Архив номеров

    X-FILES
  ГОМУНКУЛ-СУЩЕСТВО "ИЗ ПРОБИРКИ" Здравствуйте, уважаемая редакция! Совсем недавно я посмотрела фильм про какого-то гомункула. Но я совершенно не поняла, что это такое. Это как будто бы маленький человечек, которого выводят, если можно так сказать, искусственным путем. Я спросила у зятя, который принес кассету, но он только отмахнулся от меня и ничего не стал объяснять. Может, он сам многого не понял? Я постоянно читаю вашу газету и знаю, что вас не оставляют равнодушными всякие неведомые и загадочные темы. Знаю также, что вы сотрудничаете со специалистами, занимающимися данной проблемой. Надеюсь, вы не оставите мое письмо без ответа и напишете, что же такое гомункул. Думаю, это будет интересно не только мне.
      
С уважением, ваша постоянная читательница
      Любовь Владимировна Чижова, г. Тверь.
      
      Мы, к сожалению, не знаем, какой фильм посмотрела наша читательница, но вопрос, который она задала нам, на самом деле заслуживает того, чтобы на него ответили. Хотя бы потому, что наша газета действительно интересуется всем загадочным и неведомым. Но проблема, поднятая Любовью Чижовой в своем письме, вовсе не такая загадочная, как кажется на самом деле. Она загадочна лишь только потому, что решение ее уходит в далекое прошлое и связано с теми сторонами жизни человека, о которых зачастую не принято говорить. Впрочем, за объяснениями лучше обратиться к специалисту. Как вы знаете, наша редакция поддерживает постоянную связь с доктором филологических наук, профессором Академии паранормальных явлений (г. Берлин) Евгенией АКУМЕНКО. Она любезно согласилась ответить на вопрос нашей читательницы.

- Как я полагаю, фильм, который посмотрела Любовь Владимировна и ее зять, - очередная фантазия голливудских сценаристов. Однако в данном случае источником для этой фантазии послужили мифологические представления наших предков об искусственно созданном существе, так называемом гомункуле. Представления эти уходят своими корнями в далекое прошлое, но их отголоски можно обнаружить и в средневековой магии, и в русской народной сказке. Да, да, я не оговорилась. Все мы с детства знаем сказку про Василису Прекрасную.
      "Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: "Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета".
      
Куколка является одним из многочисленных волшебных помощников, без которых не обходится ни одна волшебная сказка. Что за куклу подарила мать? Что это за персонаж и каково его происхождение? Попробуем разобраться.
      Ответ на эти вопросы мы находим у известного ученого Василия Проппа. Он пишет о том, что кукла представляет собой умершего, ее нужно кормить, и тогда умерший, инкарнированный в этой куколке, будет оказывать помощь. Таким образом, Пропп говорит о мифологическом происхождении персонажа и далее, ссылаясь на материалы многочисленных исследователей, пишет, что "остяки, гольды, гиляки, орочи, китайцы, а в Европе - мари, чуваши и многие другие народы делали в память умершего члена семьи "деревянного болвана" или куклу, которые считались вместилищем для души покойного. Изображение это кормили всем тем, что ели сами, и вообще ухаживали за ним, как за живым. В Африке, когда умирает жена и муж женится вторично, он держит в своей хижине куклу, которая представляет эту жену в потустороннем мире. Ей оказываются всякие почести, чтобы жена на том свете не ревновала к жене на этом свете. В бывшей Нидерландской Новой Гвинее после смерти вырезают фигурку, при помощи которой пророчествуют. Содержа душу больного, кукла могла содержать или представлять душу умершего вообще. Это представление отразилось и в египетской магии, в заупокойном культе (фигурки "ушебти" или "шауабти", помогающие в загробном мире).
      Ряд приведенных выше мифологических аналогий можно продолжить: русские с помощью тряпичных куколок, размещая их в оконных проемах, избавлялись от ночниц, а чуваши делали кукол, изображающих Йерех - духа-покровителя семьи и хозяйства и т.п. Но самой показательной аналогией может служить Эмегельджи ("прабабушка") или Эмегельджи-Дзаячи ("прабабушка-создательница") - домашнее божество у монгольских народов и тувинцев. Эмегельджи - покровительнице детей, молились о благополучии ребенка. У алтайцев тряпичные куклы - воплощения духов предков-женщин - называются Энекелер ("бабушка") и передаются по наследству по женской линии.
      Кроме того, происхождение куколки связано и с древними верованиями, которые легли и в основу средневековой европейской магии, а именно представлений об искусственно созданном человекоподобном существе (или предмете), обладающем сверхъестественными способностями, то есть опять же о гомункуле.
      Термин "гомункул" (от латинского - homunculus) принадлежит Парацельсу (1493-1541), который знал такой способ выведения гомункула: "Положить в реторту мужского семени и держать при температуре сорок градусов сорок дней. Появившуюся там человеческую фигурку надо питать человечьей кровью сорок недель при температуре лошадиной внутренности, после чего она получает способность узнавать и передавать самые сокровенные вещи". Парацельс писал, что оккультисты его времени делали гомункулов из воска, из земли и из металлов (андроиды). Их обладатели были неуязвимы, пользовались богатством, почестями и могли соблазнить любую женщину. У Папюса находим также такие описания: "Из яйца черной курицы выпустить белок величиною с боб и дополнить мужским семенем, замазать отверстие, приложив кусочек девственного пергамента, слегка смоченный. Положить яйцо в навоз в первый день мартовского новолуния, и через 30 дней из него выйдет маленькое чудовище, сходное по виду с человеком. Его надо спрятать в тайное убежище и кормить семенем нарда (lavandula spica) и земляными червями. Пока оно живо - неизменное счастье будет сопровождать его владельца". Оба "рецепта" отражают характерные для анималькулистов взгляды на природу зачатия (в обоих примерах фигурирует сперма). Однако встречаются и другие способы. Например, чтобы сделать такой же могущественный гомункул, какой был у Парацельса, необходимо выкопать корень Брионии (Переступень) в понедельник вскоре после весеннего равноденствия, отрезать обе конечности корня и зарыть его ночью в самую середину могилы. В продолжение 30 дней нужно поливать его коровьим молоком, в котором утоплена летучая мышь, а на 31-ю ночь выкопать и высушить в печке, вытопленной вербеной, затем завернуть в лоскут савана и носить при себе.
      Следующий способ связан с одним из 12 растений Розенкрейцеров, с мандрагорой. Ее корень, покрытый спутанными волокнами, имеет обыкновенно форму бедер или половых органов, что дало повод считать его возбуждающим похоть, в силу теории натуральных отметок. Иногда этот корень изображает в грубых чертах человеческую голову. Одно старинное предание утверждает, что первый человек, явившийся на земле, был громадной мандрагорой, оживленной инстинктивной жизнью, которая затем была одушевлена, превращена и доведена до совершенства небесным дыханием, а потом вырвана из земли, чтобы стать новым существом, озаренным мыслью и движением. Ввиду этого в средние века некоторые адепты, мечтавшие о "власти над жизнью", все старались найти состав "основного праха", в котором они хотели растить мандрагору, чтобы потом, вдохнувши в него "архей", тем самым преобразовать его и возбудить к духовной жизни. Другие метили не так высоко и довольствовались искусственным терафимом (по словам Священного Писания, это были подвижные статуи, нечто вроде автоматов (андроидов), изготовленные под влиянием известного созвездия. Для их изготовления часто убивали первенца в младенческом возрасте. Его голову разрезали и натирали маслом и нашатырем. Приготовленный таким образом труп окружали восковыми свечами, а под язык клали золотую пластинку, с написанными на ней таинственными знаками, именем нечистого демона. Тогда труп отвечал на предлагаемые ему вопросы.
      Конечно, сегодня нам трудно себе представить, до какого страшного сумасшествия они доходили. Они старались собрать мандрагору под виселицами, а чтобы ее вырвать - привязывали к хвосту собаки, которую убивали одним сильным ударом. Корчась в предсмертной агонии, несчастное животное вырывало мандрагору из земли; тогда, по их мнению, животная душа собаки переходила в мандрагору и привлекала туда же симпатически духовную душу висельника.
      Другие чернокнижники выковывали металлических автоматов, которым они старались сообщить дар слова. Со временем название мандрагора перешло и на этих автоматов, на гомункулов и терафимов. Итак, как видим, аналогии с куколкой из русской народной сказки вполне очевидны.
      Добавим, что, хотя процесс изготовления "куколки-гомункула" в сказке "Василиса Прекрасная" отсутствует, так как не является сюжетообразующим, подобный мотив мы можем проследить в других сказках о многочисленных "детях из пробирки", таких, как Снегурка, Терешечка, Мальчик-с-Пальчик и т.п., чье появление на свет напоминает указанные выше "рецепты" изготовления гомункула. Вспомните, как Старуха отрубает палец, заворачивает его в тряпку и кладет на печку - так появляется Мальчик-с-пальчик.
      Хотя появление на свет чудесных детей - волшебное разрешение проблемы бездетности и всего лишь. Та же Снегурочка, хотя формально и была "снежной бабой", в то же время функционировала как вполне нормальный ребенок, если не считать ее боязни солнечного света. Другими словами, чудесные дети, несмотря на свое происхождение - из отрубленного пальца, полена, огурца, горохового зернышка и т.п. - были вполне реальными детьми (правда, зачастую "ростом с пальчик"), а куколки, как и другие гомункулы, были лишь автоматами, да и назначение имели совсем иное.

Записал Сергей Мужичков

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru