Архив номеров

    ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ
  ЖИЗНЬ ЯРКАЯ, КАК ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС Филармония - культурное лицо города, и тверичи почитают свою филармонию, ценят и любят ее солиста, заслуженного артиста России Виктора СУХОВА, однако не все знают, что романсы, исполняемые Виктором Николаевичем, созвучны с романтической судьбой самого певца. Наш разговор состоялся в классе, святая святых филармонии, где в муках рождается то, чему потом аплодирует и кричит "Браво!" переполненный зал.

ДЕТСТВО НА СИЛИКАТКЕ

Родился Виктор в частном домике на улице Вагжанова, где его семья снимала комнату. Любовь к пению передалась, наверное, от отца, который, пройдя всю войну с легендарными "катюшами", участвовал во фронтовой самодеятельности.
      После войны отец работал водителем на Калининском силикатном заводе, от завода получил и новое жилье - на противоположном берегу Волги, в поселке Силикатного завода. На месте нынешней автозаправки протекала живописная извилистая речка. На ее берегу часто останавливались цыгане, которые кочевали классическим табором. Сюда Виктор приходил вечерами послушать цыганские песни.
      Отец очень любил русские народные и цыганские песни. Он постоянно покупал записи Ляли Черной. Хорошо играла на семиструнной гитаре и пела романсы крестная. Как вспоминает Виктор, сам он запел с четырех лет.
      Мальчик пошел учиться в школу на Пожарке. Здание на Маяковке еще только возводили, причем с помощью учеников. Когда Виктор перешел в новую школу, туда была вложена и частичка его труда.
      Потом было Калининское музыкально-педагогическое училище. Оно располагалось в бывшей гостинице Гальяни на Володарского, там, где теперь главный офис Тверьуниверсалбанка.

СЛУЖБА НА ФЛОТЕ

Прервав учебу, Сухов уходит служить на флот. Влекла романтика армейской жизни. И судьба в лице военкома направила его на Балтику.
      В 1968 году корабль Виктора принял участие в Средиземноморских флотских учениях "Океан". Потом случились известные события. И в наших войсках, занявших Чехословакию, было немало сослуживцев Сухова, балтийских офицеров.
      Какова была обстановка в Советской Армии тех лет? Нормальная. Дедовщина, конечно, существовала, но в хорошем смысле; заставляли учиться. Вахты продолжались 4 часа у штурвала и 2 часа на мостике. Зимой ледяной балтийский ветер делал даже при легком морозе такие вахты мучительными.
      Но не было проблем с кормежкой и одеждой, а техника на флоте в шестидесятых была такого уровня, до которого гражданка доползла лишь в восьмидесятых годах. Брали во флот только со средним образованием, а после службы флотских специалистов, гидроакустиков, например, зачисляли без экзаменов на третий курс технического вуза.

УЧЕБА В ГНЕСИНКЕ

- После службы я закончил Калининское музыкально-педагогическое училище и поступил в Москву, в ГМПИ ( Гнесинку). Прием был маленький, конкурс - огромный, 20 человек на место. Было пять экзаменов. Пройдешь три тура, между вторым и третьим - собеседование. Сдавали музыкальную теорию, сольфеджио. ГМПИ собрал под своими сводами лучшие силы музыкального искусства российского и мирового уровня.
      Моим педагогом по вокалу была Зара Александровна Долуханова - народная артистка, профессор. Преподавал там и один из главных оперных дирижеров довоенного и военного времени Семен Семенович Сахаров. "Евгений Онегин" сороковых годов, "Царская невеста", "Пиковая Дама" - все эти записи делались с ним. Общение с такими людьми дает очень много в жизни. По анализу музыкальных форм у нас был старик Козлов - ходячая энциклопедия.
      По окончании первого курса я проработал два месяца в труппе театра Ла Скала. По разнарядке Министерства культуры туда было набрано 120 студентов музыкальных вузов.
      Театр Ла Скала привез пять опер, и им требовались исполнители массовых сцен. В "Аиде" выступало пять когорт по двадцать человек. В "Тоске" мы изображали народ у церкви. В "Норме" выходили в виде толпы в последней сцене. Мы репетировали с 8 утра до 12 ночи.
      Среди труппы Ла Скала были великие певцы: молодой Доминго, Раймонди. Из баритонов - Каппучилли, из басов - Гяуров. Из сопрано - Мирелла Фрэни, на сегодняшний день супруга Гяурова. И великая Кабалье там была. В хорах стояли (просто чтобы приехать в СССР) все ведущие солисты зарубежных театров.
      Это была первая большая гастроль Ла Скала в СССР. Билетов, естественно, было не достать. Мирелла Фрэни, Гяуров и Доминго приходили к нам в Гнесинку. Гяуров играл на рояле, а Мирелла Фрэни пела. Пели многие и наши, например, Костя Пустовой.
      Жили мы в Москве, в общежитии института имени Гнесиных на ВДНХ. Тогда в Москве к студентам было хорошее отношение. Многим давалось бесплатное питание, тем не менее, почти все подрабатывали. Я работал художественным руководителем в девяностом профтехучилище, выпускающем кабельщиков и телефонисток. Мой товарищ, Коля Низиенко, ныне солист Большого театра, трудился дворником. Володя Красов, баритон Большого театра, был поваром шестого разряда в ресторане.
      Вместе со мной училось много оригинальных, ярких людей. Люба Богданова перешла к нам по окончании физмата МГУ. Она первая в Большом театре исполнила арию Клеопатры в опере "Царь Эдип". Уже имея троих детей, она тогда выглядела изумительно, лет на 20, и сейчас выглядит лет на 30. Наша однокурсница, Людмила Ким, была национальным героем Кореи. Сейчас она профессор Сеульской консерватории, но живет в Москве. На нашем курсе училась Людмила Зыкина, я с ней пел сольфеджио. Застали мы и Иосифа Кобзона, слушали его госэкзамен.
      В 1978 году я закончил Гнесинку и приехал домой.

ПОД ЗВУКИ ДОМРЫ

- Виктор Николаевич, кого из старых артистов вам удалось застать тогда в Калининской филармонии?
      
- Тогда в филармонии были певцы Григорий Збарский, Нина Сальникова, Тамара Санжаревская, Александр Бубнов, Александр Филиппов, Василий Макашов. Площади у той филармонии было меньше. Теперь есть классы, где мы можем заниматься. Тогда их не было. Зато много ездили. Были гастроли и по области, и по всему СССР. Объехали и Среднюю Азию, и Сибирь, и Дальний Восток, и Чукотку. Везде встречали хорошо. Существовало много концертных групп.
      В стенах Тверской филармонии сложилось оригинальное трио: Ирина Маркелова (домра), Фридрих Гефеле (баян) и Виктор Сухов (гитара и вокал). Домра, баян, гитара, голос певца - создается как бы квартет. За 10 лет своего существования они исполнили огромное количество старинных русских и цыганских романсов, русских народных песен. Трио преклоняется перед Василием Андреевым, уроженцем Бежецкого района. Он вывел балалайку и домру на концертные подмостки России и мира.
      - Виктор Николаевич, когда вы стали заслуженным артистом?
      
- В 1996 году мне присвоили звание заслуженного артиста России. Ельцин подписал приказ.
      В разговор вступают Ирина Маркелова и Фридрих Гефеле.
      - Виктор знает и то, чему не учат в Гнесинке, - говорит Ирина. - Его ведет большая любовь к музыке. Хороший музыкант вставляет в мелодию свои обороты, не свойственные данному произведению. Все, что выходит в интерпретации, в аранжировке, - наше соавторство. Оно рождается у каждого по-своему, а проявляется в этих стенах, в этой творческой лаборатории.
      - В 1997 году мы работали втроем в Питере, - вспоминает Гефеле. - Это был эксклюзив. Там отмечался праздник славянской письменности и культуры. Концертный зал около Финляндского вокзала. К нам отнеслись очень настороженно. А в конце первого отделения весь зал стоя аплодировал.
      А потом выступали в академии госуправления при президенте России. Это в районе Юго-Западной станции московского метро. Там учатся губернаторы, заместители губернаторов, российский управленческий аппарат. Работали в этом управлении целый год.
      - А какие планы вашего трио на будущее?
      
- Планируем расширять репертуар, иметь своего зрителя как у себя в области, так и по России.
      А самое главное - то, что мы все вместе являемся друзьями по жизни и на сцене.

Борис Гуров

Олег Григоращенко: "МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ" Сегодня в гостях у "Каравана" солист Тверской государственной академической филармонии, тенор Олег ГРИГОРАЩЕНКО.

- Олег, как начинался ваш путь в музыку?
      
- Мое детство, отрочество были насыщены музыкальными впечатлениями: отец играл на баяне, у нас был проигрыватель, на котором вечерами крутились модные романсы, песни, затем музыкальная школа по классу баяна, детский хор при ДК "Металлист", оркестр баянистов и, конечно, вокально-инструментальные ансамбли.
      "Битлз", "Роллинг Стоунз" открыли англо-американскую ярмарку поп-музыки. Появились тысячи и десятки тысяч подражавших им вокально-инструментальных ансамблей. При ДК "Металлист" тоже был такой ансамбль - "Славяне". Они играли популярную в то время музыку, прежде всего рок. Думаю, что именно тогда пришло желание взять гитару и создать в школе свой ансамбль.
      - Вашим ансамблем руководил профессиональный музыкант?
      
- Нет. Профессионализма не хватало, не было хорошей аппаратуры. Именно это заставило меня пойти на прослушивание в ансамбле на ДСК, которым руководил профессиональный музыкант Вячеслав Тихомиров. Ему понравился мой голос, и он пригласил меня на репетицию. Мне было 15 лет.
      - Что вы играли тогда?
      
- Мы играли популярную музыку, песни из репертуара Давида Тухманова, Юрия Антонова и других, часть программы занимала зарубежная эстрада. Спустя время я встретил Петра Абрамова, который обратил внимание на мой голос и посоветовал заниматься в хоре у Анатолия Константиновича Островского, руководителя хора ДК "Пролетарка". И я стал совмещать свою эстрадную деятельность с занятиями в хоре.
      - Вы поняли, что станете музыкантом, артистом, после окончания школы?
      
- Нет, после школы я пошел работать на вагоностроительный завод, как мой отец. А вскоре я вновь встретил Петра Абрамова. Он был удивлен, почему я не в музыкальном училище. Я подумал: а в самом деле, почему? Подал документы и поступил в класс Дарины Петровны Захарченко.
      - А после музыкального училища была консерватория?
      
- Институт имени Гнесиных. Но это было через год. Особенности моего голоса были недостаточно выявлены. Не было точного определения - баритон я или тенор. Для каждого голоса характерна определенная техника. Дарина Петровна вела меня как баритона. При поступлении в институт мой баритон звучал неубедительно, и я не поступил. Стал пытаться петь тенором - что-то получилось. Но нужна была помощь учителя-тенора. Мне опять повезло - я встретил Виктора Сухова (сегодня он мой коллега в Тверской филармонии). После полугодовых занятий с ним я поступил уже как тенор в институт имени Гнесиных, в класс преподавателя Зары Долухановой, певицы мирового значения.
      - А чем вы занимались до поступления в институт?
      
- Пришлось устраиваться на работу в ресторан "Река". Пригодился опыт игры на бас-гитаре. Я играл на танцах в Доме культуры "Заря", работал певчим в церкви "Белая Троица".
      - А что вам запомнилось со времени учебы в институте?
      
- Во-первых, встреча с моим педагогом Зарой Александровной Долухановой, мастером вокала. А во-вторых, оперный класс. С первого курса мы занимались мастерством актера, дикцией, разучивали оперные сцены. Уже после третьего курса меня пригласили спеть партию Альфреда в опере Верди "Травиата", Ленского - в опере "Евгений Онегин".
      - Чем вы занимались до поступления в филармонию?
      
- Шесть лет работал в хоровых коллективах города Москвы: в "Русской кавалькаде" (руководитель Олег Решеткин), в мужском ансамбле "Древнерусский распев" под управлением Анатолия Гринденко, мужском ансамбле "Арте Корале" (руководитель Тамара Пилепчук). С этими коллективами я неоднократно выезжал на гастроли за границу.
      - Олег, как вы отбираете репертуар для концертов?
      
- Принцип отбора репертуара прост: пою то, что нравится, и то, что могу исполнить.
      - Олег, какой у вас диапазон голоса?
      
- Как и положено для тенора - от до малой октавы, до до второй октавы.
      - Каррерас, заботясь о своем голосе, не держит в доме кондиционеров. А какие меры вы предпринимаете?
      
- По возможности стараюсь избегать переохлаждения, не пью холодную воду.
      - Как вы относитесь к совмещению классического вокала и эстрады, к тому, что сейчас делает Николай Басков?
      
- Николай Басков - эстрадный певец по своей манере пения. Голос у него по природе достаточно хороший, данные - замечательные. Но в последних рецензиях на "Евгения Онегина" сказано, что Басков поет по-эстрадному, по-народному.
      В академическом пении существуют определенные законы: тенор должен прикрывать определенные ноты, и певец не имеет право петь их "открыто". В Италии, если тенор позволяет себе отойти от академических рамок, его просто забрасывают помидорами. Басков этими рамками не ограничен. Он поет, как ему дала природа, поэтому как классического певца его не воспринимаешь.
      - А каково ваше личное отношение к эстраде?
      
- Я с удовольствием пою эстраду. В первые мои выходы на сцену я исполнял эстраду, и этот опыт мне пригодился, когда я работал над программой "И вечная весна", в которой я исполняю песни из репертуара Валерия Ободзинского. Сейчас я делаю новую программу из песен Евгения Мартынова.
      - Олег, какую современную музыку вы слушаете?
      
- Как вокалиста, меня прежде всего притягивает вокал. До сих пор остаюсь поклонником группы "Deep Purple", нравятся Николай Носков, Уитни Хьюстон, Марайя Кери, Валерий Леонтьев. Очень ценю их исполнительское мастерство, талант, умение через голос передать своеобразную энергетику.
      - Какие премьеры вы готовите для зрителей в этом музыкальном сезоне?
      
- В этом сезоне у меня запланирован концерт в двух отделениях, где прозвучат русские народные и неаполитанские песни, концерт русских романсов. Если поставим спектакль-оперу Джузеппе Верди "Травиата", спою свою любимую партию Альфреда Жермона.

Беседовал Евгений Петренко

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru