Архив номеров

    РУССКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ
  СОЮЗНИКИ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

8 декабря, в канун 2000-летия Рождества Христова, в Твери на выездном заседании президиума тверского отделения Петровской академии наук и искусств, состоявшемся в здании архива Тверской области, принято решение о начале работы по формированию стратегического союза науки и православия.

Члены президиума поздравили Архиепископа ТверскогоиКашинского Виктора с присвоением ему званий Почетного академика Верхневолжской инженерной академии и члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств по отделению "Богословие".
      Тверские ученые и представители Тверского епархиального управления попытались осмыслить противоречивый опыт взаимодействия российской науки и православия.
      Обсуждение проблемы позволило сделать вывод о том, что катастрофические последствия второй за минувшее столетие резкой революционной смены экономических основ, государственных ориентиров и нравственных идеалов страны коренятся в эрозии национальной духовности, первооснова которой - православная культура.
      Остановить разрушительные социальные процессы, вернуть положительную динамику государственному и общественному развитию страны невозможно без активного и конструктивного взаимодействия Русской Православной Церкви, отечественной академической науки и патриотически ориентированной власти.
      Президиум тверского отделения Петровской академии наук и искусств и Епархиальный совет Тверского епархиального управления Московского Патриархата выступили инициаторами разработки инновационной программы "Союз науки и православия в стратегическом развитии России третьего тысячелетия".
      Данная программа является логическим продолжением предыдущей, реализованной совместно с Тверской епархией, программы ТОПАНИ "Великий князь Михаил Ярославич Тверской: личность, эпоха, наследие".
      Для разработки стратегии и технологий взаимодействия науки и православия президиумом тверского отделения Петровской академии наук и искусств и Епархиальным советом Тверской епархии принято решение о создании Тверского академического центра стратегических разработок.
      Соруководителями центра избраны председатель тверского отделения Петровской академии наук и искусств В.Г. Осипов и Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Научным руководителем программы центра стал В.Н. Гайдуков. В экспертное сообщество центра включены архимандрит Адриан (в миру - Александр Ульянов), заведующий кафедрой богословия ТвГУ отец Николай (в миру - Николай Васечко), протоиерей Борис Ничипоров, протоиерей Александр Шабанов, священник Алексей Расев, советник Владыки Владимир Егоров, с другой стороны, ученые - члены ПАНИ и Верхневолжской инженерной академии.
      Президент ПАНИ профессор Л.А. Майборода поддержал инициативу тверских представителей академического движения России. На 11 января в Санкт-Петербурге назначено заседание президиума ПАНИ, где будут обсуждены формы поддержки тверской инициативы.
      Объектом особого внимания союза науки и православия становится социальная доктрина Русской Православной Церкви, принятая Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, в том числе концепция православного патриотизма.
      В середине XX века католическая церковь для разработки своей социальной доктрины обратилась за широкой помощью и поддержкой к науке. Известно, что этот стратегический шаг католицизма имел весьма трагические последствии для судьбы СССР.
      В тверской геополитической инициативе речь идет не столько об аналогии, сколько о существенно асимметричных действиях. Образование союза науки и православия означает принципиальный отказ союзников от различных форм взаимной нетерпимости. Напротив, в основу союза кладутся принципы дополнительности и взаимной благотворительности - благотворительности без границ. Наука ставит себе целью помочь осуществить в начале третьего тысячелетия новый фундаментальный поворот России, а также зарубежного общества к православию, к особым социальным талантам Русской Православной Церкви. Здесь нет места для детального анализа причин подобной "философской революции", но важно понимать, что образование союза - это не только светский, мирской, это и священный факт. Исходя из этого, становится понятно, что открывается некий новый социальный материк, который будет расширяться по мере его освоения, что, конечно же, потребует воли, характера и умений. Прорыв к этому материку означает начало целого потока событий, хотя сама структура прорыва может быть не вполне ясна, особенно в рамках идеологии линейного общественного прогресса. Вместе с тем, габариты нового материка, нового "неба и земли" вполне обозримы.
      Беда недавнего российского прошлого не только в атеизме и богоборчестве. Она в том, что страна, став кочевником духа, потеряла силовое поле высоких смыслов, которое ранее пронизывало все сферы деятельности, защищало, а также лечило общество, было, так сказать, его национальным терапевтическим ресурсом. Оказались утерянными фундаментальные права и свободы личности, связанные с православием. Понять все это, значит - обрести новую национальную недвижимость духа, столь необходимую для дальнейшего подъема нашей страны. Вместе с тем, это означает создание качественно новых интеллектуальных продуктов и качественно нового типа национальных трудовых ресурсов.
      Пока необходимо создать карту нового материка, на котором разместятся самые горячие экстремальные точки России. Это точки поиска средств борьбы с наркоманией, демографической катастрофой, требующие, несомненно, дополнительного развития терапевтической функции общества. Свое место на карте займет защита фундаментальных прав российского человека, связанных с его психодуховным самоопределением и лежащих в стороне от основного русла западной цивилизации. Необходим дополнительный анализ проблемы сохранения историко-культурного наследия России, которое разрушается не менее быстро, чем основные производственные фонды, оставляя после себя уже не экономические, а духовные пустоты.
      Особо горячую точку современной России составляет расползание негативного мироощущения, т.е. отрицания всего и вся, абсолютного нигилизма, иногда рядящегося в одежды патриотизма. Негативное мироощущение как главный фактор гибели целых цивилизаций хорошо исследовал великий русский ученый Лев Гумилев - академик Петровской академии наук и искусств. Он придавал огромное значение социальной роли мировых религий в противостоянии этому разрушительному началу. Л. Гумилев считал, что негативное мироощущение, являясь разновидностью бегства из общества, социального дезертирства, по своей психодуховной природе сродни действию наркотиков и способно поражать систему социального воспроизводства общества, связанную с деторождением.
      Негативное мироощущение проявляется через безудержное национальное самоедство, всеразрушающее самоуничижение и критиканство, не знающее границ. Духовный беспредел, сознательно или бессознательно нацеленный на унижение современной России, ее величия и гордости, явно не совместим с принципами православного патриотизма, так высоко проявившего свою эффективность во времена Святого Великого князя Михаила Тверского.
      Принципы православного патриотизма должны быть отмобилизованы для решения другой экстремальной проблемы России. Известный западный специалист по глобальным проблемам С. Хантингтон пришел к выводу, что начало третьего тысячелетия открывает особый период борьбы мировых религий. Необходимо признать, что на Кавказе, в Чечне Россия уже вступила в войну третьего тысячелетия. Тайна беззакония в этой войне заключается в том, что Россия имеет дело с неким глобальным гибридом ислама с так называемой экорелигией, т.е. живой традицией язычества. Чеченский социальный катаклизм показывает, что войны третьего тысячелетия могут идти не только с применением средств современной цивилизации, т.е. роботов, высоких информационных технологий, глобальных средств воздушно-космического нападения. Они могут осуществляться с применением альтернативного цивилизационного фактора, возникающего в результате симбиоза мировых религий с языческой экорелигией. Понять природу этого хорошо замаскированного антихристианского монстра можно только через социальную интеграцию российской науки и православия. Тем самым сценарий объединения их социальных функций превращается в стратегический фактор национальной безопасности России третьего тысячелетия.
      Организация объединенных социальных функций науки и православия требует поиска соответствующих талантов и подготовки кадров интеграции. Поэтому Тверской академический центр стратегических разработок начинает инициировать подготовку на базе вузов города Твери специалистов с высшим образованием по направлениям: врач-священник, педагог-священник, психолог-священник, социальный работник-священник, православный журналист и т.д. Нет сомнения, что подготовка подобных кадров интеграции поможет решить целый ряд социальных проблем в Тверской области и в России. Кадры, как известно, решают все. А требуют в России немногого - заботы и работы.

Владимир Осипов, соруководитель Тверского академического центра стратегических разработок, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
      Владимир Гайдуков, научный руководитель программы центра, доцент кафедры государственного управления ТвГУ, действительный член Верхневолжской инженерной академии

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru