автономной от власти жизнью, и диалога как такового никогда не было.
      Тому есть много причин: среди прочих - долгое время власть сама не была единой. Особенно это проявлялось в революционные эпохи, когда в элите страны противоборствовали друг с другом большевики и меньшевики, патриоты и космополиты, коммунисты и демократы. Раздираемой внутренними конфликтами власти - особенно в ХХ веке - было некогда разговаривать с народом и нечего ему сказать.
      Сейчас необходимость диалога осознана. Но минувшая эпоха Ельцина, во время которой успели основательно переругаться исполнительная и законодательная власть, "тенью отца Гамлета" нависла над сознанием политиков "новой волны". И если Москва усилиями президента Путина пытается хоть как-то примирить и свести воедино конфликтующие ветви власти, то в регионах традиция конфликта оказалась более устойчивой.

II. КОНФЛИКТ

В 90-е годы минувшего столетия в регионах сложилась достаточно противоречивая ситуация, при которой основная политическая интрига выстраивалась следующим образом: с одной стороны - финансово-политическая группировка, протолкнувшая своего губернатора ("партия власти"), с другой - финансово-политическая группировка, проигравшая выборы ("партия, рвущаяся к власти"). Первая, естественным образом, ориентирована на исполнительную власть, вторая, столь же естественным образом - на законодательную. Конфликт между Законодательными Собраниями и губернаторами к середине 90-х годов стал общим местом для большинства регионов России.
      Надо сказать, было с кого брать пример. Линия Ельцина на поддержку исполнительной власти в ущерб власти законодательной (апофеозом которой стал расстрел в октябре 93-го года Верховного Совета России) была воспринята губернаторами как сигнал к действию. Губернатор стучал кулаком на Законодательное Собрание, мэр - на городскую Думу, и т.д., и т.д.
      Одним из главных результатов такого противостояния явилось все нарастающее недоверие населения регионов к власти вообще и к региональной власти в частности. Явка избирателей на выборы стала резко падать, в обществе нарастала апатия и укоренялся электоральный нигилизм.
      К концу 90-х стало совершенно ясно, что своими силами региональное общество избавиться от внутренних противоречий не может. Представители президента в регионах, брошенные Ельциным на произвол судьбы, перестали играть какую-либо существенную роль в местной жизни и окончательно попали под влияние губернаторов. Несмелые попытки сформировать идеи общественного согласия и консолидированного регионального интереса натыкались на противодействие лоббистских групп и оказывались лишь архитектурным украшением на рушащемся региональном доме.

III. СТРАТЕГИЯ ПРЕЗИДЕНТА

Удивительно, но факт: уже в который раз в русской истории новые инициативы центральной власти, чутко улавливаемые населением страны, медленнее всего осознаются чиновниками всех мастей. Очевидно, что усилиями Владимира Путина и его новой команды сегодня погашен конфликт между Государственной Думой и президентской администрацией. Кроме того, административная реформа, связанная с созданием федеральных округов и возрождением на новой основе института федеральных инспекторов, по идее, направлена именно на снятие напряженности между исполнительной и законодательной властью в регионах.
      Логика проста: для того, чтобы разрушить авторитарные региональные режимы, в лучших российских традициях понадобилась помощь третейских судей. Я бы предположил, что функция федеральных инспекторов в регионах не столько координирующая, сколько посредническая. Внутренних резервов решать возникающие на местах конфликты - основываясь на личных симпатиях и антипатиях региональных лидеров, борьбе полукриминальных, криминальных, этнических, земляческих и т.п. группировок - катастрофически не хватает. Столь необходимое согласие, динамическое равновесие региональных сообществ сегодня не может быть достигнуто без разрешения всех этих больших и малых конфликтов.

IV. РЕАКЦИЯ

Совершенно естественно, что появление новых действующих лиц в старой замшелой структуре областной власти порой вызывает непонимание и отторжение, активную негативную реакцию у чиновников, привыкших жить эмоциями и интригами. В средства массовой информации выливаются потоки сплетен и слухов - прежде всего, направленных на дискредитацию института федеральных инспекторов. Некоторые журналисты взахлеб, упиваясь собственной значимостью, продолжают выдумывать всевозможные конфликтные ситуации, так как за долгие годы научились писать только про конфликты.
      Казалось бы, в этом нет ничего страшного. Но о каком диалоге населения и власти можно говорить, если власть вновь предстает перед читателем кучкой выясняющих друг с другом отношения интриганов? Дело доходит до того, что даже главы муниципальных образований, поддавшись эмоциональному порыву, пишут некие полуполитические опусы против федерального инспектора в органы исполнительной власти.
      Я уже не говорю о том, что наносится удар по имиджу Тверского региона - тому самому имиджу, о котором все беспрестанно говорят и который по-прежнему крайне непривлекателен.

V. ПРОСВЕТ

Ельцинская эпоха, с ее эмоциями, насупливаниями бровей и угрозами расправы, надеюсь, прошла безвозвратно. Основным содержанием внутренней и внешней политики нового президента мне представляется здоровый прагматизм, твердая, но спокойная и взвешенная линия на единение нации.
      Именно в регионах эта политика Путина должна пройти проверку. Система спокойного сотрудничества всех ветвей региональной власти для достижения согласия в местных сообществах - это не дань моде, а вынужденная необходимость. Власть должна быть понятной, прозрачной, единой - и только тогда она сможет вступить с народом в диалог. Только в этом случае люди захотят говорить с ней, смогут заставить себя поверить ей и начать с ней сотрудничать.
      В обратном случае мы опять оставим наш регион на откуп журналистов-мифотворцев, нечистоплотных политиканов, мелких чиновников-интриганов. А на выборы будут ходить одни пенсионеры.

ТВЕРСКОМУ ЛЕСУ - ЗАКОННОСТЬ И ПОРЯДОК

НИ ДЛЯ КОГО не секрет, что сегодня в тверском лесном комплексе немало проблем. Это и незаконные порубки, и трудности с лесовосстановлением, и многое другое. По моему убеждению, если не все они, то большинство, вытекают из того, что долгое время положение дел с тверскими лесами не соответствовало законодательству.
      Лес - государственная собственность, и следовательно, у него должен быть один хозяин, обладающий всеми контролирующими правами и полномочиями. Именно так трактует ситуацию Лесной кодекс РФ, определяющий в качестве такого контролирующего органа комитет по природным ресурсам. Однако до последнего времени леса в Тверской области делились на две категории - государственные и так называемые сельскохозяйственные (находящиеся в пользовании лесхозов), контролем за которыми ведало предприятие "Тверьагролес".
      У семи нянек, как известно, на лад дело не идет. Для того чтобы привести ситуацию в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, губернатор области В.И. Платов в середине января нынешнего года подписал постановление, согласно которому все сельскохозяйственные леса должны быть переданы в долгосрочную аренду лесхозам, а работа по заготовлению и восстановлению отныне будет проводиться под контролем комитета по природным ресурсам. Таким образом, лес обретает единого хозяина, и главы местного самоуправления получат, наконец, возможность по мере своих сил навести порядок в лесу.
      К сожалению, реакцию руководства предприятия "Тверьагролес" на это абсолютно соответствующее закону постановление нельзя назвать адекватной. ГП "Тверьагролес" и его подведомственные предприятия пока фактически саботируют выполнение постановления, ожидая, очевидно, решения своего вышестоящего руководства. Хочу внести ясность: выход постановления губернатора ни в коем случае не означает ликвидацию "Тверьагролеса". Предприятие будет продолжать работать, выполнять возложенные на него функции - но теперь уже в полном соответствии с федеральным законодательством.
      Уверен: если мы хотим навести порядок в тверских лесах, то должны сами четко придерживаться закона.

Александр Тягунов, заместитель губернатора Тверской области

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru