Архив номеров

    КАЛЕЙДОСКОП
  ВЕЛИКОЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ

19 ЯНВАРЯ все православные христиане отмечают один из самых великих праздников - Крещение, или Богоявление Господне. Крещение относится к так называемым двунадесятым праздникам. В этот день вспоминается и прославляется событие крещения Иисуса Христа. Об этом событии повествуется в Евангелии, церковных преданиях и творениях отцов церкви. В этот день Иисус пришел на реку Иордан с целью принять крещение от известного праведника и аскета Иоанна Крестителя. Считается, что в этот день было установлено новозаветное таинство крещения как очищение от грехов. Будучи безгрешен, Иисус Христос не нуждался в крещении как очищении от личных грехов, но крещением своим, по выражению церковных песнопений, "потопил в водах Иордана грехи всего мира". Также своим крещением Господь Иисус Христос освятил все реки, озера, моря и океаны: "Днесь водное освящается естество". В этих песнопениях, между прочим, ясно высказывается предание о том, что Иисус Христос крестился через погружение. Так, например, в стихах Октоиха, повествующих об Иоанне Крестителе, прямо говорится, что он "погрузил главу Христову в водах". Евангелисты определенно говорят о "восхождении Спасителя из воды", чему, естественно, предшествовало нисхождение в воду.
      Согласно этому, крещение в православной церкви всегда совершалось через погружение. Лишь в ХVIII-XIX веках и особенно в ХХ в России появляется неблагочестивый обычай крестить через обливание или окропление, заимствованный у католиков. Греческая и ряд других православных церквей до сих пор отвергают обливательное крещение как недействительное.
      В навечерие Богоявления, 18 января, совершается Богоявленское или Великое освящение воды. Крещенская вода называется агиасмой (от греч. - "освященная") и является великой церковной святыней. В древние времена это освящение совершалось одновременно с литургией. С давнего времени крещенская вода считалась наделенной всевозможными полезными свойствами, включая целебные. Во время Великого освящения молящиеся просят Бога даровать воде благодать исцеления, очищения тела, освящения и спасения души, отгнания наветов видимых и невидимых врагов, освящения домов. В отдельных случаях, крещенская вода в виде утешения дается тяжелым грешникам, которым запрещено причащаться. Одно время даже существовал особый чин причащения от богоявленской воды.
      В древние времена полагали, что богоявленской является лишь вода, освященная вечером 18 января. Согласно уставу "Церковное око", вода, освященная в любое другое время, считалась имеющей свойства обычной святой воды. Священнослужители современной Русской Православной Церкви полагают, что богоявленской остается вода, освященная не только 18, но и 19 января. В этот день служатся иногда по два Великих освящения воды. С раннего утра Богоявления можно наблюдать сотни людей, как верующих, так и почти не бывающих в храме, торопящихся с бидончиками и бутылками в церковь.
      День навечерия Богоявления особенно торжественно чествовался нашими предками и был в народном сознании днем чрезвычайно святым. Занятия ряженьем и гаданием, считавшиеся позволительными в предпразднество Крещения, накануне праздника признавались великим грехом. Вечером каждый старался побывать в храме. Всякий сообразно требованиям церковного устава считал своей священной обязанностью поститься в этот день вплоть до чина освящения воды. После Великого освящения, всякий христианин в течение двух-трех часов мог окроплять водой свое жилище, двор, омывать иконы. После этого остатки воды полагалось хранить в надежном сосуде весь год и принимать в случае крайней нужды, например, болезни.
      В прежние времена существовал также обычай помогать бедным и подавать милостыню. Накануне Богоявления наши предки рано, до рассвета, ходили по тюрьмам и лачугам с щедрой милостыней. В этот день всякий русский считал долгом дать что-либо из пищи нищим, дабы те могли разговеться на следующий день.
       С Богоявленским праздником связано немало поверий и нелепых курьезов. Так, некоторые считают, что крещенскую воду нельзя хранить, но необходимо сразу выпить по причине ее слишком большой святости. Другие полагают, что в крещенскую полночь любая вода чудесно колышется и очищается, ходят смотреть на это и стараются в момент этого чудесного колыхания набрать воды в кувшин, считая именно ее особенно целебной. Третьи стараются собрать крещенский снег в колодец, по их мнению, это сохранит в нем воду на целый год, даже если не выпадет ни капли дождя. В некоторых местах существует традиция купаться в речных прорубях под названием "Иордань". До революции в ледяную воду прыгали чаще всего лица, занимавшиеся на Святочной неделе гаданиями, ряженьем и прочими языческими развлечениями. Такие суеверы наивно полагают, что купание в день Богоявления очистит их от такого рода грехов.

Глеб Чистяков

"ЮНЫЙ КОНДИТЕР" ВСТУПАЕТ В НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

Пришло новое тысячелетие, начались новогодние праздники, и опять хлебозавод на Тьмаке зовет к себе в гости ветеранов, представителей власти, прессу. На этот раз предприятие, изготовляющее для тверитян и гостей города сотни сортов хлебобулочных и кондитерских изделий, оказалось в центре внимания благодаря конкурсу "Юный кондитер". Конкурс "Юный кондитер" проводится на ОАО "Волжский пекарь" уже в четвертый раз. Мероприятие это традиционно проходит в последний день школьных каникул и становится для его юных участников завершающим аккордом новогодних праздников.
      Нынешний конкурс необычен уже тем, что проводится впервые в двадцать первом веке. Поэтому и девиз у него необычный: "XXI век: мечты и фантазии будущего". В соревновании юных кондитеров приняли участие дети из малообеспеченных и многодетных семей и учащиеся школ №№4, 6, 17, 19, 20, 41.
      Выступившая перед собравшимися заместитель главы Твери Татьяна Евдокимова напомнила, что подобные конкурсы - важный этап в эстафете поколений кондитеров, и предположила, что среди детишек наверняка есть те, кто со временем будет профессионально заниматься изготовлением кондитерских изделий.
      После хоровода у елки школьники приступили к изготовлению тортов, а гости и члены жюри получили возможность ознакомиться с вкусной экспозицией изделий "Волжского пекаря".
      А потом перед жюри предстали изделия конкурсантов - аппетитные торты разной высоты, формы и расцветок. Кстати, по словам работников "Волжского пекаря", некоторые новации юных кулинаров учитываются в дальнейшем при изготовлении новых видов продукции, и, возможно, то, что сегодня на столе жюри, войдет в серийное производство.
      Первое место на вкусном конкурсе заняла Надежда Шорникова. Елена Гаврилова, Андрей Воскресенский и многие другие ребята стали призерами в многочисленных номинациях конкурса. Самым же юным номинантом оказался семилетний Ринат Билялов, ученик 24-й тверской школы.
      Изготовленные на конкурсе торты поступили в продажу.

Борис Гуров

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru