Архив номеров

    К ДОСКЕ!
  ПОЛИТЕХ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА  

Готов ли Тверской государственный технический университет работать в новых условиях нового века? Какие проблемы ждут своего решения? Останется ли ТГТУ крупнейшим и авторитетнейшим техническим вузом Верхневолжья? Об этом состоялась беседа с исполняющим обязанности ректора Альбертом МАТВЕЕВЫМ.

НАША СПРАВКА
Альберт Иванович Матвеев родился 8 марта 1938 года в Твери (Калинине). В 1956 году окончил среднюю школу №17, отслужил положенные три года в армии в Казахстане на печально известном Семипалатинском полигоне в отряде особого риска, затем поступил в лесотехнический техникум и окончил его в 1962 году. С отличием окончил факультет ТМС политехнического института (1966), потом аспирантуру, на преподавательской работе с 1967 года. Был заместителем декана факультета, с 1988 года проректор по учебной работе, с 1991 года заведующий кафедрой технологии машиностроения, возглавлял президиум методического совета с 1988 года.
      В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию, специализировался в области технологических систем и процессов автоматизированного машиностроения. Его любимая тема - размерный анализ деталей и узлов в конструкциях машин и механизмов. Автор более 60 публикаций. В последнее время занимался внедрением электронной техники в машиностроение.
      С избранием бывшего ректора Вячеслава Миронова депутатом и председателем Законодательного Собрания Тверской области профессор Альберт Матвеев согласно распоряжения министерства до настоящего времени исполняет обязанности ректора ТГТУ.
      Из увлечений называет чтение книг, ранее увлекался стрельбой, бегом. Сейчас на это нет времени.

      Родившись из торфяного института, нынешний технический университет оказывает без преувеличения значительное влияние на жизнь Тверской области. За время своего существования он выпустил "в жизнь" без малого 40 тысяч специалистов, работающих ныне во всех сферах экономики, культуры, хозяйства и политики. Юрий Краснов, Александр Белоусов, Вячеслав Миронов - это только наиболее известные широкой публике имена тверских политиков, вышедших из стен политеха.
      Сейчас на всех его факультетах учатся более 6000 студентов, им читают лекции более 60 докторов и свыше 350 кандидатов наук. Спрос на высшее образование с каждым годом повышается, характерным свидетельством тому служит не только высокий конкурс абитуриентов, но и число аспирантов - к началу 2001 года оно составляет 120 человек - больше, чем в любой год ранее.
      Каждый год университет принимает на I курс более 800 человек. Такова "разнарядка", государство пока не может оплачивать большее количество. Что характерно, несколько лет назад проходной балл был на уровне 7-10, 14, а сейчас надо набрать как минимум 22 балла при конкурсе 3-5 человек на место. Проходным же становится уровень в 30 баллов. Тут Альберт Иванович делает отступление от общей канвы рассказа, коснувшись конкурса медалистов, уровень подготовки которых, к сожалению, в разных школах неодинаков. Например, на 15 мест по специальности "Прикладная информатика и экономика" претендовало 60 медалистов. Как поступить? Решили устроить своеобразный экзамен по русскому языку. Не поверите - меньше 9 ошибок ни у кого не было! Следовательно, требования к медалистам в средних школах снижаются.
      Стоимость обучения одного студента составляет 10-12 тысяч рублей в год (для сравнения: в ТвГУ около 60 тысяч). При этом зарплата преподавателей не соответствует их труду: ассистент имеет оклад около 500 рублей, профессор - 1100, ректор - 1300 рублей. Правда, есть надбавки за должность и звания, но все равно труд преподавателей оплачивается плохо. Для сравнения: в США аналогичный труд оценивается по 7 долларов в час! В некоторых американских вузах и того больше.
      Несколько лет назад в политехе открыли новые специальности, например, экономического, психологического, антикризисного направлений, а также связанные с сервисом и эксплуатацией автотранспорта. Жизнь подтвердила правильность такого шага. Рассматриваются возможности дальнейшего введения новых специальностей, связанных, например, со страхованием. Будет расширяться база обучения информатике, изучается и вскоре будет преподаваться дисциплина по обработке древесины. Таким образом, спектр специальностей становится богаче, однако есть предел, обусловленный объемом финансирования. Раньше на одну специальность принимали около 170 человек, теперь от 20 до 40. С одной стороны, это хорошо - ТГТУ расширил область использования своих выпускников, им легче найти работу. С другой стороны, новые специальности требуют нового оборудования, новых (или переподготовка прежних) преподавателей. В этом году ТГТУ будет просить министерство увеличить квоту до 850 человек, но удовлетворят ли его просьбу - неизвестно, так как это чревато увеличением финансирования.
      Не до конца решена проблема связи с конкретными предприятиями. Сейчас заводы поняли, что у них либо на исходе, либо уже не хватает квалифицированных кадров, особенно инженерных. Университет предлагал ведущим предприятиям Твери - "Центросвару", экскаваторному, вагоностроительному заводам организовать общую кафедру на базе одного из них, где готовились бы нужные кадры. Вклад университета - преподаватели, то есть научный потенциал. Вклад заводов - оборудование и немного денег. Как только речь заходит об этом, представители промышленности многозначительно замолкают. Ждут средств от госбюджета? Напрасно ожидание, тут следует самим взяться за подготовку своих кадров. Но для этого надо потратиться, что и пугает директоров, привыкших получать специалистов даром.
      Новое время требует непрерывного повышения качества подготовки студентов на основе повышения уровня учебного процесса с применением современных мировых достижений в методике обучения, в научных исследованиях, проводимых учеными и студентами. Ныне в ТГТУ удвоилось число персональных компьютеров, он подключился к Интернету, в 2001 году преподавательский состав ожидает аттестация на профессиональную пригодность. Руководство прокладывает пути к более широким контактам с зарубежьем. Наши ребята из политеха уже побывали во Франции, с которой достигнута договоренность о взаимном признании дипломов, в Германии, где подобная работа тоже началась. Там есть на что посмотреть, есть чему поучиться, и те ребята, которые прошли небольшую подготовку, например, на заводах "Пежо", здесь на родине будут иметь более предпочтительные перспективы.
      Одна из острых проблем университета - финансирование. Альберт Иванович говорит о 2000 годе как годе, в котором государство впервые полностью произвело все выплаты. Однако есть долг за 1999 год в сумме около 3 млн. рублей (коммунальные и иные платежи). Университет должен научиться в большем объеме зарабатывать деньги от коммерческой и научной деятельности. Стареют материальная база, здания, коммуникации, научное оборудование - на это ждать денег только от государства нецелесообразно. Все вузы России ныне вступают в новую фазу существования, которая будет характеризоваться новым для них явлением - усилением конкуренции в борьбе за студента, приходящего в вуз с деньгами, своими или бюджетными. Не прилагая к этому усилий, можно потерять свою привлекательность для молодежи, памятуя, что в Твери и в области выросли как грибы коммерческие альтернативные вузы.

Борис Ершов

ЗДЕСЬ ДЕСЯТЬ КЛАССОВ ПРОЙДЕНО

О Горютинской средней школе, что рядом с поселком Сахарово, так, очевидно, могли бы сказать многочисленные выпускники. Школа отмечает в этом году свое 110-летие. Первые ученики поступили в сельское земское училище деревни Горютино Беле-Кушальского уезда Тверской губернии в 1890 году. Училище тогда было одноклассным с четырьмя группами: младшей, двумя средними и старшей. А посещали его дети из окрестных деревень: Горютина, Андреевского, Сопкова, Аркатова, Пищалкина, Лукина.

Размещалось училище в пятистенной избе с тремя комнатами, где были и классы, и жилье для учительниц. Изучали в те давние времена закон Божий и молитвенник, арифметику, русский и церковнославянский языки, чистописание, чтение. Учили черчению и рисованию, пению и гимнастике.
      Дважды в неделю приезжал дьякон из усадьбы Сахарово. Проводил занятия, а по субботам устраивал порку ленивым и непослушным.
      Летом 1913 года в деревне вспыхнул большой пожар. Несколько крестьянских семей остались без крова. Пошло под снос и училище. К сентябрю же занятия возобновились в другом доме, куда переехало училище. К сожалению, время безжалостно, и постройки эти не сохранились. Старожилы помнят лишь третье школьное здание, возведенное в 1915 году, после первой мировой войны, пленными австрийцами. Дом из красного кирпича на самом высоком месте в округе.
      Близость к барской усадьбе известного в истории русско-турецких войн генерала-фельдмаршала И.В. Гурко накладывала свой отпечаток. К Рождеству супруга барина привозила толковым ученикам подарки, а особо отличившихся генерал принимал у себя в усадьбе. У жительницы поселка Зинаиды Андреевны Галушко сохранились два тома сочинений А.С. Пушкина, подаренных И.В. Гурко ее отцу за отличную учебу.
      После Октябрьской революции училище стало называться начальной школой. Открыли четыре класса. В 1935 году школа становится семилеткой. И лишь после реконструкции 1969 года появляются 9 и 10 классы. В то время директором школы был И.И. Соколов.
      Пятое здание школы - двухкорпусное - выстроено в 1987 году при нынешнем директоре В.С. Демиховском. В первом трехэтажном здании расположены классы и учительская, во втором - большая столовая, мастерские для уроков труда и домоводства, спортзал и актовый зал. В самом старом здании размещен школьный завод.
      Все связанное с историей школы стало известно благодаря энтузиазму учителя физики Сергея Ивановича Щукина. Будучи выпускником школы, он решил по крупицам собрать ее историю. После этого и выявилась настоящая дата рождения.
      Среди школ Калининского района Горютинскую можно назвать самой "взрослой". Здесь работает солидный творческий коллектив во главе с директором Владиславом Сауловичем Демиховским, педагогом, отдавшим работе с учащимися свыше тридцати лет. Причем последние четырнадцать он работает в качестве директора этой школы. В школе 50 учителей. Треть - со стажем свыше двадцати пяти лет, третья часть - совсем молодые, как правило, выпускники школы. Число учащихся - 568 человек.
      Владислав Саулович считает, что для нормального обучения это как раз оптимальный вариант: не мало и не слишком много. Поэтому царит здесь дух взаимознания. Все друг друга знают, а это и помогает, и обязывает. По уровню знаний школа занимает ведущее место в районе. Примечателен тот факт, что ежегодно от 90 до 100% выпускников поступают в вузы. В прошлом учебном году шестеро ребят получили медали. Таким количеством медалистов может похвастаться разве что специализированная школа.
      Есть в школе мастерские. Есть своя техника - трактора, есть даже свой завод со столярным и швейным цехами, цехом художественных промыслов и теплицей. Причем все это работает, и не как-нибудь, а ежедневно. Было время, когда директору пришлось приложить усилия, и немалые, чтобы отстоять завод. Были желающие выкупить здание под какие-то личные нужды. Отстояли и теперь довольны.
      Ребята постарше могут даже заработать. Есть семьи, в которых трудно материально. И дети в какой-то мере становятся "кормильцами" семьи. На школьном заводе шьют постельное белье, делают скалки и резальные доски, игрушки. Продукцию берут на реализацию местные магазины. Часть заработанных средств идет на приобретение материалов, часть в качестве заработка школьникам.
      Как у всякой школы, у Горютинской немало проблем. Большинство из них завязано на финансах. Финансирования как такового нет. За двенадцать последних лет о школе словно забыли. Ни на краску, ни на мел, ни на текущий ремонт - никаких средств. Чуть-чуть помогли с учебниками, и все. Вот и приходится выкручиваться, прибегая к помощи родителей, выпрашивая у находящихся рядом организаций. Но те тоже бюджетные. Выкроят по кусочку, и все. Сахаровский профилакторий выделит немного лекарств для школьного здравпункта, учебное хозяйство поселка наградит победителей олимпиад. Так вот и живет школа, признанная в 1998 году лучшей в Российской Федерации.
      Впрочем, здесь не падают духом. Делают все, что могут, и смотрят на жизнь, веря в лучшее. Надеясь в III тысячелетии на чуть-чуть большее финансирование для развития материально-технической базы (в школе до сих пор нет ни одного компьютера). На несколько большую учительскую зарплату (ставка учителя 600 рублей в месяц). На покупку учебников и учебных материалов для детей. На введение таких важных и необходимых дисциплин, как риторика, логика, психология.
      Доброго пути тебе, школа! И с юбилеем!

Валентина Касьянова

ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ?

Социальная сфера, не удостоенная вниманием при бывшем президенте, наконец-то попала в поле зрения властной элиты. В учреждениях образования Тверской и Московской областей распространена официальная "Национальная доктрина образования в Российской федерации".        Название документа само по себе необычно. Слова "национальный" и "доктрина" ранее никогда не употреблялись в применении к образованию. Появление нового словосочетания весьма символично. Оно показывает появление новых очевидных приоритетов в сфере социальной политики. По крайней мере, в идеологическом плане образование теперь считается неотъемлемой базой государственной безопасности.
      Принятая и опубликованная доктрина рассчитана на срок до 2025 года. Среди декларируемых целей вызывают наибольший интерес следующие: историческая преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию, воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. Среди декларируемых целей также многообразие типов и видов образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, личностно ориентированное воспитание и обучение, обучение детей и молодежи основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.
      В принятой доктрине немало говорится о базисной роли государства в сфере образования. Указывается, что сама эта сфера является зоной интересов и ответственности государства. Основной задачей государства устанавливается реализация конституционного права и равных возможностей для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества. Еще два-три года назад в российских верхах шла дискуссия о целесообразности сохранения обязательного бесплатного образования. Отдельные горе-политики под видом экономии государственных средств даже призывали к ликвидации государственного высшего образования. Они полагали, что продуктивнее всего перевести вузы страны на самоокупаемость или передать в частные руки. Такое решение привело бы к полному краху высшего образования России. Сегодня все эти идеи преданы забвению. В новой доктрине государство гарантирует всем гражданам независимо от национальности, вероисповедания, политических убеждений и, что немаловажно, от имущественного положения общедоступность всех видов образования. Для детей из малообеспеченных семей бесплатным является также государственное дополнительное образование (музыкальные, художественные, спортивные школы, технические клубы). Все остальные идеи доктрины раскрывают, каким образом все это будет осуществляться. Примечательно, что в документе учитываются национальные, языковые, социальные особенности нашего государства. Также предлагается повысить воспитательную роль современных средств массовой информации. В перспективе доля образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных электронных СМИ достигнет 15%.
      Особая глава посвящена педагогическим кадрам. На сегодняшний день это самая больная тема образовательной системы. В школах работает значительное количество преподавателей пенсионного и предпенсионного возраста. Нищенская зарплата заставляет педагога задумываться больше о хлебе насущном, чем о качестве преподавания. Национальной доктриной образования обозначается ряд мер, направленных на повышение жизненного уровня российских учителей и преподавателей вузов. В частности, заявляется, что зарплата работников образования будет расти опережающими темпами по сравнению со средней в промышленности. Предполагается, что зарплата педагогических работников начального и среднего школьного звена достигнет средней зарплаты работников промышленных предприятий. Преподаватели вузов будут получать вдвое больше. Уже на первом этапе воплощения доктрины будет создана отраслевая профессиональная пенсионная система. К сожалению, в доктрине не указываются конкретные сроки и этапы повышения заработной платы. Пока преподавателям остается надеется, что это произойдет все-таки раньше 2025 года, даты окончательной реализации принятой доктрины.

Глеб Чистяков

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru