Архив номеров

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
  ПОПЫТКА БАРХАТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В течение 5 месяцев областной департамент финансов, возглавляемый Иваном Райдуром, создавал консолидированный бюджет области на 2001 год. Этап слушаний и обсуждений закончился. На проект бюджета была составлена резолюция Контрольно-счетной палаты (КСП) Законодательного Собрания, которая в результате стала альтернативным бюджетным проектом. Эти два варианта были вынесены на обсуждение бюджетного комитета ЗС.

На заседании комитета борьба за бюджетные строки развернулась нешуточная. Ради такого случая пришли все главные действующие лица, которые имеют к бюджету прямое отношение. Кроме депутатов - членов комитета, в работе участвовали вице-губернатор Краснов, зампредседателя ЗС Грибов, замгубернатора Затван, руководитель налоговиков Левандовская и, конечно же, руководители департамента финансов и Контрольно-счетной палаты Райдур и Федоров. Вел заседание председатель бюджетного комитета ЗС Сергей Потапов.
      После долгих споров, чей проект бюджета будет обсуждаться, депутаты все же проголосовали за вариант Контрольно-счетной палаты. Его в качестве законодательной инициативы выдвинул сам Сергей Потапов. Присутствовавшие сразу же начали спорить по тем пунктам, в которых были расхождения. Так, например, в проекте Контрольно-счетной палаты предлагалось увеличить собираемость по статье "налог на прибыль" на 83 млн рублей. Иван Райдур как мог этому сопротивлялся. Он считал, что больше запланированного с налогоплательщиков невозможно будет взять. В результате комитет все же проголосовал за увеличение доходов по статье "налог на прибыль". Далее наступила очередь обсуждать доходы от акцизов, налога с продаж и т. д. Депутаты-бизнесмены, окрыленные первой победой, надеялись, что и остальные их предложения будут одобрены комитетом. Но не тут-то было. Иван Петрович Райдур категорично заметил, что бюджет нельзя как вилами на воде писать и что он ни с какими изменениями никогда не согласится. Действительно, впервые за многие годы депутаты Законодательного Собрания, заручившись поддержкой Контрольно-счетной палаты, вдруг начали "совать свой нос" в бюджет, предлагать свой вариант и, самое главное, подвергать сомнению компетентность финансового управления. Это было похоже на "бархатную революцию". Вроде все по закону, но не так, как принято. Вице-губернатор Краснов также отстаивал вариант бюджета, составленного департаментом финансов. Но ему необходимо было после обеда быть в одном из районов, где решался вопрос с районным главой. Так что перед отъездом противоборствующие стороны решили создать рабочую группу и договориться об основных вещах "на берегу". В результате вопрос все же решился положительно, но с добавлением об увеличении доходной части.
      На этом повестка дня бюджетного комитета была отнюдь не исчерпана. Обсуждался проект закона "О государственных гарантиях по обеспечению населения области бесплатной медицинской помощью на 2001 год". В будущем году планируется общее сокращение финансирования бесплатной медицины, за исключением зарплат медработников.
      Ярким контрастом после жесткого разговора на тему здравоохранения выглядел следующий пункт повестки дня. Департамент финансов предлагал внести некоторые изменения и дополнения в бюджет уходящего года. Оказывается, около 6 млн. рублей предполагается снять со статьи "здравоохранение" и передать налоговой полиции, чтобы та доремонтировала себе здание. А еще на сумму около 2 млн. нужно увеличить ассигнования администрации. В частности, обладминистрации нужно погасить долги за связь, за свет, за охрану. Помимо всего прочего обладминистрация хотела купить часть акций газеты "Афанасий-биржа". Руководитель Контрольно-счетной палаты Валерий Федоров в ответ не сдержался и возмущенно вздохнул. По его заключению, брать деньги из здравоохранения и передавать их налоговой полиции - это, по меньшей мере, неэтично. А областной администрации еще в октябре добавляли 7 млн. рублей. Трудно, по мнению Федорова, согласиться с покупкой акций "Афанасий-биржа". В области и так почти не осталось независимых газет, да и та ссуда, которая им была дана, должна быть взыскана. В результате бюджетный комитет отказал вышеизложенным организациям, порекомендовав поискать деньги в другом месте. Отдельным вопросом рассматривалось предложение депутата Ларина внести изменения в закон "О налоге с продаж". Из-за того, что в Тверской области на пиво этот закон распространяется, а в Москве и Московской области - нет, тверские пивовары становятся неконкурентоспособными перед москвичами. В общем, на тверском и ржевском заводах снижается отгрузка пива частникам. В результате только за полгода на "Афанасий-пиво" снизились налоговые отчисления в различные бюджеты на 15 млн. рублей. То есть без налога с продаж было бы лучше и предприятию, и областному бюджету. Но финансовое управление имело на этот счет свое мнение. Если отметить для пивоваров налог с продаж - это значит создать прецедент. Тут же за депутатом Лариным попросят льгот для своих предприятий другие депутаты - руководители фабрик, заводов и комбинатов. Такой логики придерживалась исполнительная власть. Как ни пытались стороны прийти к консенсусу, так ничего и не вышло. Даже в качестве эксперимента сроком на полгода налог с продаж с пивоваров не был снят.
      Затем по инициативе депутата Грибова обсуждался план работы Контрольно-счетной палаты на будущий год. Предлагалось, чтобы КСП отчитывалась о своей деятельности ежемесячно и таким же образом уточняла данные об исполнении бюджета. В принципе, никто не был против этого. Заодно депутаты рекомендовали КСП проверить расходование средств в самом Законодательном Собрании.
      И напоследок собравшимся было предложено создать электронную версию областного бюджета. Инициатива исходила от депутатов Ларина и Андреева. Они посчитали, что в бумажном варианте бюджета могут разобраться только очень высокие профессионалы из департамента финансов. Простому депутату бюджет в нынешнем виде почти непостижим. А в компьютерной версии все и всем будет ясно: откуда деньги пришли, куда ушли. Честно говоря, такой беспардонности не ожидали даже "зубры-законодатели", не говоря уже о работниках финансовых и экономических управлений. Это что получается, каждый посторонний с компьютером сможет узнать, куда и как расходуются областные финансы?! По этому поводу здорово высказался депутат Грибов. Когда инициаторы заметили, что в Америке любой может проследить, как расходуется бюджет, генерал-депутат сказал: "Америка - хорошая страна, но она и погибнет от этой прозрачности". Другие депутаты не хотели показаться консерваторами и ограничились аллегориями. Депутат-медик говорил, что в медицине легче всего стимулировать роды раньше времени. Поэтому вопрос о компьютерном варианте бюджета должен сам собой созреть и сам собой родиться, в смысле решиться. В общем, прозрачности бюджета на словах никто не препятствовал, но при условии, что реализацию возьмут на себя сами инициаторы. На том и решили: создать рабочую группу из депутатов Андреева и Ларина, а в будущем бюджете запланировать расходы на это дело.
      Остается надеяться, что бюджетные распри не будут слишком долгими, и после первого чтения, 28 декабря, благополучно пройдет и второе, и третье. Потому что в будущем году, в декабре, планируются выборы новых депутатов Законодательного Собрания, и нынешним представителям народа будет явно не до бюджета.

Борис Антропьев

В ТВЕРИ ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ ПОДАЮТ ВСЕГО 40 ПРЕДПРИЯТИЙ

Успех или неудача предприятия на рынке зависит от многих факторов и в немалой степени от построения эффективной системы связей с общественностью (PR - public relation). Некоторые топ-менеджеры расценивают PR как утонченную и более эффектную форму рекламы, хотя это и не совсем так. Тем не менее, долгосрочные и среднесрочные перспективы предприятий зависят в значительной мере от эффективности используемых PR-технологий. Рейтинговое агентство "Караван" постаралось оценить интенсивность использования PR-технологий в планировании будущего тверскими предприятиями. Принципиально не оценивалась эффективность используемых PR-технологий, а всего лишь интенсивность их использования, как показатель владения топ-менеджерами тверских компаний современными методами управления.
      В качестве оценки PR-активности использовался показатель количества упоминаний о предприятии/фирме в областной периодической печати в декабре 2000 года. Был осуществлен сплошной мониторинг наиболее популярных областных изданий: "Караван + Я", "Тверская жизнь", "Вече Твери сегодня", "Вечерняя Тверь" и "Позиция". При этом прямая классическая реклама не учитывалась.
      В результате оказалось, что хотя бы какую-то PR-активность из нескольких тысяч тверских предприятий проявляют всего сорок.
      Несомненными лидерами являются ОАО "Волжский пекарь" и Тверской городской банк. Их показатель активности почти в два раза превышает ближайших преследователей - ОАО "Афанасий-пиво" и ТПТО "ВИТЭКС".
      Тем не менее, эксперты рейтингового агентства "Караван" оценивают как "крайне инвестиционно привлекательные" предприятия, стоящие в верхней части списка (как минимум 20 из них). Несмотря на это, общая ситуация в области говорит о низком уровне местного менеджмента. Низкого до такой степени, что тверской рынок можно считать пустым, на котором любой предприниматель, владеющий хотя бы элементарными основами современного менеджмента, может в рекордные сроки приобрести лидирующие позиции. Это крайне опасная ситуация для местных бизнес-элит и благодатная почва для вторжения столичного капитала.

РЕЙТИНГ PR-АКТИВНОСТИ ТВЕРСКИХ КОМПАНИЙ В ДЕКАБРЕ 2000 ГОДА

1. ОАО "Волжский пекарь" - 46
      2. Тверской городской банк - 33
      3. ОАО "Афанасий-пиво" - 15
      4. ТПТО "ВИТЭКС" - 14
      5. ОАО "Тверьэнерго" - 13
      6. ООО "Тверьнефтепродукт" - 11
      7. ОАО "Центросвар" - 9
      8. ОАО "Мелькомбинат" - 9
      9. ООО "Тверьрегионгаз" - 9
      10. ОАО "Электросвязь" - 9
      11. Торжокуниверсалбанк - 6
      12. ЗАО "Хлеб" - 6
      13. ЗАО "Кедр" (Конаково) - 5
      14. Весьегонский винзавод - 4
      15. ОАОТ "Алвист" - 4
      16. ОАО "Экспо Тверь" - 3
      17. ООО фирма "Свет" - 3
      18. Тверской фонд "Ветеран" - 3
      19. ООО "Андреев-Софт" - 3
      20. ОАО "Пожтехника" - 3
      21. ЗАО "Ратмир" - 2
      22. ОАО "Бежецкий завод автоспецоборудования" - 2
      23. ООО фирма "Елена" - 2
      24. ОАО "Ювелирный магазин "Рубин" - 2
      25. ОАО "Тверьстрой" - 2
      26. ТОО "Пожтехника-Тверь" - 2
      27. Тверская сотовая связь - 2
      28. РТКом - 2
      29. МТС-Тверь - 2
      30. АООТ "Завод Марс" (Торжок) - 2
      31. ОАО "Товарищество "Тверская мануфактура" - 2
      32. Птицефабрика "Завидовская" - 2
      33. ОАО "Тверская маслосырбаза" - 2
      34. ОАО "Искож" - 2
      35. ООО "Терминал" - 2
      36. ЗАО "Обувная фабрика "Красная звезда" - 2
      37. ЗАО "Тверской трикотаж" - 2
      38. ООО ПСФ "Квант" - 2
      39. ОАО "Кимрский хлебокомбинат" - 2
      40. Магазин спорттоваров "Круиз" - 2

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru