Архив номеров

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
  ЗС: О НАЛОГАХ И ЛЬГОТАХ 23 ноября Законодательное Собрание Тверской области собралось на свое заседание. Основными вопросами его оказались налоги.

Депутатами был принят закон "О предоставлении налоговых льгот на 2001 год". Льготы по налогу на имущество были предоставлены организациям, которые оказывают услуги населению и предприятиям, получившим статус градообразующих. Муниципальным образованиям также было дано право предоставлять свои льготы. Однако обсуждение показало, что проблема налоговых льгот не так однозначна. Все налоги в области установлены по самым максимальным ставкам, а поскольку невозможно предоставить льготы всем, то остаются предприятия, которые платят по полной программе. Поэтому часть депутатов ратовала не за предоставление льгот, а за снижение налоговых ставок. Один из депутатов даже предложил создать комиссию, которая бы проанализировала пагубное влияние на экономику области этих налогов.
      Не было единодушия и в вопросе о градообразующих предприятиях. Сейчас их всего шесть, и в бюджете области учтены потери от предоставления им льгот по налогу на имущество. Эта сумма составит около пяти миллионов рублей. Но в области 39 предприятий реально претендуют на статус градообразующих, в том числе Калининская АЭС, которая уже давно представила документы на получение статуса, но до сих пор его не получила. Некоторые депутаты даже выразили сомнения, что АЭС вообще его получит, так как бюджет не хотел терять на этом деньги.
      Следующий вопрос никто не лоббировал, и закон "О ставках налога на игорный бизнес" был принят быстро и почти единогласно. Теперь за каждый игорный стол игорное заведение будет платить 1600 минимальных размеров оплаты труда. За каждую кассу тотализатора - 1700 "минималок", за игровой автомат - 70, а за каждую кассу букмекерской конторы - 800.
      Следующим на повестке был проект закона "О ставке налога на имущество предприятий". Проект был внесен губернатором и предлагал максимальную ставку, предусмотренную Федеральным законом: 2% от среднегодовой стоимости. Вначале проект был рассмотрен на комитете по бюджету и налогам, но члены комитета не пришли к единому мнению: часть из них предлагала снизить ставку до 1,5%, часть - оставить как есть. На заседании перед депутатами выступил замгубернатора Андрей Строев, который просил поддержать предложение губернатора о двух процентах. По его словам, снижение налога на полпроцента составит 90 миллионов рублей, потерянных для бюджета, а бюджет 2001 года и так крайне напряженный. Депутаты согласились поддержать эту не слишком популярную меру пополнения бюджета и проголосовали за максимальную ставку.
      Следующий проект закона касался налогов с владельцев транспортных средств, но он заслуживает отдельного разговора на страницах "Каравана".
      Покончив с налогами, депутаты перешли к распределению денег: приняли смету расходов Законодательного Собрания на следующий год (сумма нам неизвестна) и смету финансирования газеты "Тверские ведомости". Газете в 2001 году будет выделено 2 миллиона 840 тысяч рублей.
      И напоследок был утвержден план работы ЗС на декабрь 2000 года. В этом месяце должны быть проведены депутатские слушания "О проекте новой редакции Устава Тверской области", "Об областном бюджете Тверской области на 2001 год".

Марина Батасова

ВЛАДЕЛЬЦЫ АВТОМОБИЛЕЙ ВСЕХ МАРОК, РАСКОШЕЛИВАЙТЕСЬ! Законодательное Собрание Тверской области приняло закон, проект которого разработало ГУ "Дирекция ТДФ", в просторечии - Дорожный фонд. Ставки налога с владельцев транспортных средств выросли сразу в десятки раз.

Чтобы прочувствовать весомость нового уровня налогообложения на человека за рулем, напомним, что до сего дня владельцы народных марок "Запорожец", "Москвич", "ВАЗ" платили по 33 копейки за каждую лошадиную силу. За владение "тачкой" с более мощным двигателем плата увеличивалась, но тоже была посильной, в пределах 50-60 рублей. Теперь все это в прошлом.
      Депутатам ЗС разработчики законопроекта в лице главного инженера ГУ "Дирекция ТДФ" Вячеслава Суязова предложили такие ставки налога: автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (то есть для подавляющего числа частных автовладельцев из так называемого среднего класса) - по 5 рублей с каждой лошадиной силы. Например, для "Жигулей" с мощностью движка в пределах 65 л.с. налог составил бы 5 руб. х 65 = 325 руб. Для мощностей свыше 100 л.с. - 7 руб./л.с.; мотоциклов и мотороллеров - 4 руб./л.с.; автобусов - 10 руб./л.с. Устрашающе выглядели ставки для грузового транспорта: с двигателями (в том числе тракторными) до 100 л.с. надо было платить по 10 руб./л.с.; от 100 до 150 л.с. - 15 руб./л.с; от 150 до 200 л.с. - 20 руб./л.с.; от 200 до 250 л.с. - 25 руб./л.с.; свыше 250 л.с. - 30 руб./л.с.; для самоходных машин и механизмов на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельхозкомбайнов) - 10 руб./л.с.
      Аргументация дорожников была логичной. На федеральном уровне отменен налог на реализацию ГСМ, на приобретение автотранспортных средств, уменьшена ставка налога пользователей автодорог с 2,5% до 1%. Вследствие этого доходы Тверского дорожного фонда уменьшаются в 2001 году в 2,7 раза по сравнению с 1999 годом. Вячеслав Суязов нарисовал прямо-таки катастрофическую картину своего хозяйства: из 15000 км тверских дорог можно содержать лишь 2000, в Осташкове, Ржеве, Твери, Нелидове некоторые ДРСУ на грани закрытия, 3000 человек дорожников области будут иметь неясные перспективы. Особенно упирал выступающий на то, что плохое качество дорог ведет к снижению безопасности движения, что правительство бросило их, предоставив им самим выпутываться из финансовой ямы.
      Большинство народных избранников стало помогать фонду выпутываться из этой ямы. Александр Грибов и Максим Ларин посчитали, что отдать владельцу за год от 300 до 1500 рублей ему не в тягость. Вячеслав Миронов подчеркнул, что других вариантов не видно. Юрий Пархаев предложил перейти к голосованию.
      И только два депутата, Александр Сахаров и Александр Козлов, вступились за автовладельцев, обратив внимание, что ставки слишком завышены, кроме того, уравнены малоимущие владельцы "Жигулей" с владельцами иномарок, напомнив о 52% жителей области, у которых семейный бюджет ниже прожиточного минимума.
      Первое голосование дало такие результаты: 15 депутатов высказались за предложенные ставки налога, по 5 депутатов были против и воздержались. Для принятия закона не хватило 2 голоса "за".
      Обескураженный Вячеслав Суязов снова попросил слова и ринулся в словесную атаку, говоря, что это - вынужденная мера, что некоторые дороги в глубинке должны быть закрыты, что перед ними маячит крах, и выразил надежду, что депутаты вернутся к этому вопросу. И депутаты дрогнули: Киселев, Шамакин, Курбатов, Пархаев, Хасаинов и другие применили все свое умение убеждать и переломили ситуацию. Повторное голосование позволило считать законопроект принятым. Однако все согласились, что ставки налога надо изменить с учетом того, что основная масса автовладельцев - небогатые люди. Избрали согласительную комиссию из депутатов и представителей администрации, которая предложила уменьшить ставки по пяти позициям, что и было принято.
      Приняты следующие ставки налога с владельцев:
      - автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно вместо 5 рублей установить 3 рубля за одну лошадиную силу;
      - автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 100 л.с. вместо 7 рублей установить 12 рублей за 1 л.с.;
      - автобусов вместо 10 рублей установить 12 рублей за 1 л.с.;
      - грузовых автомобилей и тракторов с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно вместо 10 установить 15 рублей за 1 л.с.;
      - грузовых автомобилей и тракторов с мощностью двигателя свыше 250 л.с. вместо 30 рублей установить 35 рублей за 1 л.с.
      Остальные позиции предложений дорожников оставлены без изменений. Прозвучавшее пожелание как-то учесть наличие пенсионеров за рулем после непродолжительных дебатов отклонили, решив, что ставки и так невысоки, а градации пенсионеров в России настолько большие, что невозможно разработать процедуру учета этих пенсионеров.
      Закон принят при хорошем лоббировании дорожников. Наши дороги частично будут содержать сами автовладельцы, хотя этот механизм работал и до его принятия. Таким образом, государство еще раз решило выпотрошить тощие карманы налогоплательщиков. Имеешь автомобиль - значит, ты не нищий, плати, таково мнение народных избранников.

Борис Ершов

ОТКУДА БЕРУТСЯ ДОХОДЫ? А действительно, откуда? Принято ошибочно считать, что доходы города, района, области, государства складываются исключительно из налогов и сборов. И если рассуждать формально, то вроде бы все правильно. Нет налогов - нет бюджета. Но налоги и сборы надо еще с кого-то брать, а значит, зависят доходы любого бюджета прежде всего от уровня развития предпринимательства в регионе. Ведь именно предприниматели платят основную массу всех налогов и сборов, пополняя бюджеты всех уровней.

Это так очевидно. Только почему тогда при рассуждениях о доходах бюджета всегда все перевернуто с ног на голову? Всегда активно говорится о налогах и сборах, говорится громко, убедительно и решительно. А о развитии предпринимательства говорится гораздо тише и менее убедительно. И вроде бы как и нет связи между уровнем развития предпринимательства, размером налогооблагаемой базы и, как следствие, массой собираемых в бюджеты налогов. А раз, якобы, связи такой нет, то и кажется, что чем больше у нас налогов и сборов, чем выше их ставки, тем денег в бюджетах будет больше и жить мы будем лучше.
      Именно такой странный взгляд на доходы нам упорно навязывали все годы проведения рыночных преобразований. Навязывали вопреки реальности, приведшей к нищете многих российских граждан, к стремительному свертыванию размеров всех без исключения бюджетов до неприлично малого уровня, к уходу значительной части экономики "в тень" А все почему? Не потому, что никто не любит платить налоги и сборы, а потому, что ТАКИЕ большие и многочисленные налоги и сборы платить крайне тяжело. Причем для многих предпринимателей платить не только тяжело, но и непосильно. А это значит, что социально незащищенные слои населения еще долго будут терпеть беды и лишения. Ведь в бюджетах по-прежнему остается мало средств на социальную защиту.
      Сколько было переговорено за истекшие годы рыночных реформ о необходимости упрощения системы налогообложения, уменьшения числа налогов, ясности и прозрачности методик их уплаты. Сколько сказано о необходимости поддержки развития предпринимательства, увеличения наполнения бюджетов, вывода доходов из "теневой экономики". Сколько приведено примеров мирового опыта по оптимизации налогового бремени и при этом многократно доказано, что больше некоторого максимального уровня изъятия налогов с предпринимателя брать просто нельзя. А на деле чуть только не будет хватать денег в бюджете - сразу готовится очередной законопроект или о введении нового налога, или об увеличении ставок существующих налогов, или о введении нового сбора.
      Да что законопроект? Довольно часто дополнительные сборы даже не оформляются как действительно законные изъятия (вспомним платежи за справки и согласования). При этом упорно никто не хочет видеть того факта, что любое увеличение налогового бремени приводит как к росту цен (ведь любые налоги в конечном итоге берутся предпринимателем с потребителя), так и к разорению или к убыточности многих предпринимателей.
      Не лишним будет отметить и тот факт, что чем больше уровень налогового изъятия в стране, тем в более неравном положении находятся предприниматели с разным уровнем развития бизнеса.
      Возьмем введенный с 1 апреля 2000 года на территории Тверской области налог с продаж. При беседе с одним из ведущих предпринимателей нашего города по поводу введения данного непопулярного налога выяснилось, что, несмотря на увеличение затратности производства вследствие введения указанного налога, предприятие данного предпринимателя все же справилось с ситуацией и смогло с минимальным для себя ущербом сохранить объемы производства продукции.
      Правда, в первые месяцы действия налога с продаж предприятию пришлось отнести на свои финансовые результаты увеличение цены продукции вследствие введения налога с продаж и не повышать цены для потребителя, что привело к уменьшению доходов предприятия. А затем, когда цены на рынке, пошедшие вверх при введении налога с продаж, стабилизировались, предприятие смогло компенсировать ценовой политикой прежние потери.
      "Зачем я теперь буду говорить о негативном влиянии на мой бизнес налога с продаж? - сказал нам предприниматель. - При моих объемах продаж мы смогли свести негативное действие налога к минимуму, и теперь мы готовимся к переходу на налог на вмененный доход. Но для наших постоянных партнеров, мелких частных предпринимателей, налог с продаж оказался настоящим ударом по их бизнесу. Некоторые из них просто разорились, так как не смогли конкурировать по цене с более успешными или с более крупными продавцами. Многие из оставшихся на рынке мелких предпринимателей также не смогли оправиться от введения налога с продаж и до сих работают на уровне минимальной рентабельности или на грани банкротства. Вот для них введение налога с продаж - сущая смерть".
      К сожалению, смерть бизнеса мелкого предпринимателя никому не заметна. Да и возмущения граждан ростом цен власти не интересны. А зря. Ведь недаром на выборах граждане часто негативно выражают свое мнение о законотворческой деятельности ряда депутатов, ухудшивших их социально-экономическое положение.
      Выражают граждане свое отношение к налогу с продаж и непосредственным обращением к депутатам с требованием отмены налога с продаж как налога, приведшего к росту цен в регионе и к ухудшению предпринимательского климата. Так, в конце октября 2000 года ряду депутатов Законодательного Собрания Тверской области (как голосовавших за введение налога с продаж, так и голосовавших против налога с продаж) были вручены обращения с требованием отмены на территории Тверской области налога с продаж.
      Под обращением подписались 2200 (две тысячи двести) человек. 0бращения были вручены прежде всего депутатам, избиравшимся по городу Твери: Наталье Алябышевой, Лилии Корниенко, Максиму Ларину, Вячеславу Миронову, Юрию Пархаеву, Сергею Потапову, Александру Сахарову, Евгению Шамакину, а также депутатам Владимиру Курбатову, Ивану Первушкину, Микичу Маркарову, Владимиру Данилову, Олегу Иванову, Евгению Корниевскому, Александру Грибову.
      Целью данного обращения было желание определенной группы граждан привлечь вновь внимание депутатов к проблеме введения на территории области налога с продаж.
      Впрочем, не следует подозревать данных граждан в попытке грубого давления на депутатов. Просто высказать свое мнение о любой проблеме у нас вправе каждый гражданин. А группа граждан вправе собрать подписи под обращением к депутатам с требованием отмены налога с продаж. Или мы не в демократическом обществе живем, и другое, отличное от желаемого, мнение является чем-то запретным и преступным?
      Желают граждане и некогда обещанного объективного анализа итогов действия на территории Тверской области налога с продаж за истекшие с 1 апреля 2000 года месяцы. Ведь говорить только о цифрах собранных налогов вряд ли правильно. Так, мы знаем, что налог с продаж привел к росту цен на все товары, и на те, на которые распространяется действие налога с продаж, и на те, которые от налога с продаж освобождены.
      Мы знаем, что налог с продаж заставил нас платить за один и тот же товар больше денег, и мы теперь стали покупать меньше товаров, а значит, положение многих торговых фирм и частных предпринимателей ухудшилось, и они стали меньше платить налогов в бюджеты. И не привело ли введение налога с продаж к падению поступлений в бюджеты от других налогов?
      Мы знаем, что введение на территории Тверской области налога с продаж значительно ухудшило предпринимательский климат в регионе и привело к сдерживанию экономического роста.
      Сегодня на самом высоком государственном уровне признают необходимость снижения налогового бремени, чтобы стимулировать развитие экономики. Но в нашем регионе депутаты пока еще не пошли по пути уменьшения налогового бремени для предпринимателей.
      Общество защиты налогоплательщиков и прав граждан намерено и в дальнейшем разъяснять гражданам пагубность для региональной экономики и благополучия граждан высоких налогов и добиваться отмены неразумных налогов.
      Мы готовы к сотрудничеству с депутатами и гражданами, поддерживающими нашу позицию.

Тверская областная общественная организация "Общество защиты налогоплательщиков и прав граждан"

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru