Архив номеров

    ДОРОГА К ХРАМУ
  КАК ВЫГЛЯДЕЛ ИИСУС ИЗ НАЗАРЕТА?  

Существует множество канонических и неканонических изображений Иисуса Христа, воспроизведенных на основе по большей части субъективных представлений художников и иконописцев. Возможно, что со временем наиболее близкое к реальности изображение его лица все же удастся получить.

Полагают, что поможет в этом главная реликвия христиан - Туринская плащаница, в которую, по преданию, ученики Христа завернули его тело, снятое с креста, и которую затем нашли в пустой могиле после его воскрешения. Она хранится в Италии, в городе Турине в кафедральном соборе св. Джиованни Баттиста (Иоанна Крестителя). Это льняная ткань ручной выработки, размерами 1,1х4,36 метра.
      В редких случаях, когда она выставляется на всеобщее обозрение, на ней хорошо различимо изображение (отпечаток) лица, тела человека, а также видны пятна, соответствующие кровавым ранам распятого Христа.
      Первое прямое упоминание о плащанице относится к 1353 году, когда ее обнаружили во Франции под Парижем во владениях графа Жоффруа де Шарни, но косвенные сведения попали в Европу еще от крестоносцев в 1203 году, которые ее видели в Константинополе в одной из церквей. Полагают, что плащаница с 1204 по 1312 год тайно хранилась и почиталась рыцарским орденом тамплиеров, а когда папа Климент V упразднил орден, рыцари передали ее на хранение графу де Шарни - родственнику одного из лидеров тамплиеров.
      В 1898 году фотограф сделал ее снимок, когда реликвия в очередной раз выставлялась на обозрение. Проявляя пластинку, он обнаружил, что изображение имеет характер негатива, о котором до изобретения фотографии никто не мог знать. С этого момента плащаницей занялись серьезные ученые, которые шаг за шагом во времена редких "экспозиций" стали приближаться к разгадке тайны ткани.
      В 1931 году специалисты-патологоанатомы пришли к выводу, что изображение может быть отпечатком только реального тела, причем отметили, что гвозди, пробитые через руки человека, прошли через кости запястья, в то время как средневековые художники рисовали их пробитыми через ладони. Хирурги установили на опытах с трупами, что тело не удержалось бы на кресте, если гвозди были бы пробиты через ладони.
      В 1978-1981 годах дотошные американцы с помощью электронной аппаратуры установили, что ткань соприкасалась с открытым воздухом Палестины, Египта, Турции. Кроме того, облик и прическа человека характерны для евреев начала I века: спадающие волосы, борода, усы, на затылке заплетена косичка (чего нет ни на одном изображении Иисуса), тело полностью обнажено, никаких хитонов или набедренных повязок не было. Компьютерное сканирование показало, что на глаза человека клались монеты, это согласуется с данными археологов, подтвердивших обычай древних евреев класть на глаза умершего монеты (кстати, у нас на Руси это тоже имело место).
      В 1998 году опять же дотошные американские генетики доказали, что кровь человека принадлежала мужчине.
      Веские доводы были и у скептиков. Провели радиоуглеродный анализ, на что с трудом согласился Ватикан (в этом случае надо было выделить кусочек ткани). Анализ доверили проводить научным авторитетам Оксфорда, Аризонского университета, федерального технологического института в Цюрихе, контроль осуществляли сотрудники Британского музея. Вывод исследований обескуражил: возраст ткани никак не 2000 лет, она могла быть соткана в период между 1260 и 1390 годами! Но тут российские ученые нашли ошибку в расчетах изотопного анализа углерода, формулы биолога Кузнецова и математика Иванова дали другой результат: плащанице не менее 18-19 веков, и при надлежащем хранении она просуществует еще пару-тройку тысяч лет.
      Физические исследования показали, что переднее и заднее изображение на ткани по четкости одинаковы, но это по логике физиков невозможно, ведь яркость и четкость должны быть пропорциональны давлению тела на ткань.
      Споры продолжаются. Но даже если согласиться со скептиками, то все равно возникает недоумение - как мог мастер из XIV века создать точный образ человеческого тела, пользуясь примитивными знаниями и технологией своего времени? Это должен был быть мудрец, при этом он должен был ухитриться остаться незамеченным в истории. Зимой 2000 года на физическом факультете МГУ работала международная конференция "Христианство и наука" под председательством авторитетного академика Бориса Раушенбаха. Участвовали и специалисты Института криминалистики ФСБ. Однозначных ответов не получено и на этом форуме.
      Заметим, что в первом веке нашей эры в Израиле, находившемся под владычеством Рима, не так много людей получали подобные повреждения органов: колотую рану от копья на правой стороне груди, терновый венец, 98 ударов плетью, другую рану на бедре тоже копьем. Римляне обычно только распинали человека, не утруждая себя дополнительными действиями, оставляя жертву умирать долго и мучительно.
      К сожалению, позиция Ватикана не способствует дальнейшим исследованиям, он фактически поставил им заслон. Стефен Мэттингли, руководитель факультета микробиологии Университета Техаса (США), уверен, что дальнейшие эксперименты на современном уровне позволят узнать даже национальность Иисуса.

Подготовил Борис Ершов

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ПОДВИЖНИКА  

Каждая российская область, город или регион имеет свой предмет гордости. Москва издавна славится своим богатством и великолепием, Петербург - культурой, Тула - оружием, Урал - минералами. Тверская земля издавна славится людьми - искренними подвижниками своего дела, образцами чести. По всей России стали известны многие тверитяне. Их имена постоянно на слуху: героический князь Михаил Тверской, путешественник и первооткрыватель Афанасий Никитин, благоверная княгиня Анна Кашинская, первый российский патриарх Иов. 20 ноября православное население тверского региона отмечало день поминовения великого верхневолжского святого Нила Столобенского. По этому случаю в Кимрах открылась выставка художника Валентина Хруща, изготовившего ряд скульптурных изображений преподобного.

ПОСТНИК И МОЛИТВЕННИК

Имя Нила Столобенского стоит в одном ряду с такими отечественными святыми, как Сергий Радонежский, Амвросий Оптинский, Серафим Саровский. Эти подвижники, столпы монашеской жизни, являлись мощной нравственной основой нашего государства, в течение многих лет духовно окормляли российское общество. Без их христианского молитвенного подвига трудно было бы представить русскую историю и культуру.
      Преподобный Нил Столобенский, пожалуй, самый известный инок, когда-либо проживавший на территории Верхневолжья. Он родился в конце XV века, в нелегкое для Руси время становления государственности. Династия Рюриковичей тогда заканчивала собирание русских земель вокруг Москвы. Боярское всевластие и интриги удельных князей еще не были уничтожены, и страна нуждалась в сильной духовной поддержке. В 1509 году Нил становится монахом и в течение 10 лет живет в одном из монастырей тверской земли. Многочисленные подвиги будущего святого - непрестанная молитва, пост, безмолвие - произвели впечатление на братию монастыря. В 1519 году игумен (настоятель) монастыря благословляет преподобного Нила на уединенное, пустынное житие. Нил поселяется в одинокой келье на реке Серемха Осташковского уезда. Через некоторое время преподобный решает усилить свои монашеские подвиги и переезжает на удаленный остров под названием Столобенский. От названия острова и пошло прозвище Нила - Столобенский. Этот остров находится на ныне знаменитом озере Селигер в восьми верстах от города Осташков. Через несколько лет уединенной жизни Нил получает дар прозорливости и исцелений. Многочисленные страждущие духовного и телесного исцеления устремляются к прославленному святому. Скончался преподобный 20 декабря 1554 года. После смерти сразу начинается народное почитание святого, позже он канонизирован официальной православной церковью.
      Нил Столобенский - один из самых любимых в Верхневолжье святых, он по праву считается покровителем Осташкова, да и всей тверской земли. Необычное влияние оказал этот святой на отечественное церковное искусство. После канонизации того или иного святого дается благословение на написание его образа. Почти все русские святые имеют свои иконы. По-другому сложилась история с изображением преподобного Нила. В народе особенной популярностью стали пользоваться его скульптурные, чаще всего деревянные изображения. Следует отметить, что скульптурное изображения святых является большой редкостью в русской церкви. Изготовление скульптур Нила Столобенского со временем превратилось даже в особый род церковного прикладного ремесла.

АВАНГАРДИСТ, СОБЛЮДАЮЩИЙ КАНОНЫ

Художник Валентин Хрущ - один из самых необычных и известных кимрских живописцев. Валентин Хрущ родился в 1943 году в занятой немцами Одессе. Интерес к живописи появился еще в младших классах школы. Когда юному художнику исполнилось 14 лет, его работы впервые увидела широкая публика. Родившись художником по призванию и став им по профессии, Валентин Хрущ все свои силы и время посвящает любимому занятию. Не соответствующие стандартам социалистического реализма модернистские произведения Хруща долгие годы шокировали отечественную публику. В СССР он в основном выставлялся на так называемых "квартирных" выставках. Зато работы художника были признаны на Западе. Произведения Валентина Хруща представлены в постоянной экспозиции национального музея Вены, выставках ЮНЕСКО. Отдельные работы были проданы на аукционах Сотбис и Филипс. Немало картин попало в частные коллекции Европы и США. Несмотря на такой успех, художник продолжает работать в России. В 90-е годы он переезжает из Москвы в Кимры, активно участвует в работе местного клуба художников. По словам известного кимрского акварелиста Сергея Бессараба, работы Хруща отличаются необычной смешанной техникой. Он использует яркие мазки, цветовые пятна, графические элементы и приемы. Второе после живописи увлечение художника - резьба по дереву. В последнее время художник изготовил ряд деревянных скульптур малой формы, изображающих святого Нила Столобенского. Все скульптуры сделаны со строгим соблюдением канонов православного изображения. Фигуры отличает глубокая экспрессия, от них веет духом древности, таинственного целомудренного подвижничества.

Глеб Чистяков

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru