Архив номеров

    ТОЧКА ЗРЕНИЯ
  КАК ВСЕСОЮЗНЫЙ СТАРОСТА УЧАСТВОВАЛ В КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ До сих пор предпринимаются попытки навести глянец на портрет Михаила Калинина: представить его как "доброго дедушку", "всесоюзного старосту", на худой конец - как жертву сталинской деспотии, рисуя его в качестве доброхота крестьянства, не перестававшего заботиться о бедных людях, защищая их от произвола советских карательных органов.

С НОЯБРЯ 1929 года, когда в печати появилась статья генсека Сталина "Год великого перелома", в СССР началась вакханалия коллективизации. Тугодумный сельский житель из бедняков, почесав затылок, утешив себя сомнительной сентенцией "Против рожна не попрешь", записывался в колхоз, предварительно зарезав корову или пару-другую овец. Партийные органы праздновали победу, стремились увеличить отчетные данные еще и еще раз, при этом в ЦК партийцев напутствовали: "Если в некотором деле вы перегнете и вас арестуют, то помните, что вас арестовали за революционное дело".
      Одновременно с загоном бедняков в колхоз в стране разворачивалась беспощадная война против зажиточных крестьян, кулаков, как они назывались. Цель была одна - уничтожить кулаков "как класс". При этом под словом "уничтожить" очень часто подразумевалось и физическое уничтожение. На местах это словосочетание партийцами понималось однозначно. В письме Калинину в январе 1930 года жители Средней Волги спрашивали его, что делать с кулаком. "Староста" отвечал: "Выселять на отдельные участки с плохими землями и отчуждать у них лишние орудия производства в пользу колхозов". Пропаганда делала свое черное дело: постепенно в народе, особенно у городского люда, формировалось представление, что кулак - это жестокий коварный убийца (вспомним миф о Павлике Морозове), насильник, "сплоататор", жадюга, вор, контра и тому подобное. Взращенная ненависть к взрослым перекинулась даже на их детей, вины которых не было ни перед кем.
      Что такое кулак как владелец собственности? Приведем архивный документ из брошюры "Правда нашей истории", изданной в 1991 году архивным отделом Тверского облисполкома, стр. 45 (стиль записи сохранен):

АКТ ОПИСИ ИМУЩЕСТВА

На кулацкое хозяйство с. Троицкое, с/с Тредубье, р-н Емельяновский Московской обл. (территория бывшей Тверской губернии в 1931 году частично включена была в состав Московской обл. - Б.Е.) Михайлова Ив. Мих. 1931 г., комиссия в составе: член с/с, колхоза и единоличник (Ф.И.О.) провела опись имущества вышеназванного кулацкого хозяйства на выселение из пределов области с конфискацией всего имущества:
      1. Дом и кухня - 700 руб.
      2. Клеть овщенник (так в тексте) - 50 руб.
      3. Двор - 75 руб.
      4. Два сарая с приделами - 150 руб.
      5. Амбар - 50 руб.
      6. Рига - 50 руб.
      7. Баня - 40 руб.
      8. Два стола - 15 руб.
      9. Четыре кадки - 4 руб.
      10. Два сундука - 5 руб.
      11. Два чугунка - 5 руб.
      12. Самовар - 10 руб.
      13. Швейная машина - 60 руб.
      14. Два зеркала - 1 руб.
      15. Две коровы - 200 руб.
      16. Два теленка - 50 руб.
      17. Две овцы и три ягненка - 50 руб.
      18. 8 кур с петухом - 15 руб.
      19. Телега с колесами (две) - 125 руб.
      20. Дровни (двое) - 10 руб.
      21. Плуг деревянный - 5 руб.
      22. Борона - 3 руб.
      23. Хомут бороновальный - 5 руб.
      24. 1,5 сажени дров - 15 руб.
      25. Картофель 1 мера - 1 руб.
      26. Муки 2 пуда - 6 руб.

      
      1 февраля 1930 г. Постановлением ЦИК (председатель М. Калинин), СНК СССР с названием "О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством" и секретной инструкцией Президиума ЦИК СССР от 4 февраля 1930 г. разработана и рекомендована процедура раскулачивания, конфискации имущества кулаков, выселения их семей. Везде стоит подпись "дедушки Калинина".
      Выселяемым семьям разрешалось оставлять мелкий инвентарь (упряжь, рубанки, стамески и др.), предметы домашнего обихода (постельные и кухонные принадлежности, белье, обувь, одежду); продовольствия разрешалось брать из расчета на 3 месяца, однако общий багаж не должен весить больше 30 пудов (480 кг); печеного хлеба не менее чем на 10 дней; денег не более 500 рублей. Остальное имущество изымалось и распределялось между колхозом и бедняками, соседями выселяемых семей.
      Вопиющее беззаконие, невиданное истребление более деятельного слоя крестьян вызвало массу писем лично Калинину и ЦИКу. "Старосту" наивные селяне считали своим защитником. Например, с января по май 1933 года ЦИК получил 11892 обращения, на которые, естественно, "дедушка" не отреагировал.
      Писали отовсюду, казалось, сама земля российская стонет от невидимой боли. "Когда мы были на севере, мы были очевидцами того, как по 92 души умирают в сутки; даже нам пришлось хоронить детей, и все время идут похороны... Просим принять это письмо и убедиться над кровавыми крестьянскими слезами".
      "Уважаемый т. Михаил Иванович Калинин! Сообщаю из лагеря Макарихи - г. Котлас. 1. Можно ли бить гр. поселенцев, всякого пола и возраста, тем, что в руках находится? ... 3. Усматривалось ли вами то, что вместе с родителями переселяются и беззащитные дети от 2-х недель и старше и страдают в бараках совершенно непригодных... 4. Хлеб выдается с опозданием на 5 дней. Такой мизерный паек, и то несвоевременно... Мы все, невинные, ждем окончательного рассмотрения дела по нашим заявлениям... Барак №62. Очевидец".
      "Председателю ВЦИК тов. М.И. Калинину. Находясь в ссылке, я насмотрелся на весь ужас этого массового выселения целых семейств и, не имея возможности как-нибудь иначе помочь всему этому страждущему народу, я решился обратиться к Вам... Пусть это кулаки, хотя многие из них имели совершенно ничтожное, ниже середняцкого состояние, пусть вредные элементы, хотя, правду сказать, многие попали сюда только из-за злых языков своих соседей, но все же это люди, а не скотина, и жить им приходится гораздо хуже, чем живет скотина у культурного хозяина..." (1930 г.).
      Адресат отмалчивался, ему неплохо жилось в Кавалерском корпусе Кремля вместе с женой, тремя детьми и престарелой матерью.

Борис Ершов

ЗАВТРА БУДЕТ ПОЗДНО! Во время дискуссии о перенесении места строительства храма армянских монофизитов в нашей газете уже прозвучала тревога об опасности подавления местного населения усиливающимся потоком иммигрантов.
      В газету поступили отклики на эту тему, в том числе и озлобленные. Ясно, что рассмотрение этой проблемы назрело и решение ее нельзя пускать на самотек. Необходимо мирное рассмотрение этого исторически нового вопроса в целях мирного разрешения неизбежных проблем.
      Поэтому статьей "Завтра будет поздно" "Караван + Я" начинает свободную дискуссию по данной проблеме. Цель этой дискуссии - заложить основы взаимной договоренности между всеми гражданами Тверской земли при условии уважительного отношения приезжих к местному населению как сейчас, так и в дальнейшем. Необходимо совместно выработать механизмы, обеспечивающие общественное спокойствие и недопущение межнациональных конфликтов.

"Молчанием предается Бог"
      Библия
      
      СЕГОДНЯ мы уже не говорим о развитии России, но только о спасении! За считанные годы наша могучая и великая держава превратилась в страну, не способную планировать свое будущее дальше, чем на год. В Отечестве нашем прошла бульдозерная серия реформ, разрушивших не только экономику, но и нравственность, то есть те силы, которые сохраняют и государство, и личность. Но развал России не закончен...
      В настоящий исторический момент мы стоим у границы небывалого в истории России и никем не предвиденного демографического кризиса - мусульманизации населения сердца русской земли. Это касается Москвы, но прежде всего и в большей степени - нашей Твери.
      Явление это уже достаточно заметно обнаружило видимую часть айсберга, о который может споткнуться наш "Титаник". Характер и интенсивность нынешнего заселения Твери современными мигрантами таковы, что уже через 20 лет преобладающим населением в нашем городе (частично - в области) будут выходцы из юго-восточных мусульманских республик СНГ, а коренной православный народ (русские и карелы) окажутся в меньшинстве. Если мы трусливо будем закрывать глаза на этот крайне тревожный процесс, то наши дети и внуки могут оказаться в ситуации, подобной памятному всем долговременному кровавому конфликту в Карабахе.
      Первым сигналом будущих бед явилось столкновение в Удомле между местным населением и азербайджанскими торговцами, которое западные средства массовой дезинформации поспешили объяснить агрессивностью русских. А чьей агрессивностью объяснять долгую войну в Карабахе?
      Процесс пошел, управляемую стадию этого процесса власти проворонили - и теперь остановить эту демографическую революцию вряд ли возможно.
      Как всем известно, Россию разрушили не внешним нападением мощных вражеских войск, но действием внутренних граждан, имеющих власть.
      С чьей-то подачи в Твери действует закон, согласно которому граждане других государств СНГ при получении постоянной прописки не обязаны становиться на военный учет (граждане РФ обязаны). Что это означает? А то, что эти мигранты, становясь полноправными гражданами России, защищать Россию не обязаны. У них только права; обязанности у нас. Кто и с какой целью провел этот явно антигосударственный закон?
      Не сомневаюсь, что сторонники разрушения России заявят, что я нагнетаю страсти. Была у меня беседа с одним закавказским переселенцем, который сказал: "Тверь перестанет быть русской раньше, чем ты думаешь".
      - Ты понимаешь, как больно это слышать русскому человеку? - спросил я.
      - Почему я должен чувствовать боль твоего народа? - с деловитым спокойствием отвечал он. Этот человек отнюдь не враг русским. Но и не друг. И у него понимание демократии свое - рыночное. На рынке нет равенства и братства, там "кто не успел, тот опоздал".
      А будущие конфликты неизбежны не только потому, что исторический опыт обнаруживает их в схожих ситуациях. Но и потому, что к нам едет (на постоянное и непостоянное жительство) вовсе не интеллигенция из Азербайджана, Таджикистана и пр., а люди, не несущие свою культуру и не интересующиеся нашей, занятые только выгодой своей и своего клана. Люди рынка. Важно помнить, что наши гости переселяются к нам из республик, где ущемление русских стало нормой государственной жизни, т.е. эти иноземцы зачастую уже воспитаны на антирусской идеологии.
      Из Старицкого района поступают жалобы, что в некоторых коллективных хозяйствах власть захватили кавказцы семьями - от председателя до бухгалтера. И местные крестьяне ощущают притеснения от этих хозяев.
      Сегодня семьи восточных переселенцев живут в Твери отчужденно по отношению к местному населению. Похоже, что это разделение сохранится. Мы не знаем, где учатся их дети, и учатся ли они в школах. Чему учат их в семьях, кроме умения торговать и заведовать складами?
      Если пока что эти иностранцы чувствуют себя приезжими, то их дети, родившиеся на нашей земле, даже сохраняя двойное гражданство, будут считать эту землю своей. Не окажутся ли тогда коренные тверитяне в положении русских в Казахстане?
      Особо тревожат прибывающие из Таджикистана. Эти мигранты бедны, они не покупают здесь домов, а живут в палаточных лагерях, причем ими не интересуется даже санитарная служба.
      А если они притащат холеру? Что это за седобородые аксакалы, которые не стесняются сидеть на тверском тротуаре и просить милостыню? На востоке такого быть не может, что же это за народ?
      Это не таджики, это "люли", тамошние цыгане. Что делают в Твери местные цыгане, мы знаем: продают наркотики и скупают золото. А что нам несут новые кочевники, которым никакого нет дела до государства нашего, до нашей жизни?
      Русские люди миролюбивы и гостеприимны. Но еще в эпоху татаро-монгольского ига родилась пословица о незваном госте, и ее суровый смысл до сих пор не изменился.
      Однако останемся дружелюбными к пришельцам, ибо озлобление губит того, кто копит в себе злобу. И милостыню подадим, пока имеем, что подать. Но среди нынешнего хаоса было бы самоубийством не думать о будущем.
      Поэтому надо честно себе признаться - это произойдет: количественный перевес на Тверской земле людей с неведомыми нам обычаями, не знающих нас, рассматривающих нас лишь как часть рынка, на котором они хотят добыть счастье для себя и своих детей. Но не для нас и не для наших детей, это же ясно и этого никто не скрывает.
      Со временем большинством голосов выберут в Твери и азербайджанского мэра, и таджикского губернатора; тем более что из паспортов молодого поколения граждан России национальность заранее выброшена.
      Что же делать? Повторяю - мирным путем что делать? Власти явно не знают. Они у нас больше про экономику рассуждать привыкли. А экономика безразлична и к культуре, и к религии.
      Давайте посмотрим трезвыми глазами: остановить этот процесс невозможно, наше руководство тут может только разводить руками. И к тому же эти руки не у всех чистые, и иной руководитель, получив в одну руку шелестящие купюры, другой рукой прикроет себе глаза или томно посмотрит сквозь пальцы...
      Придет время, когда неизбежно возникнет вопрос о создании русской автономии в Твери. Но сейчас необходимо создать культурную почву этой автономии.
      Поэтому необходима организация "Общество хранителей России". Думается, что инициатива тут могла бы исходить от Тверского монархического движения, Тверского казачества, Общества тверских мирян, Союза православных педагогов "За нравственное спасение детей России", Тверского товарищества представителей Тверской Православной епархии и всех людей доброй воли. В Общество хранителей России могут входить не только граждане русской национальности, но все, кто высоко ценит великую русскую культуру, кто искренне желает, чтобы Россия спаслась, а не исчезла.
      В чем задачи такого общества? В том, чтобы собрать патриотов России, разрозненных по разным, друг другу неведомых организациям, и начать духовно-просветительную работу по спасению русского культурно-нравственного национального сознания. Нужно сформировать русское культурное самосознание в наших потомках, которым предстоит продолжить Россию, если они не опустят руки и не сдадутся роковым грядущим переменам.
      Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II на Всероссийских Рождественских чтениях в январе 2000 года так и определил важнейшую общенациональную воспитательную задачу: "Православное просвещение народа и прежде всего подрастающего поколения".
      Итак, впереди нас ждут только трудности, которые преодолевать должно само гражданское общество - помощников со стороны не предвидится.

Дмитрий Мамонов, староста церкви святого Николая Чудотворца, член Комиссии по правам человека при губернаторе Тверской области

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru